Сборка аналога Bixler

ПилотКонстантин

И снова здравствуйте!
Прошло полгода, сделаю небольшой отчёт.
Вот уже 2 месяца позади меня лежит самодельная модель самолёта. Строил не особо быстро, но учитывая ремонт, не самый плохой результат). Морковок выдержала штук 20, ремонтов штуки 3.
Но по порядку.

После долгих мыслей по теме прикинул чертёж самолёта 1,4мх1,5м. Заказал распил фанеры на нужные прямоугольники (дома 5 минут пилить и 2 часа убираться влом, а больше негде) и, думаю, подожду сразу фигачить большой, опробую-ка что-то поменьше. Благо подвернулся большой лист упаковочного пенопласта (про пеноплекс я тогда ещё не знал). И решил сделать размах 1м. Правда не удержался, и фюзеляж всё же получился большой 1,3. Тип модели- верхнеплан крестолёт с толкающим винтом. Особенность модели- при её изготовлении ВООБЩЕ нет источников вони (клея), астматики меня поймут, только пенопласт, цветной скотч, картон, чуть пластика и дерево. В ремонте после морковок тоже.
Деталей первого запуска я уже не помню. Важный момент, самолёт не верно отцентрован, хвост слишком длинный и, соответственно, тяжётый. Но уж очень хотелось полетать, поехал попробовать. После первых запусков ничего толком не летело, ну думаю, крыло слишком маленькое. Не вопрос!, час похимичил и ву-а-ля, добавились 2 20см дополнения и появилась лёгкая V-образность крыла.

Второй запуск самый интересный, как обычно сначала 2 марковки в 10м от запуска. Плюс на морозе треснул крепёж аккумулятора пластиковый, погнуло нос и почти сломался хвост. Любой адекватный человек поехал бы чинить. Но нет, попробую запустить ещё. И полетел!, пролетел по прямой метров 100-150, потом повернул на 180 градусов и вернулся. Я поторопился его сажать и на поле 100х100м приземлился на единственную жёсткую тропинку). После чего крепёж вообще сломался и больше не нашёлся. Пришлось ретироваться. По полёту, прямо летел идеально, прямо симуляторный полёт (естественно, я тренировался в симуляторе), очень не охотно поворачивал, видимо маленькая площадь элеронов и руля высоты(линейки по 30см). И это я не уменьшал расходы.

Перед 3 запуском я всё исправил, точнее “исправил”, да-да, в ковычках. Фюзеляж укрепил, рули увеличил, хвост укоротил вырезав кусок из середины. И походу я что-то испортил. Двигатель ОЧЕНЬ сильно заставляет пикировать. Без двигателя запускаешь, обычное планирование, метров на 10 (вес 650г.), с двигателем в полгаза тоже метров 10 неуправляемого хаотичного пикирования в независимости от руля высоты. Полный газ и очень быстро чётко в морковку. Ну, думаю, выкос двигателя я сделал зря, надо сделать просто горизонтально.
Поставил “силовую установку” || хвосту и НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ! Даже после утяжеления хвоста. ЦТ был позади крыла, около двигателя.

Вот не знаю я, чего не так, но теперь делаю новый фюзеляж по чертежу из рунета. Точнее по мотиву чертежа, он для потолочки, а я буду их пенопласта и картона.

Про

Появилось желание из сломанного вертолётика , маленького такого, сделать тренер.

после первых полётов забыл, идея бежать за самолётом и управлять, после первого опыта управления настоящей моделью вызывает улыбку. Впрочем, я и не начинал это делать).
Если по сути, я теперь пока этот пенопласт успешно не сделаю, от него не отстану).

ЭРЭС

Не забудьте проштудировать элементы аэродинамики, обратите внимание на расположение центра тяжести модели - она должна находиться в районе 20 -25% средней хорды крыла(от передней кромки).

ПилотКонстантин

Да, это я делал ещё до начала сборки.
Просто не центруется, я уж ключ на 24 гаечный вешал, а всё не центровалось. И в итоге и не надо), и так клюёт.
Теперь соберу новую с 0, только уже меньше. Удивительно, но ведь летал! И управлялся даже!

ADF

И ещё не совсем понятно: зачем 20 раз самолёт морковить? Даже с поправкой на то, что он для обучения. После хотя-бы минимального симулятора откровенных морковок, обычно, не бывает. А если это по причинам (вдруг) отказов - стоит всеръез задуматься о матчасти и уделять больше внимания сборке и настройке.

ПилотКонстантин

Чего ж тут не понятного, припёрся ты в поле, запускаешь, а он СРАЗУ резко вниз, не уезжать же). Больше газу, быстрее вниз.

ADF
ПилотКонстантин:

Чего ж тут не понятного, припёрся ты в поле, запускаешь, а он СРАЗУ резко вниз…

Непонятно, почему нельзя сразу ровно сделать самолёт? Если самоль сразу мордой к низу делает - то есть очень серъёзные проблемы либо с конструкцией модели (например, сильное смещение вектора тяги относительно ЦТ аппарата), либо с настройкой (положение ЦТ). Исправный самолёт, даже не облётаный и у которого рули для первого взлета на глаз выставлены, не делает никаких резких маневров в момент старта.

