кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня
Вот продавец с Украины, продает на E-Bay, оригинальную модель МиГ-3 из того самого советского набора.
Вот ссылка, кому интересно:www.ebay.com/itm/…/321907897960
Ой!!😵 Какой страшненький!!!
Игорь, в той канувшей в небытие теме, так интересно было читать Ваши посты с подробным рассказом о наборах. Такая ностальгия разыгралась, что самому захотелось собрать кордовую модель, как в кружке в школьные годы )))
Искренняя Вам благодарность за такие развёрнутые сообщения!
По мере возможности, постараюсь от части, написать и восстановить вновь, материалы (фотографии и описания) о некоторых моделях и наборах из той, канувшей в неизвестность, темы: “Авиамодельные наборы отечественного производства вчера и сегодня”.
А теперь непосредственно по теме: первые полёты всегда запоминаются на долгие годы. Даже если с позиции сегодняшних дней они выглядели очень комично.
В частности мой первый месяц в кружке. Даже первая неделя, наверное. Учился я в 4-м классе. Как раз самолёт МИГ-3 доделали и пошли всем коллективом запускать.
Последние два занятия ребята прикручивали к этому МИГу кто что мог. Кто бумагу эмалитом покрывал, кто трубки к бачку пытался приладить, кто колёса прикручивал.
Эдакое коллективное творчество.
В итоге пошли облётывать: один самолёт МИГ-3 и человек десять пацанов. Облётывали рядом с кружком на асфальтовой площадке. Пока самый опытный моделист мотор крутил, зрителей собралось ещё наверное около двадцати человек. Неслабая толпа. Кто пытается что-то советовать, кто толкается, кто на велосипеде по кордам ездит, и на него все кружковцы орать начинают.
В итоге после долгих попыток мотор затрахтел. Помню, МАРЗ, на том МИГе стоял. А я по незнанию упорно “МАРС” тогда называл )))
Словом пацаны врассыпную. Заняли удобные позиции. Смотрят.
Но самолёт сразу не полетел. Потрахтел и заглох.
Ложная тревога.
Все снова модель облепили. Кричат, советуют, толкаются. Гвалт над площадкой несусветный. Пузырёк с горючкой опрокинули. Тогда у самого опытного парня, который мотор заводил (Юра кажется звали. Он был самым старшим из нас и потому самым опытным), лопнуло терпение. Гаркнул он на пацанов так, что половину с площадки мгновенно сдуло.
Затрахтел мотор в очередной раз. Юра встал на ручку, попробовал рули.
Я смотрю на это с замиранием сердца. У самого дома такой же набор лежит, неоткрытый ещё. Вот, думаю, совсем скоро и я так же полечу.
Ну в итоге МИГ-3 этот и полетел: разбегался он, наверное круг (или чуть меньше), потом взлетел, пролетел ещё круг и… плашмя об асфальт. Шасси как по команде сложились. Деревянный винт разлетелся на части.
На этом перечень поломок и закончился. Но, поскольку запасного винта с собою не взяли, то полёты тоже на этом закончились.
В итоге заводили модель полчаса, наверное, а летела она секунд пятнадцать. Но впечатлений было море. Особенно, когда МИГ от земли оторвался.
Ещё бы, первый полёт в котором я принимал непосредственное участие. Не как обычный зритель, но как механик. Правда помимо меня таких же “механиков” ещё десяток был, но это не суть важно. Главное, что дали перед полётом тряпочкой корды протереть. И в эти минуты я ощущал себя охрененно крутим моделистом.
Вот такие воспоминания )))
[QUOTE=михаил76;6032240]А теперь непосредственно по теме: первые полёты всегда запоминаются на долгие годы. Даже если с позиции сегодняшних дней они выглядели очень комично.
Действительно, комично.
Я занимался автомоделизмом, но от предприятия, на летний период (пионерские лагери) посылали в этот самый лагерь занимать детей. Воспоминания от этих посылок самое негативное, особенно от моделей планеров - нервюры надо было выгнуть из металлической полосы , где-то о,5х1.5, дурацкая бумага на крылья и т.д.
С кордовыми было проще - при наличии стартера все заводилось и даже летало, несмотря на кривизну каждой деревяшки.
Один плюс - осенью приходила толпа в мой кружок.
Як-18 будучи уже в выпускном классе купил и построил ради прикола, не знаю зачем даже элероны сделал управляемыми, летал этот Як на МК-16, движек был собран из хлама запчастей, потом ее (модель) с кружка кто-то украл, было обидно. Миги тоже делали, чтоб взлететь этой многослойной фанере требовалось пробега круга 2-3 😃
Миги тоже делали, чтоб взлететь этой многослойной фанере требовалось пробега круга 2-3
Вторая коробка “посылки” с МиГом по настоянию Рук. была доработана.он нарисовал в нужных местах облегчения на фюзе,крыле,ГО и ВО.вырезали лобзиком.на верх крыла приклеяли из пенопласта небольшие нервюрки плосковыпуклые и на нервюрки сверху полоски шпона(что-бы клей не разъедал).обтянули.наклеяли сверху рисунок.мягкие стойки шасси заменили на жёсткие,тоже дюралюминиевые(родные как ватман-складывались при посадке сразу).эта конструкция уже взлетала через четверть круга и хорошо держала 45гр.даже кто-то на ней "петлю "сделал.помню все кричали “УРА”.
