Симулятор для автопилота SmallTim
Все ж с UDP народу как-то сложнее 😃 Не привыкли люди.
Я за TCP/IP. Компонет в делфе заюзать с закладки Indy. Активировать прослушку на каком-то порту и просто написать обработку callback вызова, когда данные пришли. В той же процедуре кинуть в ответ.
Порт выбери любой выше 1024. Можно его в конфигах настроить.
Я вчера вечером с indy компонентами поигрался (впервые)… Все интуитивно понятно. Обмен идет…
На самом то деле я ветку создал не по программированию, а по аэродинамики.
Только видать никому не интересно… Вопросов нет…
Описывать всю логику сил нет, думал будут вопросы - дам ответы. Но то ли все так хорошо, то ли наоборот все очень плохо - вот и нет вопросов…
Упс… Alex про инди опередил…
Думаешь кто-то тут в аэродинамике шарит? Я так точно не на том уровне чтобы что-то умное сказать. Мне симулятор интересен с точки зрения прикладной пользы.
а по аэродинамики.
Дык если симулятор для автопилота Смолтима, то и вопросы должны поступать “оттуда” 😃 Куда нам, мозголетчикам да пиратовцам, до высоких материй 😁
Мне вот лично интересно заиметь адекватный симулятор для мультироторных аппаратов. Практически все симы классической аэродинамики моделируют висение на тяге некорректно, когда оно в таких малых объемах - не хватает разрядности, т.к. пытаются просчитать реальную аэродинамику лопасти 8-дюймового винта. Движки в них также реагируют, как ДВСные, т.е. на полную тягу минимум за секунду.
JSBsim пробовал, врет зараза.
По поводу тяги… Я пока не продумывал как имитировать тягу именно винта. У меня просто тяга пропорциональна ручке газа и крутящий момент относительно оси винта не дает… Эт конечно же не совсем верно. По номальному надо и скорость воздуха учитывать и шаг и диаметр. Для коптеров особенно…
По номальному надо и скорость воздуха учитывать и шаг и диаметр.
В том-то и прикол, что эти зависимости просты: есть средняя эффективность ВМГ. На 20% газа она от 8 до 12 г/Вт тяги в статике, на 90% газа падает до 6-8. Цифра 8 - это пропы 8 дюймов, 12 - для 14-15 дюймов. Есть огромная матрица наборов ВМГ, но сюрпризов она не несет и “победители” давно просчитаны. Скорость потока вычисляется таблично из шага винтов. от меньших к бОльшим диаметрам она падает, но в среднем около 50-60 кмч.
Сам коптер можно представить как полую сферу радиусом 1/2 длины луча, и все расчеты сводятся к определению проекций векторов тяги и приложению соответствующих сил к сфере.
Фактически, набор входных параметров такой (для квадро):
длина луча
макс. мощность(В*А) мотора
диаметр винта - для грубой прикидки тяговой эффективности г/Вт
взлетный вес
постоянная времени ВМГ, секунд.
Рабочие входные параметры - проценты тяги от 0 до 100 для каждой ВМГ. Линейно связаны с мощностью для простоты.
Последний параметр - самый важный и влияет на всю цепочку управления внутри самого автопилота. Определяет, за сколько мс винтомоторная разовьет полную тягу с нуля. Тут и внутренние тормоза регулятора, и масса пропов, и эффективность мотора, и его мощность. Влияет на маневренность и появление осцилляций в полете.
Аэродинамикой можно пренебречь. На крайняк, ввести простую составляющую сопротивления от скорости по квадратичному закону. Для любых комбинаций ВМГ, массы и проч есть одна закономерность: больше 120 кмч мультиротор просто не разгоняется.
Крутящий момент к тянущему моменту берем как отношение шага винта к диаметру - опять же грубо, для упрощения. Квадрики действительно тормозные на поворот.
===
Забыл про исходящие параметры на автопилот. Нужно:
- угловые скорости по крену, тангажу и курсу в рад/с в бодифрейме самого пепелаца - имитация 3-осевой гиры
- крен, курс, тангаж по отношению к земле
- координаты XYZ в метрах относительно точки запуска
Все это смоделировать несложно. Сформулируйте подробное ТЗ. Заодно и в своем симе по нормальному тягу сделаю…
Олег, именно твои допущения не позволят создать достоверную модель. Посоветуйся с Hiker- ом, он также пытался делать мультикоптеры в JSBsim-e и в результате переплевавшись от него переполз на какой-то платный симулятор.
