биплан для обучения, для боя, для фпв

ZAMolet

Нашел у себя в архиве видео. Как то было дело летали на бипланчиках с лентами. Типа контактного боя устраивали. Правда видео с захватывающими моментами нет))) все как то получалось, то камера выключена, то оператор сам летать хочет…
Ну вот то что есть

Fisher15

Облетал биплан. Ну и сам научился.Отлетал полторы батареи, было около десятка полетов, минут тридцать полетал. Потом усилился ветер, пришло стадо коров и прилетело три орла - полеты пришлось свернуть. Облет был с мотором EMAX XA2212 1400KV, проп - карбон APC CF 8040. Батареи были 2200 и 1500. Взлетный вес - 790 грамм. Тяга мотора превышала взлетный вес. Взлетал с земли. С рук не рискнул - самолет тяжеловат. К носу снаружи прилепил скотчем 75 грамм свинца и подушку толщиной 2.5 см из упругого вспененного незнаючего, для защиты батареи при падениях. Один раз заморковил колом в землю с четырех метров (зарулился) - без последствий - только приоткрылась крышка батарейного отсека.
Биплан уверенно летает. Для горизонтального полета достаточно 20-30% газа - при этом он вальяжно устойчиво плывет. При газе 70-80 - несется, как ужаленный. Крутит петли из горизонтального полета без разгона пикированием при газе свыше 75%. Слишком отзывчив на стик крена - приходилось управлять движениями 3-4 мм при экспоненте по каналу минус 100%. Из-за РН и заморковил. Здесь я наверное сам виноват - увеличил рулевую поверхность на 30% (РН показался маленьким). При изменении газа направление полета не меняет. По тангажу проблемы. При газе 80-100% -нормально, легкое кабрирование. При газе 50-70% нужно давать на половину ручку от себя, что бы биплан летел ровно. При газе 20-30% приходится полностью давать ручку от себя, чтобы он летел ровно, иначе уходит вверх. С отключенным двигом и брошенной ручкой биплан отлично планирует и сядет сам без повреждений. При при посадке на выдерживании с отключенным двигом приходится полностью тянуть ручку на себя. При этом руль высоты затриммирован на 10 градусов вниз. Похоже нужно уменьшать угол установки стабилизатора. Или менять угол установки мотора. Прошу совета.
За качество видео извиняйте - снимал ребенок.

Вот на фото положение руля высоты в горизонтальном полете чтоб ровно летел при газе 25-30%

Андрей_Васильев

Мои поздравления!
Пережитые впечатления обычно стОят гораздо больше затраченных ресурсов. Тем и прекрасно любое хобби 😉

ZAMolet

Поздравляю Максим! Супер. Спасибо за видео, оператору отдельная благодарность за терпение)))

Fisher15:

увеличил рулевую поверхность на 30% (РН показался маленьким).

Это да, увеличивать не надо было. Киль находится в прямом обдуве поэтому очень чуствителен.

Fisher15:

По тангажу проблемы. При газе 80-100% -нормально, легкое кабрирование. При газе 50-70% нужно давать на половину ручку от себя, что бы биплан летел ровно. При газе 20-30% приходится полностью давать ручку от себя, чтобы он летел ровно, иначе уходит вверх. С отключенным двигом и брошенной ручкой биплан отлично планирует и сядет сам без повреждений. При при посадке на выдерживании с отключенным двигом приходится полностью тянуть ручку на себя.

Вот тут непонятно. В одном предложении написано что с отключенным двигом и брошенной ручкой управления, отлично планирует и садится и тут же в следующем написано при посадке с отключенным двигом приходиться тянуть ручку на себя. Как может быть так?
Вообще для начала центровка должна быть по передней кромке нижнего крыла. И если ничего в компоновке, углах установке, геометрии не менял, то следующее что надо проверить угол установки двига. Лететь он должен так, на среднем газу ровно без снижения и без набора высоты. при снижении газа до нуля он должен снижаться и переходить на планирование, а при повышении газа небольшой угол набора высоты. Если что то не так, но повторюсь геометрия не изменена, нужно менять выкос двигателя вверх-вниз. Это экспериментально. если бы конечно подержать в руках, сразу бы сказал что не так. Ты же вроде как что то менял и делал не по чертежу, как в итоге с геометрией и центровкой?

