Первый полет Extra 300S 58" - сильно болтает

eurosting

Добрый день!

Сегодня наконецто состоялся первый полёт с Extra 300S 58", до этого летал только на Minimag из пенопласта. Впервые взлетал с поля а не с руки. При первом взлёте самолет набрал 2м высоту и затем его стало кренить на левое крыло и уводить резко влево - скинул газ и сразу понял, что зря это сделал и дал полный газ. Мотор медленно стал раскручиваться и я понял, что прийдётся сесть и сбросил скорость. Урок 1 - настройка регулятора на super soft явно не для самолёта.

При второй попытке взлететь самолёт опять стало уводить влево из-за ветра, но я просто поддал газу и выровнял самолет. Для начала просто летал по кругу и смотрел реакцию самолёта на рули и вот что мне не давало покоя - почти на любой скорости самолет болтало по осям руля направления и высоты. Был ветер, но в такой ветер даже minimag так не колбасит. И что я еще заметил - свист от самолёта. Он не мешает и идёт не от мотора - а от самого самолёта на скорости. Что бы это могло быть? Тяги и крепления сидят как влитые, серво работают как надо, ничего не шатается.

Еще один вопрос про воздух от пропеллера, который попадает через “воздушный канал” там где мотор сидит - этому поздуху надо ведь куда-то “выходить”? Возможно как раз то, что этот воздух выходит через щели передней крышки самолёта (там где мотор сидит) и от этого и появляется свист?

**В общем у меня 2 вопроса:

  1. почему самолет болтает и что делать?
  2. через какое отверстие должен выходить воздух?
    ​**
    Ах да - посадка! Супер, но скорость очень большая - надо привыкать.

Graupner Extra 300S 58"
Мотор 400 об/мин макс 1600W 60А
Пропеллер 16х8 - на 100% газа потребление 40А и 850W (тянет вертикально)
Акку 6S 5000mA перебор для этого самолёта - крепление измененно, центр тяжести на месте.
Управление Aurora 9
Вес около 3500 г.

DUO
eurosting:

почти на любой скорости самолет болтало по осям руля направления и высоты

eurosting:

центр тяжести на месте.

  1. значит не на месте
  2. не хватка тяги двигателя и полет на около срывной скорости
eurosting:

но я просто поддал газу и выровнял самолет.

дальше обсуждать тяжело без видео полета
но вы с ним справились , самолет целый , в зале крики бис и браво но

eurosting:

850W (тянет вертикально)

eurosting:

Вес около 3500 г.

такое возможно ?
и еще один момент
на этапе освоения всем всегда кажется что тяги у мотора с головой хватает , поэтому пытаются взлететь в пол газа думая что последствия буду меньше в случае краша
тапку в пол надо до отказа на взлете а не в 50 или 60% хода

eurosting

Да, с весом я что-то переврал - взвесить нечем, но думаю что в районе 3х кг. Насчёт 850W то это точно -сам мерял. Так вот даже при полёте на полном газу, которого хватает на то, чтобы самолет полетел ровно вертикально всё равно самолёт болтает. Может конечно это от ветра, но что-то мне подсказывает, что 3х кг самолет должен лететь гораздо ровнее.

Центр тяжести по инструкции лежит в 100мм от передней кромки крыла - у меня где-то 97-100мм.

Terranozavr
eurosting:

. через какое отверстие должен выходить воздух?

очень часто делают вырезы в днище фюзеляжа. только вот не скажу точно для чего: кто то говорит, что бы фонарь не срывало; а может быть как раз для отвода теплого воздуха?

ну и то, что дергает-болтает… может быть в машинках проблема? у меня, например, на Яке одна серва начинала дребежать под нагрузкой, пришлось заменить…

eurosting
Terranozavr:

очень часто делают вырезы в днище фюзеляжа. только вот не скажу точно для чего: кто то говорит, что бы фонарь не срывало; а может быть как раз для отвода теплого воздуха?

