Крутильная жесткость крыла

Gray-33
Retif:

Ну, смотря какая жесткость нужна, обтяжка все же дает не очень высокую жесткость на кручение. Хотя автору возможно и хватит.

Собственно, то, что я не знаю - хватит или нет и побудило открыть тему.
Для лонжеронов есть формулы, а для расчета крутильной жесткости не нашел(возможно, плохо искал). Может типовых расчетов нет из-за того, что слишком много параметров учитывать нужно, т.к. при разных углах атаки, при разном отклонении управляющих поверхностей уже совсем другие моменты сил получатся.
Даже пытался(безуспешно) искать видео где крутят/гнут крыло, в надежде хоть примерно понять что есть “нормально”,а что “крыло слабо на кручение”.

Abe

На Вашем размахе 1600 достаточно будет только плёнки даже без зашивки лобика. С зашивкой железобетонное крыло получится в плане жёсткости.

ADF
Gray-33:

а для расчета крутильной жесткости не нашел

Жесткость на кручение сама по себе не так важна. Дело в том, что крыло в полете может изгибаться, может закручиваться в допустимых пределах. Важно, чтобы эти отклонения были не слишком существенными (влияет на ровность фигур, если летать пилотаж) и еще более важно, чтобы не возникало автоколебаний (флаттера). А для защиты от автоколебаний жесткость никак не помогает, а помогает правильное распределение масс, осей жесткости на кручение, свойства материалов рассеивать механическую энергию (демпфировать). Если флаттер решит развиться - жесткость будет определять лишь частоту колебаний.

Prophead

Жесткость на кручение напрямую определяет скорость наступления флаттера. Но ее не всегда возможно обеспечить для всего диапазона достижимых скоростей.

ADF

По некоторому опыту, если конструкция набора крыла более-менее вменяемая, то флаттер раньше наступает на элеронах, а не на самом крыле. Поэтому тут надо больше внимания жесткости рулей уделять и стараться делать так, чтобы кабан был в середине, а не с краю - если это возможно.

Gray-33
ADF:

Поэтому тут надо больше внимания жесткости рулей уделять и стараться делать так, чтобы кабан был в середине, а не с краю - если это возможно.

Элероны, закрылки и руль высоты будут цельнобальзовые(брал готовые треугольные бруски 10х40).
Повесить хочу на самодельные шарнирные петли - 2 куска стеклоткани(шириной 10-15мм) на эпоксидке обмотаны вокруг задней рейки крыла(перед элероном), в них заклеена ось-карбоновый пруток 1мм. между ними на оси третья(подвижная) полоса стеклоткани, которая обмотана на эпоксидке вокруг всего сечения элерона(в месте петли проточка надфилем по всему периметру). 3 петли на каждый руль(5 на РВ), в средней прорезь, сквозь которую выходит кабанчик(его основание получается зажато между плоскостью элерона и стеклотканью).

ADF

Не стоит вес и жесткость на заднюю кромку нагонять, жесткость рулей вообще ломовой может оказаться при таком исполнении, а вот это уже может првести к флаттеру самого крыла… Все должно быть соразмерно и разумно.

Объяснил как смог )

Gray-33
ADF:

Не стоит вес и жесткость на заднюю кромку нагонять, жесткость рулей вообще ломовой может оказаться при таком исполнении

Имеются в виду петли, или то что рули цельные?
Еще вопрос есть - думаю стабилизатор cделать профильным. Стоит ли брать такой же профиль как у крыла(Clark-Y), или лучше симметричный?

ADF

Вес и жесткость рулей, а эта масса прицеплена к задней кромке и, так или иначе, учавствует в колебаниях, если те решат развиться.

Профиль на стабилизаторе, при прочих равных, повышает его эффективность на ~10% (такой-же эффект можно получить, если просто размеры стабилизатора чуть-чуть увеличить, но оставить просским). Профиль - только симметричный (потому, что подъемная сила на стабилизаторе крутится вокруг ноля и бывает как положительной, так и отрицательной), толщиной от 5 до 10%.

DGP
Gray-33:

Повесить хочу на самодельные шарнирные петли - 2 куска стеклоткани(шириной 10-15мм) на эпоксидке обмотаны вокруг задней рейки крыла(перед элероном), в них заклеена ось-карбоновый пруток 1мм. между ними на оси третья(подвижная) полоса стеклоткани, которая обмотана на эпоксидке вокруг всего сечения элерона(в месте петли проточка надфилем по всему периметру). 3 петли на каждый руль(5 на РВ), в средней прорезь, сквозь которую выходит кабанчик(его основание получается зажато между плоскостью элерона и стеклотканью).

