Fora 3,5 F2B vs Os Max 25LA vs КМД

VitalikV

Почему Сталкер, потому что это уже спортивный мотор созданный для пилотажа. Фора 3,5 все же создавалась для других целей. И пилотаж это все же класс больших моделей. Маленькая модель, маленькая полусфера, не комфортно выресовывать качественные фигуры.

Pavlin2000
VitalikV:

Почему Сталкер, потому что это уже спортивный мотор созданный для пилотажа. Фора 3,5 все же создавалась для других целей. И пилотаж это все же класс больших моделей. Маленькая модель, маленькая полусфера, не комфортно выресовывать качественные фигуры.

Если уже Сталкер то начинать надо с 51, 61 они уже действительно превосходят 46 La, но это уже более высокий уровень модели 10 кубов ближе к полноразмерной объемной. А по поводу 40 Сталкера, так я знаю человека который сознательно поменял 40 Сталкер на 46 La на Top Flite Nobler, и по работе мне со стороны действительно больше понравилась Лашка, поэтому для новичка а тем более если ограничен бюджет смысла в Stalker 40 точно нет.

VitalikV

Если рассматривать со стороны бюджета и новичков, то и в форе смысла нет. Возвращаемся к моторам старым и снятым с производства.

Yaroslav_Melnikov
fps60:


В первую очередь нужно пойти до конца и заменить-таки подшипник, устранив, как я понимаю, причину того, почему и был заглушен двигатель. Здесь лучше обратиться к Ярославу. Он уже дал очень полезную информацию, но совершенно очевидно, что он мог бы рассказать намного больше, как единственный из здесь присутствующих, кто имеет реальный опыт работы с этим мотором.

И второй вопрос - футорка и жиклер. Предположительно можно поставить задачу добиться устойчивой работы на 15k с винтом 9х4. При этом лучше, чтобы движок мог устойчиво работать без напора (хотя дело вкуса, конечно). Я не знаю точно, какой диаметр должен быть у футорки именно для этой Форы.

Ну, на самом деле у меня не такой и большой опыт общения с этим мотором.
Первый опыт был не совсем приятный, после обкатки и первых нескольких полетов мотор просто отказывался работать более одной-двух минут и сыпал свечи. Не заглядывая в мотор пробовал разное, менял свечи, топливо - ничего не помогало. Снял с модели, помыл, смазал и отложил до улучшения настроения возни с этим экземпляром. Через два года (не смейтесь) достал его из закромов, снял головку и заднюю стенку и попробовал разобраться, почему не работал. Причина бросилась в глаза сразу, когда вытащил вал и попробовал пальцем покрутить подшипник - он не крутился. Вытащил его, он даже не крутился вне картера. Видимо изначально на нем был маленький зазор и после установки поджало шарики и подшипник не крутился как следует а потом уже просто проскальзывал во внутренней обойме подшипника, перегреваясь и частички интенсивного износа выбивали элемент свечи.
Благо хорошие подшипники такого размера есть, заменил и на родной футорке двигатель заработал как положено и свечи перестало сыпать. Подшипник зазора С4 там не нужен, достаточно С3, а они довольно доступны.
Крутил в руках вытащеные подшипники из таких-же моторов, которые у меня были несколько месяцев назад, подшипники по виду остались такие-же, но люфт в них хороший, я их все равно заменил (сепаратор там сталь, для высоких оборотов не самый лучший выбор), но думаю что и так работали бы.

Второй этап работы с мотором был замена футорки. Поставил свою, которая изначально разрабартывалась под 25-мотор другой фирмы. Футорка имеет три опции установки жиклера - аля бой, жиклер ниже сечения вентури; врезаный штуцер в наименьшем сечении с подачей топлива через разнесенный жиклер и установка жиклера посередине наименьшего сечения футорки.
С таким большим проходным сечением я не предполагал, что заработает без проблем вариант 1. Но он заработал и я не стал дальше экспериментировать, все работало отлично на 10% нитры. После появления темы попробовал 5% топливо, все работало прекрастно. Слишком чуткой настройки мотора не заметил, правда жиклер бойцовый. Не вижу причин, почему мотор не будет работать в другой конфигурации.

На мой взгляд вы совершенно точно подметили “ставить плоский винт”, двигатель оборотистый, ему надо дать раскрутиться, другого способа чем поставить большой винт с маленьким шагом, для того, чтобы получить хорошую тягу на фигуре нет. В пилотажках я не дока, но думаю получится довольно конфортная для пилотажа конфигурация с винтом 10х3, единственное что после того как двигатель встанет, надо будет приноровиться сажать, ведь с большим винтом модель будет очень сильно тормозиться в свободном полете.