Фанерный МИГ-3, (стоил 3 рубля), моя первая кордовая. Сделал сам, дома. А в моделке сразу раскритиковали мою постройку в пух и в прах. И выпилил криво, и кромки не обработал, а уже всю модель обклеил вырезками из того набора… В общем потом шкурил этот Миг целый месяц. Красивые такие камуфляжные наклейки тоже под шкурку пошли… В итоге модель покрасил зелёной тушью (водяная краска такая), с верху эмалитом (это уже стали забывать). Крылья вниз повисли, вид мрачный такой, ну фанера-фанерой…
Первый полет на коллективных полетушках. Старшие “коллеги” облетывали модели, что молодежь успела построить. Нам с начала не давали. На моём Миг-3 стоял чей-то МК12. Основной винт для 2.5 куб. тогда 200х200 был (за 98 копеек). И разбег-то всего ну метра 3-4 был! И полёт просто по кругу. Торопились… Уже холодно было. А дома… Блаженный не забываемый запах керосина с эфиром от модели… На всю жизнь…
Следующий ЯК-18 (2 рубля 50 копеек), был сделан дня за 4, по всем правилам, как положено! Опыт уже был…
А сколько этих наборов кордрвых сделано… Облетано… И просто бойцовок разных… Сейчас только старые шрамы от винтов на руках остались…
Мои две копейки
рисованый с фоток ПО-2 векторный ПДФ
ЯК-18 вектроный пдф и cdr масштаб 1к1 правда pdf чёнобелый.
Зы
Если есть боле точная инфа по этой модели ПО-2 то можно сделать точнее
отличная работа, но, у ЯК-18 стабилизатор и руль высоты неверно начерчен
у ЯК-18 стабилизатор и руль высоты неверно начерчен
Строго по размерам
Откеда взят размер 25?
И спасибо за урок, хотел ещё несколько чертёжиков выложить теперь не буду
Я тоже вспоминаю вышеперечисленные кордовые модели из фанеры. Были у нас такие наборы в моделке. Я начал заниматься в 1977 году. Но именно эти модели я не делал, меня тренер отговорил. Я как-то сразу стал строить классические наборные с липовыми и фанерными (1 мм) нервюрами по чертежам из журналов и книг. Были ещё и такие наборы с наборными (полыми) крыльями. Помню была пилотажка с плоским фюзеляжем и глубоким проёмом снизу для крыла. Там клеилась широкая полоса из тонкой фанеры и крыло приматывалось резинкой к фюзеляжу на эту полоску. Модель была довольно большая, крыло толстое. Вот она как тренер летала хорошо, а эти цельнофанерные были уж слишком тяжёлые. Может до меня их и пробовали строить, но позже отказались. Интересно было бы поговорить именно о тех классических, наборных моделях.
Ещё также были наборы с заготовками реек и других материалов общего назначения. Там и чертежи были для самостоятельной постройки самых разных самолётов.
P.S. Сейчас у меня дома есть коробка от того По-2. Она картонная с оранжевым верхом (использую как контейнер для всяких палочек). Судя по информации на коробке, выпускалась модель Гомельским заводом спортивного моделизма и учебных пособий ДОСААФ. Адрес 246007, г. Гомель ул. им. Шилова, 8. Цена 1 руб. 50 коп. Для детей 12-15 лет. “Набор заготовок спортивной модели”.
в моделке сразу раскритиковали мою постройку в пух и в прах.
Один в один! У меня такая же ситуация была. С той лишь разницей, что отдирать бумагу никто не заставлял. Ведь тот кружковский МИГ, про который я выше написал, был обклеен бумагой. И бумага была та самая из набора. Правда покрыт сверху эмалитом. Хорошо запомнились разводы от кисточки по всему корпусу модели (как на фото в посте #7). Наверное был не достаточно жидкий.
Я свой эмалитом не покрывал, когда в кружок принёс. Да у меня и эмалита не было. И разнесли там мою конструкцию в пух и прах. И выпилен криво и кромки не обработаны и моторама неровная и колёса неправильно закреплены… ну естественно, самая первая модель. И плюс ко всему фанеру ещё винтом повело. Так что путь в небо этому МИГу был заказан ))) Так он и не полетел. Остался в кружке лежать и его постепенно на запчасти раздербанили.
