Взлет с шасси, необходимая энерговооруженность и др. критерии
Доброго времени суток.
Собираю модель на основе вот этого ARF-набора: Triwon EPO KIT Glider 1200mm (ARF).
Модель первая, “летал” только в симуляторе (и то в FMS). На счет взлета с рук или с ВПП - это вопрос отдельный.
Здесь меня интересует, может ли кто-то привести примерные критерии, которым должен удовлетворять самолет (модель, конечно), для самостоятельного взлета с ВПП, как то:
- необходимая энерговооруженность;
- связь с нагрузкой на крыло;
- любы другие факторы (может, я что-то упускаю).
Вопросы устойчивости сюда не отношу. Мотивация такая:
- мотопланер, например, вряд ли взлетит самостоятельно - значит есть критерий как минимум по энерговооруженности;
- в параметрах своей модели не уверен (пока не все готово и не взвешено/не измерено; естественно, на этапе выбора компонентов минимальные прикидки делались, хотя было это очень давно) и хотелось бы сделать какие-то расчетные прикидки.
Немного off-topic’овый вопрос по шасси - штатное (видно на втором и четвертом фото по ссылке) мне кажется маленьким до безобразия. Реально-ли его использовать на чем-то более бугристом, чем паркет?
Опять же, есть колеса побольше, но тут вес и влияние на полет (извиниите, что про колеса без параметров - далеко сейчас; а сами они из старого металлического конструктора с деталями в дырочках и в синей такой пластиковой коробке :) ) - стоит попробовать поставить бОльшие, если захочу “поездить”?
Надеюсь, тема приемлима для раздела и я не промахнулся с его выбором.
Дополнено
Вообще говоря, сейчас глянул на “паспортный” полетный вес набора и вспоминаю паспортную тягу своего мотора - 440 г полетного веса и ~400 гс тяги. Думаю, если эти цифры у меня сильно не ушли от паспортных, взлетит оно даже под горку :)
ту-154 вольно летает при тяговооруженности 30% - и это в общем справедливо и для модели - была бы полоса длинной. но вообще, чисто для удобства, спокойные копии имеют 70-100%, тренеру надо 120, а злые пилотаги и за 200% имеют…
Выкинье это из головы, а упор делайте на качество сборки: ровность и симметричность, надежность, отсутствие люфтов, центровку. И желательно (но не обязательно, если того требуют свойства, перечисленные ранее!) без лишнего веса.
Уверяю вас, модели умирают не от того, что моделист плохо подумал как связать тяговооруженность и наличие шасси 😃
мотопланер, например, вряд ли взлетит самостоятельно
Э…, а как же он тогда взлетает? С “толкача” что-ли?
У F5B планёра энерговооруженность такая, что он за считанные секунды набирает высоту под 200 метров и потом еще на “динамке” метров 50-70…
А по сути если самолет первый, то лучше иметь запас ну скажем соотношение тяги к весу больше 1. Опытный пилот поднимет и при 0,5-0,7
Глянул ссылку - в Вашем случае как раз претензия на мотопланер. Могут быть очень вялые реакции на элероны - маленькое плечо из-за их близкого расположения к оси модели. Так что лучше это заранее как-то учесть
Давным-давно, когда аккумуляторы были кадмиевые а электромоторы коллекторные, для взлёта с шасси было достаточно статической тяги в 50% от веса модели (для планера и импеллера меньше) а в ваттах на кг ~80ватт. Тренер с 100-120ватт/кг летает, модель истребителя с 200-250 ватт/кг летает интересно, >300 ватт на кг очень интересно.
Самолету классической схемы нужно:
- для горизонтального полета 0,3
- для взлета 0,5
Товарищи, используйте для создания подъемной силы КРЫЛЬЯ!
Благодарю за интересные сведения и своего рода статистику! Это именно то, что я хотел услышать.
ADF, с замечанием про акценты могу согласиться, но надеюсь, что одно другому не мешает :)
Komandante, я не имел в виду всякие “хотлайнеры”… но, видимо, ошибался и в том, что планеры с мотором тоже могут затягивать на небо леером ( Буду учить матчасть :)
Весь планер с потрохами на весах дает около 450 г, так что беспокоиться не о чем (кроме урожая морковок, естественно). Померю, ради интереса, и статическую тягу при случае.
Как бы правильнее выразиться, модельки портятся от трения об землю. Как на взлёте так и на посадке, причём результативность( фатальность повреждений) примерно одинакова. Поэтому рекомендую стартовать с руки , если моделька не пяток килограммов. Да и есть шанс кружок в воздухе сделать, да десяток секунд порулить.А не кувыркнуть через крыло с влетанием в самый большой камень на дороге. Взлетать с полосы , тем более не имея навыков ни рулёжки, ни подлётов шансы даже просто взлететь - минимальны. Тем более твёрдая полоса ( бетон,асфальт и прочее) причинят больше вреда , чем бросок самолетки в невысокую траву.Так что не создавайте себе самостоятельно проблемы. А ватты , амперы ,кубики литры коэффциэнты, это потом, когда в воздухе держаться научишся.Да и приземляться одним куском.
