кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня
у ЯК-18 стабилизатор и руль высоты неверно начерчен
Строго по размерам
Откеда взят размер 25?
И спасибо за урок, хотел ещё несколько чертёжиков выложить теперь не буду
Я тоже вспоминаю вышеперечисленные кордовые модели из фанеры. Были у нас такие наборы в моделке. Я начал заниматься в 1977 году. Но именно эти модели я не делал, меня тренер отговорил. Я как-то сразу стал строить классические наборные с липовыми и фанерными (1 мм) нервюрами по чертежам из журналов и книг. Были ещё и такие наборы с наборными (полыми) крыльями. Помню была пилотажка с плоским фюзеляжем и глубоким проёмом снизу для крыла. Там клеилась широкая полоса из тонкой фанеры и крыло приматывалось резинкой к фюзеляжу на эту полоску. Модель была довольно большая, крыло толстое. Вот она как тренер летала хорошо, а эти цельнофанерные были уж слишком тяжёлые. Может до меня их и пробовали строить, но позже отказались. Интересно было бы поговорить именно о тех классических, наборных моделях.
Ещё также были наборы с заготовками реек и других материалов общего назначения. Там и чертежи были для самостоятельной постройки самых разных самолётов.
P.S. Сейчас у меня дома есть коробка от того По-2. Она картонная с оранжевым верхом (использую как контейнер для всяких палочек). Судя по информации на коробке, выпускалась модель Гомельским заводом спортивного моделизма и учебных пособий ДОСААФ. Адрес 246007, г. Гомель ул. им. Шилова, 8. Цена 1 руб. 50 коп. Для детей 12-15 лет. “Набор заготовок спортивной модели”.
в моделке сразу раскритиковали мою постройку в пух и в прах.
Один в один! У меня такая же ситуация была. С той лишь разницей, что отдирать бумагу никто не заставлял. Ведь тот кружковский МИГ, про который я выше написал, был обклеен бумагой. И бумага была та самая из набора. Правда покрыт сверху эмалитом. Хорошо запомнились разводы от кисточки по всему корпусу модели (как на фото в посте #7). Наверное был не достаточно жидкий.
Я свой эмалитом не покрывал, когда в кружок принёс. Да у меня и эмалита не было. И разнесли там мою конструкцию в пух и прах. И выпилен криво и кромки не обработаны и моторама неровная и колёса неправильно закреплены… ну естественно, самая первая модель. И плюс ко всему фанеру ещё винтом повело. Так что путь в небо этому МИГу был заказан ))) Так он и не полетел. Остался в кружке лежать и его постепенно на запчасти раздербанили.
А вообще сам по себе МИГ-3 оказался очень популярной конструкцией. В нашем кружке на основе чертежей именно этого фанеройда был изготовлен МИГ-3, но уже с наборным профилированным крылом, наборным фюзеляжем, прозрачным фонарём. А внешне конструктив точно повторял этот Гомельский набор. И летал этот МИГ-3 на КМД. Регулярно участвовал в школьных соревнованиях в классе “полукопии”. И даже когда я в кружок перестал ходить, он по прежнему висел на стене, хоть уже и изрядно залатанный.
А вообще сам по себе МИГ-3 оказался очень популярной конструкцией. В нашем кружке на основе чертежей именно этого фанеройда был изготовлен МИГ-3, но уже с наборным профилированным крылом, наборным фюзеляжем, прозрачным фонарём.
А Вы не путаете, что на основе этого фанероида? В то время были чертежи в каком-то журнале: то ли чешском “Моделяре”, то ли в нашем “Моделисте-конструкторе”, точно уже не помню. У нас был такой наборный МиГ-3 белый с надписями на бортах “За Родину” и “За Сталина” с красной молнией. Вот тот летал именно как истребитель. У нашего, правда, шасси были жестковаты, поэтому и вывалились однажды на посадке при жёстком ударе.
Вы не путаете,
Игорь, конечно же за давностью лет могу и перепутать что-то. Всё-таки это события почти 30-летней давности.
Просто почему я помню этот момент… мне тот МИГ с наборным крылом участь красить выпала. И как раз для ориентира дали цветную иллюстрацию - виды раскраски самолёта, вырванную из “моделиста-конструктора”. Там была и классическая зелёно-синяя и два вида камуфляжа и ещё зимняя раскраска. Я тогда сразу загорелся зимним вариантом. Белый фюзеляж с серым капотом и красными стрелами.
