краш при посадке,как садиться при ветре?
Меня терзают смутные сомненья (с)
…по этому обращаюсь к коллегам за разъяснениями
Мой случай не совсем в тему, но близок к ней. Ветер был, сильный и с турбулентностью. Краш тоже был, но не на посадке…
Короче, последние два полетных дня привели к 3-м крашам, два без последствий, третий оторвал хвост (пациент с стационаре, к выходным встанет на крыло).
Падал с высока. Симптомы не совсем понятные - первый раз решил, что отказ, тем более, что рухнули почти синхронно двумя самолетами на расстоянии 5м. друг от друга. В какой-то момент самолет перестал отвечать на стики, но газ вроде отключился… Во второй раз то же самое, но на другом конце поля… стал опаздывать по элеронам, в результате стики до упора, а он их поймал и в раскачку… на РВ тоже реакция или запоздалая, или ее не было - не успел понять. Последний раз попытался вытянуть на полном газу, а полетел он не в небо, а к земле…
Встает вопрос - что это? Глюки аппаратуры, когда сигнал откровенно запаздывает (и возможно ли такое) или частично пропадает? Или это ветер и завихрения, из-за которых руление становится невозможным?
Апа В-флай, с короновским модулем 2,4
самолет - потолочный плосколет размахом чуть больше метра. вольное сочинение под пилотажку
тяга приблизительно 1,1 - 1,2
без ветра не падал…
вот такой самик:
video.mail.ru/mail/superpapa/_myvideo/8.html
два раза он с этим крылом упал, а последний раз с другим, трапецией и с небольшим V
…извиняюсь, видео не фонтан…
Был подобный случай на ДВС тренере (энерговооруженность правда поменьше единицы) , летел по ветру, сбавил обороты, начал вираж и тут самолет начал падать, сваливаясь на крыло. При этом не управлялся. Я думал про помехи сначала. Но на самом деле причиной думаю был попутный поток сильного ветра. Ведь для нормальной работы рулей и крыла нужен поток воздуха. А в данном случае скорость самолета относительно потока меньше, чем когда он летит против ветра. В общем с тех пор не сбавляю газ если лечу по ветру.
А в данном случае скорость самолета относительно потока меньше, чем когда он летит против ветра
Самолету все равно, по ветру он летит или против ветра. Скорость его относительно воздуха всегда одинакова, куда бы этот воздух относительно земли не двигался. (см. начальные главы физики. относительность движения). а вот относительно пилота, стоящего на земле - ситуация иная. Когда самолет летит относительно пилота по ветру - его скорость и скорость ветра складывается, т.е скорость относительно земли резко возрастает. Это пугает пилота (если опыт невелик), и он инстинктивно сбрасывает газ. что приводит к падению скорости самолета относительно воздуха ниже допустимой и как следствие, к неприятностям. Выход - тщательно облетать самолетку в штиль, определить ее допустимые полетные режимы, положения стиков (в т.ч. стика газа) и придерживаться этого в любых погодных условиях. Ну и посадка в ветер - против ветра. Ибо, если в штиль модель, скажем, спокойно садится на скорости (относительно земли(пилота)!!!) 10 м/с, а при меньшей - валится, то при посадке скажем, с попутным ветром 5м/с пилот должен быть готов к тому, что посадочная скорость модели (относительно земли!!!)будет на 5 м/с, т.е на 50% больше. И никак иначе. Сбросит газ, инстинктивно пытаясь приравнять посадочную скорость к привычной - свалит модель. Не сбросит - возникает вопрос - хватит ли полосы…
Этой зимой тренировался на лыжах, полоса как в канаве, ветер боковой понизу очень неровно идёт
А вот так не надо на посадку прицеливаться! 😃
сбавил обороты, начал вираж
Вот собственно и все. На вираже тяга какая-никакая должна быть. На выходе из виража сбросить газ - приемлемо. А в вираже если “без газу” самолет оставить или тем паче входя в вираж, сбросить газ = сорвать самолет. Что собственно и произошло.