ну и то, что дергает-болтает… может быть в машинках проблема? у меня, например, на Яке одна серва начинала дребежать под нагрузкой, пришлось заменить…

Болтает приблизительно так, как будто я бы на винте висел - т.е. хвост мотается туда-сюда. Машинки проверял многоминутным тестом прям на самолёте. У моего управления есть такая функция когда все сервы одновременно из одного крайнего положения в другое перемещаются - все сервы работают как часы.

Насчет центра тяжести - мне пришлось акку где-то на 17 см назад сдвинуть чтоб ЦТ 100мм от передней кромки лежал - из-за тяжелого двига и акку. Как раз из-за этого пришлось держатель акку удлинять - голубого цвета на 1й фото.

FRUKT

Кратенько:

  • свист скорее всего от рулей, вернее от щелей между элеронами и крылом в частности, это нормально
  • в днище нужно вырезать отверстия сопоставимые по площади с воздухозаборниками капота. Нужны они для охлаждения и сброса давления внутри фюза
  • болтать хвост, как вариант, может из-за очень острых настроек РВ и РН, экспоненты по ним какие?
eurosting

Спасибо за ответ! Отверстия где резать - ближе к хвосту или спереди? Экспоненты 30-50%, расходы только пока на 50% от рекомендуемых. Качает всё-таки кажется по всем 3м осям, думаю что всё-таки центр тяжести не на месте.

Куда можно смещать центр тяжести так, чтобы управляемость не ухудшалась? Я имею ввиду что хуже - смещенный центр тяжести вперед или назад?

Veter1
eurosting:

Куда можно смещать центр тяжести так, чтобы управляемость не ухудшалась? Я имею ввиду что хуже - смещенный центр тяжести вперед или назад?

назад хуже. Но и сильно вперед тоже не сахар. По поводу тряски хвоста то может флатер?машинки нейтраль нормально держат?
А отверстия можно прям за капотом сделать( у меня на су 29 так сделанно)

eurosting
Veter1:

назад хуже. Но и сильно вперед тоже не сахар. По поводу тряски хвоста то может флатер?машинки нейтраль нормально держат?
А отверстия можно прям за капотом сделать( у меня на су 29 так сделанно)

Машинки сидят как влитые, флаттера и люфтов нет. На выходных буду летать по 2 мин и каждый раз акку по сантиметру вперед смещать - у меня там 15 см свободного хода.

А пока буду делать вырез и скорее всего небольшое освещение, а то у меня на расстоянии 100 м уже проблемы с опознанием где верх в где низ - на мелком пенолёте таких проблем нет 😃

Skyhawk
eurosting:

Центр тяжести по инструкции лежит в 100мм от передней кромки крыла - у меня где-то 97-100мм.

А от САХ - это сколько в % получается?

FRUKT:

в днище нужно вырезать отверстия сопоставимые по площади с воздухозаборниками капота.

Выходные обычно раза в 2 больше входных…

spyder3

Те Вы хотите сказать что в безветрие если газ в 50 - 60% поставить, выровнять модель и броисить джойстики то она начинает как от помех колбасится. Ровно она никак не летит. А летит она куда ей вздумается и не предсказуемо, поэтому требует постоянной коррекции. Так? Трудно понять без видео куда её болтает. Если всё с расходами, экспонентами, помехами, центровками ОК - попробуйте поставить пока на пробу пропеллер что-то типа АПС 11Х7 11X8 12X6 12X8 и посмотрите. Потом отпишитесь

FRUKT
Skyhawk:

Выходные обычно раза в 2 больше входных…

Это в идеале, у топикстартера вообще нет никаких выходных:)

eurosting:

и скорее всего небольшое освещение, а то у меня на расстоянии 100 м уже проблемы с опознанием где верх в где низ 😃

Не надо никакого освещения городить, на нижнюю часть крыльев и стабилизатора наклеиваются несколько чёрных или красных полосок от передней до задней кромок и самолёт будет отлично “читаться” в небе на любом удалении.

