Правовые аспекты FPV № 2
- Пользовательское (оконечное) оборудование радиодоступа (беспроводного доступа) в полосе радиочастот 2400 - 2483,5 МГц с мощностью излучения передающих устройств до 100 мВт включительно.
Не катит…
Передатчик РУ не является пользовательским (оконечным) оборудованием - терминалом для получения услуг(оконечное оборудование - это устройство с помощью которого пользователь может получать услуги/информацию от сетей передачи информации/данных/речи/етц и делать запросы в эти самые сети)
Аналогии не находите?
Нет.
Сигнал, аналоговый, передача в РЧ канале кодированная - цифровая. в передаче участвуют только 2, фиксированных уровня сигнала либо 0, либо 1.
Но информационным сигналом является аналоговая величина - длительность импульса.
Так точно - для БПЛА только разрешительный. Запрета на зону полетов БПЛА нет, есть ограничение на использование воздушного пространства - называется НОТАМ.
Николай, нужно заканчивать с тем что мы БЛА. Мы авиамоделисты,запускаем авиамодели, покупаем авиамодели и их компоненты, в воздушном кодексе(объединяющим все документы по воздуху и по небу) нет правил регулирующих полеты авиамоделей. БЛА нам притянули за уши действиями НЕГРАМОТНОГО судьи,который неудосужился более тщательно разобраться в вопросе.
По этому, ТВЕРДО убежден, еще раз перелопатив все документы, форумы, что линия защиты должна быть такая-
Если аппа не Футаба, 😒 то будут проблемы…😲
Шутка.
Но информационным сигналом является аналоговая величина - длительность импульса.
Согласен, но одно другому не мешает, в данном случае ключевым словом является именно импульс, а не его длительность 😉 Передача аналогового сигнала подразумевает его непрерывность, в нашем случае передача производится относительно короткими пульсами, и с фиксированной периодичностью передается состояние источника лишь на момент измерения. ШИМ это все же, как ни выдумывай, но измеренная, оцифрованная, программно обработанная, преобразованная во временные интервалы, можно даже сказать зашифрованная в длительность, кодовая последовательность. Смело можно настаивать именно на том что мы передаем цифровые сигналы и потом эти сигналы преобразуем обратно в аналог, но в канале связи цифра, не зашифрованная, без избыточности и контрольных сумм, но особенность применения позволяет допускать ошибки и погрешности и достаточно своевременно их корректировать за счет следующей партии ).
ШИМ (PPM) это НЕ цифра, т.к. ширина импульса меняется непрерывно, а не дискретно.
Даже если шириной импульса управляет цифровой контроллер, то сама ШИМ от этого цифровой не станет.
Вот, если поставить АЦП и оцифровать ШИМ с какой-либо разрядностью (8/10/12/16… бит), то тогда после АЦП будет цифра.
но в канале связи цифра, не зашифрованная,
Предположим это так.
Назовите две цифры\числа, соответствующих крайним отклонениям джойстика.
😃
Вот, если поставить АЦП и оцифровать ШИМ с какой-либо разрядностью (8/10/12/16… бит), то тогда после АЦП будет цифра.
А каким же еще образом образуется ШИМ, контроллер в пульте читает позиции стиков как раз используя АЦП, обрабатывает полученный результат преобразуя полученное число в пропорциональную ему длительность, собирает в серию с остальными каналами и отправляет дальше, последовательной посылкой, не числом в бинарном коде, а временным интервалом, что меняется от того что передача производится мимо последовательного порта? Меняется только число возможных заморочек связанное с возможными потерей любого из переданных бит, а так же значительно выростает количество информации которую придется пропустить и автоматом ширина канала, потому что если пользоваться последовательным обменом придется на каждый “чих” передать с десяток импульсов, за то же самое время. учитывая что это нужно для каждого канала, посылка растягивается превращаясь из десятка импульсов в добрую сотню… для нас это совсем не правильно. и полоса пропускания понадобится шире и вероятность ошибок не просто растет, а еще и становится непредсказуемой тк никогда не знаешь бит какого из разрядов потерялся 1-й или 10-й?
