FPV на самолетах с ДВС

Pav_13

Где-то попадались видео-ролики полетов по камере на ДВС-ных самолетах, но обсуждения технических аспектов такого применения не нашел (на русском языке, по крайней мере)…
Недавно начал пробовать FPV, и начал с аппаратуры, подразумевая, что самолет подберу или построю потом, под имеющийся испытанный комплект аппаратуры… Но испытывать-то аппаратуру желательно в воздухе 😉… Попробвал приспособить самодельную бальзовую электричку 1,6 метра размахом… Полетело… Но имеющиеся батареи, уже “подсаженные” за лето на вертолете, не давали нужной “энергетики”, тем более, что и взлетный вес получился великоват - 1440 грамм 😦… Короче, не комфортно я себя чувствовал в полете, да еще и опыта управления по камере никакого…
В “арсенале” имелся еще только ДВС-ный тренер… Вполне уверенно летающий…
Решено было попробовать FPV на нем…
Поскольку в положительном результате особой уверенности не было - решил видео сделать отдельным модулем, закрепляемым на центроплане теми же резинками, что и крыло…
Первый же полет разочаровал - почти сразу после взлета изображение стало “расплываться”… После посадки выяснилось, что объектив камеры обильно забрызган топливом… Начал “чесать репу”, как с этим бороться? Поскольку предположил, что брызги топлива летят от карбюратора, первое, что пришло в голову - перевернуть двигатель цилиндром вниз… Сказано - сделано… Но выезд в поле с переставленным двигателем снова принес одни разочарования 😮… Во- первых - проблемы с запуском из-за перелива (бак высоко и опустить нет возможности), во-вторых - все равно вся “морда” в брызгах, хотя и меньше…
Но полетать с камерой немного удалось (спасибо коллегам по полю - помогали заводить “вверх ногами”, переворачивать с работающим мотором, пускали с рук)…
Поведение самолета в воздухе, даже утяжеленного видеоблоком (440 грамм), понравилось больше, чем электрички - чувствовалась большая энерговооруженность, самолет увереннее “сидел” в воздухе… Борьбу с брызгами топлива решено было продолжить…
Двигатель занял свое прежнее положение (цилиндром вверх), а к карбюратору был изготовлен “воздуховод”… Для этого идеально подошла пластиковая трубка для электропроводки… Но пробный запуск двигателя с “воздуховодом” показал, что проблема решена не полностью - брызги все равно были и их “источником” оказался коленвал в месте выхода из коренного подшипника… Поскольку дело было в поле, то для попытки решения проблемы был использован кусок тряпки, завязанный вокруг “носика” двигателя в виде галстука… При всей своей примитивности, мера оказалась весьма эффективной - более полу-часа в воздухе и объектив чистый 😛
Летал пока полу-визуально, полу-FPV 😁… (поглядывая то на модель, то в телевизор)… Но пару раз, увлекшись “телевизором”, отлетал далековато (метров за 500) и не сразу мог найти взглядом модель в воздухе 😵… Адреналинчик выделялся 😃!!! Но в целом - понравилось!

Теперь хочу как-то “покапитальнее” побороться с брызгами топлива из “носика” движка… Может, кто-нибудь что-нибудь подскажет?
И второе - как бы отслеживать “дистанционно” остаток топлива в баке? Нет ли у кого опыта?

Немного фото:

baychi

В ДВС-ах не разбираюсь, поэтому спрошу не по теме:

Что за патч-антенна у Вас на земле?
Видеопередатчик не пробывали из корпуса извлекать, - вес уменьшать?

Pav_13

Эта антенна правильно называется “Зигзаг Харченко” по имени изобретателя… Еще имеет названия “двойной зигзаг”, “восьмерка”… Применяют к ней так же название “двойной квадрат”, “биквадрат”, но это не правильно - это совсем другая антенна…

Видеопередатчик ПОКА из корпуса не извлекал… Но планирую попробовать…

vaaa

От “брызг…”, я рекомендовал бы Вам вынести камеру на конец крыла.
Но это не то, что нужно сделать в первую очередь - видеоблок в полкило это сильно. 😃

baychi
Pav_13:

Эта антенна правильно называется “Зигзаг Харченко” по имени изобретателя…

А ссылочку на Вашу “печатную версию” не дадите? Я прежде только с проволочными вибраторами встречал.

NailMan

Бесполезно все это, хоть на крыло выноси или на палке - масло будет всегда. Ветром от винта все разносит маслянное. Дже трубы выхлопа не спасут. Сам это еще давно прошел.

Вибрация на камеру влияет не лучшим образом - все плывет. Также не решается никак. С ДВС все это тупиково выходит.