Вон дальше на метроид ссылку дали - очень правильный самолёт. Ключевыми отличиями от бикслеров являются: значительное плечо хвоста и расположение мотора в одной плоскости с крылом (если слишком не умничать и не менять провереную конструкцию). 7-8 лет назад был одним из самых популярных новичковых самолётов, очень зря сейчас про него не так часто вспоминают.

Николай_Федорович

Хоть я и новичок (ха, дед 68лет), ну бывает. Я собрал 6 самоделок. Все летали с первого раза. Две модельки с толкающим винтом. Так вот о выкосе. Я выставлял ~10 градусов. И некогда модели не клевали. Проверьте угол установки стабилизатора. Такие клевки чаще бывают, когда стабилизатор установлен в отрицательном отклонении относительно крыла. Это равносильно тому, что как будто стик на взлете у вас задвинут от себя.

Scorpio9999
ПилотКонстантин:

Чего ж тут не понятного, припёрся ты в поле, запускаешь, а он СРАЗУ резко вниз, не уезжать же). Больше газу, быстрее вниз.

А до “припёрся ты в поле” проверить центровку не судьба?
Первый запуск нового аппарата в большинстве случаев производят с выключенным мотором. Т.е. тестируют режим планирования.
Я так понимаю, что программу анализа аэродинамики модели советовать безполезно.

Николай_Федорович:

Хоть я и новичок (ха, дед 68лет), ну бывает. Я собрал 6 самоделок. Все летали с первого раза. Две модельки с толкающим винтом. Так вот о выкосе. Я выставлял ~10 градусов.

Николай, во-первых, хотел бы выразить своё почтение. В таком возрасте начинать это уже что-то. А иметь успех тем более.
По поводу вертикального выкоса, всё проще. Ось мотора должна проходить через ЦТ модели. Тогда реакция на тягу по тангажу нулевая.

Если позволите, то добавлю пару комментариев по поводу этой Вашей модели.
Зазор между винтом и хвостовой балкой велик. Мотор можно опустить. Достаточно иметь запас в 6-10 мм. Выкос будет меньше, эффективность выше. Либо поставить менее оборотистый мотор с б о льшим винтом.
Тяги элеронов лучше перенести на нижнюю плоскость крыла. Верхняя поверхность в идеале должна быть аэродинамически чистой. Эффективность крыла будет выше.

ADF

Выключеный мотор не всегда решение - иногда самолёт просто не кинуть с достаточной силой, чтобы он начал лететь. А кидая с достаточной силой - с таким же успехом можно и на моторе сразу.

Промежуточный вариант, позволяющий безопасно опробовать модель - шасси + пробеги по полосе. Плавно наваливаем газ и смотрим, что аппарат норовит сделать. Если всё нормально, если по полосе ровно бежит - взлетаем.

Scorpio9999

Согласен, но тут вроде про аналог Бикслера. А не под завязку фаршированный Бикслер вроде несложно с руки запустить.

Лично я начинал с первого Бикслера и учился сам и на своих ошибках. Первый краш был в третьем полёте, не выдержала стоковая вилка на тяге элерона. Правда за плечами было много лет в Microsoft Flight Simulator и несколько часов в симуляторе для моделей.

DrRinkes
ADF:

Непонятно, почему нельзя сразу ровно сделать самолёт?

+Пятым буду. В общем это называется недостаток опыта. Тренажер и ровная настроенная модель и всё летит практически с первого раза.

DrRinkes

Если по вопросу морковок, то модель у ТС пикировала из за сильно задней центровки. Для начинающего нужно не дальше 30℅ от передней кромки.
Угол атаки крыла 2гр., стабилизатор в 0, руль высоты два щелчка триммера вверх/на себя.

ПилотКонстантин

Тяжёлый зад и пикирование, точно-точно не кабрирование?
А чего тогда без двигателя кабрирует?

DrRinkes

Сделай центровку 25-30 и не парься с теорией пока.

3 months later
Николай_Федорович

Я восстановил свой Серфер после довольно обширной аварии. Это когда я забыл вставить в консоли трубу. В воздухе отломилось крыло. При падении отломилась носовая часть и оперение. До аварии легко стартовал с броска. Собрал все хорошо, все ровненько. Термоклея ушло многовато. И вот испытание. Сначала бросаю в безмоторном вар-те. Все тип топ. 15 м планирует. 70% газа бросаю под 20 град. вверх . Левой бросать не могу. Обычно легко перехватываю стик и дальше полет. Но тут модель резко ныряет вниз и встреча с землей. Трава спасает. Недоумеваю. Думал, что задел стик рукавом. Повторил, результат тот же. Размышления такие. Неужели ремонт так повлиял. Из поведения понятно, что изменился центр масс. Где он был до ремонта, теперь уже не ведома. У Серфера выкос мотора маленький, ну что-то около 5 град. Я нашел точку подвеса модели за носовую часть, при которой подвес выстроился в одну линию с строительной линией. На пересечении с ЦТ и есть центр масс. Во всяком случае мне так кажется. Точка оказалась под крылом, естественно в точке ЦТ. При старом выкосе получилось плечо опрокидывания где то 5 см. Попробую увеличить выкос, уменьшить плечо до 2 см. Можно наверное взлететь с помощником и с прежним выкосом, подобрав газ поменьше. А уже на скорости этот момент от вектора тяги наверное уравновесился воздействием плоскостей. В этой истории удивительно, как резко изменилось поведение модели после ремонта.

