кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

GeeBee
Андрей_Курылев:
  • зона и Россия так же все оплачивалось, вплоть перелеты самолетом, питание в гостиничной ресторации

так же оплачивались сборы перед соревнованиями, а по месту основной работы платили по среднему.

валера38

А ещё кроме большой посылки №14 была маленькая №21,в ней был чертеж двухбалочной бойцовки…первые петли,прям на взлете
Первая модель тоже фанерка из набора

sancho
михаил76:

Никто нам на занятиях в кружке самолётики такие даром не выдавал

Может не везде-я успел зацепить-на облСют было всё и моторы и наборы.И авиа и судо и ракетные мрдшки.С горечью вспоминается что было и что стало-не чисто в техническом плане а в отношении к доп образованию.И было это всё бесплатно-понятно дело о том, чтобы домой утараканить и речи не было.

alexextro

Мой любимый набор в 65-69году/не помню номер/был ящик с рейками,волоконкой,проволка ОВС,луженая жесть,медная трубка и самое бесценное-2 листа 1мм фанеры/верх и низ самого ящика/!Сейчас такую фанеру /в Питере/можно купить только в хобби магазине/не в каждом/и лист стоит около 800р!А при ремонте она иногда гораздо полезней бальзы!

Alx1m1k

А в какой “посылке” были рейки сосновые(без сучков)размером2.5 х2.5х700мм.?мне такие достались в коробке и здорово выручали.

Губанов_Игорь
alexextro:

Мой любимый набор в 65-69году/не помню номер/был ящик с рейками,волоконкой,проволка ОВС,луженая жесть,медная трубка и самое бесценное-2 листа 1мм фанеры/верх и низ самого ящика/

Так эти наборы были любимы всеми моделистами во все годы. В отличии от многих других, толку от которых практически не было. Ведь не секрет же, что многие наборы использовались только для обучения мальчишек первого и второго года обучения. Никакой особой ценности не представляли. В основном их массово брали на материалы, не более. Например плоские наборы с МИГ-3 всегда брали на фанеру на ящики и т.д.

Mekhanik
валера38:

А ещё кроме большой посылки №14 была маленькая №21,в ней был чертеж двухбалочной бойцовки…первые петли,прям на взлете
Первая модель тоже фанерка из набора

Маленькая поправочка, это был Набор №15 - основным отличием, было то что этот набор материалов, адресовался именно авиамоделистам! Чертежи в этих наборах были следующие: кордовая гоночная модель самолета (думается, разработки конца 60-х годов), выше упомянутая Валерой - кордовая модель воздушного боя и с другой стороны был напечатан чертеж кордовой пилотажной модели. В последствии, чертеж гоночной модели самолета(все таки до разработчиков видимо дошла критика авиамоделистов, в отношении этой гоночной модели), был заменен на чертеж, фюзеляжной резиномоторной модели самолета. Сам же набор не претерпел каких то изменений за долгие годы выпуска. Он действительно был форматом, немного поменьше чем, набор №14 - длина была на 200-250 мм меньше, а вот ширина был 40-50 мм больше. Соответственно все рейки в нем тоже были короче, чем в наборе №14. Но вот главная фишка, которая отличала Набор№15 - его можно было купить в магазинах “Культтоваров” и заказать через “Посылторг” (он был в каталоге!). В мою школьную пору, мне родители и родственники, покупали такие наборы неоднократно. Эти наборы для меня тогда были основным источником материалов для постройки моделей. Занимался я тогда, не только в кружке, но и дома, самостоятельно. Для чего отец выделил и оборудовал мне мастерскую во времянке, во дворе. Буквально в 50 метрах от этой мастерской, был пустырь, где и проходили испытания, построенных мною моделей. А из набора №15 - можно было построить, много чего. Я так же, как и Валерий, по чертежам из этого набора построил двух балочную бойцовку. К тому моменту, у меня в арсенале был уже 4-х канальный Ритм (тогдашняя моя гордость!) и я на этой бойцовке, тоже крутил первые петли! Надо отметить, что мы с другом, построили и гоночную модель по чертежам из этого набора, хотя модель и была анахронизмом. Проблема была с полетами на этой гонке - у нас не было подходящей асфальтной площадки, тогда. Так мы, что бы испытать модель поехали, в областной центр - г. Черкесск, на кордодром. И… наши полеты тогда состоялись! Обратно сидели в автобусе счастливые, что то обсуждали и даже как, то не замечали, как другие пассажиры, в недоумении принюхивались и не могли понять, что за странный запах, стоял в Икарусе. И только, когда мы уже выходили на своей остановке, водитель проворчал, что в следующий раз высадит нас, если от наших самолетов, будет так вонять! Но эти его слова, тогда, нисколько не испортили нашего настроя, т.к. мы шли домой, как настоящие летчики-испытатели, которые успешно выполнили всю программу испытаний и уже строили планы следующих полетов!

валера38
EXPERIMENTATOR1970:

Олег, фанерка 1мм стоит в Питере 7200 рублей за лист 1.5х1.5!