Вообще если откинуть, последние твои предложения, а читать только про проценты газа, то с уверенностью могу сказать что центровка задняя и надо делать переднее, а двигатель подымать выше, в смысле угла установки. Но последние предложения, меня вводят в ступор😵

Fisher15

Господа, спасибо за теплые слова и поздравления.
Алексей, про планирование на самом деле противоречий нет. Если бросить ручку и отключить двиг - биплан нормально планирует с постоянной скоростью без горок с слабым разворотом вправо. Причем планирует слишком хорошо, почти все посадки, которые я пытался сделать на себя получались с сильным перелетом. При посадке, после глиссады, на этапе выравнивания и выдерживания ручка добирается на себя. Про этот добор я и писал. Все посадки я делал с выключенным двигателем, перед касанием ручка выбиралась на себя полностью для максимального гашения скорости. Посадка была по сути с парашютированием - на видео это заметно.
Центровка при полетах была 1-1,5 сантиметр до передней кромки нижнего крыла - немного задняя. Грузить нос больше я побоялся - вес был почти 800 грамм. Полетав - вижу, что грузить можно - взлетает легко, летит уверенно на минимальном газе. С углом установки стабилизатора скорее всего тоже мой косяк - я вспомнил, что не только масштабировал размер, но и растягивал чертеж в высоту - сантиметра на 3 увеличивал расстояние между крыльями, что бы поместился десятидюймовый винт. Вероятно из-за этой растяжки немного увеличился угол установки стабилизатора и угол атаки крыла. Немного - но достаточно, чтобы иметь проблемы с кабрированием.
Попробую догрузить нос и увеличить угол установки двигателя. Надеюсь, это поправит ситуацию. Выламывать стабилизатор и менять угол его установки очень не хочется…

ZAMolet

Теперь про посадку с отключенным движком понятно все. Вот и получается что “слишком хорошо” планирует когда немного задняя центровка. Догрузишь слегка до нужной центровки и посадки будут без пролетов))) придется уже высотой подрабатывать, ну это всяко лучше.
Посоветовал бы сразу сделать только центровку нормальную, а для изменения выкоса все приготовить и взять с собой на полеты. Там сначала попробовать измененную центровку как и что, а потом уже выкашивать движок. Ну и тоже смотреть, что и как меняется в полете. И с килем, сделай сразу поменьше либо угол, либо площадь, что бы рулился нормально не так как было, если аппаратура позволяет сделай все одинарные расходы для комфортного полета, а двойные чуть больше если захочется “поколбасится”)))
Кстати забыл прошлый раз сказать понравилось в первых клипах, взлет со словами “ну с богом” а в последующих без всяких слов пулей и в небо)))
На биплане неплохо руки тренируются, если пытаться бипланом попасть в какой нибудь кустик стоящий в поле, но при этом остаться в полете. И летать на небольшой высоте, метр от земли и поворачивать без потери высоты. Удачи Максим, держи в курсе, очень интересно.