А ШИМ это ШИМ, только не нужно путать ШИМ когда он используется как серия закодированых результатов для передачи нескольких измерений - PPМ, и ШИМ в том же управлении двигателем PWM. кроме того, импульсы ШИМ-PPM в канале связи меняются не постоянно, они меняются только от серии к серии, каждая серия “коммандных” импульсов в ППМ по своей сути эквивалентна передаче тех же нескольких байтов двоичными числами. Разница в том что такая передача легко прощает мелкие шумы и отдельные ошибки в вычислении длительностей на выходе. По любому передача информации производится БИНАРНОЙ последовательностью с заданной временной дискретизацией между измерениями, а никак не аналоговыми сигналами, непрерывно изменяющимися пропорционально входным величинам…
А каким же еще образом образуется ШИМ, контроллер в пульте читает позиции стиков как раз используя АЦП
в простых пультах никаких АЦП нет. Аналоговое напряжение с ползунка переменного резистора тупо управляет шириной имульса. АНАЛОГОВО, а не дискретно! Это значит, что ширина импульса может принимать ЛЮБЫЕ промежутучные значения, а не набор дискретных.
Мало того, даже если шириной имульса управляет дискретный контроллер, тепловые шумы и пр. погрешности будет влиять на классическую аналоговую (!) ШИМ.
Она по сути своей является аналоговой. Чем бы не формировалась. Просто возьмите учебник по импульсной радиотехнике и прочитайте.
Кстати, Импульсная радиотехника и Цифровая - совершенно разные дисциплины.
И еще: Импульсная радиотехника появилась и начала применяться задооолго до того, как в радиотехнику пришли цифровые методы. Это совсем разные вещи, не надо их путать.
Предположим это так. Назовите две цифры\числа, соответствующих крайним отклонениям джойстика.
не вопрос, вы сами знаете, что крайними окажутся например 0 и 255 или 0 и 1023 и тп в зависимости от разрядности АЦП, это крайние значения которые могут быть получены при измерении.
Могу допустить что приличный производитель оборудования, во избежании недоразумений, умышленно ограничит диапазон измеряемого сигнала таким образом что краев не будет будет значение недостигающее до краев на 5-10% те диапазон “упростится” до 20…240 например, а все измерения оказывающиеся за этими краями будут считаться ошибкой вызванной дребезгом ползунков и тп и игнорироваться…
Разницы нет оставшиеся, правильные, значения пропорционально, прямо или не прямо, но масштабируются на имеющиеся временные интервалы и передаются, приемник “вычисляет” эти интервалы и делает выводы о том какой продолжительности импульс нужно поместить на выходе, тут очень не плохо можно даже подкорректировать принятые значения, усреднить к примеру из расчета трех последних, чтобы устранить шум, дрожания и тп… было бы оно нужно…
Зачем то мы бросаемся в крайности, раньше относили к “цифровому” все где буковки вместо лампочек, теперь пытаемся считать цифровым только то где все выражено в двоичном коде?
Но это же правильно! Двоичный код хорош например в шине при параллельной передаче байта/слова, терпимо передавать в последовательном интерфейсе. бинарными значениями ноликами единичками, а что делают к примеру проводные модемы? они как то умудряются передавать цифру почти аналоговым сигналом используя все что только возможно для того чтобы с каждым импульсом пропихнуть побольше инфы, там в физическом канале тоже не пойми что, и что от этого передача перестала быть цифровой?
Или судя по всему наоборот, число на передаче должно быть равно числу на приеме, ага! Но что же здесь нетак? При пользовании PPM мы имеем четкую повторяемость переданного и принятого, возможны малозначительные искажения, которые можно сравнить с потерей пары младших бит, но тут как раз в том и прелесть, что они не имеют ни какого практического значения, их можно смело игнорировать, округлять результат на пару единичек, и даже не задумываться о том что это окажется заметно…
Правовые аспекты FPV
Уважаемые… Я стесняюсь спросить… Вы тему не попутали?
в простых пультах никаких АЦП нет. Аналоговое напряжение с ползунка переменного резистора тупо управляет шириной имульса. АНАЛОГОВО, а не дискретно! Это значит, что ширина импульса может принимать ЛЮБЫЕ промежутучные значения, а не набор дискретных.
