Ловись Акула большая и маленькая!
За все полеты умерло 3 сервы.
А какие марки? Чтоб на грабли не наступать.
Подумываю над 3-м вариантом Рыбки. Немного изменю конструкцию.
Вот теперь, после испытаний и доработок это будет настоящий, продуманный рекомендуемый к постройке самолет. Так что ЖДЕМ-С.
Маленькую планирую строить в ближайшее время на замену ультрону.
А какие марки?
Чуть выше - второй пост. Поведал все по честному. БЭЗ утайки! 😒
Чтоб на грабли не наступать.
Дело не в граблях! Выбор серв дело не совсем простое и для меня очень сложное. Потому как либо дорого, либо плохо. Выбрал дешевый №2. Сервы вполне рабочие. Вопрос в том как летать? Блинчик и чуть колбасни вопросов не вызывает. Сервы отработают год и переселятся на следующий мелко-пенолет. Я говорил о жестком 3D управлении. Кувырки на скорости, резкий (рывком) вывод из пикирования, блендеры-водопады, штопоры на ноже… Усилия на рули очень большие. Поэтому мелкие сервы не выдерживают. Особенно на РН. Пластик 3,5кг прожил дольше. Затем срезало зубья… Поэтому сюда просятся MG с усилием 3,5кг.
Выбор невелик. Основная масса это трясущееся, заклинивающее, сгорающее г… Последние Хайтеки HS-65MG HS-5065MG у народа стали гореть. HS-85MG менее точные. Мож сойдут?
Вот теперь, после испытаний и доработок это будет настоящий, продуманный рекомендуемый к постройке самолет. Так что ЖДЕМ-С.
Эээ… Смотря в чем продуманный! Конструкция силового каркаса, кол-во шпангоутов, усиления изменится незначительно. Из двух построенных рекомендовать можно любой. Смотря что Вы хотите получить. Простота изготовления (особенно новичком), жесткость, крашеустойчивость - в каждом. А вот полет немного отличается…
Приходилось сравнивать Большую Рыбку с другим самолетом, немного похожим внешне, почти одинакового размера и веса. Погода была обычная - ветерок. Рыбка летала почти ровно, тряслась мало. Другой самолет кидало и бросало. Управлялся тяжело. Лететь можно было только на большой высоте. Высота ниже 5 метров - опасность не успеть вырулить…
Ну очень интересно!!! В чем причина? В тот день у Рыбки была нейтральная центровка, с которой в ветер не рекомендовалось бы летать… На другом самолете, в надежде получить больше устойчивости, ЦТ двинули сильно в перед. Помогло, но мало. Пролазил весь самолет с линейкой, просчитал к-нты. По результатам расчетов увеличили площадь стабилизатора и киля. Новый парный полет (с новыми к-тами устойчивости, теперь больше, чем у Акулы) показал, что мой мозг отказывается понимать причину…
Поэтому сейчас я не буду отходить слишком далеко. Внесу изменения, только по увеличению “вертлявости”.
Размах 850мм
Мотор TR2830 kv1050. Винт 10х4,7
Аккумулятор 1050ма/ч 3S Rhino
ESC 25A
Серввы HXT900
Взлетный вес 600гр
Нагрузка на крыло 28гр/Дм2
Андрей,
У вас вес расчетный, или фактический? Как-то не верится, что самолет таких размеров весит 600 грамм!
Вот пилотажка из потолочки на снимке в этой теме rcopen.com/forum/f22/topic282149/81 (пост №95) с размахом крыла 1070 мм, длиной 990 мм, более тяжелой мотоустановкой весит 630 грамм. Метровые самолеты с сопоставимой мотоустановкой весят примерно 450 грамм без шасси. За счет чего такой вес?
А так, замечательные модельки!
Успехов в творчестве!
Маленькую планирую строить в ближайшее время на замену ультрону.
Дык, Ультрон вроде и так 3D!
