FAQ по соосным вертолетам

OlegSilver

Народ, решил как-то всё систематизировать что ли. А то пока прочитаешь все топики, мозг сорвет. Очень много воды. Вот для начала накидал у себя в дневнике некий ссылочный лист по вопросам, но в дальнейшем планирую всё расписать подробно и качественно, с картинками. Т.к. являюсь владельцем Ламы, то и FAQ исключительно по соосникам esky.

Структура будущего фака такова:

  • Перед покупкой
  • Настройка и поведение в полете
  • Ремонт и апгрейт
  • Колхоз и интересные решения
  • Разные вопросы (или общие)

Форма - вопрос-ответ. Например, “Как регулировать тягу тангажа?”.
Как-то так. Если кому-то будет интересно, могут помочь с составлением FAQ. Пишите в личку, думаю, вместе сделаем всё быстрее.

shmel#

доброго времени суток. Ребят, я новичок в этом деле. Так что не воспринимайте мои вопросы как шутку*))
1.При набирание оборотов ,плавно нажимая на газ пульта, моторчики сначала набирают обороты плавно,а потов БАЦ и подскакивают обороты. Этим самым невозможно взлететь плавно.Получается плавно плавно набираю,а потом резко взлетаю. В чем может быть проблема?
2.Вторая проблема ,когда взлетаю. начинает крутить вертолет вокруг своей оси вправо. Что может быть?
Вертолет Walkera 5№10

OlegSilver

Написал первую часть FAQ по ламам. Пока затронул 8 основных вопросов перед покупкой. Если у кого-то есть дополнительные вопросы или дополнения к ответам, пишите в личку.
Продолжение следует.

trk

Позволю себе немного дополнить тему на основе собственного опыта, если автор(ы) не возражают. Немного бессистемно всилу абстинентного синдрома.

  1. В состоянии алкогольного опьянения не летать! При наличии определенных отработанных навыков полёт превратится в борьбу с вертолётом (даже настроенным так, что можно покурить, убрав руки с пульта), без таких навыков - 100% крэш.
  2. Установленные в Lama V4 (и т.п.) вертолётах моторы FK-180SH-3240 рассчитаны на напряжение питания 2.4 - 3.0V, здесь же на них подаётся до 7V включительно => моторы работают в запредельном режиме. Поэтому переход на моторы Xtreme, а лучше на бесколлекторную систему - осознанная необходимость, а не прихоть.
  3. Вопреки распространенному мнению, индикатора разряда батареи в блоке 4-in-1 нет. Красный светодиод загорается при переходе газа выше определенного уровня, даже если блок не подключен к моторам. Чтобы не убить батарею, рекомендую использовать индикатор напряжения. Есть вариант от Xtreme ($19 у буржуев) совмещённый с БАНО, можно сделать самому (детали обойдутся в $1-2, максимум). Я использую вариант MicroScream (www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=221018), вместо пищалки поставил мигающий светодиод и резистор на 300 Ом. Весь колхоз весит около 2х граммов, выполнен на куске макетки и подключается в разьём балансира батареи. Отсечку поставил на 6.6 вольт, по моему опыту, после alarm-а есть еще около минуты на мягкую посадку. Изготовление, настройка и проверка заняли один вечер и литр пива.
  4. Даже при полётах дома антенну приёмника рекомендуется разматывать. Невыполнение этого совета обошлось мне в ремонт блока 4-in-1 в первый же день после покупки - поймал какую-то дикую помеху. Подробности крэша есть где-то здесь на форуме. Лично я антенну обматываю вокруг лыж и привязываю к хвосту - выглядит достаточно прилично и пару раз уже послужило “ручкой”, чтобы схватить вертолёт, направляющийся в морду лица. Дополнительно антенна зафиксирована в точке крепления блока управления скотчем - чтобы не вырвать невзначай.
  5. Полевые транзисторы (ключи) IRF7413 в блоке 4-in-1 рассчитаны на ток до 12 ампер, но, как показала практика, моторы с зажатым валом их успешно “убивают”. Рекомендую использовать предохранители. Опять-таки, есть вариант от Xtreme, я применяю самовосстанавливающиеся предохранители Bourns MF-RG500 (допустимый ток 5A, отсечка 8.5A, время перехода 2.0 сек). Можно припаять в разрыв плюсового (красного) провода моторов, но я сделал 2 переходника (провода от убитого блока питания, термоусадка, разьёмы купил на радиорынке). Стоимость “колхоза” - ок. $3, шансы выживания блока за ~$45-55 (цены Россия/Беларусь) существенно повышаются. Видел в сети вариант с использованием обычных предохранителей (например, маленьких автомобильных на 7A), не проверял.
  6. В плане п. 4 - первый навык, который требуется отработать при управлении - при любых намёках на крэш резко убирать газ в ноль. Шансы “выживания” вертолёта при падении, пусть даже с большой высоты, гораздо больше с выключенными двигателеми. Аксиома. Попытки исправить положение с тяговооруженностью и управляемостью (“ватностью”) стоковой Lama в 99% случаев обречены на провал.
  7. Запчасти. У меня подобралась кучка, из которой можно сделать второй вертолёт - только рамы не хватает. Но это я запасливый, как хомяк. На самом деле, IMHO для начала достаточно лопастей (с учётом того, что нижние страдают гораздо чаще, чем верхние) и лыж (можно ремонтировать сломанные циакрином). В одном “хорошем” крэше сломал еще держатель батареи, ремонт - циакрин. Погнутый внутренний вал (мне, тьфу *3 раза, пока не удалось) успешно правится молотком/плоскогубцами, также как и флайбар. От среза шестерней (опять-таки, тьфу *3 раза) помогает рецепт из п. 5 - убирать газ. Покоцанный корпус заклеивается скотчем.
  8. Upgrade. Лопасти от Xtreme / AIRY - must have. Однозначно рекомендую внутренний вал с металлическим держателем флайбара (esky или xtreme, можно удлинённый - предотвращает схлёстывание лопастей). Со стоковым валом поиски вылетевшего флайбара занимают больше времени, чем полёты - особенно, на улице. Можно самостоятельно изготовить удлинённый вал из велосипедной спицы. Также однозначно рекомендую металлический автомат перекоса (esky или xtreme), т.к. стоковый пластмассовый может разделиться на две половины в полёте. Плавали, знаем.

