Esky lama V4

Мао

Туляк, я на Плехановском рынке купил набор-отвёртка со сменными битами, там и шестигранник какой нужно, и крестовые и много чего для хитрых винтов…стоит рублей 200…

LDmitriy

для любителей летать на улице маленький хинт:
вечером в хорошую погоду, когда солнечный диск касается горизонта, обычно стоит полный штиль вплоть до 30 метров вверх 😉 (актуально и для городской аэродинамики)

Туляк
Мао:

Туляк, я на Плехановском рынке купил набор-отвёртка со сменными битами, там и шестигранник какой нужно, и крестовые и много чего для хитрых винтов…стоит рублей 200…

Купил шестигранник за 10р рядом с Albany.

21 days later
LDmitriy

блин… так много тем, что отпишусь ,пожалуй, сюда… сегодня обнаружил эффективный способ проверить правильность настройки гироскопа на Ламе…
все просто как полдень: включаем верт на самый малый газ, тримируем по рысканью так, чтобы верхний ротор остановился, поднимаем вертолет за флайбар и крутим влево-вправо… если все верно отстроено, то в одну сторону вертолет вообще хвостом даже не дернет, даже если триммер руддера вернуть в норму, то вертолет не будет крутиться.

Туляк

Подскажите как исправить бабочку на нижнем роторе?

Monkey
Туляк:

Подскажите как исправить бабочку на нижнем роторе?

снять лопасти. потом гнуть держатель до состояния, что бы при включённом моторе на нём(без лопастей) бабочки не было. Если держатели стоковые - то регурировать можно затягивая/ослабляя лопасти…

iFly

Подскажите как исправить бабочку на нижнем роторе?

Можно еще попробовать подобрать лопасти попарно (если есть несколько комплектов), устанавливая их на верт поочередно и проверяя бабочку. Если, конечно, держатель лопастей не деформирован (не скручен спиралью вдоль горизонтальной оси)

Туляк

Пробовал по разному затягивать лопасти и даже менять на запасные из стока-не помогает.Осталось проверить без лопастей…

AlexN
Monkey:

снять лопасти. потом гнуть держатель до состояния, что бы при включённом моторе на нём(без лопастей) бабочки не было. Если держатели стоковые - то регурировать можно затягивая/ослабляя лопасти…

Гнуть держатели не надо, их так можно и сломать. Затягивать лопасти - бесполезно, это никак не влияет на бабочку.
Надо изменять крутку лопастей, увеличивая её у той, что проходит ниже, или уменьшая у той, что проходит выше (берем лопасть в руки и пытаемся изменить профиль, подгибая заднюю кромку вниз или вверх).

Monkey
AlexN:

Гнуть держатели не надо, их так можно и сломать. Затягивать лопасти - бесполезно, это никак не влияет на бабочку.
Надо изменять крутку лопастей, увеличивая её у той, что проходит ниже, или уменьшая у той, что проходит выше (берем лопасть в руки и пытаемся изменить профиль, подгибая заднюю кромку вниз или вверх).

Я имею в виду про держатели из анодированного аллюминия! Он у меня согнулся сам после падения - выправил!!! и, представляете ли, летает 😛 И не сломались 😃
Далее, про затягивание - влияет на стоке - проверял лично! А вот лопасти гнуть… Стандартные лопасти сломаются(хотя не гнул - только предположение). А экстрим кратковременные деформации не запоминает - надо согнуть и держать так месяц 😃

iFly
Туляк:

Пробовал по разному затягивать лопасти и даже менять на запасные из стока-не помогает.Осталось проверить без лопастей…

Видимо, осталось приклеить к задним кромкам лопастей триммеры - пластинки из тонкого алюминия и, подгибая их, устранить разницу в угле атаки лопастей…😁
В прочем, не пытайтесь повторить - оторвать триммер может😁… Штатных средств устранения бабочки нижнего ротора в ламе не наблюдаю. Только подбор комплектующих на одинаковость (лопасти) и отсутствие крутки держателя лопастей вследствие заводского брака (или повреждения после краша). Хотя не исключаю способы устранения бабочки другими путями - крутка лопастей в горячей воде и пр…

AlexN
Monkey:

про затягивание - влияет на стоке - проверял лично

А можно мне, тупому, объяснить, как затягивание лопасти в цапфе может изменить её угол атаки? Ведь бабочка - это следствие разной подъемной силы двух лопастей…

scar3d
Monkey:

А экстрим кратковременные деформации не запоминает - надо согнуть и держать так месяц 😃

Вы не правы, все экстрим запоминает и никакого месяца не надо, нужно просто гнуть чуть сильнее и чуть дольше. У меня все это помогало.

to AlexN: может у него очень ослаблены винты крепления лопастей, либо цапфы раздолбанные хуже некуда. Тогда может немного на бабочку влиять.

to monkey: лопасти должны быть затянуты так , чтобы когда верт на бок наклоняешь ,
они под своим весом не складывались и в то же время свободно поворачились пальцем.
Короч , снимаешь лопасти , раскручиваешь и смотришь, ровно ли, в одной ли плоскости цапфы крутятся, нет ли биений внешнего-внутр вала(порой бывает внешний вал чуть погнут и непонятный расколбас от него)
если все ок, тогда ставишь лопасти клеишь наклейки на концы и смотришь ,
какую лопасть куда гнуть.
гнуть лопасть можно не снимая, я так лечил бабочку- одной рукой держишь за цапфу и немного за лопасть, а другой гнешь. Главное -не погнуть цапфу, хотя если цапфы стоковые то я бы не советовал это делать.
Короче, главное- без фанатизма😈

а вообще небольшая бабочка на лопастях не так уж страшно, по большому счету вы не отличите поведение вертолета с бабочкой на нижнем роторе и без.