Самолету все равно, по ветру он летит или против ветра. Скорость его относительно воздуха всегда одинакова, куда бы этот воздух относительно земли не двигался. (см. начальные главы физики. относительность движения). а вот относительно пилота, стоящего на земле - ситуация иная. Когда самолет летит относительно пилота по ветру - его скорость и скорость ветра складывается, т.е скорость относительно земли резко возрастает. Это пугает пилота (если опыт невелик), и он инстинктивно сбрасывает газ. что приводит к падению скорости самолета относительно воздуха ниже допустимой и как следствие, к неприятностям. Выход - тщательно облетать самолетку в штиль, определить ее допустимые полетные режимы, положения стиков (в т.ч. стика газа) и придерживаться этого в любых погодных условиях. Ну и посадка в ветер - против ветра. Ибо, если в штиль модель, скажем, спокойно садится на скорости (относительно земли(пилота)!!!) 10 м/с, а при меньшей - валится, то при посадке скажем, с попутным ветром 5м/с пилот должен быть готов к тому, что посадочная скорость модели (относительно земли!!!)будет на 5 м/с, т.е на 50% больше. И никак иначе. Сбросит газ, инстинктивно пытаясь приравнять посадочную скорость к привычной - свалит модель. Не сбросит - возникает вопрос - хватит ли полосы…
В моем случае несколько иная ситуация: самолет был высоко, и для выправления обычного сваливания места было предостаточно. Но он с приличным опозданием реагировал на элероны, что приводило к инстинктивному чрезмерному маханию ими, а в результате правый-левый крен и рыбкой в землю…
Про виражи с газом и без знаю. Регулярно пользуюсь сваливанием на вираже при заходе на посадку… а тут в вираж положил, а выправить уже не могу… ❓😃
Сегодня впервые узнал что такое турбулентность и нисходящий динамический поток. Ветер был 5-6 м/с.Первый полет отлетал нормально. В такой ветер сажать двс-ку весом 1350 одно удовольствие. Сажаю в траву с выключенным двигателем. Самолет, как говорится, садится сам. Во втором полете движок заглох самолет идет под углом 90 град к ветру над небольшой лесополосой(летит вдоль лесополосы), высота около 15 метров(т.е. все нормально)готовлюсь сделать правый поворот, чтобы поставить его против ветра и сажать. Самолет долетает до края лесополосы, я даю ему правый крен, но вместо этого(такое ощущение что пропало управление) самолет начинает махать крыльями и мгновенно теряет минимум 10 метров высоты(плашмя).Ветер относит его дальше и управление восстанавливается, с той разницей, что сажать пришлось по ветру на большом удалении. Итог-срезало пластиковый винт крепления крыла. Я делаю вывод что виновата аппа. Расстроен конечно(недавно купил) и вот на тебе. Товарищ летает на электричке и видя мою расстроенную морду предлагает покружить на ней для поднятия духа. Беру его аппу лечу и параллельно рассказываю, что же произошло и тут же показываю как я летел. Вот мол тут лечу, делаю так … И его самолет выделывает то же самое, в том же месте.Сажаю самолет. Руки трясутся(аппарат то чужой). А товарищ говорит, что именно тут один новичок в хлам разложил самолет. Аномалия блин.
Но потом поняли, что по краю лесополосы в ветер идет турбулентность с нисходящим потоком. Но ощущение полной беспомощности. Самолет неуправляем. Интересно, кто нибудь в аналогичную ситуацию попадал?
чтобы разобраться со столь неоднозначным поведением различных моделей при использовании закрылков, нужно привлекать теоретиков 😃)
В частности - смотреть профиля, гнуть их на углы отклонения закрылков (делать S-профиль), продувать и смотреть рабочие диапазоны скоростей (Re).
НенадА теоретэгоф!!! НенадА трубу!!!
А пАтАму, что на одной модели, с одним крылом и другими железками я могу получить либо флаппероны вниз-вспухание (вверх-камнем вниз) либо наоборот!!! флаппероны вверх-вспухание (вниз-камнем в землю)…
Можете проделать все это на любой своей модельке. Главное иметь желание к эксперименту с применением инструментов! Ну и немного времени, конечно! Было бы желание!
Но ощущение полной беспомощности. Самолет неуправляем. Интересно, кто нибудь в аналогичную ситуацию попадал?
Да. Конечно. Случалось. Летал под Волгоградом. Возвышенности в сочетании с оврагами, при определенном направлении ветра, дают такой эффект, будто модель “прибивает” помехой. Так же как и Вы описывали, в одном и том же месте. Орография.
При пролете над лесополосой на высоте 3 - 5 метров, то же чувствуются приличные возмущения, и не всегда поток восходящий. Зачастую такая абракадабра, что самолет лихорадит, как алкаша с похмелья.
Главное иметь желание к эксперименту
Вот-вот! Углы отклонения левого и правого флапперонов, плюс компенсацию рулем высоты, иногда удается настроить таким образом, что посадка выходит, ну о-о-очень замечательно(!). А чуть “не так”, получается, ну хрень полная. По сему, обычно, бывает лень заморачиваться с флаппами, хочется просто полетать от души.
дают такой эффект, будто модель “прибивает” помехой
Точнее и нельзя сказать. Я потому вначале и грешил на аппаратуру.
На курсах РС пилотов тут всегда учат (это и на экзамене спрашивают) - на гране срыва только руль направления.
