кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

vassal

Всем привет! Хочу поделиться с вами своей коллекцией. Так вышло, что в кружок я когда-то не доходил. Я пошел туда году в 1995, когда старых движков уже не было, а денег на новые еще не было. Я был маленький, а мир - большой, но без интернета, и как-то идеи барахолок, кружков в других городах и прочие способы решить ситуацию мне в голову не приходили, а взрослым было немножечко пофиг. В итоге я сделал планер, сделал учебную кордовую, не полетал на ней, начал делать следующую, и в какой-то момент забил. Сказалось еще то, что наш кружковод, Дмитрий Иванович, перешел работать из Зеленограда в Химки. А новый сразу объявил, что он будет вкладываться в тех детей, кто собирается на соревнования, а на остальных тратить силы не будет.

Я в какой-то из дней рождений упросил поехать в Термик и купить несколько наборов, и пилил их дома, к неудовольствию родных, планер и резиномоторка летали, а учебная бойцовка опять-таки нет (мотор-то не появился).
Потом я вырос, тяга к самодельству осталась, но мне удалось загнать её поглубже.
Прорывалась наружу она где-то раз в два года.
Появились интернет-магазины, и я сначала купил себе пачку советских моторов, а потом увидел объявление о продаже тех наборов моделей, что на фото.

Главным образом меня прельщала кордовая пилотажная.
У меня уже был знакомый кружковод из тех же Химок, Владимир Алексеевич, честь ему и хвала, который почувствовал мою застарелую детскую боль и помогал советами.
Но если в детстве проблема была в том, что Химки воспринимались как другая планета, то теперь оказалось, что все кружки занимаются днем в будни, когда от взрослых почему-то требуют работать на работе.
В итоге модель я собирал опять-таки дома, сам.
Владимир Алексеевич предупредил меня, что данная модель, если ее делать без улучшений, летает как топор, но мне хотелось собрать именно то, что собирали пионеры.

Сам я летать не умел, и запуск мог бы вообще не состояться. если бы не смена работы.
У меня образовалась возможность до выхода на новую работу располагать собой в будни, и выслушав кучу замечаний по качеству сборки и по возможности их устранив, я, наконец, взлетел.

Многословно и эмоционально я писал об этом у себя в ЖЖ vas-s-al.livejournal.com/600739.html а тут, пожалуй, ограничусь фотографиями модели из коробки

Киля в комплекте не было, а фанера на нервюры была столь плохой, что стала гнуться еще при обтяжке (правда, одной из моих ошибок было то, что я не промазал нервюры клеем).

На модель поставил движок “Ритм”.

В итоге мой первый полет на кордовой состоялся через 15 лет после того, как я построил свой первый самолет.

В Химках на кордодроме под присмотром Владимира Алексеевича модель летала нормально, но у нас в Зеленограде при запуске на полянке вошла в круг и разбилась.

Я отсканировал все чертежи, инструкцию и коробку, если тут есть еще желающие, то каждый может собрать такие же дрова.
Вот ссылка
yadi.sk/d/rHHLtkPliRxDW

Тот набор я купил в комплекте, ждите продолжения 😉

михаил76

Всегда приятно читать такие воспоминания )
Алексей, а мне кажется, или в вашем наборе действительно была проволочная V-образная стойка шасси?
На сколько я помню, наборы таких моделей комплектовались одностоечным шасси из дюралевой пластины.

vassal
михаил76:

Алексей, а мне кажется, или в вашем наборе действительно была проволочная V-образная стойка шасси?
На сколько я помню, наборы таких моделей комплектовались одностоечным шасси из дюралевой пластины.

Там стойки шасси не было никакой, но была пара колес и железная пластинка для крепления стойки к фюзеляжу. Возможно что набор дошел до меня не полным. Киля тоже не было. Я делал стойку из двух велосипедных спиц.

p.s. почему если я хочу написать два подряд сообщения, они объединяются в одно?

vassal

Продолжаем:
“На сдачу” в процессе ожидания “окна запуска” я собрал планер из набора “Схематическая модель планера”

Там были нервюры из электрокартона, которые не надо было выпиливать.