Monkey

Если держатель кривой, то сила затягивания влияет.

Ведь бабочка - это следствие разной подъемной силы двух лопастей…

Ну да, только вот я экстрим лопасти как не гнул - всё в исходную форму возвращались… Если конечно их кипятком поливать- то да, наверное, гнуться будут… Ну, или феном строительным разогревать 😃
P.S. У меня вообще лопасти в держатель установленны вместе с лезвиями канцелярскими сверху - что б не гнулись в полёте 😃
А вообще, попробуйте одну лопасть вообще не затягивать, а вторую затянуть полностью - бабочка будет, т.к. затянутаю лопасть меньше будет гнуться возле держателя чем вообще не затянутая 😃

iFly

Обнаружил, что в момент изменения оборотов на верхнем роторе возникает “бабочка”, причем довольно нехилая. После стабилизации оборотов “бабочка” пропадает. Причина - люфты цапфы крепления лопастей на валу ротора и крепления флайбара, в горизонтальной плоскости. При изменении оборотов вследствие разных моментов инерции ротора и флайбара эти люфты приводят к изменению угла между осевыми линиями ротора и флайбара (смотрим на ротор сверху). А поскольку ротор и флайбар соединены тягой (причем несимметрично, с одной стороны), это приводит к изменению угла атаки лопастей и появлению “бабочки”. Таким образом, сколько бы мы не устраняли “бабочку” на земле, в статическом режиме, в полете, при изменении оборотов по команде пилота или под влиянием внешних условий, “бабочка” все равно будет появляться. Предполагаю 2 пути устранения этой проблемы - установка второй тяги на флайбар и замену механики верхнего ротора на алюминиевую, с (предположительно) меньшими люфтами, или комбинацию этих двух способов. Буду экспериментировать. Если у кого-то есть опыт борьбы с данным явлением, отпишитесь.

LDmitriy

а у меня вот такая попа с вертом вылезла:
поставил движки Экстрим180SE. обкатал “нагроячую” - все установил, собрал и два пака на минимальных оборотах гонял (где-то минут 30 получилось). первые 5 полетов было все супер - тяга, подхват при падении, длительность полета. сейчас уже налет где-то батарей 10, вертолет вяло набирает высоту, время полета не больше 8 минут, когда батарея Экстрим в чутьбольшеноминала (банки по 3.8В) - уже ползает по полу, не поднимаясь выше 5 см. при этом когда кручу нижний ротор сильнее верхнего, верт крутится, но при это жутко теряет высоту. при вращении верхним ротором - крутит без потери высоты. кроме того, регулятор пропоршионал выкручен до упора, верт оттримирован влево, но все равно при полете хвост ведет влево (нос вправо).
нутром чую,что движок нижнего ротора что-то не нормально работает, но не могу понять что… двигатели не греются… нижний держатель лопастей затянут, один из болтов заведен в отверстие в валу (прокруты исключены)

iFly

Начните с измерения напряжения на клеммах обеих моторов на холостом ходу и под нагрузкой (триммера выставить в нейтральное положение, обороты моторов должны быть одинаковые) и сравнения полученных величин. Вполне возможна плохая заделка разъема питания мотора или неисправность разъема. Попробуйте подключить моторы к регулятору наоборот - мотор ВР- к каналу НР, мотор НР к каналу ВР и повторить измерения. Этим проверите исправность каналов регулятора. Если вычислить неисправность таким способом не удается - надо измерять потребляемый моторами ток. При одинаковом напряжении и нагрузке токи должны быть примерно равны. К сожалению, не располагаю данными о потребляемых токах моторов Экстрим, но, может быть, кто поможет… Мотор с явно завышенным током потребления скорее всего, неисправен и подлежит ремонту/замене. Естественно, перед проверками вся механика вертолета должна быть в исправном состоянии.

LDmitriy

напряжение на обоих каналах одинаковое, ток померить нечем (тестер не мерит). однако, пролетая мимо себя боком, заметил странные отблески на борту. снял кабину, дал полный газ и обнаружил, что одна щотка на моторе нижнего ротора искрит поярче вспышки на фотоаппарате 😦 хорошо, у меня есть запасные комплекты щеток. вечером буду менять… надеюсь, дело только в щетках…

AlexN

Щетка обычно начинает сильно искрить при коротко-замкнутых витках в моторе.

LDmitriy

блин… 😦 чо так быстро? хотя при прокручивании рукой мотор крутится как обычно (или этот способ нахождения КЗ на БК для колеекторов не подходит?)