Посадка парашютированием Mini Talon (можно и maxi)

плотник_А
Yanchak:

Поверьте этот самолет…

Не понятно про какой самолёт вы пишите ?
Я смотрел на фото в #63 .

Илья_МГУ
X3_Shim:

Ну всякие PID регуляторы не просто так придумали. С описанным алгоритмом оно работать не будет конечно совсем. Но я думаю вы не хуже меня все это знаете.

Андрей, я вчера не очень понял Вашу реплику, поэтому осознанно отвечаю только сейчас. “Оно”, это обсуждаемая аэродинамическая система, правильно?

Так вот: носовой поперечный винт, это прямая замена цельноповоротному стабилизатору, который на посадке обтекается с нормальными (досрывными) углами атаки. И работает он ровно по тому алгоритму, который я описал. Стабилизатор при такой посадке обтекается с малым отрицательным углом атаки и тянет хвост вниз. Система аэродинамически устойчива, т.е. изменение по тангажу в любую сторону мгновенно приводит с изменению подъёмной силы и возвращает аппарат в горизонт. Учитывая, что стабилизатор “понятия не имеет” ускоряется аппарат или замедляется, а может лишь изменять величину подъёмной силы в зависимости от угла атаки и скорости обтекания, я делаю вывод, что акселерометр и ПИД регулятор в данном случае не нужны. Совершенно незачем заменять устройство с тупым алгоритмом работы на более совершенное. Достаточно и того, что есть.

X3_Shim
Илья_МГУ:

“Оно”, это обсуждаемая аэродинамическая система, правильно?

ага. Именно это имел ввиду.

Тут есть момент, например, возьмем просто самолет которому мы вешаем ваш алгоритм на РВ. Аналогично ведь получается ? А все равно ПИД применяют, по тому что вся система имеет не хилый момент инерции на вращение. А у вас еще есть момент что скорость отработки пропеллером ниже чем плоскостью (пропеллер то еще разогнать надо).

Илья_МГУ
blade:

Как то Вы умеете создать проблему на ровном месте, а потом- пытаться ее решать, но не с того конца?
Вся проблема вертикальной посадки БПЛА давно решена, о чем и здесь давно писалось (мной, в том числе)

Александр, показанные Вами аппараты, это безусловно шедевр… программирования. Но рассматривая задачу со “своего конца” Вы в упор не видите, что она радикально отличается от моей.

Ваши коптеросамолёты во время взлёта и посадки следует относить к “аэродинамически неустойчивым ЛА”. В этой же компании находятся все мультикоптеры, ракеты кроме ГИРД-1 и им подобных, конвертопланы и ещё несколько экзотов. Все эти аппараты безусловно требуют Вашего подхода. Они в принципе не способны устойчиво летать без сложнейшей системы управления, которая обязана контролировать все 6 степеней свободы до 3-й производной включительно.

Я же рассматриваю совершенно другой аппарат - аэродинамически устойчивый, к этому типу относится большая часть дозвуковых самолётов. Эти аппараты не требуют столь сложной системы автоматического управления, поскольку при полёте они способны самостоятельно, за счёт аэродинамических эффектов компенсировать случайные возмущения и возвращать ЛА к начальной траектории полёта. Подходить к таким аппаратам с “Вашего конца”, это стрельба из пушки по воробьям.

Я не ставлю задачи точного приземления в заданную точку и не предполагаю никакого управления ЛА при спуске. “Парашютная” точность приземления меня вполне устроит. Из всей кучи параметров, которые контролируются электронной СУ коптеросамолётом при посадке, мне нужны только два: крен и тангаж.
С креном всё просто, его автоматическая стабилизация обеспечивается V-крылом. Способ железобетонно надёжный, широко применяется планеристами, и я в нём полностью уверен, поскольку два дня назад всё это опробовал в поле.

Остаётся последний параметр, который надо контролировать, это тангаж. В варианте отклоняемого на большой угол ЦПГО это очень хорошо отработано планеристами, и я тоже этот способ опробовал. Всё надёжно работает и не вызывает никаких сомнений.