Андрей, У вас вес расчетный, или фактический? Как-то не верится, что самолет таких размеров весит 600 грамм!
Размах 850, а длина фюзеляжа большая. Он короткокрылый. Большая Акула, наоборот, “полноразмерная”. Не смогу заново взвесить самолет. Его больше нет. Все, что осталось - записи на бумажке. 600 гр. это взлетный вес. Если и было меньше, то от силы 550… По полету - порхал.
Метровые самолеты с сопоставимой мотоустановкой весят примерно 450 грамм без шасси.
Вес электроники для метрового - 350 гр. Вес скотчевой обтяжки - 50 гр. На самолет остается 50 гр…
А теперь вопрос: Что произойдет с таким самолетом при морковке? 😃
ИМХО учиться 3D нужно на ЕРР или крепком самолете из потолочки. Иначе сплошные ремонты… 😦
Вчерашние и сегодняшние полеты проходили с центровкой 95мм от ПК. Это дальше нейтральной точки. Решил попробовать. Вот и попробовал! Вполне летается
Андрей хотелось бы видео если есть с такой центровкой. Самолёт понравился. За коменты не переживай смотрят значит интересно и полезно.
Что произойдет с таким самолетом при морковке?
Андрей,
Строительную механику летательных аппаратов довелось проходить в институте и потом применять на практике. Могу вас заверить, что “морковка” не входит в число расчетных случаев при оценке нагрузок. Есть известное выражение “An aircraft designed to fly well, flies well. An aircraft designed to crash well, crashes well.”
Может быть пересмотреть философию проектирования? С вашими навыками пилотирования не верится опять же, что у вас сплошные краши.
По весовой сводке:
Мотор - 80 г
Батарея - 96 г
Регулятор - 22 г
Сервы (11 х 4) - 44 г
Приемник - 10 г
Всего 252 г
Добавьте провода, разъемы, пищалку. В 300 грамм можно уложиться легко. А если вы прикините нагрузку на сервомашинку элерона, то увидите, что и НХТ 500 вполне справятся. Значит еще пару грамм можно скинуть.
Интересные дела. Народ заходит, тему читают. Но никаких комментариев.
За коменты не переживай смотрят значит интересно и полезно.
Это не критика, а рекомендации. Прислушаться или нет - вам решать.
Успехов в творчестве!
Вес электроники для метрового - 350 гр. Вес скотчевой обтяжки - 50 гр. На самолет остается 50 гр…
Взвесил заново. Делаю поправку.
Вес электроники 299 грамм + 50 скотч. Т.е. на самолет остается 100 гр! (планер, шасси, тяги, кабанчики, саморезы крепления)…
Могу вас заверить, что “морковка” не входит в число расчетных случаев при оценке нагрузок.
Делал под себя. У меня входит! Пусть мои морковки не совсем морковистые, но пока не могу их избежать. Опыта маловато…
С вашими навыками пилотирования не верится опять же, что у вас сплошные краши.
Не сплошные, конечно, но несколько раз за полетушку набираются. 😁
Например из последних:
- Лечу роллинг хариер. Начал с высоты 3м. Многовато. постепенно снижаюсь. Дошел до 1-1,5м. Самое то! Разворачиваю и лечу к себе. Думаю - как бы не ошибиться на такой высоте… Подлетел поближе и…шмяк! 😃
- Иду на посадку. делаю разворот на высоте 1 метр. Компенсатором РВ цепляю сорняк…бух! 😃
- Вишу на 2м. Надо снизиться и погладить травку хвостом. Снижаюсь. Опять цепанул за сорняк…оба-на! 😉
- Длинная прямая на ноже. Прохожу в стороне от дерева. Ан нет! Угодил точно в дерево! 😁
А если вы прикините нагрузку на сервомашинку элерона, то увидите, что и НХТ 500 вполне справятся.
Прикинул для элеронов бА. Исходные данные:
Размеры по чертежу.
Угол отклонения 45 град.
