вопросы по постройке полукопии
Привет!
Хочу построить электрическую полукопию warbird Mitsubishi A6M Zero-Sen. Размах крыла - 900мм.
До этого самолеты не строил. Опыт полетов (вернее его отсутствие): в парке запускал китайский эл.самолетик (размах крыла - 500мм).
Куплен был в детском магазине за компанию с горшком для дочки 😃 Управляется это чудо по двум каналом. Один - газ, другой - право/лево за счет изменения оборотов одного из двух двигателей. Хочется чего-то повеселее 😃
Полетал в FMS (управление с клавиатуры) - садится получается через раз.
Можно конечно купить готовый и собрать - www.pilotage-rc.ru/catalogue/15_/15_40/RC0197/. Но это мне не очень интересно. Интересно построить летающий самолет самостоятельно.
Делать планирую по аналогии с www.rcdesign.ru/articles/avia/electro_me109e (потолочка, без шасси, управление: элероны и руль высоты).
чертежи взял тут: www.airwar.ru/other/draw/a6mzerowia.html
Посмотрел каталог полукопий warbird-ов на www.pilotage-rc.ru и пришел к выводу что в среднем такая модель имеет след. характеристики:
- размах крыла ~800мм
- площать крыла - 10-14дм2
- нагрузка на крыло ~31г/дм2
- двигатель 280-400 класса с редуктором
- масса 350-400г
Понятно что допуски по массе и площади крыла очень большие я тут привел, но они так сочетаются на разным моделях, что нагрузка на крыло примерно одна и та же.
Решил что стоит в эти рамки и свою поделку загнать с учетом несколько большего размера.
Двигатель - не уверен, но наверное 280ый слабоват будет, стоит смотреть в сторону 400.
Прикинул массу начинки:
- эл. двигатель(коллекторный) +редуктор+винт - 80г
- приемник - 20г
- серво 2x8г - 16г
- регулятор хода - 25г (вместе с проводами и выключателем).
-----------
Итог (без батареи): 141г.
Ничего не забыл?
На сколько адекватна моя оценка массы комплекта эл. двигатель(коллекторный) +редуктор+винт (с учетом стоимости всего набора в пределах 1500р)?
Батарею не забыл 😃 Питание - не менее 7.2В предполагаю. С LiPol связываться нет желания. Смотрю в сторону NiMH. например такую www.pilotage-rc.ru/catalogue/80_/80_50/RC4607/ 400мAh на 60г или такую GWS1050 GWS 8.4V 730mAH, масса 86г (modelsworld.ru/shop/product4442.php). Стоит, наверное, считать массу по максимуму (вдруг 7.2В мало будет), так что на батарею 90г.
Общая масса начинки - ~230г.
Масса планера = (пл. крыла {дм2})*31[г.дм2] - 230г.
Посчитал площадь крыла по чертежам - 12дм2 (со стабилизатором 14дм2, но я не уверен нужно ли учитывать площадь стабилизатора). Исходя из пессимистичной оценки пл. крыла в 12дм2 масса планера: 12*31-230=142г. Реально-ли собрать планер с размахом крыла 900мм массой 140г из потолочки в домашних условиях? Что-то я за себя сомневаюсь 😃 На какую массу планера стоит заложиться? 200г?
Видимо придется пожертвовать копийностью и сделать крыло более прямоугольном (если сверху на него смотреть) чтобы площадь побольше была. Что скажете?
Еще вопрос: какой профиль крыла выбрать? Копировать оригинал? www.ae.uiuc.edu/m-selig/ads/aircraft.html утверждает что крыло должно быть переменного профиля: от NACA 2315 в основании до NACA 3309 на конце. Будет такое летать на моделе?
Еще несколько вопросов по выбору мотора (винт подберу в программе drive calculator).
Особо большой скорости от модели мне не нужно, главное чтобы двигатель ее тянул уверенно. Исходя из этого, какая минимальная статичсекая тяга будет достаточна для модели массой 400-450г? Двигатель на какое напряжение выбрать (4.8 или 6В)? Я правильно понимаю, что при прочих равных в двигателе расчитанном на больший вольтаж будет меньше сила тока?