Меня сразу отговорили, аргументировав это тем, что летать будем всё-таки не зимою. И не на лыжах. А раз так, то за это на стенде могут оценку снизить. Не знаю, так ли это было, или руководитель наш это на ходу придумал, чтобы не позволить мне “запоганить” самолёт белой краской. Но в итоге покрасил я его банально: зелёно-синим цветом с красными звёздами.
И что примечательно, на это картинке из “моделиста конструктора” МИГ-3 немного отличался по внешнему виду от нашей модели. А наш был именно точь, в точь, как фанерный в наборе. Особенно фонарь. Один к одному. Такой же широкий. Только… из оргстекла.
Откеда взят размер 25?
на чертеже (на первом листе) указана ширина стабилизатора с рулем высоты равная 65-ти мм
Обидеть я Вас совсем не хотел.
Работу проделали отличную! Я это отметил, просто заметил ошибку и решил указать на нее. Больше так делать не буду теперь…
Ещё также были наборы с заготовками реек и других материалов общего назначения. Там и чертежи были для самостоятельной постройки самых разных самолётов.
у меня с кружка осталась .храню с рейками,не эта ли:
с кружка осталась ,не эта ли
Ух ты! Ни разу этот набор не видел.
Ух ты! Ни разу этот набор не видел.
он должен быть из той,старой серии.когда кружок перестал работать многие разбирали (очищали) помещение и мне досталась эта коробка с рейками,фанерками и брусками (маленькими) бука.
Всем добрый вечер! Как и обещал, постепенно буду выкладывать, фотографии имеющихся у меня наборов. И раз уж речь, зашла о фанерных кордовых моделях, то начну пожалуй с Набора кордовой модели копии ЯК-18. Хотя конечно же это полукопия, но я сохранил оригинальное название разработчиков. Модель выпускалась в Крыму, Симферопольскими мастерскими спортивного моделизма и наглядных пособий ДОСААФ СССР. Адрес был указан на коробке, такой: г. Симферополь, ул.Клары Цеткин д.34. Сегодня во времена Интернета, без проблем можно посмотреть, где это на карте. Никаких мастерских там думается, сейчас нет, но вот здания сохранились в том же виде как они были во времена СССР! Вот пожалуйста ссылка: maps.yandex.ru/146/simferopol/?source=wizgeo&text=…
Что представлял из себя набор, наглядно видно на прикрепленных фото, поэтому полагаю, нет нужды описывать его содержание?! Модель “тиражировалась” многими тысячями экземпляров. Поставлялась по линии ДОСААФ, в профильные кружки. Её так же мог заказать, через Посылторг любой желающий, оформив заказ в почтовых отделениях. Модель была не сложна в изготовлении и не представляла никаких трудностей в сборке. Полуторакубового двигателя, типа МК-16 или МК-17 вполне хватало для успешных звпусков и тренировок. Но за не имением, такого двигателя, на модели устанавливали и другие, например МК-12В. Бачек для топлива, у нас в моделке, ставили обычно самодельный (по форме домика) большего объема. Шасси применяли не из набора, т.к. оригинальные стойки не позволяли ставить воздушные винты большего диаметра. Еще усиливали буковыми реечками, место соединения крыла с фюзеляжем. Аккуратно собраная модель, нормально летала и позволяла получить начальные навыки управления кордовой моделью, т.е. с ролью тренера этот ЯК-18, справлялся вполне сносно.
у меня с кружка осталась .храню с рейками,не эта ли:
Нет, большие наборы с материалами были в виде плоских ящиков: боковая сторона из соснового бруса примерно 50x20 мм и зашиты фанерой. Фанера обычно была тонкая 1-2 мм, там разные варианты. Когда-то здесь на форуме перечисляли их содержимое. Там были сосновые и липовые рейки, лист целлулоида, набор качалок и кабанчиков из алюминия, проволока ОВС разная, кусок жёлтого плотного пенопласта, жесть, медные трубки, пластмассовые колёса (белые), квадратная коричневая резина, листы с чертежами, ну что-то ещё, уже точно не помню. Некоторые вещи у меня и сейчас валяются где-то в загашниках: качалки, колёса.
А что в коробке на фото было внутри, я не помню. Картинка знакомая. А вообще пилотага по компоновке на коробке похожа на ту, что я написал ранее.