Прикладываю видео с этим мотором, снималось четыре года назад, если память не изменяет, то на видео мотор с обычной свечой и винтом 9х4, топливо было 10%, у моего оппонента Бродак 25. Корды 0.46мм, ~18 метров от ручки до оси модели.
На видео отчетливо слышно как “кричит” мотор. И очень хорошо слышно и видно, что он практически работает на одном режиме, даже после каких-то резких фигур.
После внесеных изменений он летит бодрее сейчас.

fps60
Yaroslav_Melnikov:

мотор с обычной свечой и винтом 9х4, топливо было 10%

Вот пусть он с таким винтом и остается. Не стоит на него десятку ставить. Был такой вариант - увеличиваем диаметр, уменьшая шаг. Я имел в виду другой подход - берется любой движок, который на вашем континенте называют powerhouse - Irvine 36, Webra 28, 32 и т.п., который работает с винтом оптимального диаметра, но с минимально допустимым шагом, в присущем движку диапазоне оборотов, чтобы он не перегружался, выдавал свою максимальную мощность, но не слишком разгонял при этом самолетик. Предполагаю, здесь как раз такой случай.
Насчет топлива хотел спросить - как я понял, летаете на чистой синтетике? И содержание 17% мне понравилось. Не было проблем или потребности в каких-либо переделках-настройках? Я пока свои движки гоняю на смеси 50/50, но хочу попробовать сначала Enya 15 CX и Evolution 36 с чистой синтетикой и меньше 20%. С другой стороны, если на компрессионках все прошло нормально, почему калильные не смогут? Но всегда же немного опасаешься чего-то нового. Можете поделиться практикой и соображениями на этот счет? Особенно касательно режима с высокой частотой вращения.

Yaroslav_Melnikov
fps60:

Вот пусть он с таким винтом и остается. Не стоит на него десятку ставить.

Боюсь не соглашусь. Почему. Выше упоминали двигатель АСП21. По конструкции они очень идентичны, но. Для АСП21 винт 9х4 обычный рабочий, несмотря на передний подшипник 6х15. То есть и вал и подшипник выдерживают нагрузки с таким винтом без проблем. На ФОРА 21 передний подшипник гораздо мощнее 7х17, соответственно и вал мощнее. Не вижу проблем использовать винт 10х3 от слова совсем, а может и 10х4. Сам планирую перейти на винт 9.5х4 в следующем сезоне (подрезаная десятка), так как 9х4 летит слегка быстро, хочу разменять на тягу.

fps60:

Насчет топлива хотел спросить - как я понял, летаете на чистой синтетике? И содержание 17% мне понравилось. Не было проблем или потребности в каких-либо переделках-настройках? Я пока свои движки гоняю на смеси 50/50, но хочу попробовать сначала Enya 15 CX и Evolution 36 с чистой синтетикой и меньше 20%. С другой стороны, если на компрессионках все прошло нормально, почему калильные не смогут? Но всегда же немного опасаешься чего-то нового. Можете поделиться практикой и соображениями на этот счет? Особенно касательно режима с высокой частотой вращения.

Топливо я сам не мешаю, за редким исключением. Пользуюсь тем, что продается в магазине. Мой предпочтительный бренд “Morgan Fuels”, у них большая линейка топлив с разным содержанием нитры и вариацией процентовки синтетика/касторка, но общее содержание масла 17%. Да, конечно, лучше касторки для смазки не придумаешь, но чистенькие двигатели это тоже хорошо. Обычно встречается содержание касторки в масле 80/20 (синтетика/касторка), по собственному опыту разница в нагаре почти не заметна, даже для температурно нагруженых моторов
На бою ФАИ класса с этого года официально процент масла уменьшен до 15% и разрешена синтетика. Было много негативных предсказаний про двигатели, в том числе от именитых конструкторов. Предсказания не сбылись. Единственное, что в моторах, где изначально была слишком плотная пара, время обкатки увеличилось значительно и вдобавок надо дополнительно разжиматься, но к этому очень несложно адаптироваться. Поэтому если на таких нагруженных моторах как Ф2Д класса такое топливо работает без проблем, то на бОльшей кубатуре заведомо проблем быть не должно. Подобный процент процент масла крайние лет десять, по крайней мере на моторах .20-.28 (а сейчас и .15), обычное явление. Все летают, негатива не замечал

fps60
Yaroslav_Melnikov:

Боюсь не соглашусь. Почему. Выше упоминали двигатель АСП21. По конструкции они очень идентичны, но. Для АСП21 винт 9х4 обычный рабочий, несмотря на передний подшипник 6х15. То есть и вал и подшипник выдерживают нагрузки с таким винтом без проблем. На ФОРА 21 передний подшипник гораздо мощнее 7х17, соответственно и вал мощнее. Не вижу проблем использовать винт 10х3 от слова совсем, а может и 10х4. Сам планирую перейти на винт 9.5х4 в следующем сезоне (подрезаная десятка), так как 9х4 летит слегка быстро, хочу разменять на тягу.

