FAQ по соосным вертолетам
Модератор
Господа настало время делать помощь для новичков. Раздел большой и однотипных вопросов очень много, ответы в поиске многим искать тяжело Предлагаю в данном разделе начать сортировать информацию.
Будем кратки, проблема или техническое описание и прямая ссылка на обсуждение на форуме. Если вы не уверены что это надо разместить, то сначала можно кинуть мне в лс. Если я что то сочту не нужным или лишнем, буду удалять. Если кто то будет перебарщивать всякой чушью выставлю предупреждения.
- Баланс. Вероятно, перевес на нос. Разворачиваем врхний ротор на 90грд к хвосту и беремся за держатель, как бы подвешиваем на “виктори” из пальцев по обе стороны от оси (“Два пальца вверх - это победа” ) ). Должен с аккумом висеть горизонтально. Горизонтально обозначает что оси перпендикулярны полу. В полете верт висит именно на них и если ось наклонена вперед-назад то его будет гнать.
- тарелка. Если речь о ламах - она не должна “расслаиваться” на две половинки, неподвижная часть, к которой идут тяги от серв, должна быть плотно скреплена с подвижной. Проверить - взять двумя пальцами одной руки за основание рычагов тарелки на которых сидят тяги серв и двумя пальцами за шарики на верхней половинке, на которых сидят тяги к ротору. И аккуратно потянуть нижнюю часть вниз. Если отделяется - на ламах такое бывает, что верхняя половинка выскакивает из подшипника - то на втулочную часть верхней половинки тарелки каплю суперклея, либо виток изоленты, и прижать верх к низу обратным порядком. Не налить суперклея в подшипник, иначе будет вава. А лучше - сразу менять тарелку на металл при появлении такой болезни. Ибо разойдется в полете - и будет хряпс. Не знаю, бывает ли такое на блейдах, для лам это типичная болячка детства.
- выравнивание тарелки. Блокируем ручку газа - например длинной аптечной резинкой за антенну, сзади через низ вперед и на ручку газа, чтоб ее держало в райнем нижнем положении. Триммер газа в минус, остальные - по центру. Включаем пульт, потом верт. Тарелка должна встать перпендикулярно оси если с любой стороны смотреть. Если тарелка наклонена строго вперед - то регулируем обе тяги. Если вперед и в сторону - то сначала укорачиваем с задранной стороны, до горизонтали при виде сзади, потом доводим обеими. Если тарелка назад - то соответственно не укорачиваем а удлинняем, и начинаем с той, что ниже. В идеале, если все сделано правильно, то при взлете верт не несет никуда, он уходит ровно вверх. Лучше проверить это “подпрыгиванием” на высоту больше 30 см, например, над раздвинутым диваном или кроватью - если что немедленно бросаем газ и верт падает на мягкое. “ползание” у земли совершенно непоказательно, потому как верт колбасит потоками воздуха. Чтоб подпрыгнуть надо резко дать газ до 3\5-3\4 хода ручки, и быть готовым так же резко уронить ее назад. Падать лучше на мягкое, потому что при падении на твердое можно поломать шасси и вообще всё, а резко кидать газ - чтобы роторы остановились к моменту “посадки” и не разбились перехлестом.
- Расходы. Чем расходы больше - тем верт интереснее. На ламе регулируется перестановкой тяги из дырки в дырку. И после такой процедуры необходимо повторить выравнивание тарелки. И не менять положение больше чем на одну дырку. И только приспособившись ловить верт идти дальше. И пятая дырка на качалке того не стоит - перехлест при маневре почти обеспечен. Ну и вообще по общему принципу - нервов как можно меньше, маневры делаем плавными движениями, “ловля” - резкими и с “осаживанием” верта.
Если верт хорошо стабилизирован по горизонтали - то возможет такой маневр:
Если верт начинает валиться на бок и есть запас по высоте - то можно сбросить газ, вернуть правую ручку в ноль и резко дать газ почти на максимум. Есть шанс таким способом самостабилизировать верт. Запас - это метра два. Если акк и двиги хорошие. НО! При встрече с препятствием газ ДОЛЖЕН быть УЖЕ на нуле!