у меня с кружка осталась .храню с рейками,не эта ли:
Похоже, этот набор из последних… Такого уже не помню… В те 80е от покупных заготовок я уже отошёл… Было уже все “по-взрослому” - F4B…
Честно очень боюсь затронуть приятные и ностальгические воспоминания,но парни по ложа руку на сердце ,хорошо помню эти публикации в приложении к юному технику,да и древние посылки были как сейчас говорят не о чем.Слава богу у нас в кружке в далеком детстве грамотный руководитель мог объяснить почему это не могло нормально летать,не до нас ,не мы такое не строили. Хотя видели подобные модели построенные вопреки всем законам авиационных и модельных технологий - летали для того времени убого .Извините если задел ностальгические нотки.
Правильно кто то говорил говно в не зависимости от географической и временной привязки остается говном.
Жалко что и сейчас нет интересных отечественных китов для постройки кордовых моделей.
Извините если задел ностальгические нотки.
Ну почему же! Нечто подобное слышал и я от нашего руководителя. У нас в кружке вообще больше всего практиковалось изготовление тренировочных кордовых моделей с классическим наборным крылом. Под моторчики 2.5 см. Там шло всё и КМД и РИТМы и МК-шки. На них и самые первые азы авиамодельного строения осваивали и тренировались и на соревнованиях выступали.
Но поскольку тему создал всё-таки о наборах, то и пишу про модели из наборов. Те тренировочные самолётики хоть и летали хорошо, но они всё-таки другая история.
Тем более, что кое-что из наборов-посылок у нас в кружке всё-таки собирали.
Нет, большие наборы с материалами были в виде плоских ящиков: боковая сторона из соснового бруса примерно 50x20 мм и зашиты фанерой. Фанера обычно была тонкая 1-2 мм, там разные варианты. Когда-то здесь на форуме перечисляли их содержимое. Там были сосновые и липовые рейки, лист целлулоида, набор качалок и кабанчиков из алюминия, проволока ОВС разная, кусок жёлтого плотного пенопласта, жесть, медные трубки, пластмассовые колёса (белые), квадратная коричневая резина, листы с чертежами, ну что-то ещё, уже точно не помню.
Это был Набор №14 - “Материалы для постройки моделей” - вот такое официальное название, дали данному набору разработчики. Наборы 70-х годов выпуска, включали в состав, очень качественную резинку, круглого сечения (диаметр 1мм), такого серо-голубого цвета - у нас называлась “венгерка”. Для обтяжки моделей в этом наборе имелась микалентная бумага. Чего в наборах тех лет не было, так это чертежей! Видимо подразумевалось, что это материалы для постройки различных (не только авиа, но и судо, и возможно автомоделей) - поэтому чертежей и не было! Не хотели видимо ущемлять ни чьи интересы?! Но вот эти же наборы, но 80-х годов выпуска уже включали чертежи! И это были чертежи только авиамоделей - планер А-2, фюзеляжная резиномоторная модель, кордовая модель воздушного боя, кордовая пилотажная модель самолета. В составе материалов этих наборов, уже была лавсановая пленка для обтяжки (на замену микалентной бумаги). Резинка в этих наборах была уже другая, коричневого цвета и более низкого качества, чем “венгерка” - либо квадратного сечения 1х1 мм, либо “лапша” 1х3мм. В остальном, я не припоминаю каких либо других отличий в этих наборах.
Да, точно, в ранних наборах была “венгерка”. Помню, как к моему тренеру постоянно приходили какие-то дяди за этой резиной (видимо рыбаки). И микалентную бумагу “добывали” мы именно из этих наборов. Ко мне в последствии перешло большое количество этих наборов по наследству уже как к тренеру. Поэтому я могу и не знать, какие именно коробки попали в нашу кладовку в разные годы. Ещё кроме наборов мы доставали много чего, в том числе и бальзу, через базу ДОСААФ. Не знаю, как у других, но у нас бальзы всегда было навалом. Помню, как ещё лет в 14 я ходил её взвешивать в гастроном. Брусков 10 обычно приносили. Продавцы ещё смеялись, что мы шпалы опять притащили.
Извините за оффтоп. Воспоминания…
Жалко что и сейчас нет интересных отечественных китов для постройки кордовых моделей.