С вопросами пока все 😃
Если я задал какой-то идиотский вопрос - заранее прошу прощения.
Спасибо,
Алексей
Для первого сообщения - очень недурно размышляете. 😉 И тем не менее:
Можно конечно купить готовый и собрать - www.pilotage-rc.ru/catalogue/15_/15_40/RC0197/. Но это мне не очень интересно. Интересно построить летающий самолет самостоятельно.
Напрасно. На его сборку и настройку уйдет не один день - процесс сам по себе интересный, там делать много чего нужно - это далеко не простейший АРФ. Заодно поймете общие конструктивные принципы, что поможет в последуещей постройке. И главное, поймете ЧТО ВАМ НУЖНО от самолета, который потом будете строить уже сами. Зато летает он замечаетльно, даже на штатном коллекторнике с редуктором…
В любом случае, я очень подробно про него написал в свое время, в том числе и по мотоустановке и батареям, как раз NiMh:
www.rcdesign.ru/reviews/avia/gws_zero
потом была его модификация в угоду эстетике, но об этом уже тут:
collapsedesign.narod.ru/zero.html
(там стрелочки под фотографиями - прокручивают альбом, сразу можно не сообразить)
но по-любому начните с приобретения пульта, и полетайте С ПУЛЬТОМ в том же FMS. Пока из 20 посадок не будет удачных 18-19 - реальный самолет лучше не трогайте 😃
И еще. НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую подумать по поводу БК и LiPo. Поверьте, проблем с липолями ничуть не больше, чем с гидридами и кадмием.
Напрасно. На его сборку и настройку уйдет не один день - процесс сам по себе интересный, там делать много чего нужно - это далеко не простейший АРФ. Заодно поймете общие конструктивные принципы, что поможет в последуещей постройке. Зато летает он замечаетльно, даже на штатном коллекторнике с редуктором…
В любом случае, я очень подробно про него написал в свое время, в том числе и по мотоустановке и батареям, как раз NiMh:
www.rcdesign.ru/reviews/avia/gws_zeroпотом была его модификация в угоду эстетике, но об этом уже тут:
collapsedesign.narod.ru/zero.html
(там стрелочки под фотографиями - прокручивают альбом, сразу можно не сообразить)
Большое спасибо за ссылки! (страницу обзоров моделей на сайте я как-то пропустил, почитаю…)
но по-любому начните с приобретения пульта, и полетайте С ПУЛЬТОМ в том же FMS. Пока из 20 посадок не будет удачных 18-19 - реальный самолет лучше не трогайте 😃
Само собой 😃
И еще. НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую подумать по поводу БК и LiPo. Поверьте, проблем с липолями ничуть не больше, чем с гидридами и кадмием.
Не все сразу. Впрочем, может в процессе постройки модели что-то изменится.
Спасибо,
Алескей
Подход вполне разумный.
Кроме полезных ссылок от collapse посмотрите так-же тут:
RCDesign
Увеличив до 120% под 400-й или БК получите вполне летающий первый самолёт.
Симулятор сильно помогает, но Вам предстоит ещё сделать кучу ошибок в поле, поэтому тренер-высокоплан по началу лучше.
Или смотрите тут: rcopen.com/forum/f36/topic40010/8
Успехов!
Подход вполне разумный.
Кроме полезных ссылок от collapse посмотрите так-же тут:
RCDesign
Увеличив до 120% под 400-й или БК получите вполне летающий первый самолёт.
Площадь крыла 12*120% = 14.4. Для нагрузки на крыло 31г/дм2 на планер остается чуть больше 200г массы. Вполне должен уложиться. Спасибо за совет.
А по профилю крыла можете что-нибудь посоветовать? Стоит копировать оригинал?
Вот еще, про угол атаки вспомнил 😃. Обязательно крыло с не 0-ым углом атаки ставить или его отсутствие можно компенсировать выкосом мотора вниз?
