Поговорим об авариях и ошибках в Авиамоделизме.

SAN

Мы летаем не очень далеко за МКАДом, по Калужскому шоссе.

1 month later
Д_Заточник

Вчера разложили ДВСного тренера. В дрова, под списание. Восстановлению не подлежит. Летали на шнурке. Как это случилось:
Ученик - электролетчик, учитель - имеет навыки управления ДВСкой. Первая ошибка учителя - ученик летал низко и над головой, периодически обходя учителя по кругу. В результате - в нужный момент шнур тренерского разьема банально выдернулся из аппарата учителя. Вывод - не летаем низко и не летаем над головой, где трудно понять ориентацию модели. Стоим на месте и не наступаем на провода.
Ученик, имеющий неплохие навыки полетов на электричке попытался то же самое длать на тяжелом тренере с несущим профилем на очень малой высоте. Результат - время полета в землю менее минуты. Вывод -при смене системы не должно быть никаких выкрутасов, никакой акробатики вплоть до полного слияния с моделью и понимания каждого ее движения.
Сильный порывистый ветер в вираже положил модель, после чего она “жостко” вошла в планету. Вывод: правильная оценка погодных условий поможет избежать постройки нового пепелаца. Запас высоты позволил бы исправить ситуацию и спасти модель.
Еще раз повторюсь, что электрички при кажущейся простоте создают ощущение простоты, которое даже в малой авиации губительно для аппаратов тяжелее воздуха… Просто имейте это в виду при смене системы.

toreo
Д_Заточник:

Вчера разложили ДВСного тренера. В дрова, под списание. Восстановлению не подлежит. Летали на шнурке. Как это случилось:
Ученик - электролетчик, учитель - имеет навыки управления ДВСкой. Первая ошибка учителя - ученик летал низко и над головой, периодически обходя учителя по кругу. В результате - в нужный момент шнур тренерского разьема банально выдернулся из аппарата учителя. Вывод - не летаем низко и не летаем над головой, где трудно понять ориентацию модели. Стоим на месте и не наступаем на провода.
Ученик, имеющий неплохие навыки полетов на электричке попытался то же самое длать на тяжелом тренере с несущим профилем на очень малой высоте. Результат - время полета в землю менее минуты. Вывод -при смене системы не должно быть никаких выкрутасов, никакой акробатики вплоть до полного слияния с моделью и понимания каждого ее движения.
Сильный порывистый ветер в вираже положил модель, после чего она “жостко” вошла в планету. Вывод: правильная оценка погодных условий поможет избежать постройки нового пепелаца. Запас высоты позволил бы исправить ситуацию и спасти модель.
Еще раз повторюсь, что электрички при кажущейся простоте создают ощущение простоты, которое даже в малой авиации губительно для аппаратов тяжелее воздуха… Просто имейте это в виду при смене системы.

не рассказ, а песня!! Имхо, конечно, но все эти выводы ученик с учителем должны оговаривать еще до первого взлета.Иначе зачем они друг другу…

6wings
  1. Не надо пользовать тренерские передатчики, у которых при разрыве соединения тренер-ученик управление не отдаётся автоматически тренеру.
  2. К ученику - На любой новой для себя модели надо сначала пробовать летать высоко - ты ж еще не знаешь как она себя ведет!
  3. К учителю - А зачем же давать ученику летать за (над) головой и низко?? Если видишь такое дело - отбирать управление немедленно, выводить в полётную зону и повыше.

странно всё это как-то…

SAN

Не надо пользовать тренерские передатчики, у которых при разрыве соединения тренер-ученик управление не отдаётся автоматически тренеру.

А такие бывают?!
Тумблер тренер-ученик - на передатчике тренера и у него в руках.
Те, с которыми я работал не имеют фиксации в положении “ученик”
Тренер должен держать его всё время пока ученик рулит.
(Довольно утомительно, кстати)
Или они передатчиками поменялись?

