Ищется кордовая пилотажка в чертежах

REY
Джузеппе:

Ведет и очень здорово. чтобы этого избежать нужно работать быстро и аккуратно. Нельзя выстрогать болван и оставить его до лета. Результат предсказуем. Отстрогал. Отделал. Залил. (Не Юлий Цезарь.)
Попросите Валентина показать Вам старые болванки. Фигура называется штопор.

Я фрезерую половинки матрицы на 5-ти координатном станке из под СAMовского приложения программы Симатрон. Материал для матрицы алюминий или сплав алюминия. Время изготовления одной половинки матрицы от 28 до 43 часов. Отклонение поверхностей около 7-10 микрон.
Потом довожу пастой, поверхность.

favorit

Вот это круто!!! а что это за 5-ть координат???
REY, не могли бы поткинуть информации по автокаду (какой нибуть самоучитель или что-то подобное)??

papaAlex
favorit:

Вот это круто!!! а что это за 5-ть координат???
REY, не могли бы поткинуть информации по автокаду (какой нибуть самоучитель или что-то подобное)??

Привет.

Вот эт да! И куда это вас понесло? Мужуки?

Вы что, сразу хотите создать модель, которая “переплюнет” все существующие? Дык, не получится - опыта маловато… Матричная технология хороша при серийном пр-ве, а при создании спорттехники, важен результат, а он, в свою очередь, возможно достижим, при уменьшении веса аппарата… Так что, банальные шпангоуты и продольные стрингера, потом бумага и тонкая стеклоткань…
Несколько с “отдалённой” точки зрения - как считаете - создатели настоящих спортивных самолётов, знакомы с вакуумной формовкой или как? Или об этом знают только моделисты?

Чего-то вас понесло…

Джузеппе
REY:

Я фрезерую половинки матрицы на 5-ти координатном станке из под СAMовского приложения программы Симатрон. Материал для матрицы алюминий или сплав алюминия. Время изготовления одной половинки матрицы от 28 до 43 часов. Отклонение поверхностей около 7-10 микрон.
Потом довожу пастой, поверхность.

(Примечание автора: текст читать с дружеской интонацией.) Не по-корману нам такие игрушки с пятью координатами.
А скажите пожалуйста, как Вы получили данные по отклонениям от заданных размеров? Спрашиваю потому-что профессионально занимался изготовлением пррессформ. После замечательной ЧПУ-шной обработки форму реально коробило. на тыльной стороне матрицы возникает пупок. Его шабрили по плите. Потому что на измерительной станции его невозможно жестко установить. После этого получали распечатку с отклонениями от математической модели. Частенько приходилось перефрезеровывать. Иногда перемерять. А на особо точных деталях доводить в ручную. Пускать риски от рифеля по четырем направлениям на точке. Четыре направления вот Вам и сотка. Соответственно восемь соток - восемь раз по четыре направления. А про алюминий вообще молчу. Так тупой фрезой напашут. (Не, поначалу она острая.) Какие там сотки? Десятку рифелем снимаешь, чтобы риски ввести. А ведь еще нужно полировать.
Реально у меня есть идея в разъем болвнаки вклеивать мебельные гайки. А потом грубо и с усилием прикрутить ее к стапелю. В хвостовой части фюзеляжа, там где тонко прикручивать шурупами, но вдумчиво, чтобы болванку насквозь не проткнуть.

papaAlex:

Привет.

Вот эт да! И куда это вас понесло? Мужуки?

Вы что, сразу хотите создать модель, которая “переплюнет” все существующие? Дык, не получится - опыта маловато… Матричная технология хороша при серийном пр-ве, а при создании спорттехники, важен результат, а он, в свою очередь, возможно достижим, при уменьшении веса аппарата… Так что, банальные шпангоуты и продольные стрингера, потом бумага и тонкая стеклоткань…
Несколько с “отдалённой” точки зрения - как считаете - создатели настоящих спортивных самолётов, знакомы с вакуумной формовкой или как? Или об этом знают только моделисты?