Самоистязание = мазохизм

Всеволод
DGP:

Самоистязание = мазохизм

Мазохизм-когда нравится.

Автору: Может быть, проще приобрести готовые петли? или использовать другие способы навески рулей? На скотч, например. На планере, имхо, нагрузок больших нет, а скотч позволит убрать щель между рулем и крылом.

Gray-33
Всеволод:

Автору: Может быть, проще приобрести готовые петли?

Есть майларовые петли 25х35мм. В элерон заклеить не проблема(он цельный), а к задней кромке крыла как крепить? У меня там рейка сечением 8х2мм. Прорезь в ней делать - получится 2мм рейки всего будет держать петлю.
Если только шарнирные заказать.

Всеволод:

На скотч, например. На планере, имхо, нагрузок больших нет, а скотч позволит убрать щель между рулем и крылом.

К скотчу как-то доверия мало. И опять же - нет широкой жесткой поверхности на задней кромке крыла, на которую клеить скотч.

Думаю, в этом случае нужна конструкция петли, которая обхватывает заднюю рейку крыла.

ADF

Есть 100500 вариатов шарниров для навески рулей, даже попадались обзорные статьи по разным вариантам (к сожалению с ходу ссылку не дам). И большинство вариантов делаются дома из подручных материалов… Выбираешь подходящий и используешь 😃

Gray-33

Спасибо:)
Да поищу ссылку сам, чай не совсем ленивый:)

Всеволод


Вариант 1:
1.переднюю кромку руля стачиваем на угол чуть больший, чем угол отклонения руля
2.кладем руль на крыло(стабилизатор, киль…) “спиной к спине”
3.приклеиваем руль несколькими полосками скотча поперек места присоединения к крылу
4.поворачиваем руль на получившемся шарнире
5.
а)приклеиваем полоску скотча вдоль размаха на место соединения руля с крылом(стабилизатором, килем…)
б)приклеиваем руль полосками скотча так же, как сделали снизу

Кстати, при таком креплении в роли петли сверху может выступать обшивка, что позволит выиграть в весе(считанные граммы) и “вылизать” верхнюю поверхность крыла

Вариант 2:
1.передняя кромка руля ставчивается на треугольник с вершиной посередине толщины руля(можно также стачить на круг)
2.полоски узкого скотча склеиваются между собой клейкими соторонами, В результате имеем петли, липкие с разных сторон, центр которых не липкий вовсе
3.приклеиваем петли: петля проходит между рулем и плоскостью, приклеивается сверху на руль и снизу на плоскость,рядом, впритык приклеивается такая же петля, но наоборот-в нижней части руля и верхней части плоскости.

Prophead
Gray-33:

Есть майларовые петли 25х35мм. В элерон заклеить не проблема(он цельный), а к задней кромке крыла как крепить? У меня там рейка сечением 8х2мм. Прорезь в ней делать - получится 2мм рейки всего будет держать петлю.

Для этого в местах установки петель подклеивают брусочки.

ADF

Только еще добавлю, что в варианте 2 (самый правильный вариант скотчевых шарниров) - сопрягаемые кромки руля и крыла могут быть любой формы, хоть прямоугольные. Но удачнее всего работают полукруглые (не только с точки зрения работы шарнира, но и в плане аэродинамики).

Gray-33

Всеволод, я только первый вариант знал, спасибо!
Второй вариант понравился, не совсем понял только:

Всеволод:

2.полоски узкого скотча склеиваются между собой клейкими соторонами, В результате имеем петли, липкие с разных сторон, центр которых не липкий вовсе

2 полоски склеиваются концами с заходом друг на друга на ширину кромки(сторона треугольника руля+сторона треугольника крыла)?
И еще вопрос по второму варианту - только симметрично можно стачивать(а если сточить как в варианте 1)?

ADF
Gray-33:

И еще вопрос по второму варианту - только симметрично можно стачивать…

Как угодно можно стачивать, при желании можно даже вовсе не стачивать - и даже так будет работать. Но лучше всего - полукругом обе кромки сделать.

Gray-33

Просто очень заманчиво-я так понимаю, если вообще не стачивать, то при отклонении руля вниз, он будет вращаться вокруг нижней кромки, а при отклонении вверх-вокруг верхней? При этом в нейтрали руль будет плотно прилегать к кромке крыла/стабилизатора, без всяких щелей снизу/сверху?