Д_Заточник

Вообще-то владелец самолета и ученик стоял рядом и с болью наблюдал все происходящее. Летал общий знакомый. Моральный ущерб потом компенсировали материально. Отдельная тема - давать или нет полетать на своем самолете?
Передатчики имеют одинаковые кварцы, и поэтому при отсоединении получаем 2 передатчика, работающих на одной частоте! Без комментариев. Поэтому до этого случая питание на тренерском передатчике не включалось, а пользовались аккумулятором ученика. Теперь будем всегда делать наоборот! Тогда управление в случае обрыва кабеля автоматически переходит к учителю без помех.
Когда учитель все-таки решил перехватить управление, то шнур уже валялся на земле… Ошибка учителя - довел ситуацию до неисправимой.
Так что выводы все же нужны. Человеческой жизни мало, чтобы самому насладиться прогулкой по всем граблям.

КНХ

По описанию 100% вина тренера. Я всегда держу самолёт ученика на такой высоте и в такой зоне откуда, по моему мнению, могу вывести. Если нет - немедленно беру управление и исправляю положение в пространстве. Пока, тьфу-тьфу, проишествий не было. Ну и глаз уж не отрывать от модели. Был один раз случай, расслабился, отвлёкся ну и потерял. Облачность, модель светлая и ученик потерял. Думал хана самолёту. Только каким-то чудом удалось обнаружить. С тех пор не отрываю взгляда.
Ещё случай был. Опытный моделист летал на биплане, рядом начал взлетать куда менее опытный и выделывал такие кренделя, что тот, первый, засмотрелся. Результат - биплан на полном газу в бетон.

SAN

Передатчики имеют одинаковые кварцы, и поэтому при отсоединении получаем 2 передатчика, работающих на одной частоте! Без комментариев

Ну что-то ваши знакомые намудрили!
По-хорошему питание ученику идет от передатчика тренера и ВЧ-блок у него блокируется, в крайнем случае кварц выдёргивается (заранее).
Был случай, когда выдёргивал самолёт ученика из-за спины и, чтобы крутануться, пришлось просто “разорвать” тренерский шнурок, благо у нас прямо на шнурке разъём был типа аудиоджека.

Д_Заточник

Возможно питание передатчиков через шнурок. При включении любого из передатчиков запитываются оба. А вот кварц у ученика зря не вынули.

MWW
КНХ:

Ещё случай был. Опытный моделист летал на биплане, рядом начал взлетать куда менее опытный и выделывал такие кренделя, что тот, первый, засмотрелся. Результат - биплан на полном газу в бетон.

Подобный случай у меня был 😕 , только не с такими трагическими последствиями 😃 , здесь описывал: rcopen.com/forum/f22/topic47183/40

Алексей-Кома
SAN:

…Те, с которыми я работал не имеют фиксации в положении “ученик”
Тренер должен держать его всё время пока ученик рулит.
(Довольно утомительно, кстати)…

Супругу водил на шнурке в симуляторе!
Действительно, рука от тренерской кнопки ноет жутко!!!

А с фиксацией положения “ученик”! - разве такое может быть??? И если да, то считаю,
что неправильно!!!