Чего-то вас понесло…

(П.а.дружеская интонация)Могу похвастать. У меня есть матричный самолет. Фюзеляж пластиковый. остальное бальза. Оговорюсь для favorita, разработка не моя (пусть угадает чья). Но поскольку этот самолет делал я своими руками, то позвольте называть мне его СВОИМ самолетом. Так вот, реально фюзеляж получается легче за счет уменьшения веса внешней отделки. В любом случае что-то надо попуасить, фюзеляж или болван. Я предпочитаю болван. Оно окупится. Не верите, посмотрите мое кино. Здесь есть еще место для творчества: Сломать фюзеляж об колено, об стену, распилить бензопилой и т.д. и т.п. А через три дня у меня новый качественный фюзеляж. Не нравится компановка самолета, на базе этого фюзеляжа можно построить другой самолет. На легкий и качественный фюзеляж три дня и минимум времени папуасить шкуркой. Я своими глазами видел два совершенно непохожих самолета из одних корок.

МУЖИКИ!!! ГЛЯНЬ НА КАЛЕНДАРЬ. ПОЗДРАВЬТЕ ОТ МЕНЯ ВАШИХ ЖЕН! ДОЛГОТЕРПЕНЬЯ ИМ. ТЯЖЕЛО ИМ С НАМИ, ЛЮДЬМИ ТВОРЧЕСКИМИ, МОДЕЛИТСТАМИ. Лично я заступил в наряд по кухне. Готовлю традиционную дрожжевую кулебяку.И розетку сделал, три года обещал.

favorit
Джузеппе:

МУЖИКИ!!! ГЛЯНЬ НА КАЛЕНДАРЬ. ПОЗДРАВЬТЕ ОТ МЕНЯ ВАШИХ ЖЕН! ДОЛГОТЕРПЕНЬЯ ИМ. ТЯЖЕЛО ИМ С НАМИ, ЛЮДЬМИ ТВОРЧЕСКИМИ, МОДЕЛИТСТАМИ. Лично я заступил в наряд по кухне. Готовлю традиционную дрожжевую кулебяку.И розетку сделал, три года обещал.

5 баллов!!! 😃

REY
papaAlex:

Вы что, сразу хотите создать модель, которая “переплюнет” все существующие? Дык, не получится - опыта маловато… Матричная технология хороша при серийном пр-ве, а при создании спорттехники, важен результат, а он, в свою очередь, возможно достижим, при уменьшении веса аппарата…

Мне уже давно не нужен никакой результат. 😁 То Советское время, когда я был спортсменом и налетывал на результат прошло. Я занимаюсь для себя, только. Мне интересен процесс и разные технологии, материалы, автоматизация изготовления. Сейчас столько пластиков появилось… Спортсмены сами по себе пусть летают, а я уже давно хоббист без коммерческого уклона. С уважением!

Джузеппе:

( А скажите пожалуйста, как Вы получили данные по отклонениям от заданных размеров?

Это Паспортные данные станка.
А по поводу коробит не коробит - некоробит. Фрезерный стол 2х1,5 метра (есть и больше). Если постпроцессор для данного вида станка написан грамотно, то станок фрезерует без всяких отклонений, почти в ноль. Причем, что удивительно, точность не зависит от размера детали.

Джузеппе
REY:

А по поводу коробит не коробит - некоробит. Фрезерный стол 2х1,5 метра (есть и больше). Если постпроцессор для данного вида станка написан грамотно, то станок фрезерует без всяких отклонений, почти в ноль. Причем, что удивительно, точность не зависит от размера детали.