Pav_13

Ну, я ж написал, что пол-часа отлетал - объектив чистый…

Влияния вибрации тоже ПОКА не заметил… Видно головку двигателя в нижней части кадра достаточно четко, а вот к земле я особо не приглядывался, так как стоял в метре-полутора от телевизора… Когда буду летать увереннее или с помощником, попробую что-либо разглядеть поближе и в очках 😃
Точно не скажу, но когда я летал на электричке с этим же видео и в “планерном” режиме - картинка выглядела так же (это я все про вибрацию)…

Makser

может башкой вниз и капот нацепить? Плюс трубку на глушак, и вдоль фюза назад завести.
Потом ваша виброгосящая подставка как-то не очень продумана. Г образные крепежи всё-равно будут передавать вибрацию. Тут нужно делать полноценную виброразвязку на резиновых втулках. Посмотрите как их делают в компьютерных CD приводах. Многие из них, думаю, даде могут вам послужить как готовое решение 😃

Pav_13
baychi:

А ссылочку на Вашу “печатную версию” не дадите?

Не дам! Ибо не знаю таковой - я ее прсто взял и сделал 😉… Мне показалось, так удобнее конструктивно, нежели из проволоки или чего другого… Чертеж, в принципе, сделать можно, хотя для себя такового не делал - чертил сразу прямо на фольге, а размеры расчитывал при помощи программки…

vhf8.zip

blade
Pav_13:

Где-то попадались видео-ролики полетов по камере на ДВС-ных самолетах,

Если хотите (упорно) летать на ДВС- делайте аппарат с толкающим винтом, все ДПЛА в мире так устроены…
А “дистанционно смотреть уровень в баке”- телеметрию ставьте в видеоканал: потенциометр с поплавком- в бак или- поплавок с магнитом- в бак, датчик Холла- снаружи, напряжение от него- к датчику напряжения.
Тарируете, чтобы знать сколько вольт на индикаторе- чему соответствует “в граммах”- и вперёд. 😁

Pav_13
Makser:

может башкой вниз и капот нацепить?

Вот интересно, сколько уже раз замечал на форумах, что участники не затрудняют себя прочтением предыдущих сообщений 😁… А в данном случае, не читалось даже написанное автором темы в первом посте…
Процетирую себя

первое, что пришло в голову - перевернуть двигатель цилиндром вниз… Сказано - сделано…

blade:

Если хотите (упорно) летать на ДВС- делайте аппарат…

УПОРНО - не хочу! 😛
Делать (если буду), то что-нибудь “икароподобное” и обязательно электро
Но на постройку модели нужно время, а еще больше времени надо на пайку и доводку видеооборудования и управления… А полетать хочется, пока относительно тепло и есть на что посмотреть с высоты (зима скоро, однако)…
Поэтому и решено пользовать то, что есть… Тем более, что первый опыт показывает - проблемы решаемы…

Makser
Pav_13:

А в данном случае, не читалось даже написанное автором темы в первом посте…

Ошибаетесь, читал всё. Башкой вниз заводить не так уж и сложно, хотя бы на крыло поставить, и заводить так. Ваш капот, конечно, не сильно поможет, но это ужt лучше чем без него. Кстати, цилиндром в бок это тоже вариант, я просто не хотел вас утруждать пересверливанием отверстий под мотораму…

Pav_13
vaaa:

…вынести камеру на конец крыла.

Была похожая мысль, но это требовало некоторого вмешательства в конструкцию самолета, а поскольку я не был уверен в положительном результате, то “ковырять” в модели лишних дырок не хотелось… Это раз… А второе - у меня возникли некоторые сомнения в адекватности управления по камере при таком расположении последней… К примеру, самолет кренится - камера при этом вместе с концом крыла “подпрыгивает” вверх (или вниз)… Какую ручку мне дергать 😃? Возможно, это проблема надуманная, но я засомневался 😊

vaaa:

…видеоблок в полкило это сильно.

Это с “автономной” батареей 3S 2200 (180 грамм)…
Камера - 30 грамм, видеопередатчик - 100 грамм, из них штатная антенна 30 грамм(!) 😵, минисерва на камеру с металлическим редуктром (такая была в наличии)… Ну, и по-мелочи…
Тут есть над чем поработать, чем и хочется занятся, сэкономив время на готовой модели…

FVA

Пробовал и на бензине и ДВС-ках калильных полетать с фотоаппаратом Sony Cibershot какой-то. Писал в режиме записи и проверял на виброустойчивость.
Касательно калилок: камеру ставил снизу фюзеляжа и как можно ближе к двигателю. У вас стоит передняя стойка это уже хорошо что будет защита при кривой посадке, но будет постоянно видна “нога” стойки. Камера крепилась безо всяких прокладок и т.п., а очень жёстко: был сделан из 1мм фанеры корпус под камеру, который и был защитой от повреждений и он же крепежом.
На выхлопную одевался патрубок из бензоустойчивой резины и заканчивался у хвоста фюзеляжа. Мотор OSMax 81 4T самолёт Sonic 1600 Киошо.
Правда, было это давненько (больше 2-х лет), но для FPV подойдет.

Syberian
Pav_13:

первый опыт показывает - проблемы решаемы…

Хочу пожелать вам дальнейших успехов в деле приучения ДВС к камере 😃
Сам планирую с электро перебраться на бензин, в плане увеличения размеров, дальности и времени полета, поэтому, тема для меня очень актуальна.
И спасибо за программу расчета антенн!