А вообще сам по себе МИГ-3 оказался очень популярной конструкцией. В нашем кружке на основе чертежей именно этого фанеройда был изготовлен МИГ-3, но уже с наборным профилированным крылом, наборным фюзеляжем, прозрачным фонарём. А внешне конструктив точно повторял этот Гомельский набор. И летал этот МИГ-3 на КМД. Регулярно участвовал в школьных соревнованиях в классе “полукопии”. И даже когда я в кружок перестал ходить, он по прежнему висел на стене, хоть уже и изрядно залатанный.
А вообще сам по себе МИГ-3 оказался очень популярной конструкцией. В нашем кружке на основе чертежей именно этого фанеройда был изготовлен МИГ-3, но уже с наборным профилированным крылом, наборным фюзеляжем, прозрачным фонарём.
А Вы не путаете, что на основе этого фанероида? В то время были чертежи в каком-то журнале: то ли чешском “Моделяре”, то ли в нашем “Моделисте-конструкторе”, точно уже не помню. У нас был такой наборный МиГ-3 белый с надписями на бортах “За Родину” и “За Сталина” с красной молнией. Вот тот летал именно как истребитель. У нашего, правда, шасси были жестковаты, поэтому и вывалились однажды на посадке при жёстком ударе.
Вы не путаете,
Игорь, конечно же за давностью лет могу и перепутать что-то. Всё-таки это события почти 30-летней давности.
Просто почему я помню этот момент… мне тот МИГ с наборным крылом участь красить выпала. И как раз для ориентира дали цветную иллюстрацию - виды раскраски самолёта, вырванную из “моделиста-конструктора”. Там была и классическая зелёно-синяя и два вида камуфляжа и ещё зимняя раскраска. Я тогда сразу загорелся зимним вариантом. Белый фюзеляж с серым капотом и красными стрелами.
Меня сразу отговорили, аргументировав это тем, что летать будем всё-таки не зимою. И не на лыжах. А раз так, то за это на стенде могут оценку снизить. Не знаю, так ли это было, или руководитель наш это на ходу придумал, чтобы не позволить мне “запоганить” самолёт белой краской. Но в итоге покрасил я его банально: зелёно-синим цветом с красными звёздами.
И что примечательно, на это картинке из “моделиста конструктора” МИГ-3 немного отличался по внешнему виду от нашей модели. А наш был именно точь, в точь, как фанерный в наборе. Особенно фонарь. Один к одному. Такой же широкий. Только… из оргстекла.
Откеда взят размер 25?
на чертеже (на первом листе) указана ширина стабилизатора с рулем высоты равная 65-ти мм
Обидеть я Вас совсем не хотел.
Работу проделали отличную! Я это отметил, просто заметил ошибку и решил указать на нее. Больше так делать не буду теперь…
Ещё также были наборы с заготовками реек и других материалов общего назначения. Там и чертежи были для самостоятельной постройки самых разных самолётов.
у меня с кружка осталась .храню с рейками,не эта ли:
с кружка осталась ,не эта ли
Ух ты! Ни разу этот набор не видел.
Ух ты! Ни разу этот набор не видел.
он должен быть из той,старой серии.когда кружок перестал работать многие разбирали (очищали) помещение и мне досталась эта коробка с рейками,фанерками и брусками (маленькими) бука.
Всем добрый вечер! Как и обещал, постепенно буду выкладывать, фотографии имеющихся у меня наборов. И раз уж речь, зашла о фанерных кордовых моделях, то начну пожалуй с Набора кордовой модели копии ЯК-18. Хотя конечно же это полукопия, но я сохранил оригинальное название разработчиков. Модель выпускалась в Крыму, Симферопольскими мастерскими спортивного моделизма и наглядных пособий ДОСААФ СССР. Адрес был указан на коробке, такой: г. Симферополь, ул.Клары Цеткин д.34. Сегодня во времена Интернета, без проблем можно посмотреть, где это на карте. Никаких мастерских там думается, сейчас нет, но вот здания сохранились в том же виде как они были во времена СССР! Вот пожалуйста ссылка: maps.yandex.ru/146/simferopol/?source=wizgeo&text=…
Что представлял из себя набор, наглядно видно на прикрепленных фото, поэтому полагаю, нет нужды описывать его содержание?! Модель “тиражировалась” многими тысячями экземпляров. Поставлялась по линии ДОСААФ, в профильные кружки. Её так же мог заказать, через Посылторг любой желающий, оформив заказ в почтовых отделениях. Модель была не сложна в изготовлении и не представляла никаких трудностей в сборке. Полуторакубового двигателя, типа МК-16 или МК-17 вполне хватало для успешных звпусков и тренировок. Но за не имением, такого двигателя, на модели устанавливали и другие, например МК-12В. Бачек для топлива, у нас в моделке, ставили обычно самодельный (по форме домика) большего объема. Шасси применяли не из набора, т.к. оригинальные стойки не позволяли ставить воздушные винты большего диаметра. Еще усиливали буковыми реечками, место соединения крыла с фюзеляжем. Аккуратно собраная модель, нормально летала и позволяла получить начальные навыки управления кордовой моделью, т.е. с ролью тренера этот ЯК-18, справлялся вполне сносно.