Качалка 1:1
Скорость 60 км/ч
Получено расчетное усилие 48 Нсм или 4,8 кГсм
Для мА:
расчетное усилие 37 Нсм или 3,7 кГсм
900-е не выдерживают, а Вы советуете 500… 😦
Вобщем я все понял! Кому хочется 200гр, тот летает на слойке или делает 200 граммовую Акулу. Не возражаю! 😎
Андрей хотелось бы видео если есть с такой центровкой.
Игорь, постараюсь на след. Неделе. У меня с закачкой сложности…
На словах так:
- Триммирование чутка уходит. Подстраиваем.
- В горизонтальном полете больше проявляется зависимость от скорости. На маленькой задирает нос, на большой - опускает. Сначала неприятно, на 3-й батарейке перестал замечать. Можно попробовать скомпенсировать еще бОльшим выкосом вверх. Пока не делал.
- На хариере меньше раскачка.
- Полет на ноже меняется. Т.е. меняется зависимость РН - РВ. До этого отклонение РВ имело разный знак, с ЦТ 95мм один знак, но разные %.
- Очень резко (моментально) встает на “Стену”.
- Квадратные петли (писал выше) резкие. Поворачивается почти на месте.
- Быстей реагирует на РВ. С одинаковым расходом придется меньше отклонять стик. Очень заметно на посадке. Ведешь ее на обычной скорости. Даешь ручку, и перебрал! Потеря скорости - уходим на 2 круг… Вобщем несколько пробных заходов и все войдет в привычку.
- Как летает в ветер - незнаю. Полеты были с ветром не больше 2м/с и затем полный штиль. Теоретически должно быть хуже.
- Для выполнения размашистых фигур приходится точнее подруливать РН.
- После триммирования в горизонт переворачиваем в инверт, отпускаем стик - самолет идет вверх! Т.е. ЦТ за нейтральной точкой!
По началу неудобно поддавливать стиком “вверх”. Раньше то в инверте давили “вниз”… 😦 - Отвесное пикирование - склонность к уводу на шасси.
Пока летается вполне!!! Даже не ожидал! Для эксперимента задвину еще назад, посмотрю. Только начинкой больше никак! Все стоит в самом заднем положении. Приклею на хвост болтик. Вобщем посмотрим!
Дык, Ультрон вроде и так 3D!
Да 3Д, но хочется чего то нового. Ультрон не единожды был чинен крыло за 2 сезона уже не очень хорошего качества. Летаю не часто, но быват прикладываю его (ультрон).
У меня все метровые пенки весят 550-600.Падения у меня тоже ЗАПЛАНИРОВАНЫ.Мне нравится пилотаж на малой высоте,а это подразумевает падения.У каждого свое видение пилотажа,но я пробовал хлипкие самолетики и мне НЕ ПОНРАВИЛОСЬ.Во первых -ветер,который дует постоянно у нас,легкий самолет просто уносит,во вторых -полоса,которая у нас сплошь из толстой травы,любая посадка ведет к ремонту,ну и в третьих стиль моих полетов подразумевает периодические падения с небольшой высоты на небольшой скорости и самолет их должен выдерживать,это не о морковках с 40 метров.Мне понравилась самолетка потому,что совпадает по концепции с моими самолетами.Основные моменты,к которым я пришел-крыло без нервюр,они там на не нужны,согнутая потолочка,но зато мощный лонжерон-сосна(14x8 центр-14x5конец)вот и вес,но я на этой палке по земле кувыркаюсь,иногда пара потолочных лонжеронов для поддержки обшивки,в фюзеляже продольные полки 3-4шт(включая верх и низ)одна обязательно бальзовая,все кромки окантованы 2мм бальзой для жесткости(опять вес)ну и скоч везде(тоже ввес),на экстре еще от мотора до первого шпангоута вдоль наклеены бруски 10x10мм ЕРР,играют роль аммортизатора,благополучно выдержали удар в ствол дерева на высоте 1м при посадке.