З.Ы. скобы крепления панели с камерой и передатчиком к корпусу самоля вибрацию не снимут, т.к. контачат с панелью напрямую. Советую сделать их чуть длиннее (или панель придавить), и проклеить между ними и панелью тот же пористый материал, в который спрятана батарея.

Pav_13
FVA:

…проверял на виброустойчивость

Так каковы же результаты проверок? Вы не написали об этом…

FVA:

… У вас стоит передняя стойка это уже хорошо…

Я сейчас планирую перенести камеру под фюзеляж, но переднюю стойку хочу убрать, поставив заднее колесо… Не хочу, чтобы “лишнее” было в кадре… А некоторую защиту камере (надеюсь) обеспечат основные стойки, которые при переделке будут смещены на уровень передней кромки крыла…

Syberian:

…проклеить между ними и панелью тот же пористый материал…

Этот материал там наклеен, если присмотреться к фото блока в сборе - там видно… Клеил я его, правда, больше не как виброзащиту, а как защиту для крыла от прямого контакта с металлической скобой, тем более, что в этом месте поверхность центроплана имеет сложную форму… Вот этой мягкой прокладке и придана аналогичная (почти) форма…

А вообще, этот видеоблок делался для другого самолета и сюда “на скорую руку” был просто приспособлен…

FVA
Syberian:

Советую сделать их чуть длиннее (или панель придавить), и проклеить между ними и панелью тот же пористый материал, в который спрятана батарея.

Пористым материалом только добавите вибрацию.
Максимум применния пористого материала это подкладка, используемая для ламината и то только в соединительных местах. Можно еще использовать войлок, но я не пробовал.

Камеру крепить просто на серву не совсем правильно: держась только на оси сервы она будет всё-равно болтаться. Если уж хотите “башкой вертеть”, то камера должна крепиться к жесткой конструкции, а привод через шестерню. Примерно так как на большом электролёте:

Pav_13:

Так каковы же результаты проверок? Вы не написали об этом…

Как качество съёмки никуда не годится, но для просмотра очень даже ничего было по тем временам. Я был несказанно горд ! Жаль что ничего из того отснятого не осталось, было бы интересно глянуть…

Pav_13

В прошедшие выходные были продолжены эксперименты с ДВС-FPV… А именно:

  • шасси самолета переделано на хвостовое колесо вместо носовой стойки;
  • бортовая батарея NiCd 4,8 В заменена на LiPo 3S 2200 + импульсный BEC;
  • “видеоблок” переместился под “брюхо” самолета;
  • на носок двигателя для защиты от брызг топлива был сшит чехольчик из кусочка драпа от пальто жены 😛;
    Принятыми “мерами” была восстановлена аэродинамика (все-таки, видеоблок сверху нехило тормозил модель) и снижен вес… Я не сообразил взвесить фюзеляж до переделки, но по-прикидкам, самолет потяжелел грамм на 150 по сравнению с исходным “бескамерным” вариантом… Такой добавочный вес практически не чувствуется в полете…
    Вчера состоялся облет получившегося… Погода была отличная, народу на поле много… поэтому по камере сам летал мало - “катал” всех присутствующих 😁
    Налет около сорока минут… Впечатления пока только положительные… Объектив камеры топливом не забрызгивается, но после того,как один раз взлетел с травы, после посадки обнаружил, что вся камера в мелкорубленом сене 😃… Поэтому последующие полеты стартовал с руки…
    Вибрация проявляется в очень узком диапазоне оборотов вблизи середины газа… Не напрягает, поскольку взлет и набор высоты происходит на более высоких оборотах, а горизонтальный полет на 20-30 % газа…
    Наблюдалась в определенных положениях засветка камеры от белого “брюха” самолета, пришлось в полевых условиях устранять недоработку полосками черной изоленты и скотчем…
    За сорок минут вылетал 400 mA/h из батарейки и с пол-литра топлива…
    Удалось полетать даже в “Жирной акуле” (у колеги по полю очки уже есть, а остального нету 😉)… Рулил в очках всего пару-тройку минут, потом стало подташнивать - пришлось перейти на визуальное упраление 😊… При управлении “по телевизору” я никакого дискомфорта не ощущаю, поэтому с покупкой очков придется повременить…
    Отлетал по-камере пока не далее 500-700 метров… Боязно пока 😵… Да и надо хоть какую-нибудь “обратную” связь сделать - планирую микрофон и сигнализацию пропадания сигнала управления… Для реализации последнего буду управление переводить на 2,4…
    Короче, в качестве “летающей лаборатории” такой самолет меня вполне устраивает - буду заниматься совершенствованием системы управления и видео…

Pav_13

Нашел “коллегу” на “забугорном” сайте… Похожее решение, но сделано посерьезней, да и двигатель четырехтактный… наверное, “плюется” поменьше 😛

Виктор

Если интересно, то можете почитать мой дневник rcopen.com/blogs/16135?tag=472 .
Там я пишу все проблеммы с которыми я столкнулся и как из них выходил.