З.Ы. стырено от сюда
З.З.Ы. попробую найти настройки в картинках (где-то видел)
а просто словами можно высказывать коллективные решения? как то:
если в полете лама трясет хвостом в вертикальной плоскости - 8 из 10, что на одной из шестерен не хватает зубьев. следующей возможной причиной может являться несбалансированные (из разных партий) лопасти. и в первом, и во втором случае - на замену
Если при увеличении оборотов до момента отрыва от земли верт сильно колбасит (сильная вибрация) - вероятнее всего имеет место небольшая трещина в одной из лопастей или скол. Внимательно осмотреть и заменить.
Если при увеличении оборотов до момента отрыва от земли верт сильно колбасит (сильная вибрация) - вероятнее всего имеет место небольшая трещина в одной из лопастей или скол. Внимательно осмотреть и заменить.
Или внутренний вал гуляет вверх-вниз…
Хорошая статья по выбору и настройке Лам 3-4
почти все элементы тюнинга Xtreme написано вот здесь
(это чтобы меньше вопросов:) )
З.Ы. народ, а давайте больше не будем обсуждать о цене тюнинга! это “мои” личные деньги! и я вас не просил мну в карман заглядывать!
Ну тогда еще про тюнинг: Для БИГ Ламы никакого тюнинга пока еще нет в природе, за исключением аккумулятора от X-trim и алюминиевых деталей ротора от X-pro.
Впрочем, появились лопасти для Биг-Ламы от 3DPro DuraBlade (в РФ в продаже не видел, заказал с сайта 711)
Еще кмк для ФАКа самое оно: Принципиальная конструкция соосника
Народ, решил как-то всё систематизировать что ли. А то пока прочитаешь все топики, мозг сорвет. Очень много воды. Вот для начала накидал у себя в дневнике некий ссылочный лист по вопросам, но в дальнейшем планирую всё расписать подробно и качественно, с картинками. Т.к. являюсь владельцем Ламы, то и FAQ исключительно по соосникам esky.
Структура будущего фака такова:
- Перед покупкой
- Настройка и поведение в полете
- Ремонт и апгрейт
- Колхоз и интересные решения
- Разные вопросы (или общие)
Форма - вопрос-ответ. Например, “Как регулировать тягу тангажа?”.
Как-то так. Если кому-то будет интересно, могут помочь с составлением FAQ. Пишите в личку, думаю, вместе сделаем всё быстрее.
доброго времени суток. Ребят, я новичок в этом деле. Так что не воспринимайте мои вопросы как шутку*))
1.При набирание оборотов ,плавно нажимая на газ пульта, моторчики сначала набирают обороты плавно,а потов БАЦ и подскакивают обороты. Этим самым невозможно взлететь плавно.Получается плавно плавно набираю,а потом резко взлетаю. В чем может быть проблема?
2.Вторая проблема ,когда взлетаю. начинает крутить вертолет вокруг своей оси вправо. Что может быть?
Вертолет Walkera 5№10
Написал первую часть FAQ по ламам. Пока затронул 8 основных вопросов перед покупкой. Если у кого-то есть дополнительные вопросы или дополнения к ответам, пишите в личку.
Продолжение следует.
Позволю себе немного дополнить тему на основе собственного опыта, если автор(ы) не возражают. Немного бессистемно всилу абстинентного синдрома.
- В состоянии алкогольного опьянения не летать! При наличии определенных отработанных навыков полёт превратится в борьбу с вертолётом (даже настроенным так, что можно покурить, убрав руки с пульта), без таких навыков - 100% крэш.
- Установленные в Lama V4 (и т.п.) вертолётах моторы FK-180SH-3240 рассчитаны на напряжение питания 2.4 - 3.0V, здесь же на них подаётся до 7V включительно => моторы работают в запредельном режиме. Поэтому переход на моторы Xtreme, а лучше на бесколлекторную систему - осознанная необходимость, а не прихоть.