С уважением John_K
Иногда шаськами называют кусок проволоки , предназначенной для сохранения пропеллера при касании поверхности на посадке. Колёсья по факту тут несут декоративную функцию. По сути это мягкий предохранительный костыль, или амортизационная скоба. Боюсь на выбранном Вами аппарате , проволочки вышеозначенные, отнюдь не предназначены для взлёта.
Иногда шаськами называют кусок проволоки , предназначенной для сохранения пропеллера при касании поверхности на посадке. Колёсья по факту тут несут декоративную функцию. По сути это мягкий предохранительный костыль, или амортизационная скоба. Боюсь на выбранном Вами аппарате , проволочки вышеозначенные, отнюдь не предназначены для взлёта.
Кстати, интересная точка зрения :) Правдоподобная, в данном случае. По прихожей, конечно, и на них ездит, но это точно не показатель.
ящетаю што этому пепелацу шасси вопще не нужны, поэтому снять нафиг
винт складной, даже с нескладным пользовацца тормозом, такшто шлепать на брюхо и все дела!
Вообще говоря, сейчас глянул на “паспортный” полетный вес набора и вспоминаю паспортную тягу своего мотора - 440 г полетного веса и ~400 гс тяги. Думаю, если эти цифры у меня сильно не ушли от паспортных, взлетит оно даже под горку 😃
Шасси такой модели не нужны, мешать только будут, цепляться за буераки. Тем более что модель у вас первая и садиться она будет не там где вы хотите а куда получится. С взлетом с руки для такого малыша нет проблем даже в одиночку. Но для начала лучше с помощником.
Тяги хватит за глаза. Для примера: у меня самодельный планерок почти вашего размера (размах 1400, масса 410) летает с 26 грамовым двигателем 28-05 1600об/в ( banned link ). Тяга со складным винтом в районе 200 с копейками грамм. Высоту конечно набирает достаточно медленно но зато в процессе набора можно сразу потоки обнаруживать.
Вот можете бить меня и кидаться помидорами - но ИМХО для первого взлета таки нужны колеса и качественная полоса. Ну, сразу после симулятора… Ибо правильно кидать модель тоже надо научится. И если нет рядом человека, который это делать умеет - то пролететь модель имеет шансы ровно столько, сколько потребуется времени чтобы отпустить модель и поймать стик. Позволить модели набрать скорость в горизонтальном полете, а то и с потерей высоты, в метре от земли - очень тяжело. Дальше следует элеватор на себя, завешивание, срыв и морква. Гораздо проще разогнать модель на колесах, а потом спокойно, с запасом скорости взлететь.
Для указанной модели, конечно, это применимо с трудом, её действительно придется кидать… Но не поленитесь, прежде чем запустить мотор - потренируйтесь просто бросать самолет, посмотреть - ровно ли летит, сколько с руки летит, и так далее. Дача газа на таких штуках - плавная и ПОСЛЕ отрыва от руки. Модель долна полететь “с толкача” - и уже потом вы газом должны плавно её разогнать и поднять выше, притом не свечкой - на это вашего мотора не хватит - а под углом градусов 30. Для этого крайне желательно, чтобы модель по прямой уже умела лететь самостоятельно - поэтому бросайте с руки без мотора, пока не уверитесь, что всё окей.
Доброго и вам.
Ответы на вопросы.
Тяговооруженности много не бывает. Шутка.
Тяговооруженности должно быть под задачу.
Но хорошая идея, если опыта мало, иметь хотя бы чуть больше 1.
> связь с нагрузкой на крыло;
Никакой связи не усматриваю. Поскольку с любой нагрузкой, если тягоовооруженность > 1 - полетит вертикально и с укорением.
Другое дело - как полетит.
так взлетает не самая мощная F5B
Колеса на пилотажку аль любую другую модель стартующую с шасси - в зависимости от полосы.
Есть прямая эмпирическая связь: гармоничность = необходимая достаточность. (есть надежда что у вас со вкусом и чуйством гармонии все хорошо)
Про шасськи.
> По прихожей, конечно, и на них ездит, но это точно не показатель.
Венгерочкой (резиночкой) их стяните, и все будет хорошо.
> 440 г полетного веса и ~400 гс тяги
И взлетит, и полетит. Только не завешивайте на взлете. Дайте модели скорость набрать.
И взлетит, и полетит. Только не завешивайте на взлете. Дайте модели скорость набрать.
+100… разбег начинать медленно, постепенно набирая скорость. В момент отрыва ничего не менять! как будто ты еще по бетонке бежишь… а вот наберет скорость, тут и полет начинается!
а тяговооруженность на предпоследнем месте.
+100… разбег начинать медленно, постепенно набирая скорость. В момент отрыва ничего не менять! как будто ты еще по бетонке бежишь… а вот наберет скорость, тут и полет начинается!
а тяговооруженность на предпоследнем месте.
Вы бы посмотрели про какую модель разговор идет. Где вы видели чтобы такие мотопланеры с колес летали?
Вы бы посмотрели про какую модель разговор идет.
лопухнулся малость😍😍😉
+100… разбег начинать медленно
Дмитрий,нам с тобой в другую ветку.Женёк, купил Мустанга 51(ЕПО-160см),ну очень красивый,а Владимир выложил видео полётов=красота