(Дружеская интонация) И у меня бы не коробило если бы в ОТК не сдавать. А фрезерный стол сдесь непричем. Главное соблюдать технологию изготовления. Фрезеровать в три приема. Предварительно, черново и окончательно. Между приемами термообработка для снятия внутренних напряжений, и шлифовка для восстановления баз, покоробит всеравно. А на деле происходит следующим образом. (Видел сам.) Поступает заказ. Как правило халтура (Работа на лево, в обход технологов, термистов, контролеров и многих других полезных вещей.) Ставится заготовка на станок и шарашится 40 рабочих часов. А затем, чтобы как-то компенсировать потерю этих часов, точно также делаются производственные заказы. А потом самолеты падают (настоящие)
А проверить вашу форму просто. Поставьте ее на поверочню плиту возьмите рукой за любой угол, и резко крутаните форму вокруг оси. Если не получается, то хорошо. А если крутится как вареное яйцо, то нет там никаких микронов.

papaAlex
Джузеппе:

А проверить вашу форму просто. Поставьте ее на поверочню плиту возьмите рукой за любой угол, и резко крутаните форму вокруг оси. Если не получается, то хорошо. А если крутится как вареное яйцо, то нет там никаких микронов.

😃 😃 😃

Джузеппе

Братцы! Есть гениально простое предложение. Почему бы нам с Вами, вместо того чтобы лаяться в NETE, не собраться,не пообщаться, не полетать неформально? Мало нас кордовиков, да еще и с претензиями.
Я лично соревнования люблю за то, что туда ребята нормальные приезжают, и я с ними пообщаться могу. Предлагаю регламент: общаться, летать, конструктивно дискутировать, перенимать положительный опыт, растить молодняк, жарить шашлыки. А кто приедет органами меряться, тех в шею.

favorit
Джузеппе:

Братцы! Есть гениально простое предложение. Почему бы нам с Вами, вместо того чтобы лаяться в NETE, не собраться,не пообщаться, не полетать неформально? Мало нас кордовиков, да еще и с претензиями.
Я лично соревнования люблю за то, что туда ребята нормальные приезжают, и я с ними пообщаться могу. Предлагаю регламент: общаться, летать, конструктивно дискутировать, перенимать положительный опыт, растить молодняк, жарить шашлыки. А кто приедет органами меряться, тех в шею.

Согласен, полностью поддерживаю эту идею!!! Вот только где летать??? на воробьёвых??? а больше и не где. И дело заодно хорошее сделаем- ветку спилим без всякого угрызения совести!!! 😒

REY
Джузеппе:

Братцы! Есть гениально простое предложение. Почему бы нам с Вами, вместо того чтобы лаяться в NETE, не собраться,не пообщаться, не полетать неформально? Мало нас кордовиков, да еще и с претензиями.
Я лично соревнования люблю за то, что туда ребята нормальные приезжают, и я с ними пообщаться могу. Предлагаю регламент: общаться, летать, конструктивно дискутировать, перенимать положительный опыт, растить молодняк, жарить шашлыки. А кто приедет органами меряться, тех в шею.

Согласен, только летать негде, все в снегу, на Воробъевых, наверное, снег лежит. Хотя, можно и на КМД пожужать, а за одно и пообщаться между пивом.

Джузеппе

(Дружеская интонация) Ну что ж, подытожим.