Дело в том , (насколько я понимаю) что аэродинамикой принебрегать никак нельзя, если только квадр не на импеллерах 😃 потому что эффективный шаг сильно зависит от скорости набегающего потока- пропы то малошаговые везде. Также тяга совсем не линейна от мощности, и квадратичный характер уровня энергии ,(запасаемой и поглощаемой пропеллером ) от оборотов учитывать надо…
не позволят создать достоверную модель.
Сейчас нет вообще никакой и нигде. Поделки “типа квадрик” в некоторых модельных симуляторах - это “шкурка” квадрика, натянутая на грубую модель вертолета.
Квадрик от верта отличается тем, что у него инерция по крену-тангажу - как у вертоля по рысканию, т.е. почти никакой. Реагирует моментально. И наоборот: по рысканию мультироторы очень инертны. Особый случай у трикоптера, где хвост поворачивается, но для простоты не будем его рассматривать.
Кирилл, фактически, все формулы и обсчет я уже делал для quad X. Поскольку у меня проблемы с визуализацией результата, дальше дело не пошло. Написал в личку.
Блин, тоже поддержу Олега. Сим самоль + квадр очень нужен. Мне тоже на квадр в будущем придется апгрейдиться, но собирать реальную дуру я точно не хочу. А для смолтима, пирата или мозголета изначально задумано - так то по фиг. Был бы протокол взаимодействия открыт, а мы тут же подтянемся.
Давайте уж подсказывайте, пожалуйста, что добавить / изменить!.
Размещение компонентов растянуто по горизонтали. У кого Wide screen - не заметят, что не все элементы управления помещаются на экране без скролла.
У меня ноут с 1024х768. в новой ревизии нужно скроллом двигать вправо-влево. Плз, разместите компоненты компактней по горизонтали?
Например, если “Начальные условия”, кнопки “пуск-пауза”, “Шаг вперед” разместить ниже, между задатчиком ветра и имитатором пульта и освободившееся пространство занять, то должно получиться.
Теперь поместится…
AlexSneg, Syberian, Вы тоже, как и SmallTim, автопилотами занимаетесь?! Если да, то ссылочки можно увидеть на Ваши системы? (Просто любопытство)
rcopen.com/forum/f90/topic243418/1741 и далее 40 страниц + блог
По поводу тяги и крутящего момента:
Если пренебречь завихрениями, трениями, боковыми составляющими скорости набегающего потока и т.п., то можно представить силы как на картинке (лень было описание делать путевое просто набросал на листочке и отсканировал). Единственно только для тяги забыл у-ковую оставляющую Х-а отнять, а для крутящего момента х-овую составляющую Y-ка прибавить. Но не суть важно (в голове добавить можно), тем более, что подобные интегралы даже с учетом этой забывчивости раскрывать лень (Если только не совсем упрощать, к примеру “оттангенсоподобить” аэродинамические коэффициенты).
Внизу то же самое для статичиекой тяги. Тут попроще, а с учетом упрощения коэффициентов до линейности и сделанной подгонки контура лопасти совсем все упрощается. Т.ч. реакцию винтов в статике можно так сымитировать, для не быстро летящих вверх/вниз коптеров подойдет, но для самолета (когда существенна скорость набегающего потока) это не реалистично будет.
Шаг винта постоянный. Забыл омегу нарисовать, но можно догадаться, что она направлена по оси y.
P.S. Простите за мой корявый почерк!.. 😃
Упс!.. Только что заметил!.. R- конечно же радиус винта, а не диаметр!..
В принципе можно еще так упростить : Принять, что у винта есть некий эффективный диаметр, на котором вся его площадь лопастей сконцентрирована. Тогда интегралы идут отдыхать и можно свободно Су и Сх любые задать (тип лопастей)… Тогда вообще все можно имитировать!..
Горе я математик!.. Угол таки немного не совсем тот арктангенс, а arctg(H/(2*Pi*r)-arctg(Vm/(r*w)… Спешка, однако…
ааааааа
у меня как-то по-другому мысль работает, все синусами-косинусами пошагово решал. Кирилл, вы просмотрели исходники, что я послал?
Только мельком взглянул… (блокнотом). У меня только дельфи установлена…
Разобрать логику некогда было… Сбросьте вкраце описание миксов для n-коптера. Не обещаю, что на этой неделе (в столицу сорвусь скорее всего), но постараюсь набросать минисим…
квад Х:
1___3
__Х__
4___2
M1: thro+roll+pitch+yaw
M2: thro-roll-pitch+yaw
M3: thro-roll+pitch-yaw
M4: thro+roll-pitch-yaw
1 и 2 крутятся против часовой стрелки, 3 и 4 - по часовой. Классика.
+roll - крен вправо
+pitch - кабрирование
+yaw - поворот по часовой стрелке
ОК! Винтик смоделирую, обсудим…