Fisher15

Сегодня получилось немного полетать. Догрузил нос, центровка на передней кромке нижнего крыла. Полетный вес - 820 грамм. Поведение изменилось. Реакция на руль направления стала нормальной (ранее был слишком отзывчивым), по тангажу самолет стал более вяло откликаться. Улучшилось поведение при посадке - стала получаться нормальная посадка без кивка и просадки во время выдерживания. Но проблема с тангажом осталась - при газе 30-50% в горизонтальном полете приходится ходить с почти полностью отданной от себя ручкой, пикирование при малом и среднем газе выполнить невозможно. Здесь никаких заметных изменений смена центровки не дала. Посему завтра буду выдирать стабилизатор и вклеивать его с меньшим углом.
Летал при ветре 4-6 м/с. Опять почти сразу прилетели орлы. Начал за ними гоняться. Улетели. Похоже, биплан можно использовать для приманивания орлов …))). Отлетал один аккумулятор на 2200, пять полетов - около 20 минут, ветер усилился до 8-10, все позамерзали, пришлось сворачиваться. Биплан тяжелый, быстрый - при ветре 8-10 уверенно летает, правда быстро жрет батарею, -
значится можно будет полетать в ущельях и на перевалах, поснимать красивости и погони за всяческими орлами. Заказал камеру RunCam 2 V2 для этого дела. Тяжелые аккумуляторы на 2600 и 3300 наконец прошли таможню - есть надежда, что следующие полеты будут без уродующих нос биплана грузиков.
И нужно будет сделать какую нить вентиляцию аккумуляторного отсека. Сейчас он герметичный, пустая, свежеотлетанная АКБ имеет температуру 35-40 градусов (ощутимо теплая). Летом могут быть проблемы.

ZAMolet

Супер! Поздравляю. Ну вот уже лучше.
Про вентиляцию, она конечно лишней не будет. Но когда аккум будет больше, может уже и не будет так греться, наоборот мерзнуть)))
Когда ставили на биплан большой аккумулятор, после полета никакого нагрева не ощущалось, запас просто был большой и движки мне последнее время понравились те что звездой намотаны, потребление тока намного меньше.
А так, все классно. Оператору отдельное спасибо, что не отказывает поснимать видео. Еще бы после изменений посмотреть как летает)))

Fisher15

Изменил угол установки стабилизатора. Если верить графическому редактору (смотрел на фото) - угол установки уменьшился на 3,7 градуса. Теперь, когда бип стоит на полу - стабилизатор параллелен полу. Попутно обнаружил небольшую трещину на топорике над задней кромкой крыла. Слегка разорвало часть бутерброда, состоящую из пеноплекса,. Вероятно это последствие взлета с земли, а не с рук. Усилю эти места армированным скотчем. До конца следующей недели по прогнозу - дожди, когда получится полетать - пока не понятно…
Алексей, не подскажите, как измерить скорость полета (хотелось бы знать минимальную и максимальную в горизонтальном полете). Может есть какой то простой способ? Мне пока кроме как прикрутить к бипу мобильник с включенной программой записи трека ничего в голову не приходит…
Касаемо оператора - он сам желает порулить. Но пока бип не полетит сам с брошенной ручкой с мотором горизонтально, передавать ему управление побаиваяюсь…

ZAMolet
Fisher15:

Теперь, когда бип стоит на полу - стабилизатор параллелен полу.

Даже не только параллельно, а еще и слегка вверх лобик должен смотреть, ну или хотя бы параллельно. На первой странице это видно, где бип стоит на столе.
Самое простое как измерить скорость, это пусть оператор отойдет скажем так на сто метров. Залетай за себя и пролетая мимо, включай секундомер, как долетишь до оператора (он должен руку поднять в этот момент) засекай секунды. Вот и все. Это конечно грубо. Ну хоть как то. Ну или какими нибудь техническими средствами…
Еще можно просто улетая от себя по прямой и по секундомеру, потом газ убрать и остановить секундомер и так же померить расстояние до бипа.

Fisher15

однако … Проверил выкройки из чертежей , по которым вырезал. Да, там стабилизатор параллельно земле. И на фото на первой странице параллельно. Значит накосячил при сборке всех деталей воедино…
Мой бип перетяжелен процентов на 30%, был с задней центровкой, стабилизатор был неверно установлен, и при этом он отлично летает, всего один раз об землю приложил. Вот что значит удачная конструкция!