  • Радистов наместо поставили (хотя бы мы так считаем)
  • Органами померились (теперь указываю на интонацию с которой нужно читать мои сообщения.)
  • Матрицы обсудили. (Алексей ответил тремя большими пальцами, ругал наверное.)
  • Вынесли предложение на обсуждение (есть отклики)
    Помоему неплохо. Всех кордовиков с почином.
    Предлагаю обсудить не менее интересную тему.
    Деградация (Умное слово вычитал у Сироткина. Пока книжку из кружка не уперли). Хотелось бы знать кто и как минимизирует разницу в установочных углах крыла и стабилизатора. Для затравки поделюсь своим способом ([в скобках ироничная интонация] человеку-самолету Виктора Саленика мамой клянусь, сам придумал.)
    Так вот, делаю две пары шаблонов из листового материала (в моем случае это слоистый пластик кем-то оторванный от какойто мебели, но правда аккуратно.) Запилваю базу. В крыльевых шаблонах делаю точные отверстия под штифты, соблюдая параллельность осей базы и отверстий. (Легко сказать, сам-то на фрезерном станке делал.) Эти шаблоны устанавливаются в разъемы крыла перед окончательной сборкой. Если кто не понял, что за разъемы и что за штифты, читайте знаменитую статью знаменитого моделиста которая здесь упоминалась. Точно также стабилизаторные шаблоны. Правда стабильник у меня неразъемный, но в нервюрах есть технологические отверстия, на которые я предполагаю закрепить шаблоны. Останется намазать где нужно клеем и установить модель на ровный стапель прямо на эти шаблоны. Может правильнее назвать их ложементами?
    Ну вот, пока на кнопки давил подумал, что размер от базы до центра отверстий на обеих парах шаблонов нужно было делать одинаковым. Самолет у меня весь в осях (Мотор, крыло, стабилизатор по одной оси СПК [это я умничаю].) Теперь придется пыхтеть выставляя по плиткам Иогансона (такой мерительный инструмент, кажись так пишется). Если делать самолет не в осях (надеюсь наш сленг такой же как Ваш) то размеры шаблонов легко высчитать во время проектирования самолета. Вот собственно и все. Шаблоны сегодня сделал. Завтра опробую сей способ.
    Что скажет общественность? Обвинения в плагиате не принимаю (См. выше). Кто-то может скажет : “Я двадцать лет назад так делал.” А я завтра сделаю. В общем ругайте. Шкура у меня толстая. Информации по технологиям нашего дела практически нет. Были две статьи в начале 80-х Валентина Саленека. Очень хорошие. Была статейка Анатолия Колесникова, но она не о чем. Совершенно. Но в рамках даже хорошей статьи невозможно рассказать обо всех нюансах. Может создадим рубрику “Короткие советы” по нашей теме. Помните была такая в М-К. А написать можно ого-го сколько, но лучше по делу. Не так прост наш класс как кажется с первого взгляда. К примеру, был я знаком с учеником Страхова. Так он говорил, что Страхов фюзеляжи из бальзы в матрице формует. Мочет в нашатыре и давит пуансоном. Думаю неделю воняет. Через что нашатырю испаряться, через торцы? Интересная технология. Разъемы на Яценковских самолетах интересная тема. В нелюбимых нами штатах целый журнал выходит на эту тему. Правда кроме картинок там нет ничего. Увидел там статью с чертежами, кое что из технологии американской. Попросил перевести знающего человека. Обплевался.
    В общем надеюсь тема не заглохнет. И станем мы кордовики опять людьми уважаемыми среди прочей авиамодельной братии за наше мастерство, отзывчивость, порядочность, умение ладить между собой (ха-ха).
REY:

Согласен, только летать негде, все в снегу, на Воробъевых, наверное, снег лежит. Хотя, можно и на КМД пожужать, а за одно и пообщаться между пивом.

Подождите братцы, самолет еще не достроил.

favorit
Джузеппе:

Останется намазать где нужно клеем и установить модель на ровный стапель прямо на эти шаблоны. Может правильнее назвать их ложементами?
Ну вот, пока на кнопки давил подумал, что размер от базы до центра отверстий на обеих парах шаблонов нужно было делать одинаковым. Самолет у меня весь в осях (Мотор, крыло, стабилизатор по одной оси СПК [это я умничаю].) Теперь придется пыхтеть выставляя по плиткам Иогансона (такой мерительный инструмент, кажись так пишется). Если делать самолет не в осях (надеюсь наш сленг такой же как Ваш) то размеры шаблонов легко высчитать во время проектирования самолета. Вот собственно и все. Шаблоны сегодня сделал. Завтра опробую сей способ.
Что скажет общественность?