Надеюсь, будет полезно.

trk

Дополнено
Рекомендуемое чтиво:

  1. Мануал от E-Flite Blade CX2 (есть на сайте e-flite). По сути, модель ничем не отличается от соосников ESky, но руководство написано нормальным английским языком, а не безграмотными китайцами.
  2. Blade CX/2 Swashplate Leveling. PDF есть на сайте rcgroups. Кстати, несмотря на надпись Ready to Fly на коробке, мой экземпляр потребовал регулировки автомата перекоса, без неё он практически набок валился.

----

  1. При регулировке АП требуется снимать тяги от сервоприводов. Для этого существуют специальные сьёмники, можно пользоваться “утконосами”, но они портят и царапают шарики АП (особенно, металлического). Я сделал себе сьёмник из клеммы для электропровода и толстой (1 мм) скрепки с медным покрытием (легко лудится и припаивается). На скрепку натянул термоусадку. Работы на 5 минут, но очень удобно.
OlegSilver

trk, спаибо большое за советы.
По п.8, можно сделать фото, чтоб понять, что и как? Я сам снимаю тяги вручную, пальцами, но мысленно понимаю, что их таким образом и погнуть можно, и сломать.

trk

С фото сложно - нечем :) Попробую обьяснить так.

Клемма такая, как на рисунке. Размер подобрал на глаз. Два облуженных прямых отрезка скрепки (жесткой, диаметр проволоки ~ 1 мм, медное покрытие) вставляются в нее на манер двузубой вилки, зажимаются и припаиваются, после чего загибаются буквой “Г” на некотором расстоянии от клеммы. Натягиваем на проволоки термоусадку, чтобы не царапать шарики/наконечники тяг. Получаются “грабли” с двумя зубами. Туда, куда нормальные люди зажимают провод (справа на картинке), припаиваем ручку из той же скрепки. Пользоваться просто - хватаемся этой штукой за тягу и нажимаем на шарик чем-нибудь (мне с металлическим АП просто - нажимаю отвёрткой, с пластиковым АП надо что-нибудь помягче - думаю, палочка бамбуковая подойдёт или что-то вроде того). Щёлк - тяга в одну сторону, “рог” АП в другую.
С уважением!

----

  1. Забыл. Лопасти. Если нет xtreme/airy, стандартные рекомендую оклеить скотчем по передней кромке. Сломать будет намного сложнее, проверено. Результат столкновения с люстрой - минус стеклянный плафон (вдребезги), лопасти без существенных повреждений. На полётных качествах, насколько я могу судить, не сказывается.
5 months later
Tigrokot
trk:

С фото сложно - нечем 😃 Попробую обьяснить так.

Клемма такая, как на рисунке. Размер подобрал на глаз. Два облуженных прямых отрезка скрепки (жесткой, диаметр проволоки ~ 1 мм, медное покрытие) вставляются в нее на манер двузубой вилки, зажимаются и припаиваются, после чего загибаются буквой “Г” на некотором расстоянии от клеммы. Натягиваем на проволоки термоусадку, чтобы не царапать шарики/наконечники тяг. Получаются “грабли” с двумя зубами. Туда, куда нормальные люди зажимают провод (справа на картинке), припаиваем ручку из той же скрепки. Пользоваться просто - хватаемся этой штукой за тягу и нажимаем на шарик чем-нибудь (мне с металлическим АП просто - нажимаю отвёрткой, с пластиковым АП надо что-нибудь помягче - думаю, палочка бамбуковая подойдёт или что-то вроде того). Щёлк - тяга в одну сторону, “рог” АП в другую.
С уважением!

----

  1. Забыл. Лопасти. Если нет xtreme/airy, стандартные рекомендую оклеить скотчем по передней кромке. Сломать будет намного сложнее, проверено. Результат столкновения с люстрой - минус стеклянный плафон (вдребезги), лопасти без существенных повреждений. На полётных качествах, насколько я могу судить, не сказывается.

Валентин будь добр выложи фото готового съемника…