Fisher15

Батарея на 2200 слегка вздулась. После трех зарядок. Похоже проблема в криво работающей отсечке в регуляторе хода. По телеметрии обороты сбрасывались при 8.6 вольта, двиг отключался при 8.5, но я как то не придал этому значения, думал - телеметрия неверно напряжение меряет, да и времени смотреть на пульт особо не было. Понадеялся на автоматику рега. Рег EMAX 30А с али с прошивкой Simonk. Проверил настройки - отсечка настроена на 3.0 на банку. Грустно… Поставил в бип пищалку, настроил ее на 3.3 вольта на банку. Во избежании повторения вздутий… Погода нелетная - дождь…

Андрей_Васильев

Дай Бог не последний акк! Жалко конечно, но опыт - дело наживное. Я пищалку на 3.4-3.6 ставлю, что-б время на спокойное приземление с не первого захода оставалось. Пушщай попищит, ни кому не мешает 😉

ZAMolet
Андрей_Васильев:

Пушщай попищит, ни кому не мешает

Андрюх это конечно здорово когда пищит, но блин я не вытерпел, отключил. Всю ауру полета портит. Последнее время использую движки которые звездой намотаны и акк ставлю с конкретным запасом, забыл про вздутия))) Хотя и это иногда говорят не факт, китайсы могут пихнуть одну банку с другим “С” и все. В начале было такое.

Fisher15

Всем - здравствуйте. Ну и с праздником, кто празднует.
Сегодня облетал бип после изменения угла установки стабилизатора. Проблема с необходимостью ходить на малом и среднем газу с полностью отданной ручкой от себя ушла.
Поснимал видео с борта и снял треки полета, чтобы посмотреть - что там со скоростями. Прилепил к морде на двусторонний скотч телефон, который не жалко, включил запись треков и видео и вперед.
Результаты неплохие. Штопорить бип не желает, клюет носом на 10-12 км/ч. При газе 70% в горизонтальном полете бип легко идет 65-70 км/ч. 15-70 - очень хороший диапазон скоростей. Сильнее разгонять страшно, т.к. в крыльях и хвостовом никаких усилителей нет, а тяги сделаны из бамбуковых шпажек - играют.
Сегодня было два довольно сильных удара. Первый - не проверил тумблеры и пошел на взлет при включенных двойных расходах. Пока понял в чем дело - со всей дури на полном газу приложил об землю. На видео видно. Передняя часть верхнего крыла отклеилась от фьюза по шву. Прилепил скотчем и летал дальше. Второй - оператор пожелал сам взлететь - порывом ветра после взлета развернуло и приложило крылом с кувырком. Крыло слегка замялось, вся морда смотрит на три градуса вправо. Я после этого еще один акк отлетал, на ручке кривизны не ощущается. Но будем выпрямлять - некрасиво.
батарея, которая вздулась - потеряла в емкости процентов 20, токоотдача не снизилась. Будем посмотреть, что с ней делать дальше.
Свежее видео (осторожно - громкий звук!!!)

Fisher15

Пришли батареи на 3300 (307гр) и 2600 (216гр). Взлетный вес с 3300 получается 850 грамм, центровка - чуть впереди передней кромки нижнего крыла. Взлетный вес с 2600 - 760 грамм, центровка - 10 мм сзади ПКНК. На 3300 хорошо будет летать в ветер и в горах (скорость повыше (вероятно до 80 км/ч в горизонтальном), более устойчивый, чаще можно будет ходить против ветра - емкость и скорость позволяют). 2600 - это будет “пилотажная” батарея (меньше вес, меньше устойчивость, лучше управляемость). Правда с пилотажем, похоже, пора завязывать - на верхней поверхности всех крыльев возле “топориков” появились характерные продольные складки. Пока неглубокие. Но крылья могут сложиться. Заказал у китайцев скотч с продольными полосками незнамочего для усиления - как придет - усилю нижнюю поверхность крыльев.
Начал потихоньку делать второй бип. Для оператора))). Стандартного размера и веса, без зализов и скруглений, с рублеными задними кромками всех плоскостей. Чтоб без мотора больше 20 км/ч не разгонялся в принципе. И пожалуй закажу второй пульт радиоуправления.