LeON_ID

Мои ошибки и аварии.
Преамбула. Другу по случаю досталось несколько Л.А.Т.В. (толи подарил кто, толи за долги расчитались) 2 планера, электричка пенная, верт элекрический малый, кордовый двс и моделька от в-мар - стик размахом 1,5 м с двс в раскраске красный барон, красивая до ужаса. Ну пригласил он меня на полетушки, сам летал всего несколько раз и жутко мандражировал - я тогда еще не понимал почему - подумаешь летающая игрушка)) Как заводили, настраивали отдельная песня… в итоге поднял он модель в воздух, покружил и худо-бедно посадил. (- винт) благо их впридачу отдали много. Заменили винт и снова на впп. Взлетел. Я и грю - дай порулить. Сначала отпирался, мол не сможешь (сам то он к тому времени в симуляторе руку набил, а мой опыт ограничился пенной хней с 2 моторами с дискретныйм передатчиком типа тех что в отделе игрушей за тысячу продают) Но я уговорил. Мол зачем ты меня тогда позвал, если не даешь порулить?! ну естественно с полной ответственностью за последствия. В общем поднял он самолет повыше и передал мне пульт. Толи пристрастие к авиасимулятором толи мой талант летчика (бу-го-га) но я стразу освоился с рулежкой. газ зафиксировал на середине, а правый джойстик на передатчике действовал так же как и джойстик в любом компутерном симуляторе - в общем ничего сложного. Первый раз адреналин выделился и измазал штаны в предательский коричневый цвет, когда я развернул самолет носом к себе. Залихватски было выполнено несколько бочек (Андрюха схватился за голову) но в итоге разобрался и самолет не уронил. Я удивился - управление по элеронам стало зеркальным, благо быстро сообразил. В авиасимах такого нет - там ты все время в кабине сидишь… Ну в общем разобрался что к чему, сделал несколько кругов блинчиком над полем в обе стороны. потом восмерку пару раз. Дай думаю петлю. Газу чуть болше, штурвал на себя - как это просто! Самолет сделал крассивую довольно ровную петлю. Тут я понял как это просто - летать! Дале еще пару петель, а потом, когда уже я совсем понял что являюсь ассом-р.у.-моделистом я совершил череду маневров… наверное весь комплекс ф3а или как оно там называется не выполнил, но впечатление на друга произвел)))) Андрюха смотрел одним глазом. после первой связки фигур самолет вышел в горизонтальный полет ровно и четко. Ну точно асс подумал я о себе. При том, что сам Андрей литал блинчиком и только раз решился на петлю, причем после выполнения он весьь трясся от адреналина, как он сам пояснил. Тогда я не понимал откуда адреналин. Сам ты на земле с пультом от игрушки. подумаешь…время оставалось, таймер из 15 минут отсчитал меньше 10. Я и грю - “а я еще и не так могу, смотри”. Андрюха тоже поверил что я асс и стал смотреть 2-мя глазами и даже хвататься за голову перестал и причитать “Леньчик, поспокойней” Ну я опять газ полный и рукоятки в крайние позиции то туда то сюда. снова лихие виражи, все круто, но что-то пошло не так. А точнее с самого начала было не так. Во первых высота при которой я начал эти маневры была недостаточной, а во вторых - все таки ассом я не был… Заставить самолет выполнять финты в воздухе может даже ребенок (ручками знай дрыгай) а вот сделать это кронтролируемо… в общем когда самолет летел вниз - я добавил газу и взял рус на себя отпустив все прочие ручки. я не знал пузом он ко мне или спиной (окраска одинаковая) но посчитал, что если элеронами не дрыгать - то вспывет, ко мне или от меня - это потом разберусь. Не знаю почему но самолет не всплыл. классический овощь 90гр. движок сантиметров на 20-30 ушел в землицу(я ж газку то добавил)))))) наружу хвост торчит, красный такой . В общем дрова. Даже так - ДРОВА. Благо земля рыхлая - кое как измазавшись по локоть выковырял движок и направился к Андрею. Когда самик воткнулся - я отдал ему передатчик и побежал в поле - это меня и спасло, т.к. он собирался лишить меня жизни, ну или покрайней мере оторвать яйца. Ну значит пока я искал и откапывал он уже поостыл. Пришел и говорю: вот - держи свой самолет. Надо было видеть его лицо в этот момент))) В общем так прошел мой первый полет. Надо сказать что охоту летать не отбило, а совсем наооборот. В течении следующих трех дней я отдал бабло за разбитый самолет (Андрюха тут же купил все новое), а к тому что у меня уже было (дрова с движком измазанным в земле) докупил передатчик, и новый самолет (тренер высокоплан с V) Движок отмылся и оказалось что с ним все ок. Ну там еще всакие помпы, карючки, накалы…
Свой личный самолет почему-то игрушкой не показался и перед 1-м взлетом я тоже изрядно мандражировал (странно когда летал на чужом вообще было пофик, наверное потому что рисковал только баблом, лицом и яйцами))) а тут цельный самолет, мой самолет. Очень было страшно за него… В общем поднял в воздух. Руки трясуццо, ноги трясуццо - радости полные штаны. Полетав блинчиком сделал пару петель и на посадку в травку. “Крутить финты” на своем самоле чего-то не очень хотелось.
ту би континьюд…