Ультрон не единожды был чинен крыло за 2 сезона
Тогда есть смысл поменять!
У меня все метровые пенки весят 550-600.Падения у меня тоже ЗАПЛАНИРОВАНЫ.Мне нравится пилотаж на малой высоте
ААААА!!! НАШ ПАРЕНЬ!!! 😃 😃
это не о морковках с 40 метров
Разумеется!!!
крыло без нервюр, иногда пара потолочных лонжеронов
Точно! Получается гораздо прочнее!
Добавьте провода, разъемы, пищалку. В 300 грамм можно уложиться легко. А если вы прикините нагрузку на сервомашинку элерона, то увидите, что и НХТ 500 вполне справятся. Значит еще пару грамм можно скинуть.
Товарисч, походу, попутал F3P и уличные самолеты. Борьба с весом отрицательно сказывается на борьбе с ветром 😃
Прикинул для элеронов бА. Исходные данные:
Размеры по чертежу.
Угол отклонения 45 град.
Качалка 1:1
Скорость 60 км/ч
Получено расчетное усилие 48 Нсм или 4,8 кГсм
А нельзя ли поподробнее про методику? Может и я воспользуюсь. А то ведь вот статья: www.rcdesign.ru/articles/radio/servo_intro
А вот цитата: “Итак, если площадь руля измерять в квадратных дециметрах, хорду руля в сантиметрах, скорость полета в километрах в час, угол отклонения руля в градусах, а получающийся шарнирный момент в граммах на сантиметр, то формула примет такой вид: М=0,00024*S*b*d*V 2. Для примера, рассчитаем момент, необходимый для управления рулем высоты типичной тренировочной модели самолета, задавшись следующими параметрами: площадь руля высоты - 2,5 кв. дециметра, хорда руля - 5 сантиметров, скорость полета 100 километров в час и угол отклонения - 20 градусов. Подставляя значения в формулу, получим: М=0,00024*2,5*5*20*100 2. Вычислив, получим М=600 грамм на сантиметр, то есть 0,6 кГ/см.”
Скорость у вас задана меньше, но даже на такой скорости вы не будете отклонять элерон на 45 градусов. Этого просто не нужно на этой скорости.
Товарисч, походу, попутал F3P и уличные самолеты.
Уважаемый Дмитрий!
Я ничего не попутал. У меня все самолеты уличные.
Что касается крашеустойчивости, то у меня основным силовым элементом конструкции фюзеляжа является горизонтальная платформа из коропласта (сотовый полипропилен) 3 мм с вырезами где нужно. Она упирается в моторный шпангоут и доходит до задней кромки крыла. Далее ее срединная часть вырезана и оставлены как-бы две длинные ножки-рейки. Они сводятся вместе к хвосту. Такая же пластина, поставленная на ребро, является центральным силовым лонжероном крыла. Удельный вес пластины из коропласта вдвое меньше дерева и при ударе она не ломается.
Успехов в творчестве!
Хотел вычертить фюз, не хватает размеров кое-каких (нет привязки для киля т.е. размеры вроде есть, но откуда начинать или какой угол фиг его знает)сделал как мне это виделось. Для маленькой акулы не широковат ли фюз?
Получается сейчас делаю, но не совсем акулу, а что то свое… Кырло по передней кромке имеет сужение в 10мм профиль в корне NACA 0016-30-20 с тупым носком общая толщина профиля с обшивкой из потолочки 31мм (уточню) концевой профиль NACA-0013. Размах без законцовок 830+ законцовки по 50мм. 4 нервюры из фанеры, лонжероны- 2 липовых рейки 5х3 между рейками вклеена потолочка. После обшивки потолочкой жескость крыла сумашедшая при весе в 78гр без скотча и элеронов. Элероны будут наборные из липовых реек как и стаб, РВ и РН (6х3). Планируется стаб, РН и крыло сделать съемными для удобства транспортирования. Знаю что для метровых моделек это нагоняет вес но возить такую модель в маршрутке собраную нет возможности, а своего транспорта у меня нет. По поводу веса ультрон с батареей 1,3а*ч 2S весит 450гр и это уже не однократно ремонтированный. В ветер больше 3 м\с летать не комфортно постоянно кидает. За то в штиль планирует почти при нулевой скорости, а не валится камнем вниз. Этот же ультрон был нагружен более тяжелой батареей при полетном весе в 570гр вполне себе летал в ветер 3 м\с. Тут нужен компромисс по весу. Опять же для фана чем легче тем проще удержать модель в штиль.