Требую откровенного и пардона и дико извиняюсь, как это нет? я уже очень затрудняюсь вспомнить те времена когда в пультах не было никаких АЦП. В пультах сейчас во всех, разумеется речь о пропорциональных каналах, хотя не факт что только в них, даже в пульте ценою в 10-20 баксов, стоит микроконтроллер, PIC, ATtiny или еще какой со встроенными аналоговыми входами, как они там реализованы нас мало волнует, но они там есть и они занимаются вычислением позиции, тупо - измеряют напряжение на среднем выводе потенциометра стика. Верю что есть более грамотные устройства в которых потенциометрам делать нечего, там датчики холла, либо энкодеры, без противных и ненадежных трущихся и изнашивающихся деталей, там измерять нечего, приходится считать импульсы и вычислять положения подругому… но в любом случае на выходе конкретное число-соответствующее определенному положению стика.
да, грохнуть эту всю часть дискуссии надо - извините, мужики 😃
Уважаемые… Я стесняюсь спросить… Вы тему не попутали?
Попутали, но не сильно. начали ветвиться где то с поста #667 ))
И правда, спорную ветку следует в аппаратуру или еще куда перенаправить, а тут “завязываем”…
Николай, нужно заканчивать с тем что мы БЛА. Мы авиамоделисты,запускаем авиамодели, покупаем авиамодели и их компоненты, в воздушном кодексе(объединяющим все документы по воздуху и по небу) нет правил регулирующих полеты авиамоделей. БЛА нам притянули за уши действиями НЕГРАМОТНОГО судьи,который неудосужился более тщательно разобраться в вопросе.
По ВК - нам вариантов не оставили, об этом собственно и печаль. Ход мыслей судьи предельно ясен - масса меньше 495 кг, пилота на борту нет, но летает. “Скажите, дети, как его зовут?..” - “БПЛА!..” И дальше пошла раскрутка относительно этой точки опоры. Есть гарантия, что другой судья будет более грамотным, если он прочитает наш ВК, тем более если заявителем будет Транспортная прокуратура, которая свои претензии будет высказывать сразу же статьями ВК и ФП ИВП?! Удачный исход дела может быть только в одном случае - если судья был в детстве моделистом (а чаще судья - она, и поэтому просто ТП).
По секрету, год назад было еще хуже - на модель надо было получать регистрационные номера, сертифицировать ее, а пилоту проходить обучение 😃 Соглсано ВК! Кстати, первый это обнаружил Евгений Маслов, шутки ради полиставший ВК.
При защите своей позиции надо всегда вставать на место адвоката, а не обвинителя. С аппаратурой мне кажется вопрос обстоит проще - 2,4Ггц/10 мвт разрешена для передачи данных. Так у нас она самая и есть - передает данные с пульта на борт, а борт является как раз “пользовательским оконечным устройством” и т.д.
Пока тут разводится демагогия… некоторые вполне конкретно называют свои модели БПЛА и дают интерью…
rcopen.com/forum/f6/topic260133/238
там же ссылка на видео с первого канала
Выросло не пуганное поколение. Может когда все школьник начнут летать по FPV массово, то какие то поправки власти будут ввести самим? Как это произошло с 2,4 Ггц из-за ВайФая и БлюТуза.
Попутали, но не сильно. начали ветвиться где то с поста #667 ))
Господа, это же не принципиально. И вообще, у меня на работе наш инженер-электронщик назвал меня дураком, потому что все что сходит с антены - это аналоговый сигнал, в т.ч. и 2.4. И только после демодуляции он уже станет либо аналоговым либо цифровым 😃
Не катит…
Согласен, но с добавлением слова “почти”. Устройство, не требующее регистрации, не ограничено в применении пользователем (двойное назначение). “Разрешено - не запрещено” и это можно использовать в спорных ситуациях. Документ приведен с той целью, что при разработке ФАП-моделизм необходимо учесть и этот момент - привести разные весовые категории Россвязи и пользователей к одной.
По ВК - нам вариантов не оставили, об этом собственно и печаль.
Николай, нет никакой печали, нас там просто нет. Нас нет в ВК так же как (футбольного мяча,хоккейной шайбы,тенисного волана и т.д.) которые так же использует воздушное пространство прежде чем залететь в ворота или еще во что нибудь
Анрей!Я сегодня писал уже на форуме FASR что моделисты являются членами FAI ,а там есть чёткое определение что является моделью,правда не увидел определения FPV,поэтому наверное ,как здесь писали,в некоторых странах разрешили полёты FPV ,но с ограничениями,которые нам конечно не нравяться.