ВладимирМ

Ну Вы же сами понимаете , что если модель без мотора планирует хорошо , а на моторе пикирует , то это недостаточный выкос . Мало ли что могло измениться при ремонте , какой смысл гадать ?

peter1234
Николай_Федорович:

Я восстановил свой Серфер после довольно обширной аварии

Да уж родной! Ты в такую заумь вошёл, что дальше некуда…

Первый был метровый Дракоша, подарил живым, кирпич-кирпичом, да ещё и начинал с дохлым коллекторником. Вкрячил мотораму из тарной дощечки (типа “ас” посоветовал), в воздухе разлетелась (поставил фанеру трёхслойную), и двиг пилотажеский 1400 с винтом 8х6.
Выкосов там отродясь никаких не было и не стало, а летало чудище вполне себе нормально…😛😁😆

Николай_Федорович:

Я восстановил свой Серфер после довольно обширной аварии

Да уж родной! Ты в такую заумь вошёл, что дальше некуда…

Первый был метровый Дракоша, подарил живым, кирпич-кирпичом, да ещё и начинал с дохлым коллекторником. Вкрячил мотораму из тарной дощечки (типа “ас” посоветовал), в воздухе разлетелась (поставил фанеру трёхслойную), и двиг пилотажеский 1400 с винтом 8х6.
Выкосов там отродясь никаких не было и не стало, а летало чудище вполне себе нормально…😛😁😆

Николай_Федорович:

Я восстановил свой Серфер после довольно обширной аварии

Да уж родной! Ты в такую заумь вошёл, что дальше некуда…

Первый был метровый Дракоша, подарил живым, кирпич-кирпичом, да ещё и начинал с дохлым коллекторником. Вкрячил мотораму из тарной дощечки (типа “ас” посоветовал), в воздухе разлетелась (поставил фанеру трёхслойную), и двиг пилотажеский 1400 с винтом 8х6.
Выкосов там отродясь никаких не было и не стало, а летало чудище вполне себе нормально…😛😁😆

peter1234

Пытаюсь фотку с дурацкого Яндекс Диска вставить, так сайт пост копирует и потом пишет, изменить не могу, время кончилось… Так что Сорри (((((

Николай_Федорович
peter1234:

Выкосов там отродясь никаких не было и не стало, а летало чудище вполне себе нормально…

Петя, легкая начинка, тяжеловатые крылья, это все перемещают центр масс высоко под крылья. Да еще у тебя площадь оперения не малая. Вот ты и летал. Я вот тоже летал с минимальным выкосом,

а навалил термоклея и все изменилось.

alcazar89

вставлю свои 5 копеек =)
на тему полетов по фпв, имхо это легче, чем по визуалке. ты сразу видишь “от первого лица” куда летит самолет. управление интуитивное, что-ли.
у меня как то сразу вышло так, что полеты я начал с фпв, а уже освоившись перешел на визуал в перемешку с фпв, в зависимости от настроения.
насчет 3км фпв, я, конечно, совсем слаб в дальнобойных системах, но разве тут уже не ЛРС нужен? скажем, у меня сейчас аппа турнига 9xr с передатчиком фрскай DJT и направленной патч антенной. ну, где то метров на 700 - 1000 хватает, но аппа уже начинает нервно попискивать. есть еще 4хваттный усилитель сигнала, но его пока на дальность не тестил. без жпс как то не очень комфортно отпускать далеко модель.
помимо этого, на тех же 700 метрах у меня появляются периодические проблемы с видео сигналом, хоть и передатчик на 1 ватт с антенной “пагода2” на приемнике и передатчике.
тут, как мне кажется, без видео на 1.2 ггц и ЛРС не обойтись. но все это не новичковые железки.

мое имхо, начинать с чего-то простого. построить первым самолетом, для набивки руки какой-нибудь тренер с метровым крылом. цессну например из потолочки/подложки. потом ЛК вжик или каму метра на полтора размахом. этот пепелац уже более чем уверенно сможет нести фпв на борту, да и для пробы. вдруг именно ЛК зацепит, а там уж решать для себя к чему больше душа лежит.
к примеру друг у меня болеет по ЛК, построил интересную вариацию на каму с двумя моторами от гоночного коптера. летает хорошо, высоко, и довольно долго. он доволен.
меня зацепили “грузовики”. двухмоторный самолет с полутораметровым крылом, который тянет огромный аккум и фпв железяки. меня вполне устраивает полетное время порядка 25 минут на одном акке. даже я б сказал слишком много это с учетом не особо то и большого радиуса действия аппы =)
ну и сейчас чешутся руки построить плавающую тушку под уже имеющееся крыло двухмоторки =)