А нельзя ли поподробнее про методику?
Калькулятор Rudermoment_V14
Не помню, какие в тот раз вводил данные. Сейчас приведу 2 варианта близкие к правде. Скорость 100 и 60 км/ч. Акула не летает 100 км/ч. Только в качестве примера как скорость оказывает влияние на момент и как машинка может завернуться в узел, когда от нее ждут помощи в выводе из штопора…
А то ведь вот статья
Дык, Юрий, статья хорошая. Но читать ее нужно всю. После расчета машинки там куча “если да кабЫ”…
Еще хочу остановиться на этих строках:
Момент в 3 кг/см означает, что сервомашинка будет тянуть тягу, шарнирно закрепленную на качалке в 1 сантиметре от ее оси с силой в 3 кг
Имеем машинку HXT900. В ее ТТД написано: Torque : 2.5 kg-cm, а в названии 1.6kg.
Что это означает и с какой силой машинка сможет тянуть тягу с качалкой высотой 1см?
Отвечаю: Цифры означают китайские попугаи. Тянуть сможет с усилием 0,9-1,2 кг.
Раньше я проводил тест машинок, которые на то время были в наличии. Результаты плачевные! Чем более китайская машинка, тем более дерьмовее результаты… Были машинки с заявленными 12кг усилия. На деле выяснилось, что при нагрузке выше 4кг серва работает неудовлетворительно. Более 5кг использовать невозможно! Больше всего понравились Хайтеки. У них ближе к истине и меньше просадка под нагрузкой.
Давайте поразмышляем… Имеем некоторую серву с заявленными 3,5кг. Будем использовать на самолете с расчитанной нагрузкой 3кг. Вроде все нормально. Проверим серву “на вшивость”. Включим и нагрузим качалку усилием 2кг. Часто случается, что Пусть серва выдержит нагрузку, но сместится на большой угол… Это означает, что ближе к предельной нагрузке серва не будет отрабатывать рулями. Например при выходе из пикирования рули не отклонятся и самолет будет разбит…
Вопрос по сервам не прост, но давайте закончим в этой теме обсуждать расчеты, статьи и т.д по сервам! 😈 😈 😈
Рядом есть ветка, где тему загадили именно сервами. Разжевали все! А спустя 1 страницу опять пошли вопросы по кругу!!!
Андрей,
Дело вовсе не в том, что может или не может серва. А в том, какие нагрузки действуют на модель. И от этих нагрузок нужно плясать, выбирая начинку. А то ведь вот что получается:
Взлетный вес 600гр
Получено расчетное усилие 48 Нсм или 4,8 кГсм
Элеронов два. Летел себе самолет со скоростью 60 км/ч и вот вы отклонили элероны так, что набегающий поток создал усилие 2 * 4,8 кГ = 9,6 кГ.
Делим на массу самолета и получаем перегрузку 9,6 / 0,6 = 16.
Дальше думайте сами. Извините, что встрял не по делу. Больше не отвлекаю.
Успехов в творчестве!
не хватает размеров кое-каких…сделал как мне это виделось.
Правильно сделали. Обводы фюзеляжа, его фонарь - я рисовал от руки. Основные-главные размеря есть на чертеже.
Для маленькой акулы не широковат ли фюз?
Широковат. У нее и крыло очень широкое. Это типа Фан-а самолет с коротким, но широким крылом и широким фюзеляжем. БА наоборот, получается ближе к классике 3D.
