Х-45А + рама = крылорама

smax

Добрый день всем любителям летающих крыльев.
Я сам давно хотел построить летающее крыло.
Сделал несколько вариантов - планируют хорошо, но с мотором становятся неуправляемыми. Даже попробовал сделать вариант с тянущим винтом вот так:

Этот вариант тоже не полетел.
Какие-то нелетающие “летающие крылья” у меня 😃
Поняв, что дело, скорее всего, в центровке, которая на таких аппаратах сильно влияет на управление по тангажу, я решил немного расширить диапазон допустимых центровок путем удлинения псевдо корпуса.

За основу был взят беспилотный аппарат Х-45А и добавлена рама со стабилизатором на конце.
Вот первоначальный вариант планера:

А вот его первый полет:

Как видно, аппарат опять не летит!
Было произведено 5 полетов с абсолютно одинаковым результатом - сначала летит ровно, потом внезапно начинается сваливание на крыло.
Еще на безмоторных бросках была замечена очень странная тенденция после прямолинейного планирования сваливаться в какую-нибудь сторону и просто кружить парашютируя. Добавление груза на нос не решало проблему.

В конце концов, было сделано 2 доработки:

Немного заострен нос и добавлены вертикальные стабилизаторы в 4-х точках.
Вот видео полета этого варианта:

Поначалу, я все ждал - когда же начнется сваливание! Но оно почему-то так и не началось - весь полет был очень стабильным и ровным.
Хотелось бы услышать мнение профессионалов - что могло так повлиять на стабильность в полете? Заостренный нос или стабилизаторы? Или все вместе?
Может быть, широкая передняя часть в первом варианте давала слишком большое сопротивление?

Хочу в следующий раз понемногу убирать эти стабилизаторы и смотреть, что будет происходить. Если я их уберу полностью, а полет останется стабильным, значит дело в носе.

MaestroEv

Ну я не профи, но на первом видео надо было попробовать с рук… Без рудера и колес взлет с земли - не простая задача.
И, на внешний вид, с выкосом там нужно было что-то делать… или не видно его.

На втором сильно задняя центровка (из-за широкой морды, которая играла функцию крыла) +огромные расходы+ отсутствие рудера,

На крайнем, убрав часть материала с морды - переместили центровку вперед+добавили кили = ожидаемый результат.

В принципе, могли полететь все три варианта.

smax

Спасибо за ответ.
Проблема в том, что центровку я не трогал между 2-м и 3-м вариантом. Я даже пробовал пускать с перетяжеленным носом, не помогло. То есть стабильность появилась после двух моих доделок. Это и странно. Надо было их по очереди делать, а то теперь придется постепенно убирать кили вертикальные, чтобы посмотреть, что будет.
Скорее всего дело именно в них, ибо без них начинается планомерное раскачивание из стороны в сторону, что и приводит к штопору.
Я никогда не думал, что вертикальное оперение может так радикально повлиять на стабильность полета.

Zont

Максим, сам цт может быть и не изменился (относительно самой модели), но Вы уменьшили морду, соотв. уменьшилась её площадь. Она ведь тоже работала как крыло, вот поэтому центровка стала более “передней”. Собственно этоже и Евгений сказал 😃

smax

Эксперимент успешно окончен.
На повышение стабилизации полета оба фактора (заостренный нос и вертикальные

плоскости) повлияли в одинаковой мере, 50 на 50.
На выходных провел эксперимент и срезал все вертикальные плоскости.
Вот полет в полном сборе:

А вот полет с обрезанными плоскостями:

Без вертикальных килей самолет начинает гулять из стороны в сторону и

постоянно срывается в штопор.

После восстановления вертикальных плоскостей полет снова стал невероятно

стабильным.
В дальнейшем хотелось бы полность избавиться от рама-компоненты

(стабилизатора) и посмотреть как будет летать, хотя, мне кажется, без

стабилизатора вообще не полетит.

Zont

Классно летает, оч понравилось 😃 Спокойно и предсказуемо

smax

Я и сам не ожидал такого стабильного полета. Особенно радует, что ось мотора совпадает с плоскостью крыла - резкий газ никак не сказывается на направлении полета.
Идеальный аппарат для ФПВ, кстати 😃
Надо будет попробовать камеру навесить.

2 months later
smax

В завершение этой темы, решил выложить еще один вариант
крылорамы, конвертированный затем в обычное крыло.

Без вертикальных ушей эта штука у меня так и не полетела, к сожалению.
Так же, в бесхвостовом (без рамы) варианте есть тенденция к пикированию по параболе без кабрирования, то есть если не контролировать этот процесс, то происходит врезание в землю под прямым углом. Возможно, это связано с высоким килем под днищем самолета. Планирующий полет без мотора вроде как стабильный.
Вцелом, проект можно считать успешным 😃


Вариант с рамой

Вариант без нее

Vorona_z_Handicraft

Хороший проект, мне понравилось как оно (в комплектации в верт. рулями) смотрится в воздухе и ровно летает. Думаю если продолжать развивать тему будет в итоге чтото вообще очень интересное))

Удачи.

sergey29

А мне очень понравился полет с рамой ,у меня тренер самодельный верхнеплан и то хуже летает , если не трудно размеры не дадите ? Мне как новичку то что надо .

smax
Vorona_z_Handicraft:

Думаю если продолжать развивать тему будет в итоге чтото вообще очень интересное))

Да, на видео безрамное крыло летает ровно, но каких усилий это стоит 😃 Особенно пугает это дурацкое пикирование по пораболе. Думаю, это все из-за нижнего высокого киля - он конечно чрезвычайно удобен - и держать, и ловить, и винт защищает, но, чую, это бесперспективно. Буду переходить на складные винты.

sergey29:

если не трудно размеры не дадите ? Мне как новичку то что надо .

А вот с рамой и ушами оппарат летит вообще сам, что и удивительно. И нижний киль никак не мешает.
Вцелом, вся эта схема сильно напоминает Метроид, только рама не из деревянных палочек, а из потолочки.
Если не трудно, обождите денек, я попробую отсканировать схему и выложу здесь.
Либо стройте сразу Метроид, уверен, он летает еще лучше 😃

sergey29

Да крылышко интересное , но и подсказать Вам не могу ,потому как сам в аэродинамике профан ,я когда делал тренерок свой то все с чужих чертижей перересовывал. Да если-бы не пикировало то был-бы класс.

smax

Интересный самолет. Мне всегда было интересно, как они так делают, что винты горизонтально останавливаются при посадке. У меня всегда поперек становится 😃

Vorona_z_Handicraft
smax:

Интересный самолет. Мне всегда было интересно, как они так делают, что винты горизонтально останавливаются при посадке. У меня всегда поперек становится 😃

установи винт значит на 90 градусов вперед от прежнего положения)))))))))))) 😃

Maksus
smax:

как они так делают, что винты горизонтально останавливаются при посадке. У меня всегда поперек становится 😃

Дык, кок надо затягивать так, чтобы когда начинается фаза сжатия винт был в горизонтальном положении, тогда на заглохшем моторе он набегающим потоком и развернётся как надо 😃