Может, и так, у него все-таки кубатура побольше будет, чем у моего подопытного. Проверите, сообщите (может быть). Главное, чтобы частота вращения не падала значительно ниже 15k (по-моему).
По топливу я не до конца понял - вы сами все-таки летаете на смеси или на чистой синтетике? И еще один хороший вопрос зацепили - обкатка, значит, тоже на синтетике? А то я из осторожности пока обкатываю на касторке, а потом перевожу на синтетику.

Pavlin2000

Виталий, а зачем вы так стремитесь полностью отказаться от касторки, тем более в хобийном моделизме, лучше касторки для наших нужд пока ещё не кто не чего не придумал, поэтому она обязательно должна быть в составе топлива, хоть 2% минимум, а лучше 5%.

VitalikV

Если честно, я тоже не понимаю у многих такой мании по поводу синтетики.
Есть в ней плюсы конечно, но и минусы тоже есть, например может выпасть осадок в топливе при добавлении присадки. С касторкой такого не замечено. К дизельному топливу это особенно актуально.
Я например к магазинному топливу, добавляю касторки, что как минимум масла было 20%, так как в хоббийном моделизме нет смысла выжимать все соки из мотора.

fps60

Я не хочу ударяться в дискуссию по этому поводу. Для меня этот вопрос уже решенный. Сначала стал использовать синтетику в калильных движках по рекомендациям Рэнди Смита, но в смеси. Потом меня буквально морально добили английский бойцы и убедили полностью перейти на синтетику для компрессионок. Я попробовал, пока на двух движках - PAW 249 TBR-GT и Enya 11 CXDS, и вот что я скажу - после этого я уже ничего другого не хочу. Просто найти на наших сайтах человека, работающего с синтетикой на кордовых, - большая удача, вот я и хочу максимально воспользоваться случаем (извиняюсь за эксплуататорские намерения), так как предстоит очередной шаг - полностью перейти на синтетику с калилками и при обкатке.

Pavlin2000

Расскажите хоть марку такой синтетики и где ее можно купить, а то опыты моих знакомы по длительной эксплуатации на чистой синтетике обернулись полным провалом.

fps60

Для компрессионных использую Motul 710 2T. Не дефицит, есть, по-моему, везде. Англичане рекомендовали другое, но, естественно, свое. У нас его нет, поэтому подобрал аналог по свойствам. Пока все отлично. Уже есть несколько часов наработки в разных условиях - от жары до холода, деградации не наблюдаю. Для калильных - E.D.L., у нас продается в Техноспорте, но здесь вопрос выбора еще не решен окончательно, так как намерение несколько другое - подобрать стандартное топливо для радиоуправляемых. Вот я и прицепился к Ярославу.

Pavlin2000

А втулочный Фокс 35 с чёрной парой тоже думаете на синтетику перевести?

fps60

Он уже без проблем работает на смеси синтетики и касторки. На видео в начале ветки показан взлет на топливе 5% нитро, 28% масла 50/50. Но нет, на чистую синтетику я его переводить не собираюсь, не тот случай, есть другие кандидаты.

VitalikV
fps60:

Для компрессионных использую Motul 710 2T

Единственная синтетика, от этого производителя, рекомендованная для модельных двигателей, это Motul 2t micro. Попробовал, без присадок все хорошо, прибавки в мощности особо не заметил. Добавив присадку, в дизельном топливе, через неделю появился осадок.
При цене в 3000р за 2 литра синтетики, дальнейшее желание использовать и эксперементировать - пропало, так как присадка, так же как и масло имеет моющие добавки, нагар снимается чистой тряпочкой, а касторку можно за эти деньги 10 литров купить, причем хорошего качества.
Теперь я отношусь к синтетике совершенно ровно, единственное ее можно было бы применять зимой, в меньшей процентовке масла в топливе, для снижения вязкости самого топлива.
Все это я хочу сказать именно для хоббийного моделизма. Для спорта, там имеет значение каждая секунда, там каждый месит смесь как считает нужным.

