Х-45А + рама = крылорама
Добрый день всем любителям летающих крыльев.
Я сам давно хотел построить летающее крыло.
Сделал несколько вариантов - планируют хорошо, но с мотором становятся неуправляемыми. Даже попробовал сделать вариант с тянущим винтом вот так:
Этот вариант тоже не полетел.
Какие-то нелетающие “летающие крылья” у меня 😃
Поняв, что дело, скорее всего, в центровке, которая на таких аппаратах сильно влияет на управление по тангажу, я решил немного расширить диапазон допустимых центровок путем удлинения псевдо корпуса.
За основу был взят беспилотный аппарат Х-45А и добавлена рама со стабилизатором на конце.
Вот первоначальный вариант планера:
А вот его первый полет:
Как видно, аппарат опять не летит!
Было произведено 5 полетов с абсолютно одинаковым результатом - сначала летит ровно, потом внезапно начинается сваливание на крыло.
Еще на безмоторных бросках была замечена очень странная тенденция после прямолинейного планирования сваливаться в какую-нибудь сторону и просто кружить парашютируя. Добавление груза на нос не решало проблему.
В конце концов, было сделано 2 доработки:
Немного заострен нос и добавлены вертикальные стабилизаторы в 4-х точках.
Вот видео полета этого варианта:
Поначалу, я все ждал - когда же начнется сваливание! Но оно почему-то так и не началось - весь полет был очень стабильным и ровным.
Хотелось бы услышать мнение профессионалов - что могло так повлиять на стабильность в полете? Заостренный нос или стабилизаторы? Или все вместе?
Может быть, широкая передняя часть в первом варианте давала слишком большое сопротивление?
Хочу в следующий раз понемногу убирать эти стабилизаторы и смотреть, что будет происходить. Если я их уберу полностью, а полет останется стабильным, значит дело в носе.
Ну я не профи, но на первом видео надо было попробовать с рук… Без рудера и колес взлет с земли - не простая задача.
И, на внешний вид, с выкосом там нужно было что-то делать… или не видно его.
На втором сильно задняя центровка (из-за широкой морды, которая играла функцию крыла) +огромные расходы+ отсутствие рудера,
На крайнем, убрав часть материала с морды - переместили центровку вперед+добавили кили = ожидаемый результат.
В принципе, могли полететь все три варианта.
Спасибо за ответ.
Проблема в том, что центровку я не трогал между 2-м и 3-м вариантом. Я даже пробовал пускать с перетяжеленным носом, не помогло. То есть стабильность появилась после двух моих доделок. Это и странно. Надо было их по очереди делать, а то теперь придется постепенно убирать кили вертикальные, чтобы посмотреть, что будет.
Скорее всего дело именно в них, ибо без них начинается планомерное раскачивание из стороны в сторону, что и приводит к штопору.
Я никогда не думал, что вертикальное оперение может так радикально повлиять на стабильность полета.
Максим, сам цт может быть и не изменился (относительно самой модели), но Вы уменьшили морду, соотв. уменьшилась её площадь. Она ведь тоже работала как крыло, вот поэтому центровка стала более “передней”. Собственно этоже и Евгений сказал 😃
Эксперимент успешно окончен.
На повышение стабилизации полета оба фактора (заостренный нос и вертикальные
плоскости) повлияли в одинаковой мере, 50 на 50.
На выходных провел эксперимент и срезал все вертикальные плоскости.
Вот полет в полном сборе:
А вот полет с обрезанными плоскостями:
Без вертикальных килей самолет начинает гулять из стороны в сторону и
постоянно срывается в штопор.
После восстановления вертикальных плоскостей полет снова стал невероятно
стабильным.
В дальнейшем хотелось бы полность избавиться от рама-компоненты
(стабилизатора) и посмотреть как будет летать, хотя, мне кажется, без
стабилизатора вообще не полетит.
Классно летает, оч понравилось 😃 Спокойно и предсказуемо
Я и сам не ожидал такого стабильного полета. Особенно радует, что ось мотора совпадает с плоскостью крыла - резкий газ никак не сказывается на направлении полета.
Идеальный аппарат для ФПВ, кстати 😃
Надо будет попробовать камеру навесить.
В завершение этой темы, решил выложить еще один вариант
крылорамы, конвертированный затем в обычное крыло.
Без вертикальных ушей эта штука у меня так и не полетела, к сожалению.
Так же, в бесхвостовом (без рамы) варианте есть тенденция к пикированию по параболе без кабрирования, то есть если не контролировать этот процесс, то происходит врезание в землю под прямым углом. Возможно, это связано с высоким килем под днищем самолета. Планирующий полет без мотора вроде как стабильный.
Вцелом, проект можно считать успешным 😃
Вариант с рамой
Вариант без нее
Хороший проект, мне понравилось как оно (в комплектации в верт. рулями) смотрится в воздухе и ровно летает. Думаю если продолжать развивать тему будет в итоге чтото вообще очень интересное))
Удачи.
А мне очень понравился полет с рамой ,у меня тренер самодельный верхнеплан и то хуже летает , если не трудно размеры не дадите ? Мне как новичку то что надо .
Думаю если продолжать развивать тему будет в итоге чтото вообще очень интересное))
Да, на видео безрамное крыло летает ровно, но каких усилий это стоит 😃 Особенно пугает это дурацкое пикирование по пораболе. Думаю, это все из-за нижнего высокого киля - он конечно чрезвычайно удобен - и держать, и ловить, и винт защищает, но, чую, это бесперспективно. Буду переходить на складные винты.
если не трудно размеры не дадите ? Мне как новичку то что надо .
А вот с рамой и ушами оппарат летит вообще сам, что и удивительно. И нижний киль никак не мешает.
Вцелом, вся эта схема сильно напоминает Метроид, только рама не из деревянных палочек, а из потолочки.
Если не трудно, обождите денек, я попробую отсканировать схему и выложу здесь.
Либо стройте сразу Метроид, уверен, он летает еще лучше 😃
Да крылышко интересное , но и подсказать Вам не могу ,потому как сам в аэродинамике профан ,я когда делал тренерок свой то все с чужих чертижей перересовывал. Да если-бы не пикировало то был-бы класс.
Думаю интересно будет, вот нашел еще один вариант как это… “охвостачивания” летающего крыла 😃
Интересный самолет. Мне всегда было интересно, как они так делают, что винты горизонтально останавливаются при посадке. У меня всегда поперек становится 😃
Интересный самолет. Мне всегда было интересно, как они так делают, что винты горизонтально останавливаются при посадке. У меня всегда поперек становится 😃
установи винт значит на 90 градусов вперед от прежнего положения)))))))))))) 😃
как они так делают, что винты горизонтально останавливаются при посадке. У меня всегда поперек становится 😃
Дык, кок надо затягивать так, чтобы когда начинается фаза сжатия винт был в горизонтальном положении, тогда на заглохшем моторе он набегающим потоком и развернётся как надо 😃