А теперь, про Талон мини. Учитывая специфическую компоновку самолёта, я хочу вместо поворота ЦПГО контролировать тангаж при помощи поперечного винта. Для автоматического управления носовой ВМГ потребуется электронное устройство ( та самая “платка” 😃) способное изменять сигнал ПВМ на регуляторе мотора по показаниям единственного гироскопа. Второе требование - это устройство должно отключаться при помощи одного из каналов РУ.
Мой собственный кругозор по части этих “платок” весьма узок, но в существовании таких устройств уже готовых к применению я не сомневаюсь. Есть у меня знакомый вертолётчик, он и “платку” даст, и настроить поможет.

X3_Shim:

ага. Именно это имел ввиду.

Тут есть момент, например, возьмем просто самолет которому мы вешаем ваш алгоритм на РВ. Аналогично ведь получается ? А все равно ПИД применяют, по тому что вся система имеет не хилый момент инерции на вращение. А у вас еще есть момент что скорость отработки пропеллером ниже чем плоскостью (пропеллер то еще разогнать надо).

Быстродействие ВМГ по сравнению со стабилизатором - согласен. Остаётся выяснить экспериментально, так ли уж это сильно повлияет? Маленький винтик тоже недолго раскручивается. Ещё один момент - парашютирование вполне устойчиво в довольно широком диапазоне углов тангажа. +10 и -10, один чёрт, будет парашютировать вертикально. Главная опасность при таком спуске, это слишком сильно опустить нос и начать разгоняться (выходить из срывного режима).
А вот с моментом инерции, пожалуй, поспорю. Он ведь и в случае с ЦПГО никуда не девается? Так ведь работает, и никаких проблем.

плотник_А:

Забыл упомянуть про реактивный момент , который будет заваливать модель .
Чтобы не было реактивного момента - надо соосное ВМГ ( два мотора и винта с разным вращением ) .

Не заваливать модель, а медленно вращать её по рысканию. ОЧЕНЬ медленно, учитывая вес модели и малый диаметр винта. Не боюсь этой проблемы.

Udjin

Если так решительно настроены …, то, вашему талону нужна новая мордочка.
Нечто плоское, обтекаемое, с несущим винтом.
Очень грубо - луч коптера, облитый обтекателем, дабы не создавало помех при полёте в горизонте.

Если РВ не будет хватать, то просто нарастите его.
Обычным бумажным скотчем толстым, склеенным вдвойне. Будет удобно подстраивать на поле, подрезая или увеличивая.
Успехов!

Илья_МГУ
ehduarg:

Илья вы б озвучили какая скорость посадки для вас приемлема. Сегодня может попробую на минимальной сесть. Если погода позволит. Утром -18 было.

Не могу озвучить желаемый результат в виде цифры. Скорость, с который плюхается мой последний гидролёт меня устроит (никак не мог её измерить). Кроме скорости встречи с планетой, имеет значение место, которым аппарат прикладывается. Шлёпаться на ровное большое пузо, как при парашютировании, это на порядок лучше, чем тормознуть о кочку камерой с подвесом. Даже при одинаковой скорости.

Чтобы посчитать скорость парашютирования Мини-Талона ( приблизительно), нужна его проекция, вид сверху с размерами. Будете летать, может сфоткаете его сверху? Я бы обвёл в А-каде, отмасштабировал по размаху крыльев и попробовал посчитать. Это бы позволило прикинуть винт и мотор, а заодно и вес.

Udjin:

Если так решительно настроены …, то, вашему талону нужна новая мордочка.
Нечто плоское, обтекаемое, с несущим винтом.
Очень грубо - луч коптера, облитый обтекателем, дабы не создавало помех при полёте в горизонте.

Евгений, вот статья прям об этом: geektimes.ru/post/283210/ В итоге, хлопцы не стали ничего делать с винтами.

DChernov

ИльяМГУ, Вам в копилку пару БРЕДОВЫХ! идей.

  1. Для перехода в парашютирование смещать центр масс назад (сдвигать аккумулятор в хвост), ну и рули на кабрирование, само собой.
  2. Полуплоскости крыла превратить в лопасти несущего винта, повернув их относительно лонжерона на небольшие углы. В совокупности со смещением назад центра масс приведёт к авторотации и снижению без поступательной скорости. Но может и беспорядочно закувыркаться, надо как-то считать.
dima043
Илья_МГУ:

, это на порядок лучше, чем тормознуть о кочку камерой с подвесом. Даже при одинаковой скорости.