Добрый вечер, способ интересный, такими шаблонами крыло и стаб. друг относительно друга выставить реально с необходимой точностью, а вот в ось мотора с такой же точностью - маловероятно!!! Если конечно есть такие способности, как любит шутить дядя Дима Батраков: “Я глазом сотку вижу, а пальцем чувствую микрон” 😁 , то дальше читать не стоит . Я считаю, что помимо выше описанных (не те мысли в сторону 😒 ) шаблонов, надо закрепить фюзеляж на стапеле за передний шпангоут под 90 тех самых градусов, тогда можно получить достаточно ровный пилотажный самолетик. Сам так никогда не делал руки как то не доходили, по разметочке морочился!
Я тоже самолет еще не доделал под 8-ку. А на 2.5 с утра пойду на поле полетаю, если конечно не получится как у Земфиры “не взлетим, так поплаваем”!
Удачи!!!

Джузеппе
favorit:

такими шаблонами крыло и стаб. друг относительно друга выставить реально с необходимой точностью, а вот в ось мотора с такой же точностью - маловероятно!!!

(Дружеская интонация) Если вы собираетесь делать композитный фюзеляж, то как Вы видете оснастку о которой пишете? Давайте подискутируем на эту тему. (Остальная общественность пусть не стоят как девченки в сторонке, а смело включаются в деловой разговор. Вдруг мы тут такого нагородим, да еще воплощать кинемся. Так Вы нас удержите от необдуманных действий.)
Так вот, по поводу идеи приспособления, мне кажется здесь заморачиваться не стоит. Объясню почему. Вы будете сначала делать моторный шпангоут, второй шпангоут, оба с зазором в 0,3 мм от матрицы или даже больше (точнее стараться стелать, потому что померять это нельзя, всего два линейных размера: высота и ширина.) Эти зазоры необходимы для корректной сборки корок без натяга в районе киля и стабилизатора (Понимаете о чем я?)Потом в моторный шпангоут вклеете грибки под мотораму. Потом, не вынимая корки из матрицы, вклеете в нее шпангоуты, контейнер для бака, ребра жесткости, обдувочный канал. Лишь на следующий день окончательная сборка самолета. Получается что Вы будете вести сборку самолета от резьбовых отверстий в переднем шпангоуте. Почему бы нет? Это стоит обсудить. не стоит забывать что длинна Вашего преспособления (на мой первый взгляд) будет больше метра. Это нужно на чем-то установить. А если вдруг всетаки передний шпангоут вклеете не очень точно придется всю работу заново начинать.
Стабильник главнее !!! Угол выкоса мотора баз проблем можно менять прямо на кордодроме в любую сторону с любой точностью. А вот поменять угол установки стабилизатора это та еще работенка. Аккуратно вскрыть ошивочку не выйдет. Чем-то придется жертвовать. Проще сделать новый стаб, чем конопатить фюзеляж. А там еще и отделочка. Есть у меня статейка Листопада. Так он там пишет что не стесняется устранять эту болезнь хирургически.
А способ свой сегодня опробовал. Вот только домой пришел. Ну братцы, доложу я Вам нашел я себе гимор. Выше писал что без контролеров ОТК жизнь легка и беззаботна. А здесь сделал шаблоны не кривые (на точность станков жаловаться не приходится), плита поверочная (хотелось бы подлиннее да нету больше.), плитки Иогансона (куда ж точнее). И вот вылез старенький брачек. Перекос в центроплане. Консилиум авторитетных коллег постановил считать перекос равным 0,3 мм. Авторитеты F-2-B раньше говорили мне, что перекос 0,3 верхняя граница допуска, т.е. сойдет. Но самолет поставленный на шаблоны не встает на четыре опоры, а прыгает на трех . Пришлось срочно исправлять положение. Грели центроплан паром и выкручивали в обратную сторону. Исправили. Временно конечно. Через три дна опять таким станет, но установить стабилизатор я смогу. Устанавливаю стабилизатор в фюзеляж, надеваю на него шаблоны, подкладываю плитки и ни хрена не вижу криминального. Но когда я настольной лампой подсветил шаблоны с тыльной стороны, то увидел узенький светлый клинышек между шаблоном и плиткой. Так вот где собака порылась! Приложил грузик на переднюю кромку стабилизатора и шаблон встал параллельно плитке, а светлый клинышек исчез. Вот собственно и все. Дальше охрана дворца пионеров выдворила меня за стены вверенного им объекта.
А правильность моих потуг за сеткой проверим. Если самолет на спине прямо полетит без самопроизвольных раскачиваний, то молодец Джузеппе, хорошо потрудился. А если пойдет раскачка , то я вам такое кино сниму - волосы дыбом встанут. По всему телу.