ZAMolet

Поздравляю с приобретением. На этих аккумах наверное долго летать будешь. А складки конечно появятся, тем более вес такой. У нас как то раз без всяких усилений метровый биплан крутил петли и в очередной петле надломилось крыло и держалось немного только на скотче. При этом кое как но долетел до “базы” . Смешно было смотреть как он с болтающейся половинкой верхнего крыла еле управляемый летел. После этого сразу товарищ приклеил крыло и усилил линейкой снизу. Можно кстати расчалку сделать, от законцовки верхнего крыла и в стык нижнего крыла и фюзеляжа. Радует что оператор тоже хочет управлять, и скоро получит свой биплан. Так глядишь и парные полеты скоро увидим, только надо будет еще одного оператора)))

12 days later
Fisher15

Сегодня полетал на батареях 3300 и 2600 и с камерой RunCam2. C акб 3300 и камерой взлетный вес был 915 грамм. Летал на новой площадке под Майрамадагом. С 3300 налетал около 50 минут, совершил 10 полетов, напряжение было 3.6 на банку, но решил, что для первого раза хватит. С 2600 успел взлететь три раза и датчик начал пищать. Одна банка разряжается быстрее других. Надеюсь - разработается. Полет с 3300 понравился, похоже чем больше вес, тем бип лучше летит и планирует. Один раз зарулился и заморковил - видео краша прилагаю. Обошлось без последствий. Нос правда уже сильно помят. Настроил и проверил файлсейв, отключая пульт в полете - при пропадании сигнала двиг отключается, руль направления ровно, руль высоты 50% на себя - с такими настройками плавно снижается 30 метровыми кругами (работа файлсейва на видео с 0:54) .
Постройка второго бипа для оператора в стандартном размере продвигается - все детали готовы и обтянуты, половинки крыльев склеены. Скоро буду собирать.
Морковка, видео с борта:

Полет с 3300 и камерой в весе 915 грамм. Видео с борта:

ZAMolet

Отлично Максим, поздравляю.
Летать лучше он стал скорее всего не из за того что вес прибавился, это только стал поменьше подвержен ветру, а думаю что центровка еще немного передней стала из за более тяжелой батарейки, вот и получше. Этот биплан вообще любит более переднюю центровку. Ну а вообще здорово, сам сейчас временно не летаю, так хоть посмотреть как другие летают. Спасибо за видюшки.

Fisher15

Собрал и облетал второй биплан. Для оператора. В стандартном размере, с рублеными кромками, увеличенной и упрочненной мордой. Двиг - A2212/13T 1000KV. Тяга у двухлопастного 8045 - 620 грамм, у трехлопастного 8045 - 650 грамм, у обрезанного до 9 дюймов 1045 - 720 грамм. Потребляемый ток с 3S - около 11 ампер. Взлетный вес - 670 грамм. Полетал на нем с разными винтами, оставлю скорее всего карбон 8045, с ним лучше всего триммируется. С земли уже взлетать не получается из-за подросшей травы - пришлось осваивать взлет с руки. По традиции 2 раза приложил биплан о землю. Первый раз жестко, видно на видео - когда осваивали взлет с руки. Второй раз - из-за отказа сервы РН - заклинило в крайнем положении и под конец во время удара еще и тягу винтом разрубило. Почитал отзывы - у многих та же проблема. Пять серв на выброс. Меняю сервы, ставлю новую тягу и можно обучать оператора.
Облет нового биплана с трехлопастным винтом:

Полетушки на старом биплане (видео с борта):

ZAMolet

Супер! Поздравляю. В полку прибыло. Теперь можете парный полет осваивать))) Ленточки привязать, привлекательней смотрится.
Хорошо первый раз приложили бипчик, как мячик по полю скакал )))) Спасибо за видюшки, с удовольствием посмотрел.
Ну и как Максим, большая разница в полете с рублеными кромками и сглаженными?