нас там просто нет. Нас нет в ВК так же как (футбольного мяча,хоккейной шайбы,тенисного волана и т.д.) которые так же использует воздушное пространство прежде чем залететь в ворота или еще во что нибудь
К сожалению мы там есть в виде только БПЛА. По недогляду ли чиновников или по их злому умыслу, не важно. И причислены мы к экспериментальной авиации, и должны выполнять их требования в части использования воздушного пространства.
Вот в ПРОЕКТе ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О РАЗВИТИИ МАЛОЙ АВИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» мы уже есть как отдельная категория:
Статья 1. Основные понятия
авиамодель - уменьшенная копия летательного аппарата, способная выполнять полеты или летательный аппарат оригинальной конструкции, предназначенные для проверки новых технических идей, спорта и развлечений, не предназначенная для выполнения пилотируемого полета, перевозки пассажиров, грузов и выполнения авиационных работ;
Но и тут нас причислят к определенному виду авиации - малой авиации:
Глава 5. Летательные аппараты малой авиации
Статья 16. Летательные аппараты малой авиации
1.К летательным аппаратам малой авиации относятся:
пилотируемые моторные летательные аппараты с максимальной взлетной массой в диапазоне от 495кг до 21000кг (сверхлегкие летательные аппараты - до 495 кг; легкие летательные аппараты - до 5700 кг, оборудованные до 10 посадочных мест; иные летательные аппараты — с взлетной массой не более 21000 кг, оборудованные до 24 посадочных мест);
пилотируемые летательные аппараты (паропланы, дельтапланы, дельтамотопланы, планеры, мотопланеры, парашюты и иные безмоторные летательные аппараты);
воздухоплавательные летательные аппараты (воздушные шары, воздушные змеи, аэростаты, дирижабли);
беспилотные воздушные летательные аппараты (микро самолеты (летательные аппараты с максимальными геометрическими размерами 15 см), размерные модели, беспилотные летательные аппараты.
А значит мы должны будем выполнять требования этого вида авиации. Хорошо еще от регистрации освободят:
Статья 17. Государственная регистрация и государственный учет летательных аппаратов малой авиации
5. Не подлежат государственной регистрации или учёту пилотируемые летательные аппараты малой авиации развлекательной категории сверхлегкие летательные аппараты (нерегулируемая категория сверхлегких летательных аппаратов; беспилотные летательные аппараты, газонаполненные шары и шары-зонды, микро самолеты, авиамодели и дистанционно пилотируемые летательные аппараты с полётной массой не более 10 кгс.
моделисты являются членами FAI ,а там есть чёткое определение что является моделью
Да не указ суду правила FAI. Суд и транс. прок. руководствуется кодексами и законами, подзаконными актами.
футбольного мяча,хоккейной шайбы,тенисного волана и т.д.) которые так же использует воздушное пространство
Эти предметы не подпадают под определение “воздушное судно”, а авиамодель подпадает. Мячи и шайбы летают обычно ниже высоты застройки населенного пункта и не выше 50 м, поэтому нарушения ВК и ФАП нет.
По недогляду ли чиновников или по их злому умыслу, не важно. И причислены мы к экспериментальной авиации,
ВК и ФАП происходят из 40-х годов прошлого века, когда нынешнего уровня развития авиамоделизма нельзя было даже предвидеть. Но ВК и ФАП подстраиваются “под жизнь”. Постепенно, но подстраиваются.
Вот в ПРОЕКТе ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О РАЗВИТИИ МАЛОЙ АВИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
В данном проекте интересы моделистов учтены слабо, т.к. многие положения не учитывают имеющихся правил ФАСР и FAI в части определения “авиамодель” (по массе, размерам, классам) и даже не полностью учитывают приказы по уточнению ВК и ФАП, введенные в прошлом году. Поэтому проект вступит в противоречие с правилами ФАСР/FAI. Проект хорош тем, что он появился. Но его нужно “шлифовать” и моделисты в этом заинтересованы.
Кроме того - это будет объемный документ, который будет понятен для законников, но мало понятен для рядовых моделистов.
Проще внести небольшие и точные формулировки в существующие ВК и ФАП и разработать несколько документов (ФАП авиамоделизма), определяющих и узаконивающих требования к авиамоделям, моделистам-операторам, площадкам для их полетов, правил выполнения полетов, взаимодействия с местной администрацией территории и ЕВС.