Симулятор сильно помогает, но Вам предстоит ещё сделать кучу ошибок в поле, поэтому тренер-высокоплан по началу лучше.
Или смотрите тут: rcopen.com/forum/f36/topic40010/8
Успехов!
Спасибо
Для первого сообщения - очень недурно размышляете. 😉 И тем не менее:
Напрасно. На его сборку и настройку уйдет не один день - процесс сам по себе интересный, там делать много чего нужно - это далеко не простейший АРФ. Заодно поймете общие конструктивные принципы, что поможет в последуещей постройке. И главное, поймете ЧТО ВАМ НУЖНО от самолета, который потом будете строить уже сами. Зато летает он замечаетльно, даже на штатном коллекторнике с редуктором…
В любом случае, я очень подробно про него написал в свое время, в том числе и по мотоустановке и батареям, как раз NiMh:
www.rcdesign.ru/reviews/avia/gws_zeroпотом была его модификация в угоду эстетике, но об этом уже тут:
collapsedesign.narod.ru/zero.html
(там стрелочки под фотографиями - прокручивают альбом, сразу можно не сообразить)но по-любому начните с приобретения пульта, и полетайте С ПУЛЬТОМ в том же FMS. Пока из 20 посадок не будет удачных 18-19 - реальный самолет лучше не трогайте 😃
И еще. НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую подумать по поводу БК и LiPo. Поверьте, проблем с липолями ничуть не больше, чем с гидридами и кадмием.
Если у человека есть способность, то почему обязательно надо начинать всем с АРФов всяких и дорабатывать чужие косяки?
Я вот первый самолет(якобы тренер) под .46 калилку делал сам с нуля и никаких самолетов до этого никогда не строил и не летал(в процессе стройки сделал шнурок под USB и учился в FMS). Разработал, построил и полетел.
Судя по первому посту автора - он дело рассмотрел с научной точки зрения и в теме, зачем сразу делать его “испытателем АРФов”?
1- учить теорию… чтобы не писать “Обязательно крыло с не 0-ым углом атаки ставить или его отсутствие можно компенсировать выкосом мотора вниз?” (подсказка: угол атаки - это не то о чём Вы написали)
2- профить копировать необязательно, ибо в ЕПП такого размера всё-равно соответствия не будет…
возьмите какой-нить Кларк-Y… опять-же плоская нижняя дужка профиля - удобнее будет собирать…
а вот поперечное V обязательно копировать 😃
3-не забудьте ещё и про центровку…
А по профилю крыла можете что-нибудь посоветовать? Стоит копировать оригинал?
Родной Clark YH 11% вполне годится
Вот еще, про угол атаки вспомнил 😃. Обязательно крыло с не 0-ым углом атаки ставить или его отсутствие можно компенсировать выкосом мотора вниз?
Спасибо
Выкосом мотора вниз компенсируют немного другое.
Деградация (Деградация ГО — угол установки ГО относительно крыла) нужна очень небольшая (учтите, что осевая линия профиля не имеет ничего общего с “плоской” нижней частью профиля) ~1.2-1.5°. При взгляде сбоку может казаться, что деградация отрицательная.
Если крыло без перекосов, то отлично полетит и с коллекторником: rcopen.com/blogs/4504/260
Любимая фигура петля или полёт “на спине” . Бочку только с запасом высоты (делался сразу с элеронами)
1- учить теорию… чтобы не писать “Обязательно крыло с не 0-ым углом атаки ставить или его отсутствие можно компенсировать выкосом мотора вниз?” (подсказка: угол атаки - это не то о чём Вы написали)
Имел ввиду угол между продольной осью фюзеляжа и центральной хордой крыла в плоскости симетрии крыла. Коненчо, угол атаки это про другое (почитал тут www.xtur.md/index.php?option=com_content&task=view…,
в теории слаб 😵
2- профить копировать необязательно, ибо в ЕПП такого размера всё-равно соответствия не будет…
возьмите какой-нить Кларк-Y… опять-же плоская нижняя дужка профиля - удобнее будет собирать…
а вот поперечное V обязательно копировать 😃
Ок. спасибо.