fps60

Рекомендации Мотюля в данном случае не существенны. Я уже писал выше - подбирал по свойствам аналог английскому маслу, которого у нас нет. У меня рабочее топливо для компрессионок все с ИПН (1,5 - 2%). Никакого осадка нет вообще. Гонял в июле Enya на топливе, которое осталось от PAW после зимних полетов, т.е. полгода прошло - никаких проблем. Поведение движков изменяется заметно, и в лучшую сторону, не говоря уже о том, что и движки, и сам процесс становятся значительно чище. Цена масла в Москве: Motul 710 2T - 892 рубля за литр.:
cardone.org/market/…/Motornoe-maslo-MOTUL-104034

VitalikV

Чистая присадка у меня к сожалению закончилась,поэтому пришлось пользовать ту что есть, а там свой более сложный состав (включая моющие компоненты), который и мог давать осадок.
Если достану чистый ЦГН или ИПН, поробую, но прямо чтобы покупать масло , которое дороже литра топлива,пока смысла не вижу.

VitalikV
fps60:

Рекомендации Мотюля в данном случае не существенны.

Там заявлено, что это масло гарантированно растворяется, в метаноле, нитрометане и эфире, без сюрпризов ввиде сворачивания и расслоения, про ваше масло сказано только про бензин. Если вы на нем летаете и все хорошо, то замечательно, тем более цена для синтетики приемлемая.

fps60

Я micro не использую. Повторяюсь - Motul 710 2T - да, оно только для углеводородов. За другие не ручаюсь, не пробовал. Забыл одну вещь: масло, которое мне рекомендовали для компрессионок, называется Exol Optima Racing Two Stroke. Если у кого-либо появится информация, где его можно взять разумными средствами, буду благодарен.

Yaroslav_Melnikov
fps60:

По топливу я не до конца понял - вы сами все-таки летаете на смеси или на чистой синтетике? И еще один хороший вопрос зацепили - обкатка, значит, тоже на синтетике? А то я из осторожности пока обкатываю на касторке, а потом перевожу на синтетику.

Я не эксперт в топливах, могу поделиться только тем, что знаю, слышал, или как сам это понимаю.
Соображения следующие.
Синтетика синтетике рознь, для наших целей наиболее пригодны масла, которые сделаны на основе Polyalkylene Glycol, я не знаю как точно по-русски это называется. Некоторые масла подвержены гигроскопии, это тоже надо учитывать.
И конечно-же масло должно растворяться в метаноле (у меня было такое, купил как-то масла для спортивных мотоциклов, ни одно не растворилось в метаноле)
Если синтетика используется с другими компонентами топлива (имеется в виду дизель), то керосин сама по себе неплохая смазывающая жидкость, значит в такое топливо масла надо ложить меньше, чем в метанольное (метанол не смазывает никак)
Большие кубатуры для пилотажек не работают постоянно в режиме максимальной мощности (я не знаю что такое 4-2-4, догадываюсь что какая-то настройка, позволяющая двигателю менять режим в процессе выполнения фигур), значит таким моторам нужно меньше смазки, по сравнению с моторами, которые “кричат” все 5-6 минут (например бой)
Еще момент, в пилотажках распространены двигатели, где вал используется с подшипниками скольжения, там трение заведомо больше, чем в подшипниках качения, поэтому для таких моторов нужно будет большее содержание масла.
Некоторые спортсмены используют в топливах антифрикционные присадки. Поделиться инфой не могу, как правило процентовку держат в секрете. В топливах Морган Фьюелс, которые предпочитаю, такая присадка используется производителем.
В пилотажных моторах я лично не вижу причины использовать касторку. Если уж только непонятно с какой синтетикой мешаете топливо, ну чтоб перестраховаться.
Я даю ссылку на файл (здесь не могу прицепить PDF почему-то), там мой перевод статьи, на мой взгляд лучшая на сегодняшний день, объястняющая природу смазывания касторки и синтетики. Прочитав статью эксперта, несложно понять, когда нужно использовать касторку. Для меня например понятно, что в пилотажных моторах она просто не нужна, они не работают на таких теплонагруженных режимах, хотя разные моторы есть, я возможно и ошибаюсь.
Ну а конкретную процентовку, с конкретным маслом, можно только получить экспериментируя. Больше никак

www.aerohobby.ca/forum/index.php?action=dlattach;t…

Конкретно по вопросам.

  1. Летаю на том, что есть. Конкретно сейчас, много осталось топлива (ФАИ) с прошлого года, оно 10-70-20, мешаю его с метанолом и синтетикой до 5-80-15, кончится - перейду на синтетику. Предсоревновательная настройка, только на том, что обычно вижу на соревнованиях (сейчас это стало непринципиально)
  2. Обкатка на чем - не принципиально, обороты ведь на 3/4 от максимальных, там касторовое топливо не нужно, а двигателю зачем лишний нагар?