Использование самолётного радиоуправления для катера.
У меня вопрос по возможности нестандартного применения радиоуправления, которое для самолётов.
Сейчас я делаю катер для кругосветного плавания. www.recordboat.narod.ru
Пост управления на этом катере сделан внутри рубки. Это удобно для длительных переходов, но очень неудобно при швартовках, особенно в шлюзах.
Поэтому я хотел бы сделать ещё один пост управления снаружи катера.
При предварительной проработке, мне показалось, что такой пост управления катером можно сделать на основе радиоуправления, причём не в автомобильно-судовой версии, а - в самолётной.
Буду очень благодарен за консультации по подбору необходимого оборудования.
Требуется радиоуправление, как минимум с 6 каналами:
- РУД правого двигателя (рукоятка управления двигателем, проще говоря – газ);
- РУД левого двигателя;
- Реверс правой угловой колонки. Фактически требуется три точки – «вперёд», «назад» и «нейтраль». Я так думаю, что это можно сделать, заменив переменное сопротивление на 3 постоянных, подпаянных к трёхпозиционному тумблеру.4
- Реверс левой угловой колонки.
- «Направо» - дискретная команда, по которой срабатывает реле включения гидронасоса рулевого управления.
- «Налево» - аналогично.
Радиоуправление будет работать на дистанции не более 10 метров.
Главное требование – надёжность.
Большого ресурса не требуется, поскольку включаться оно будет весьма редко. Только при швартовках - бОльшую часть времени системы катера будут управляться врукопашную.
Насколько я понимаю, требования не слишком сложные, но это – когда знаешь.
Прокопался неделю в интернете – в голове каша.
Пока, наконец, не набрёл на Ваш форум.
Итак – конкретные вопросы. Начнём с передатчика.
Я так думаю, что нужен наиболее простой вариант, который обеспечивает надёжность.
Мне понравился вот этот - Hobby King 2.4Ghz 6Ch . banned link
Для РУД можно использовать канал «газа». Второй джойстик заменить на аналогичный от другого варианта. Т.е. – который тоже с тормозом, как положено на «газу». Сразу вопрос – где его можно купить (джойстик)?
На то место в передатчике где расположены триммеры (или пониже) врезать 2 тумблера для управления реверсом.
Вверху врезать трехпозиционный тумблер без фиксации в крайних положениях для управления рулём.
Очень хотелось бы услышать мнение людей компетентных – возможно ли это реализовать?
Может быть, более удобным будет использовать для этого управление другой марки?
По-видимому, тут надо ещё учитывать возможность связи с приёмником, который будет в состоянии управлять мощным серво (на 20…30кг*см.).
Заранее благодарен за ответы.
Возможно, проще будет собрать “свой” пульт, так, как это нужно и удобно именно вам. Алгоритм шифрования сигнала PPM достаточно простой, воспроизвести его можно. Дальше этот сигнал скармливается радиомодулю - там буквально три провода, идет до приемника по протоколу радиомодуля (это уже его забота, не ваша), ну и на исполнительный механизм. Опять таки, с приемника важно иметь сигнал, питание на сервы вы можете подать по самодельной силовой шине. Если исполнительные механизмы разнесены - то свободно можно использовать несколько приемников, абсолютно автономных, но включенных и работающих одновременно. Большинство существующих на рынке систем РУ это позволяют. Вы просто задействуете нужные каналы на каждом приемнике. Ну естественно это не значит, что, к примеру, первый канал одного приемника и первый же канал другого приемника могут рулить независимо разными двигателями - они будут работать синхронно и одновременно, каналы придется разносить. Есть одна большая проблема - современные гигагерцовые системы очень легко экранировать. Даже слой стеклопластика может заметно ослабить прием, не говоря уже о металле или углепластике. Ровно те же проблемы можно получить при заливании палубы водой, к примеру. Касаемо хоббикинга - это хорошо и здорово, но назвать эту аппаратуру надженой всё- таки сложно. В частности, при пропадании сигнала восстановление может занять секунды. Если пользовать - то брать более-менее “брэндовый” модуль. Причем достаточно именно модуля - с чего вы подадите сигнал РРМ повторюсь, совершенно неважно. Ну и пожалуй всё же стоит отдать предпочтение мегагерцовой аппаратуре. Кто знает, как 2.4 поведет себя при суровой, в общем, эксплуатации. Имейте в виду, что в разных странах различны ограничения на мощность сигнала и список частот для гражданского использования.
Спасибо за ответ.
Конечно, сделать свой пульт было бы предпочтительнее, но и значительно более хлопотно. Модернизировать готовый пульт будет значительно проще. Ведь мне всё равно придётся покупать готовый пульт, чтобы иметь комплектно все необходимые элементы.
Возможность использования разных приёмников на разные функции – весьма интересна. Это может потребоваться при компоновке аппаратуры в моторном отсеке.
Я где-то читал про разницу радио-законодательства в разных странах.
Я так думаю, что при использовании радиоуправления в моих целях это вряд ли меня затронет. Радиоуправление будет использоваться кратковременно, на ограниченной акватории. Крайне маловероятно, что я кому-нибудь помешаю, и поймать меня на этом вряд ли возможно.
Информация о возможности экранирования – чрезвычайно важна.
Говоря откровенно, я об этом не подумал. Собственно, потому я и обратился на специализированный форум, что многие «подводные камни» незаметные для «чайника» - совершенно очевидны для профессионала.