Моя практика показывает что гироподвес плохо держит удары даже если они в него прямо не приходятся. Достаточно нескольких сильных сотрясений и качество стабилизации падает в разы. В основном из за искривления геометрии рамы подвеса и подгиба валов моторов.

Илья_МГУ
Plohish:

Ну что, где Илья? 😃

youtu.be/kU5Sjct8ei8

Молодцы, хлопцы! Но я пойду другим путём 😃 Тут Талон фактически возит на себе квадрокоптер. Я хочу возить камеру с подвесом.

Парни, сфоткайте плиз талончик сверху поровнее! Хочу считать и моторы выбирать.

DChernov:

ИльяМГУ, Вам в копилку пару БРЕДОВЫХ! идей.

  1. Для перехода в парашютирование смещать центр масс назад (сдвигать аккумулятор в хвост), ну и рули на кабрирование, само собой.
  2. Полуплоскости крыла превратить в лопасти несущего винта, повернув их относительно лонжерона на небольшие углы. В совокупности со смещением назад центра масс приведёт к авторотации и снижению без поступательной скорости. Но может и беспорядочно закувыркаться, надо как-то считать.
  1. Об этом думал. Косяк идеи - нет стабилизирующего по тангажу фактора. Уйдёт в раскачку и брякнется.
  2. Слишком мала скорость вращения из-за тормозящего хвоста, от такой авторотации не будет прибавки в подъёмной силе.
dima043:

Моя практика показывает что гироподвес плохо держит удары даже если они в него прямо не приходятся. Достаточно нескольких сильных сотрясений и качество стабилизации падает в разы. В основном из за искривления геометрии рамы подвеса и подгиба валов моторов.

Плохо, конечно. Но тут уж деваться некуда. Разгибать рамы, менять моторы.

плотник_А

Вот смотрю я на модель , анализирую показанное и написанное раньше , и вспоминается тандем 😒
Илья , а если на V хвост приладить несущий стабилизатор сверху ?

  1. Сдвинется назад АФ модели .
  2. Прибавка в подъёмной силе , можно увеличить полётный вес .
  3. Способность парашютировать без дополнительной механизации на крыле .
  4. Стабилизация по всем осям лучше на малых скоростях .
  5. Не требуется делать поперечное V крыла и всякие “коптерные” примочки .

Из V хвоста получатся кили с РН , а на крыло-стабилизатор лучше будет сделать элевоны - это для того , когда крыло попадёт в срыв и элероны перестанут отрабатывать по крену , элевоны на крыле-стабилизаторе будут эффективны по крену и тангажу .

Площадь такого крыла-стабилизатора хватит 25-30 % от площади крыла .

Можно сделать съёмным .

Первый Верблюд , не хватало управления по курсу .

Илья_МГУ
Plohish:

Кликабельно

Спасибо!

плотник_А:

Вот смотрю я на модель , анализирую показанное и написанное раньше , и вспоминается тандем 😒
Илья , а если на V хвост приладить несущий стабилизатор сверху ?

  1. Сдвинется назад АФ модели .
  2. Прибавка в подъёмной силе , можно увеличить полётный вес .
  3. Способность парашютировать без дополнительной механизации на крыле .
  4. Стабилизация по всем осям лучше на малых скоростях .
  5. Не требуется делать поперечное V крыла и всякие “коптерные” примочки .

Из V хвоста получатся кили с РН , а на крыло-стабилизатор лучше будет сделать элевоны - это для того , когда крыло попадёт в срыв и элероны перестанут отрабатывать по крену , элевоны на крыле-стабилизаторе будут эффективны по крену и тангажу .

Площадь такого крыла-стабилизатора хватит 25-30 % от площади крыла .

Можно сделать съёмным .

Первый Верблюд , не хватало управления по курсу .