Опять-таки все чертежи отсканированы для желающих повторить
yadi.sk/d/8t201jWa3KEF6D

Конструкцией предполагался странный выпил в носовой части фюзеляжа. Я так и не понял, зачем он нужен.

михаил76
vassal:

странный выпил в носовой части фюзеляжа.

Очевидно, этот странный выпил нужен для того, чтобы удобно было накручивать резинку, которой спереди крепится крыло.

А размах крыльев у этого планера какой был?

azat15region

Помнитца мне этот планер,дрова ещё те) А картонные нервюры так это вообще жуть)))

sanych49
vassal:

Продолжаем:
“На сдачу” в процессе ожидания “окна запуска” я собрал планер из набора “Схематическая модель планера”

Там были нервюры из электрокартона, которые не надо было выпиливать.

Опять-таки все чертежи отсканированы для желающих повторить
yadi.sk/d/8t201jWa3KEF6D

Конструкцией предполагался странный выпил в носовой части фюзеляжа. Я так и не понял, зачем он нужен.

Для загрузки дроби ,для центровки модели,я так думаю или для зацепа леера.

vassal
михаил76:

А размах крыльев у этого планера какой был?

По ссылке есть скан чертежей, там все размеры. Размах крыльев указан 950 мм, сколько получилось в реальности - не измерял, к сожалению.

михаил76
sanych49:

для зацепа леера.

Владимир, для зацепки леера на схематических планерах обычно крючок проволочный навешивался примерно в 15 градусах за центром тяжести модели.
Данный планер, не предполагался для затяжки на леере. Это, как я понимаю, метательная модель была.
А дробь загружалась в камеру размещённую максимально в носу модели. Но здесь такой камеры, судя по фото, не предполагалось. Груз на скотче примотан )

А про картонные нервюры вспомнил один прикольный эпизод: мне в детстве, как и многим наверное, было лень выпиливать нервюры, да ещё и облегчать их внутри. И увидев подобное крыло, где нервюры были вырезаны из картона, спросил тогда руководителя кружка: а почему из картона резать нельзя? Ведь это и проще и быстрее. Руководитель кружка взял тогда картонную нервюру и просто сжал её в кулаке, превратив в бесформенный клочок бумаги. И говорит: “А теперь попробуй сделать такое же с деревянной нервюрой”.
Получилось очень наглядно и убедительно.
Правда, помню, был у нас на схематических планерах менее трудоёмкий заменитель деревянных нервюр: нервюры (а точнее, полунервюры - верхняя часть профиля крыла), согнутые из алюминиевой проволоки. И у меня такой планер был. Летал, правда, отвратительно, но мне тогда по детским впечатлениям, нравилось.

vassal
михаил76:

Данный планер, не предполагался для затяжки на леере. Это, как я понимаю, метательная модель была.

Предполагался, на фоне моего мизинца на последнем фото виден крючок.
Собственно, сочетание хлипких нервюр и запусков с леера (тех, которые были неудачными) и предопределило короткую жизнь модельки.

А нервюры у нас в кружке гнули по шаблону. Распаривали палочки, засовывали в стапель и оставляли сохнуть. Шаблон был капитальный, один на кружок. Представлял собой брусочек, обточенный сверху по профилю нервюры, с приделанными к нему металлическими уголками, под которые заводились распаренные палочки.
Мой самый первый планер, сделанный как раз по такой технологии, жив до сих пор. Летает очень даже, при запуске с рук как раз половину хоккейной коробки во дворе способен пролететь. Тем и удобен. Можно пускать во дворе в любой момент, когда настроение есть.

михаил76
vassal:

на фоне моего мизинца на последнем фото виден крючок.

И в самом деле есть крючок. 😁
Только вопрос мучить начинает: а что он там делает,так близко к передней кромке? 😃

Dacor

А он там и должен быть. Как иначе то?

михаил76
Dacor:

Как иначе то?

Ну вообще да, посмотрел изображения схематических планеров. Он там заметно вперёд вынесен, по сравнению с теми же моделями класса А-1.