Рубка у меня выполнена из двух слоёв фанеры (около 6мм. каждый) и 30мм. пенопласта. Для портативной рации она совершенно прозрачна.
При дожде – она, конечно, будет мокрой. При этом весьма желательно, чтобы не нарушалась работоспособность (на дальности до 10 метров).
При необходимоти, антена (или весь приёмник) могут быть вынесены на крышу рубки.
Если проникающая способность 2,4 ггц для этого недостаточна, то какую аппаратуру других диапазонов Вы порекомендуете?
Например, вот этот подойдёт - LASER 6 FM 40Мгц передатчик (TX ONLY)?
www.hobbymodeli.ru/index.php?productID=162
Конечно, никто не отменял известного правила – «чем мех лучше – тем он дороже», но дорогие модели буквально напичканы функциями, которые мне не нужны и даже вредны. Да, и выкладывать лишние деньги попусту не хотелось бы.
Может быть, Вы порекомендуете какие-нибудь конкретные передатчики оптимальные по соотношению - цена-качество?
Если проблема в плохом обзоре из рубки при манёврах во время
швартовки, то может быть лучше оборудовать катер видеокамерами
в профессиональных брызгозащищённых боксах и надёжными
мониторами, а не использовать “игрушечную” аппаратуру?
Кругосветное плавание - дело нешуточное и не дешёвое, экономить
на безопасности наверное не стоит.
Виктор, прислушайтесь! Самодельный пульт действительно лучше. Наша аппаратура совершенно не защищена. Надежность низкая. Никак не для открытого морского воздуха. Запросто переклинит. Оно Вам надо?
Наша аппаратура продается в отделах игрушек. Думаете случайно?
Если проблема в плохом обзоре из рубки при манёврах во время
швартовки, то может быть лучше оборудовать катер видеокамерами
в профессиональных брызгозащищённых боксах и надёжными
мониторами, а не использовать “игрушечную” аппаратуру?
Кругосветное плавание - дело нешуточное и не дешёвое, экономить
на безопасности наверное не стоит.
Вы соверенно правы.
Предприятие это отнюдь не дешевое, Это я уже целиком проверил на своей шкуре.
Однако на безопасности я не экономил и не собираюсь этого делать.
Как раз из соображений безопасности я сделал на катере круговой обзор. Хотя проще было этого не делать, как убольшинства яхт.
Дело в том, что основная часть плавния будет выполняться в одиночку.
Во то время, когда катер будет находиться в море всё управление будет выполняться изнутри - механикой и гидравликой. Без использования радиоуправления. Оно будет выключено и запаковано в гермомешок.
Однако при швартовках в маринах или в шлюзах - мне надо находиться на палубе чтобы подавать швартовы и одерживать катер.
Вот в этой ситуации и будет использоваться дистанционное управление двигателями и рулём.
Время использования радиоуправления - несколько минут при швартовках и - 15…20 минут в шлюзе.
Аппаратура будет использоваться при небольшой скорости катера. Так, что возможные последствия отказа радиоуправления невелики. Во всяком случае меньше чем возможные последствия потери управления на крупной модели в людном месте.
Сообственно, я и обратился сюда, чтобы сделать это управление надёжным настолько, наскольо это возможно.
Поскольку радиоуправление будет использоваться в закрытых акваториях - из неблагоприятных воздействий может быть, в худшем случае - дождь.
Когда у меня будет на руках весь набор аппаратуры - можно будет посмтреть, какие меры можно принять против осадков.
Но сначала мне надо определиться - что и из чего надо делать?
А почему именно радио? Не проще ли сделать разъем и подключать туда проводной пульт когда это необходимо…
А почему именно радио? Не проще ли сделать разъем и подключать туда проводной пульт когда это необходимо…
Только потому, что этот вариант наиболее простой в реализации.
Кроме небольшой доработки пульта управления передатчиком – всё остальное на уровне простых соединений.
Я уже решал аналогичную проблему с управлением газом бензинового двигателя. Тогда мне нужно было управлять именно по проводам.
Для пропорционального управления надо было делать следящий привод – два сельсина, блок управления и моторчик для привода.
В конце концов, чтобы не искать подходящие сельсины и не городить электронику,
я использовал тот же сервопривод от модели, с управлением им с помощью сервотестера.
Однако, и там не обошлось без заморочек.
По длинному проводу (который между сервотестером и сервоприводом) шёл цифровой сигнал, и там возникали помехи, которые вызывали сбои в работе системы, особенно, при запущенном двигателе.
Пришлось поставить сервотестер рядом с приводом, а по длинным проводам пустить аналоговый сигнал. Для этого я убрал переменное сопротивление из сервотестера и перенёс его на пульт управления.
Из сообщения коллеги Ive, я понял, что при размещении приёмника в фанерной рубке лучше использовать аппаратуру, которая работает в мегагерцовом диапазоне.
Мониторинг по интернету показал, что таковые бывают на частоты - 35, 40 и 72 мегагерца.
Буду благодарен, за разъяснения по следующим вопросам:
-
Какую аппаратуру следует предпочесть, если управление будет вестись на небольшой дистанции, но через фанерную рубку?
-
Какой простой передатчик (и где) лучше приобрести, если ориентироваться на соотношение цена-качество? (С наименьшим количеством сервисных функций.)