3-не забудьте ещё и про центровку…
Этот вопрос меня пока особо не беспокоит. Полагаю что достаточно разумно организовать внутреннее пространство фюзеляжа (без глухих лонжеронов) чтобы не ограничивать себя в выборе места для батареи которой и будет все центроваться. Поправте меня, если слишком наивен 😃
Спасибо,
Алексей
Если у человека есть способность, то почему обязательно надо начинать всем с АРФов всяких и дорабатывать чужие косяки?
Я вот первый самолет(якобы тренер) под .46 калилку делал сам с нуля и никаких самолетов до этого никогда не строил и не летал(в процессе стройки сделал шнурок под USB и учился в FMS). Разработал, построил и полетел.
Судя по первому посту автора - он дело рассмотрел с научной точки зрения и в теме, зачем сразу делать его “испытателем АРФов”?
Спасибо за поддержку.
Не думаю что смогу сделать лучше чем АРФ: АРФы проектируют люди которым за это деньги платять. Цель не сделать лучше, а сделать самостоятельно и чтобы расчеты не сильно разошлись с их реализацией.
Алексей
Родной Clark YH 11% вполне годится
Ок. (почему родной?)
Выкосом мотора вниз компенсируют немного другое.
Деградация (Деградация ГО — угол установки ГО относительно крыла) нужна очень небольшая (учтите, что осевая линия профиля не имеет ничего общего с “плоской” нижней частью профиля) ~1.2-1.5°. При взгляде сбоку может казаться, что деградация отрицательная.
Т.е. угол между осевыми линиями профилей крыла и гор.стабилизатора должен быть 1.2-1.5гр. Я правильно понял?
Алексей
Ок. (почему родной?)
“Конструкция самолета:
Подкосный моноплан нормальной аэродинамической схемы.
Крыло - высокорасположенное, прямоугольной формы в плане, с закруглен- ными законцовками; состоит из двух консолей, которые крепятся к верхней части фюзеляжа в узлах на переднем и заднем лонжеронах и двумя подкосами к нижней части фюзеляжа. Профиль крыла - Clark YH, относительная толщина профиля 0,11. Угол установки крыла 3 град. 30’. Угол поперечного V крыла 2 град”
взято тут:
www.aerotechnics.ru/aircraft.aspx?id=47
Т.е. угол между осевыми линиями профилей крыла и гор.стабилизатора должен быть 1.2-1.5гр. Я правильно понял?
да
Если у человека есть способность, то почему обязательно надо начинать всем с АРФов всяких и дорабатывать чужие косяки?
Потому что иногда стоит подходить к АРФ-у как к готовой заготовке из пены с уже простчитанной аэродинамикой, на базе которой можно строить что-то свое. Хочешь - дырок нареж и бальзой зашивай, хочешь - стеклом затягивай… Далее - по вкусу. У меня с зеро тоже мало что осталось от родного АРФ, и в итоге мало кто понимал, что это сделано GWS-ом…
Деклараций о намерениях тут написано по несско штук в неделю. Несско страниц теоретизирования, и тема глохнет.
Редко, когда это выходит на практический уровень. Если посмотреть на мои ответы, я всегда выказываю глубокое уважение к любой модели и ее автору, строящейся с нуля. Даже к тем моделям, которые мне не нравятся - я приветствую сам факт таких действий, да и у меня, как у “летателя” это не может не вызывать уважения… . Но это происходит на стадиях, когда модель видно в материале, и видно, что аффтар тронулся с места…
А тут я предложил вариант, как можно быстро начать, не усложняя себе жизнь… Тем более, для 1-го раза.
В помощь тем, кто ищет профиль оригинала (хотя для модели полукопии не всегда предпочтительно применять “родной” профиль):
www.ae.uiuc.edu/m-selig/ads/aircraft.html