Копия видео "Бактриан", полёт № 4

Обсуждаемо. Если честно, я не понимаю аэродинамики тандема. Почему он может парашютировать с прямыми крыльями? Что ему мешает завалиться на бок? Что не заваливается, убедился по видео.

ehduarg

Одно верно что первый талон будет без изменений. Может и не понадобиться ни чего. Я обещал попробовать посадить на минимальной или на харриере. Не получилось. Проблема с сервой хвоста была. Но плюхнулся на ледяное поле без скорости и пробега. Как на видео. Нормально все.

плотник_А
Илья_МГУ:

Почему он может парашютировать с прямыми крыльями? Что ему мешает завалиться на бок?

У тандема угол атаки переднего крыла больше чем заднего , переднее крыло всегда срывается первым , при этом происходит пикирование и на заднем крыле интуитивно тянешь РВ вверх ,тем самым оно всегда с меньшим углом атаки и не срывается .
Вы уже показывали видео с поворотным стабилизатором , принцип тот же , модель тандем .
Всё дело в размещение аэродинамического фокуса модели , так-как стабилизатор несущий , его площадь учитывается как второе крыло и в итоге АФ сдвигается назад в отличие от “классики” и ЛК . Всё вместе положительно сказывается если “плавает” центр давления при разных углах атаки модели .

Илья_МГУ
плотник_А:

У тандема угол атаки переднего крыла больше чем заднего , переднее крыло всегда срывается первым , при этом происходит пикирование и на заднем крыле интуитивно тянешь РВ вверх ,тем самым оно всегда с меньшим углом атаки и не срывается .
Вы уже показывали видео с поворотным стабилизатором , принцип тот же , модель тандем .
Всё дело в размещение аэродинамического фокуса модели , так-как стабилизатор несущий , его площадь учитывается как второе крыло и в итоге АФ сдвигается назад в отличие от “классики” и ЛК . Всё вместе положительно сказывается если “плавает” центр давления при разных углах атаки модели .

Александр, с тангажом понятно, всё как у планеров. Я не врубаюсь, откуда стабилизация по крену на прямых крыльях?

плотник_А
Илья_МГУ:

Я не врубаюсь, откуда стабилизация по крену на прямых крыльях?

Не переживайте , у тандема самостабилизация по всем осям нормально работает ( по тангажу, крену, курсу) .
А чтобы при парашютирование была и управляемость по крену , лучше не РВ , а элевоны . Крыло-стабилизатор не срывается при парашютирование .

Конечно , можно упрекнуть меня , что я лезу с тандемом , в тему по Талон .
Но как понял , вы хотите добиться парашютирования и в любом случае будете переделывать модель , с тандемами другие схемы не сравнимы , только пилотажки с тянущим ВМГ .

Мелкого делал для FPV , размах 480 мм , полётный 250 грамм , тоже по разному летает .

AsMan
плотник_А:

Мелкого делал для FPV , размах 480 мм , полётный 250 грамм , тоже по разному летает .

Уже некоторое время посещает навязчивая идея эту схему попробовать.

v-romashin921

Вот расчет устойчивости , там приведены примеры расчета планеров, желтые поля не заполнять, если надо удалить данные, то можно все кроме желтых, там забиты формулы, если нет ушек, то в этой графе поставить 0

Только правильнее было бы считать плечо от центра тяжести крыла до центра давления стабилизатора, в вашем случае , с коротким плечом это было бы правильнее

Расчет планера.rar

Илья_МГУ

Посчитал:
Вес аппарата 2200г. Требуемая тяга носового винта 650г (ось винта сдвинута назад от кончика носа на 100мм). Скорость парашютирования 7.8 м/с (много, однако 😦 ). Эту скорость набирает очень быстро, за 1.5 метра снижения.

плотник_А:

… вы хотите добиться парашютирования и в любом случае будете переделывать модель , с тандемами другие схемы не сравнимы …

Тандем интересен, но применительно к Талону, вряд ли чего получится. V-хвост Талона только мешаться будет. Лучше сразу строить другой самолёт.
Приятная особенность тандема - крылышки маленькие 😃

ehduarg

Моторчик 2206 30гр. с винтом 8×3.5 в максимуме 720гр. тяги и греется сильно.