eurosting
spyder3:

Те Вы хотите сказать что в безветрие если газ в 50 - 60% поставить, выровнять модель и броисить джойстики то она начинает как от помех колбасится. Ровно она никак не летит. А летит она куда ей вздумается и не предсказуемо, поэтому требует постоянной коррекции. Так? Трудно понять без видео куда её болтает. Если всё с расходами, экспонентами, помехами, центровками ОК - попробуйте поставить пока на пробу пропеллер что-то типа АПС 11Х7 11X8 12X6 12X8 и посмотрите. Потом отпишитесь

не совсем колбаситься - это можно себе представиться как шарик, который за ниточку тянут 😃 Самолет летит в том направлении куда я управляю и мотор так сказать тоже летит по “прямой”, а вот хвост как шарик туда-сюда раскачивается и приходится соответственно полёт корректировать.

FRUKT:

Это в идеале, у топикстартера вообще нет никаких выходных:)

Да - отверстий нет выходных, а вот входные немаленькие.

FRUKT:

Не надо никакого освещения городить, на нижнюю часть крыльев и стабилизатора наклеиваются несколько чёрных или красных полосок от передней до задней кромок и самолёт будет отлично “читаться” в небе на любом удалении.

Полоски это конечно мысль - а что за полоски? Есть картинка или пример? Сам самолет, точнее крылья имеет внизу синюю и сверху красную раскраску - по против солнца или в пасмурную погоду этого недостаточно. Думаю желтый цвет будет куда полезнее. По крайней мере на пенолёте с желтой раскраской у меня нет таких проблем.

FRUKT
eurosting:

не совсем колбаситься - это можно себе представиться как шарик, который за ниточку тянут 😃

Да - отверстий нет выходных, а вот входные немаленькие.

Полоски это конечно мысль - а что за полоски?

Может быть абсурдная мысль, но озвучу: а случайно сервы РВ и РН не в центре фюза стоят? При этом выходы тросов или тяг не около РВ и РН, может через отверстия для тяг и вырывается под давлением воздух из фюза вводя рули в трясучку типа минифлаттера?

Выходные отверстия как правило делают под кабиной снизу фюза, чтобы фонарь не сорвало. На Экстре у меня есть специальный отбойник потока от фонаря внутри вниз под углом и в том же месте снизу 2 выреза в фюзе для отвода воздуха, но возможны любые варианты расположения этих отверстий.

Что касается полосок, то выглядит это примерно так:

Жёлтые полоски тоже можно наклеить, но нужно смотреть насколько они будут контрастны на фоне конкретной раскраски твоего крыла.
Удачных полётов.

eurosting

Фонарь держится на двух нейлоновых шурупах, так что самик можно даже за фонарь поднять - не сорвёт.
Смотрел где бы сделать прорезь, но пока не решился резать. Начну сначала с того, что буду смешать центр вперед понемногу, если не поможет, то буду резать.

Насчёт тяг - прорези очень малы, около 2х20 мм, так что особо там много выйти не может.

Проверил люфты тяг. Рули высоты и направления можно макс на пару градусов откланить, но только прилагая нагрузку (без напряжении на серво).

Спасибо за ответы. Дождусь полетов на выходных и всё еще раз проверю. Тогда отпишусь.

Wherewolf

Когда я первый раз полетел на Экстре её относительно сильно колбасило по курсу… оказалось, что это лопата РН от малейшего дрожания пальца на стике… вылечил экспонентой и чуть прослабил тросы…

eurosting
Wherewolf:

Когда я первый раз полетел на Экстре её относительно сильно колбасило по курсу… оказалось, что это лопата РН от малейшего дрожания пальца на стике… вылечил экспонентой и чуть прослабил тросы…

Чтож это вполне возможно и логично - в первый то полёт 😃 Во второй раз надеюсь руки будут меньше дрожать, глядишь и все пройдет, а я тут панику поднимаю 😃