делаю, но не совсем акулу, а что то свое…
Главное, что бы летала и радовала Вас!!! 😃
Планируется стаб, РН и крыло сделать съемными для удобства транспортирования. возить такую модель в маршрутке собраную нет возможности
Вожу в городском автобусе 1,1м… Но не в час пик! Нормально умещаюсь недалеко от дверей.
Тут нужен компромисс по весу. Опять же для фана чем легче тем проще удержать модель в штиль.
Еще требуется привычка! Например летаю на легком. По ощущениям не нравится… Загрузил потяжелее - лучше. Еще тяжелее - еще лучше. Еще тяжелее - плохо! Тяжело…
Сдвигаю центровку в зависимости от ветра. Также можно пригружать батарейкой потолще.
Еще могу сказать по МА: Обязательно большие элероны с большими углами отклонения. Полеты на МА и полеты на похожей модели показали, что они малочувствительны на отклонение элеронов. Сначала это вводит в ступор 😃, затем просто увеличиваю расходы и летаю! Короткое крыло это меньшая длина приложенной силы и значит меньшее усилие на изменение крена. Но 100% расходы оказывают торможение и снижают скорость. МА более тихоходная. БА побыстрее.
Элеронов два. Летел себе самолет со скоростью 60 км/ч и вот вы отклонили элероны так, что набегающий поток создал усилие 2 * 4,8 кГ = 9,6 кГ. Делим на массу самолета и получаем перегрузку 9,6 / 0,6 = 16.
Уважаемый…теоретик… не хочу засирать тему, но ВЫ глубоко ошибаетесь.
Перед вчерашними полетами вскрыл 900-ю серву РВ. Срезаные зубья главной шестерни. 😦 Менять нечем. Посылка с сервами еще не пришла, а шило на мыло…смысла нет. Вобщем перевернул шестерню, что бы сломаные зубья не попадали в зацепление. Пошел летать. Было 6 батареек. После 3-й эта серва задрожала. На 4-й пришлось триммернуть чуть на кабрирование. На 6-й аварийная посадка - срезало оставшиеся зубья…и качалка перещелкнулась на 2 щелчка по зубьям…😃 На земле сдвинул качалку, пошевелил рулями. Если сильно не упираться, можно полетать. 😒 Вобщем 6-ю батарейку (+1 батарейку дал товарищ) летал блинчиком. 😕 Серва даже позволила сделать посадку. 😅 900-е все, кроме одной чиненые и еще замененые. MG держится…
Вчерашний полет на другом самолете (взлетный 750гр) серва хвоста - 1,6кг. Делаю петлю на ноже. Хорошо идет! При выводе, в нисходящей части траектории, самолет плохо слушается РН. Дал на всю!!! Толку нет! Нисходящая под 45 град вниз и без намека на выправление траектории. Так и шел вниз…пока позволяла высота. 😃 Затем пришлось прекратить и вывести самолет обычным способом. 😦
По размерам плеч качалок (на серве качалка больше) получается около 1,2кг может дать серва. Не дала…😠
Чуть чуть фоток новой модельки за основу взята акула маленькая:
Вес конечно не радует, в таком виде 250гр правда там еще не запилены стаб РВ и РН грамм 30 удастся скинуть. Все из -за вот этого:
Перестарался с усилением передней части…
Как сказал один на форуме: “от морковки это не спасет а весу добавит прилично”.
Элероны очень жесткие в таком виде толщины 7 мм по передней кромке по задней 3 мм.
Вес конечно не радует, в таком виде 250гр
Наверное идет под 600… Однако бОльшая часть пройдена! 😃 Скоро завершение?
Перестарался с усилением передней части…Как сказал один на форуме: “от морковки это не спасет а весу добавит прилично”.
ИМХО в передке есть лишнее дерево. У меня меньше и довольно крепко.
Тот рассказчик не прав! Смотря какая морковка и какое усиление! Например свой бью, бью, а он еще не разу не развалился!!!