- Вопреки распространенному мнению, индикатора разряда батареи в блоке 4-in-1 нет. Красный светодиод загорается при переходе газа выше определенного уровня, даже если блок не подключен к моторам. Чтобы не убить батарею, рекомендую использовать индикатор напряжения. Есть вариант от Xtreme ($19 у буржуев) совмещённый с БАНО, можно сделать самому (детали обойдутся в $1-2, максимум). Я использую вариант MicroScream (www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=221018), вместо пищалки поставил мигающий светодиод и резистор на 300 Ом. Весь колхоз весит около 2х граммов, выполнен на куске макетки и подключается в разьём балансира батареи. Отсечку поставил на 6.6 вольт, по моему опыту, после alarm-а есть еще около минуты на мягкую посадку. Изготовление, настройка и проверка заняли один вечер и литр пива.
- Даже при полётах дома антенну приёмника рекомендуется разматывать. Невыполнение этого совета обошлось мне в ремонт блока 4-in-1 в первый же день после покупки - поймал какую-то дикую помеху. Подробности крэша есть где-то здесь на форуме. Лично я антенну обматываю вокруг лыж и привязываю к хвосту - выглядит достаточно прилично и пару раз уже послужило “ручкой”, чтобы схватить вертолёт, направляющийся в морду лица. Дополнительно антенна зафиксирована в точке крепления блока управления скотчем - чтобы не вырвать невзначай.
- Полевые транзисторы (ключи) IRF7413 в блоке 4-in-1 рассчитаны на ток до 12 ампер, но, как показала практика, моторы с зажатым валом их успешно “убивают”. Рекомендую использовать предохранители. Опять-таки, есть вариант от Xtreme, я применяю самовосстанавливающиеся предохранители Bourns MF-RG500 (допустимый ток 5A, отсечка 8.5A, время перехода 2.0 сек). Можно припаять в разрыв плюсового (красного) провода моторов, но я сделал 2 переходника (провода от убитого блока питания, термоусадка, разьёмы купил на радиорынке). Стоимость “колхоза” - ок. $3, шансы выживания блока за ~$45-55 (цены Россия/Беларусь) существенно повышаются. Видел в сети вариант с использованием обычных предохранителей (например, маленьких автомобильных на 7A), не проверял.
- В плане п. 4 - первый навык, который требуется отработать при управлении - при любых намёках на крэш резко убирать газ в ноль. Шансы “выживания” вертолёта при падении, пусть даже с большой высоты, гораздо больше с выключенными двигателеми. Аксиома. Попытки исправить положение с тяговооруженностью и управляемостью (“ватностью”) стоковой Lama в 99% случаев обречены на провал.
- Запчасти. У меня подобралась кучка, из которой можно сделать второй вертолёт - только рамы не хватает. Но это я запасливый, как хомяк. На самом деле, IMHO для начала достаточно лопастей (с учётом того, что нижние страдают гораздо чаще, чем верхние) и лыж (можно ремонтировать сломанные циакрином). В одном “хорошем” крэше сломал еще держатель батареи, ремонт - циакрин. Погнутый внутренний вал (мне, тьфу *3 раза, пока не удалось) успешно правится молотком/плоскогубцами, также как и флайбар. От среза шестерней (опять-таки, тьфу *3 раза) помогает рецепт из п. 5 - убирать газ. Покоцанный корпус заклеивается скотчем.
- Upgrade. Лопасти от Xtreme / AIRY - must have. Однозначно рекомендую внутренний вал с металлическим держателем флайбара (esky или xtreme, можно удлинённый - предотвращает схлёстывание лопастей). Со стоковым валом поиски вылетевшего флайбара занимают больше времени, чем полёты - особенно, на улице. Можно самостоятельно изготовить удлинённый вал из велосипедной спицы. Также однозначно рекомендую металлический автомат перекоса (esky или xtreme), т.к. стоковый пластмассовый может разделиться на две половины в полёте. Плавали, знаем.