Джузеппе
REY:

Мне уже давно не нужен никакой результат. 😁 То Советское время, когда я был спортсменом и налетывал на результат прошло. Я занимаюсь для себя, только. Мне интересен процесс и разные технологии, материалы, автоматизация изготовления. Сейчас столько пластиков появилось… Спортсмены сами по себе пусть летают, а я уже давно хоббист без коммерческого уклона.

Но согласитесь, приятно полетать на хорошо сделанном самолетике. Даже не на результат. Когда полет это полет, а не борьба с моделью

favorit
Джузеппе:

(Дружеская интонация) Если вы собираетесь делать композитный фюзеляж, то как Вы видете оснастку о которой пишете? Давайте подискутируем на эту тему.

Я вижу это так: к стапелю закрепить опору треугольной формы, на вторую грань опры закрепить пластину с отверстиями, как грибки расположены, и прикрутить фюз. А ровность установки переднего шпангоута, по-моему, прямо зависит от точности торца болванки, по линии капота!
Полетал на славу!!! Правда чутка зарулился и винт (деревянный самодельный диаметром 270!!!) сломал жалко!! 😕

papaAlex

День добрый.

Господа-товарищи-баре…

Чего-то я никак не “въеду” - о чём спорите? Хотите создать кордяшку, которая сама летать будет? И в прямом и в перевёрнутом полёте, сама высоту держать будет? Особенно в ветер… Странно.
Я чессговоря, читаю всю литературу, что попадается, про “верьёвочные” самолёты, но только ЩаС увидел, что всё что я прочёл, не содержит " столь важной информации" - установки стабилизатора на поверочной плите по плиткам Иохансона! Что же вы будете говорить, когда дойдёт речь о материале тяги… Ведь не будете же отрицать, что коефф. линейного расширения у бальзы, дюралюминия или углеткани разные??? Как вы собираетесь оперативно подстраивать установку рулей? А погрешности при замерах “на земле” и тепловой увод в воздухе? А ежели в Испанию выпадет ехать, а тут жарко?
А?

favorit
papaAlex:

Что же вы будете говорить, когда дойдёт речь о материале тяги… Ведь не будете же отрицать, что коефф. линейного расширения у бальзы, дюралюминия или углеткани разные???

Я тягу делаю из карбоновой трубки 5 мм диаметром. А самолетик должен лететь ровно, даже при провисании троссов.

papaAlex
favorit:

Я тягу делаю из карбоновой трубки 5 мм диаметром. А самолетик должен лететь ровно, даже при провисании троссов.

Что же это за самолёт, если он теряет натяжение корд? Тут в другом дело - соотношение мощность/вес/нагрузка, не в пользу конструктора.
Я, могу понять, потерю натяжения на третьем повороте в песочных часах - теряете “дорогую” фигуру, а если он у вас (самолёт) может оказаться без натяжения корд, в любом другом моменте полёта, тогда сей аппарат, классифицировать как F2B, просто некорректно… - это утюг с похожими обводами. Тут не поможет ни плита ни плитки, ни форма для выклейки. 😵 Тут нужен более грамотный подход - “необходимо и достаточно” - надо детально разбирать конструкцию, понять что и как происходит, ответить на вопрос “ПОЧЕМУ???”, и, устранить ошибки.

Удачи.

favorit
papaAlex:

Что же это за самолёт, если он теряет натяжение корд?

Не правильно выразился!!! Не теряет натяжение, а оно уменьшаеся??? Но не теряется не в коем случае. 😃

Джузеппе
papaAlex:

День добрый.