6wings
SAN:

А такие бывают?!
Тумблер тренер-ученик - на передатчике тренера и у него в руках.
Те, с которыми я работал не имеют фиксации в положении “ученик”
Тренер должен держать его всё время пока ученик рулит.
(Довольно утомительно, кстати)
Или они передатчиками поменялись?

  1. Например, МРХ. При пропадании РРМ от ученика (в т.ч. обрыве шнура, выскакивании штеккера из разъема) независимо от нажатия кнопки “ученик” управление возвращается к тренеру
  2. Насчёт “утомительно” - зависит от конструкции кнопки. У меня совершенно не утомительно почему-то.
SAN

независимо от нажатия кнопки “ученик” управление возвращается к тренеру

Так о том и речь была, что управление самолётом всегда остается у тренера. Либо автоматически, либо тумблером - это уже не принципиально.

5 months later
Вячеслав_Старухин
SAN:

Так о том и речь была, что управление самолётом всегда остается у тренера.

Иногда даже слишком остается 😁

Со мной был такой анекдотический случай: в единственном моём зимнем выезде на поле от холода ( руки были в перчатках) я забыл убрать палец с тумблера тренер-ученик при взлете модели после того, как настроил мотор. Я ожидал, что ученик будет управлять. Ученик-то управлял, но модель не управлялась по моей вине. А я даже не успел сообразить, что к чему, как модель плюхнулась в снег через метров 30. Правда, без серьезных повреждений.

SAN

Ученик-то управлял, но модель не управлялась по моей вине.

Не все каналы отданы ученику были?
Или режим тренера не включили, перейдя на модель ученика.
Сам на Футабе с этим столкнулся 😃
но успел вовремя подхватить модель.

Вячеслав_Старухин
SAN:

Не все каналы отданы ученику были?

Ни один из каналов не был отдан ученику! 😈
От холода я вообще не сдвинул палец в перчатке и даже не понял этого! 😁

А вот в этом году мне надо самому поучиться, потому что очень мало ездил в поле в последние годы по разным причинам.
То ногу сломал, то работу поменял. А четыре года назад поменял жену.
Но постоянно что-то клею. У меня в коридоре шкафчики с инструментами и моделями занимают 4,5 кубических метра.
В прошлом году с сыном выезжали в поле всего два раза!

Поэтому на этой неделе доклею простую модель, которой не требуется аэродром и приеду вскоре на ваше поле учеником.
Дорогу и телефон я знаю.

SAN

Дорогу и телефон я знаю.

😃

1 month later
SpeedStep

Главное антену не забыть вытянуть. Как-то раз поспешил… Самолетик улетел… Правда не далеко, упал под небольшим углом вниз, зацепив землю левым крылом.
Результат пол физюляжа и целое крыло. Полный бак улетел дальше АКБ и ДВС!
На ремонт ушло два вечера. Щас летает без особых проишествий.

16 days later
drEvil

Летал в ясный солнечный день. Когда самолет оказался между мной и солнцем я потерял его из виду. Вот итог:

Это самолет после ремонта

drEvil
DraKino:

Это самодел?

Нет, покупной. Модель Vision EP
размах 950мм вес 650г

Pineman
drEvil:

Летал в ясный солнечный день. Когда самолет оказался между мной и солнцем я потерял его из виду. Вот итог:

Любопытная у Вас конструкция моторамы. Изначально модель ДВС-ная?

drEvil
Pineman:

Любопытная у Вас конструкция моторамы. Изначально модель ДВС-ная?

Нет электро. Эта конструкция моя идея. Просто я устал после каждого крэша мотораму клеить.
Здесь пошло обсуждение моторамы