Недавно наш моделист продавал в 10-ть раз дешевле на соседнем форуме.,у вас в городе наверно с платины!
Извиняйте ,что не в тему

alexextro

Сергей,предпологаю,что размеры листов фанеры разные,вот отсюда и диапазон такой!А тот наборчик я из за тех двух крышек приобрел бы!Приходится фанеру заменять тонким текстолитом,благо была возможность иметь его бесплатно!Как вспомню детство-лобзик,ножницы,рубаночек-и поехал нервюры шлепать!А учебная пилотажка с крылом на резинке-низкоплан-очень популярна была и летала на Ритме очень прилично для тех времен-я в ДЛТ/дом ленинградской торговли/все время что то покупал-был мой любимый магазин!В кружок далеко было ездить-после школы строгаешь,клеишь,а в восресенье на кордодром-для тех времен это примерно “тусовкой” сейчас называется!И народу полетать всегда много было.А сейчас в Питере ни тех наборов,ни кордодрома-все готовое с востока!

sanych49
Creolka:

Да Михаил, было. И на соревнования, и сборы, и питание, и моторы, и аппаратура, и смолы/краски/лаки, и “посылки №14”, и…, и…, и… .
Смидесятые и восьмидесятые до половины.
А бальзы и у нас не было, просто так, хотя в Ташкенте на Ил-86 звукоизоляцию из бальзы делали… . За валюту!

Да нет, Валентин, была и в Ташкенте бальза, занимался у Икрамова Атабека с 1962г ,в старом помещении Аэроклуба,если помнишь ,так там при мне сборникам бальза была всегда и областным сборникам доставалась, ну мы “зеленые” в ту пору подбирали кусочки и вклеивали на модель ,и хвалились -как же кусочек бальзы.

михаил76
sanych49:

подбирали кусочки и вклеивали на модель ,и хвалились

А вот это очень знакомое ощущение. У нас так и бывало, что найдёт кто обрезки, вклеит к себе в модель и потом хвалится перед другими: “смотрите мол, у меня теперь самолёт с бальзой”. К месту приклеена или нет, было не суть важно. Главное, что бальза на самолёте имеется )

Радян
Creolka:

Да Михаил, было. И на соревнования, и сборы, и питание, и моторы, и аппаратура, и смолы/краски/лаки, и “посылки №14”, и…, и…, и… .
Смидесятые и восьмидесятые до половины.
А бальзы и у нас не было, просто так, хотя в Ташкенте на Ил-86 звукоизоляцию из бальзы делали… . За валюту!

Все так и было в Ташкенте и бальза 30 руб. за кг.Рапиливали самой тонкой дисковой пилой бруска хватало на кордовую пилотажку.

Frame
Alx1m1k:

Михаил как хорошо РАСКРЫВАЕТСЯ ваша тема для всех возрастов.сейчас народ будет ещё больше подтягиваться: “и СТАР и МАЛ”.

Мы здесь не столько наборы обсуждаем, а скорее - время, в которое жили и своё беззаботное детство. Для кого-то кажется фантастикой, что нам это всё давали бесплатно. А как иначе? Ведь мы стремились к достижению конкретной цели, совпадающей с интересами нашего государства. А наборы те конечно были слишком уж примитивными, но они учили самым простым и нужным вещам: выпиливать, строгать, шлифовать, клеить и много ещё чему.

Игорь_K

Мне посчастливилось ,одну смену пионерского лагеря заниматься в кружке, под руководством Моисея Степановича Степченко / может кто помнит/. Так вот он обучал ,как из этих примитивных контурных полукопий делать вполне летабельные " копии" .
Фанерное крыло облегчалось так, что оставались тонкие перемычки в местах предполагаемых нервюр и по контуру крыла. Передняя треть крыла не трогалась. На месте лонжерона, по всему размаху приклеивалась торцом клеилась сосновая рейка 10/3 мм. Затем сверху на лобик и перемычки-нервюры клеились пластины пенопласта. После высыхания клея крылу придавался шкурилками профиль.
Фюзеляж делался аналогично, только по всей длине ,с двух сторон , рейки клеились плашмя. И профилировался соответственно шпангоутам.
Для обтяжки брали толстую коричневую бумагу /похожа на крафт/ и на клее АК-20 /ПВА тогда ещё не было/ обклеивали всю конструкцию. Этим же клеем и лакировали. Далее красили.
Двигатели стояли МК-12 . С таким профилем и меньшим весом, это были совсем другие самолёты.Жёсткость конструкции - неимоверная. Петли, крен 45 -не вопрос. Да и внешне модель только выигрывала.

михаил76
Frame:

мы стремились к достижению конкретной цели, совпадающей с интересами нашего государства.

Вот, золотые слова, которые ёмко объясняют, почему во времена СССР моделизм у нас так хорошо развивался.

Я вот таким воспоминанием ещё хотел поделиться: в кружке у нас были несколько фанеройдов-полукопий И-16. Сделаны они были все по классической фанерной технологии. Бумагой не обклеивались, а все были выкрашены на одинаковый манер в традиционную зелёную и синюю краску. Моторчики на них ставили “Стрижи” и МК-17. Шасси были проволочными и, как и у настоящих И-16, располагались под крылом. Благодаря этому самолётики при посадке постоянно капотировали и кувыркались. Но при этом летали они шустро и ребята частенько брали их на кружковские полетушки.
Вот, по прошествии десятилетий, я неожиданно и задался вопросом: а были ли такие наборы? Почему-то мне показалось что это всё же были наборы, поскольку в кружке было три таких одинаковых модели и, кажется, одна недоделанная, которая вечно пылилась в шкафу. Новые моделей за все мои школьные годы чудесные, в кружке никто больше не делал.

Creolka
sanych49:

Да нет, Валентин, была и в Ташкенте бальза, занимался у Икрамова Атабека с 1962г ,в старом помещении Аэроклуба,если помнишь

Здравствуй, Владимир.
Я не про сборников говорил, а про модэлки. А бальзу и мне выдавали, такую - “дубовую”.
Старый Аэроклуб не помню, к сожалению.
Я больше на “Хаклар дустлиги-28” и гостиннице, что рядом.
Были же времена!

Анатольевич

Интересно.А наши дети повзрослев,тоже будут вспоминать с теплом прошлое?

Creolka

Будут обязательно, если будет что вспомнить.

Но мы кажется чутка отвлеклись.