Dacor
vassal:

Продолжаем:
“На сдачу” в процессе ожидания “окна запуска” я собрал планер из набора “Схематическая модель планера”

Там были нервюры из электрокартона, которые не надо было выпиливать.

Это был мой первый летающий самолет!!! Наверно каждый из нас помнит те ощущения, когда твое творение первый раз запускается (тобой или более опытным товарищем), и оно ЛЕТИТ!
Делал полностью сам дома под чутким руководством отца. По большому счету это был мой первый шаг в авиамоделизм, если не считать двух мелких метательных планерков из советского набора (в одном наборе были два мелких метательных планера с картонными крыльями и реечными фюзеляжами, по моему один классика, второй утка).

Вот собственно и я со своей моделью.

azat15region

Приятная фотка ,напомнила мне тоже о моем детстве.Как это было давно ) мы бегали на почту смотрели каталоги и заказывали самолеты,и то приятное ожидание посылки )

GermanS

Привет!Всем! Тоже имеются раритеты:
Пока не пробуждают к полётам, ждём ностальгию…

михаил76

Бли-ин, как фотографии По-2 порадовали. Реально ностальгия разыгралась )))
Ведь именно на этой модели я свой первый самостоятельный полёт совершил от взлёта до посадки.
До этого, правда, ручку тоже держать приходилось, но взлетали и сажали самолётики более опытные моделисты, а я просто несколько кругов рисовал в небе блинчики дрожащей рукой ))

2 months later
михаил76

На днях на просторах “авито” наткнулся на очень неплохую реплику известного фанеройда МИГ-3.
Не смог удержаться, чтобы не выложить фотографии самолётика сюда

Не знаю, кто автор данной модели, но по моему смотрится весьма симпатично.

PROPELLER
Дядя_Витя:

Вспоминается таймерная модель из той же серии, строил, но до запусков почему-то не дошло, не помню.

А я строил и запускал, летала хорошо и не в одном экземпляре. Благодаря ей остался таймеристом до сего дня.

михаил76
КОТяRUS:

а как летает?

Судя по тому, что на модели, которая изначально была рассчитана под установку МК-12 или МАРЗ, стоит Питерский КМД - летать должна весьма ядрёно. Но, не более, чем по горизонту.

PROPELLER:

летала хорошо и не в одном экземпляре

Сергей, меня всегда интересовал такой момент: шасси на данной таймерной модели - это рудимент, или всё-таки какой-то толк от них был?
По воспоминаниям: наши ребята в кружке, изготовляя подобные таймерки никогда не ставили на них шасси (летали-то исключительно на траве).
И ещё, помню, была в кружке модификация данного набора: моторама переделывалась под крепление мотора цилиндром вверх (а не в бок, как предлагалось в наборе)

ДедЮз
PROPELLER:

А я строил и запускал, летала хорошо и не в одном экземпляре. Благодаря ей остался таймеристом до сего дня.

Очень рациональная модель была. Строили без шасси (только костыль короткий) и добавляли ушки. Летали отлично, даже таймеры владимирские ставили.

михаил76:

Сергей, меня всегда интересовал такой момент: шасси на данной таймерной модели - это рудимент, или всё-таки какой-то толк от них был?
По воспоминаниям: наши ребята в кружке, изготовляя подобные таймерки никогда не ставили на них шасси (летали-то исключительно на траве).
И ещё, помню, была в кружке модификация данного набора: моторама переделывалась под крепление мотора цилиндром вверх (а не в бок, как предлагалось в наборе)

Модель разрабатывал знаменитый Ермаков, а шасси остались как память о тех временах, когдп и таймерки и резинки стартовали с замли.

15 days later
A_V_Trainer
PROPELLER:

Благодаря ей остался таймеристом до сего дня.

Везет вам.У вас наверно сразу были МК-16 или 17. У нас их не было ,поэтому данную модель так и не запустили. Теперь мы “кордовики”.,как обозначено на этой ветке.
А.В.

Губанов_Игорь

Как то сложно представить город в СССР, в котором не было бы в продаже мк-17 и других моторчиков. Что в магазинах, что в кружках. Этого добра было в изобилии