Надеюсь, будет полезно.
Дополнено
Рекомендуемое чтиво:
- Мануал от E-Flite Blade CX2 (есть на сайте e-flite). По сути, модель ничем не отличается от соосников ESky, но руководство написано нормальным английским языком, а не безграмотными китайцами.
- Blade CX/2 Swashplate Leveling. PDF есть на сайте rcgroups. Кстати, несмотря на надпись Ready to Fly на коробке, мой экземпляр потребовал регулировки автомата перекоса, без неё он практически набок валился.
----
- При регулировке АП требуется снимать тяги от сервоприводов. Для этого существуют специальные сьёмники, можно пользоваться “утконосами”, но они портят и царапают шарики АП (особенно, металлического). Я сделал себе сьёмник из клеммы для электропровода и толстой (1 мм) скрепки с медным покрытием (легко лудится и припаивается). На скрепку натянул термоусадку. Работы на 5 минут, но очень удобно.
trk, спаибо большое за советы.
По п.8, можно сделать фото, чтоб понять, что и как? Я сам снимаю тяги вручную, пальцами, но мысленно понимаю, что их таким образом и погнуть можно, и сломать.
С фото сложно - нечем :) Попробую обьяснить так.
Клемма такая, как на рисунке. Размер подобрал на глаз. Два облуженных прямых отрезка скрепки (жесткой, диаметр проволоки ~ 1 мм, медное покрытие) вставляются в нее на манер двузубой вилки, зажимаются и припаиваются, после чего загибаются буквой “Г” на некотором расстоянии от клеммы. Натягиваем на проволоки термоусадку, чтобы не царапать шарики/наконечники тяг. Получаются “грабли” с двумя зубами. Туда, куда нормальные люди зажимают провод (справа на картинке), припаиваем ручку из той же скрепки. Пользоваться просто - хватаемся этой штукой за тягу и нажимаем на шарик чем-нибудь (мне с металлическим АП просто - нажимаю отвёрткой, с пластиковым АП надо что-нибудь помягче - думаю, палочка бамбуковая подойдёт или что-то вроде того). Щёлк - тяга в одну сторону, “рог” АП в другую.
С уважением!
----
- Забыл. Лопасти. Если нет xtreme/airy, стандартные рекомендую оклеить скотчем по передней кромке. Сломать будет намного сложнее, проверено. Результат столкновения с люстрой - минус стеклянный плафон (вдребезги), лопасти без существенных повреждений. На полётных качествах, насколько я могу судить, не сказывается.
С фото сложно - нечем 😃 Попробую обьяснить так.
Клемма такая, как на рисунке. Размер подобрал на глаз. Два облуженных прямых отрезка скрепки (жесткой, диаметр проволоки ~ 1 мм, медное покрытие) вставляются в нее на манер двузубой вилки, зажимаются и припаиваются, после чего загибаются буквой “Г” на некотором расстоянии от клеммы. Натягиваем на проволоки термоусадку, чтобы не царапать шарики/наконечники тяг. Получаются “грабли” с двумя зубами. Туда, куда нормальные люди зажимают провод (справа на картинке), припаиваем ручку из той же скрепки. Пользоваться просто - хватаемся этой штукой за тягу и нажимаем на шарик чем-нибудь (мне с металлическим АП просто - нажимаю отвёрткой, с пластиковым АП надо что-нибудь помягче - думаю, палочка бамбуковая подойдёт или что-то вроде того). Щёлк - тяга в одну сторону, “рог” АП в другую.
С уважением!----
- Забыл. Лопасти. Если нет xtreme/airy, стандартные рекомендую оклеить скотчем по передней кромке. Сломать будет намного сложнее, проверено. Результат столкновения с люстрой - минус стеклянный плафон (вдребезги), лопасти без существенных повреждений. На полётных качествах, насколько я могу судить, не сказывается.
Валентин будь добр выложи фото готового съемника…