здорово у вас там Влад, а мы без курсов, сами учимся…(правда сколько самолетов разбил-не пересчитать…)
а ветерок приличный был но вдоль полосы, по этому пришлось заходить на посадку на трети газа. После касания, когда убедился в отсутствии козления, газ убрал и мессер остановился практически без пробега(на видео видно хорошо)
а мы без курсов, сами учимся…
Тогда вокруг Вас плохая команда пилотов, извините за резкость. Неужели подсказать некому? Например когда я облетывал свой новый фан 3D
команда из трех человек (поскольку это было весной, еще лежал снег и взлетать и садиться приходилось на дорогу, плюс боковой с порывами ветер), причем все не только моделисты, но и профессиональные (с Большой буквы) в бывшем летчики большой авиации а ныне пенсионеры:) (хотя, извиняюсь бывших летчиков не бывает!) помогала мне.
Один выступал в роли руководителя полетов, второй в роли его помощника и третий в роли ведущего инженера (внимательно осматривал модель после каждого вылета)
Неужели подсказать некому?
Бывает и некому,да и каждый самолет индивидуален-теория и практика несколько разные вещи.Опытные пилоты сажают самолеты практически в любой ветер интуитивно,и не могут объяснить теорию посадки-опыт блин.
Фаны вааще отдельная тема-сам с них болею.
Опытные пилоты
Вот именно опытные пилоты! Но, увы, не инструктора. Я всегда говорил и настаиваю на своем утверждении (но это в общем то мое мнение):“Хороший инструктор может стать пилотажником, пилотажник инструктором весьма редко, практически никогда” (опыт большой авиации, да и в моделизме я с этим постоянно сталкиваюсь). Опытные пилоты пытаются научить новичка сразу “крутить” 3D, а не полету по кругу в горизонте.
теория и практика несколько разные вещи
Вот с этим согласен. Для этого нужен самолет для ежедневных тренировок полетам в ветер (для наработки моторики), к примеру такой как я сделал под себя и сегодня облетал на всех режимах, включая элементы 3D, хотя ветерок то был приличный
Сообщение от nedz
а мы без курсов, сами учимся…
Тогда вокруг Вас плохая команда пилотов, извините за резкость. Неужели подсказать некому?
видимо не так выразился про курсы… Имел ввиду, что что официальных курсов(в отличии от заграницы) в России нет, приходится учиться на своих ошибках. Ну а опытные пилоте естественно подсказывают
Тогда вокруг Вас плохая команда пилотов,
а команда у нас конечно хорошая, впрочем как и у всех… летают даже на костылях(в смысле у пилота перелом ноги)
а команда у нас конечно хорошая
😃😃
профессиональные (с Большой буквы) в бывшем летчики
Геннадий, это может подтвердить Юрий Долголенко, он с ними встречался на полетах в Кубинке.
Вот именно опытные пилоты! Но, увы, не инструктора.
Согласен,не у всех хватает нервов.Лично я начинаю громко кричать и материться.😉
Вот с этим согласен. Для этого нужен самолет для ежедневных тренировок полетам в ветер (для наработки моторики)
Летать на больших расходах научился именно на пене и в сильный ветер - помогает во всем.
😃:)Геннадий, это может подтвердить Юрий Долголенко, он с ними встречался на полетах в Кубинке.
Юра в наших кругах человек уважаемый,скажу больше - авторитет,с трезвой головой,ну и совершенно случайно-мой друг.
совершенно случайно-мой друг
Случайно друзей не бывает! А Юру и в Кубинке тоже очень уважают.
Самолету все равно, по ветру он летит или против ветра. Скорость его относительно воздуха всегда одинакова, куда бы этот воздух относительно земли не двигался. (см. начальные главы физики. относительность движения).
Если скорость самолета равна скорости ветра,(при попутном движении)то она равна нулю.Чем будут обдуваться рули для управляемости?Почему тогда взлет и посадка всегда осуществляется против ветра?И почему на малых скоростях самолет валится на крыло или уходит в штопор?
Вы не очень внимательно прочитали фразу, которую цитируете.
Там написано про скорость самолёта относительно воздуха.
Поэтому и взлёт и посадка против ветра, что при взлётной (посадочной ) скорости самолёта относительно воздуха его скорость относительно земли меньше на скорость ветра.
Самолету все равно, по ветру он летит или против ветра.
Что то вы совсем запутались… Могу сказать лишь, как мне кажется, что самолету НЕ все равно…
а про остальное не надо развивать.
Выход - тщательно облетать самолетку в штиль, определить ее допустимые полетные режимы, положения стиков (в т.ч. стика газа) и придерживаться этого в любых погодных условиях.
как раз и не надо придерживаться в любых условиях… ибо при полете по ветру стик газа в одном положении, а против ветра в другом… лично мне так кажется…😉 или я не прав?😍