А кто Вам сказал, что их нет? Наборы (отечественные) для сборки кордовых моделей, есть и сегодня! В их составе элементы из дефицитной в советское время бальзы! Выбор конечно не богатый и эти наборы никогда, не будут выпускаться такими партиями, какими они выпускались в СССР! Сегодня все упирается в цену вопроса! А цены, на модели явно не копеечные! Вот ссылка (не реклама) на кордовые модели, которые можно купить сегодня: www.thermik.ru/fly/controlled/…/category-199/
Да, точно, в ранних наборах была “венгерка”. Помню, как к моему тренеру постоянно приходили какие-то дяди за этой резиной (видимо рыбаки).
По линии ДОСААФ, эту “венгерку” мы получали в нашу моделку и отдельно (не в наборах), в упаковках по 100 рулончиков.
Наборы (отечественные) для сборки кордовых моделей, есть и сегодня!
Да, да! Вот об этом тоже хотелось бы поговорить. Тем более что один такой наборчик я себе приобрёл и сейчас собираю. Правда сам набор больше используется, как просто, набор материалов. А сам самолёт претерпел ряд изменений. И на то есть рад причин.
Но об этом позже. Когда доделаю )
А сейчас немного вспомню ту модель на которой я впервые самостоятельно полетел, и взлетел и петлю сделал и упал.
И модель эта - тоже фанеройд из набора ПО-2.
В кружке было несколько таких самолётиков. Но мне хотелось собрать его самому.
Мечта сбылась. Когда был в Москве, то купил в центральном “Детском мире” такой набор.
Совершенно верно здесь написали - продолговатая коробка с ярко-оранжевой крышкой с изображением модели ПО-2 в двух проекциях.
И что особенно запомнилось - на одной из боковин нарисованы фигуры, которые эта модель может выполнять.
Это стала моя первая модель, которую я собрал ОТ и ДО и довёл до лётного состояния и… полетел. Причём собирал не в кружке, а дома, регулярно советуясь с толковым моделистом, который непроизвольно стал моим другом и наставником.
Из приколов конструкции больше всего запомнились непропорционально длинные шасси, благодаря которым модель теряла даже намёк на полкупопийность.
Причём проволока для стоек шасси была достаточно тонкая и постоянно гнулась. Шасси разъезжались при каждой посадке и их приходилось сгибать заново.
Второй момент - это миниатюрный топливный бак, который крепился на крыло двумя винтиками. Не смотря на экономичный МК-17, горючего в этот бак влезало буквально на пару минут полёта. Ну может чуть больше.
Я тогда не обладал знаниями, чтобы самостоятельно модернизировать конструкцию модели. И поэтому собрал всё как было написано в инструкции.
Не смотря на отсутствие профиля, модель получилась весьма летучей. В первую очередь за счёт тяги двигателя. Планирующий момент на этом ПО-2, как таковой, отсутствовал. Стоило мотору заглохнуть, как самолётик клевал носом и падал в траву.
А когда мотор работал хорошо, то носился достаточно быстро и мог крутить незамысловатые фигуры. Не в моих руках, конечно, а в руках опытного коллеги-моделиста.
Я единственный раз сделал на нём петлю, которая закончилась морковкой.
Тем не менее пострадал ПО-2 не сильно: отстегнулось верхнее крыло и злополучная стойка шасси вывернулась в обратную сторону.
В общем там и ломаться было нечему. А потому этот ПО-2 прожил у меня достаточно долго, пока просто не надоел за счёт своих весьма ограниченных возможностей.
Так что Гомельскому фанеройду ПО-2 я остался благодарен за то, что первые самостоятельные полёты совершил именно на нём.
А я , из за этой “венгерки” ,однажды стал счастливым обладателем нескольких наборов- абсолютно бесплатно.
В школьные годы жил я в Подмосковье. И конечно все модельным имуществом закупался в Детском Мире. В классе пятом , накопив необходимую сумму для приобретения набора кордовой модели явился в необходимый мне отдел универмага / от центрального входа ,направо/. Купил набор и стал проверять содержимое на соседней витрине. В это время большой,усатый дядька покупает набор для постройки резиномоторной модели, молча вынимает оттуда моток резины , суёт мне коробку с содержимым и так-же молча уходит. Я не понимаю что произошло,но в коробку заглянул. Ну что делать? Дали-надо брать. Пока я завязывал посылки, ситуация повторилась 6 /шесть / !!! раз.
Оказывается это рыбаки брали наборы с резиной для донок, а ненужное выбрасывали в мусорный контейнер. А тут наудачу рядом стоит пацан с похожей коробкой, и мусорку искать не надо.
В итоге домой я возвращался сказочно богатым.