Господа-товарищи-баре…

Чего-то я никак не “въеду” - о чём спорите? Хотите создать кордяшку, которая сама летать будет? И в прямом и в перевёрнутом полёте, сама высоту держать будет? Особенно в ветер… Странно.
Я чессговоря, читаю всю литературу, что попадается, про “верьёвочные” самолёты, но только ЩаС увидел, что всё что я прочёл, не содержит " столь важной информации" - установки стабилизатора на поверочной плите по плиткам Иохансона! Что же вы будете говорить, когда дойдёт речь о материале тяги… Ведь не будете же отрицать, что коефф. линейного расширения у бальзы, дюралюминия или углеткани разные??? Как вы собираетесь оперативно подстраивать установку рулей? А погрешности при замерах “на земле” и тепловой увод в воздухе? А ежели в Испанию выпадет ехать, а тут жарко?
А?

(Дружеская интонация.) Всем доброго здоровьичка! Мы больше не спорим, а конструктивно дискутируем. Я дискутировать начну по порядку, итак.
Именно такую кордяшку и хочу создать. Чтоб сама летала , а я ее только подправлял. (Faforit чешет руки, чтобы дать мне отповедь за неприкрытый плагиат.) И это не шутка. В недавнем прошлом я делал самолеты на коленке и не парился. (Без ОТК жизнь прекрасна и удивительна.) И полеты кривые меня не напрягали по той же причине. Потом познакомился с большими (в смысле мастерства и возраста тоже.) дядьками Один из них ткнул меня носом в мой полет на спине. А после посадки, сощурив глаз, пальцем показал на крыло и стабилизатор. Если честно, глазомер не мой конек и я один черт ничего не увидел, но поверил. Авторитетный дядька. А потом сказал ту самую фразу с которой я начал. Под его руководством я построил другой самолет. И должен Вам заметить, что на спине он как будто по рельсам катается. Я пробовал летать на спине до тех пор пока не начнется привычная уже болтанка. Голова раньше закружилась. А на предыдущем самолете это явление начиналось постепенно, по чуть-чуть и к шестому кругу полета на спине судьи уже имели субъективное мнение (крайне неверное 😛 ) о том что перед ними явно не претендент на чемпионское звание.
По поводу книг, вернее авторов. Я знаю что они " глазом сотку видят и пальцем чувствуют микрон", а у меня с глазомером плохо. Поэтому так и извращаюсь. Да к тому же если бы у авторов была поверочная плита, они непременули бы этим похвастать (как я).
По поводу плиток заявляю: извращение. Просто неудобно. Но я ведь выше написал, что шаблоны сделал не подумавши, поэтому пришлось извращаться. А переделывать не было времени, вернее желания. А делать нужно так, чтобы шаблоны ставились на плиту, а самолет висел на них, как гамнаст на брусьях. (Задним умом я дюже силен.)
Материал тяги я вабираю традиционный для наших мест с оглядкой на знакомых авторитетных дядек. Т.Е. из липы. Из неофициальных источников (сами дядьки мне об этом не говорили), но самым краем уха слыхал что в разборных самолетах бальзовые тяги ломали где-то в дали от родных краев. Карбоновая трубка, говорите? Не пробовал. Вот пока не увижу как к той трубочке проволочки каленые приделываются, делатать не буду. А если увижу, то все равно не буду. Липа еще никого не подводила!
Коэф. линейного отношения отрицать я не могу. Но могу на него плюнуть. “Слюной. как в эпоху доисторического материализма.” О. Бендер. И на другие явления тоже (Ну ну совсем конечно.)
А вот если, бог даст, в Испанию приехать с, не дай бог, не настроенным самолетом, так перед заграницей в грязь лицом не ударим. Систему управления быстренько (!!!) настроим, благо это возможно легко . А синьоры и синьориты прищурив один глаз, будут оценивать угол установки стабилизатора относительно крыла на самолетах простых русских парней. (Нет, ребята я не гордый, не заглядывая в даль, я скажу: “Зачем мне орден? Я согласен на медаль!” А. Твардовский)
Ну вот пожалуй и все.