Esky lama V4
Обнаружил, что в момент изменения оборотов на верхнем роторе возникает “бабочка”, причем довольно нехилая. После стабилизации оборотов “бабочка” пропадает. Причина - люфты цапфы крепления лопастей на валу ротора и крепления флайбара, в горизонтальной плоскости. При изменении оборотов вследствие разных моментов инерции ротора и флайбара эти люфты приводят к изменению угла между осевыми линиями ротора и флайбара (смотрим на ротор сверху). А поскольку ротор и флайбар соединены тягой (причем несимметрично, с одной стороны), это приводит к изменению угла атаки лопастей и появлению “бабочки”. Таким образом, сколько бы мы не устраняли “бабочку” на земле, в статическом режиме, в полете, при изменении оборотов по команде пилота или под влиянием внешних условий, “бабочка” все равно будет появляться. Предполагаю 2 пути устранения этой проблемы - установка второй тяги на флайбар и замену механики верхнего ротора на алюминиевую, с (предположительно) меньшими люфтами, или комбинацию этих двух способов. Буду экспериментировать. Если у кого-то есть опыт борьбы с данным явлением, отпишитесь.
2 тяги вполне достаточно.
а у меня вот такая попа с вертом вылезла:
поставил движки Экстрим180SE. обкатал “нагроячую” - все установил, собрал и два пака на минимальных оборотах гонял (где-то минут 30 получилось). первые 5 полетов было все супер - тяга, подхват при падении, длительность полета. сейчас уже налет где-то батарей 10, вертолет вяло набирает высоту, время полета не больше 8 минут, когда батарея Экстрим в чутьбольшеноминала (банки по 3.8В) - уже ползает по полу, не поднимаясь выше 5 см. при этом когда кручу нижний ротор сильнее верхнего, верт крутится, но при это жутко теряет высоту. при вращении верхним ротором - крутит без потери высоты. кроме того, регулятор пропоршионал выкручен до упора, верт оттримирован влево, но все равно при полете хвост ведет влево (нос вправо).
нутром чую,что движок нижнего ротора что-то не нормально работает, но не могу понять что… двигатели не греются… нижний держатель лопастей затянут, один из болтов заведен в отверстие в валу (прокруты исключены)
Начните с измерения напряжения на клеммах обеих моторов на холостом ходу и под нагрузкой (триммера выставить в нейтральное положение, обороты моторов должны быть одинаковые) и сравнения полученных величин. Вполне возможна плохая заделка разъема питания мотора или неисправность разъема. Попробуйте подключить моторы к регулятору наоборот - мотор ВР- к каналу НР, мотор НР к каналу ВР и повторить измерения. Этим проверите исправность каналов регулятора. Если вычислить неисправность таким способом не удается - надо измерять потребляемый моторами ток. При одинаковом напряжении и нагрузке токи должны быть примерно равны. К сожалению, не располагаю данными о потребляемых токах моторов Экстрим, но, может быть, кто поможет… Мотор с явно завышенным током потребления скорее всего, неисправен и подлежит ремонту/замене. Естественно, перед проверками вся механика вертолета должна быть в исправном состоянии.
напряжение на обоих каналах одинаковое, ток померить нечем (тестер не мерит). однако, пролетая мимо себя боком, заметил странные отблески на борту. снял кабину, дал полный газ и обнаружил, что одна щотка на моторе нижнего ротора искрит поярче вспышки на фотоаппарате 😦 хорошо, у меня есть запасные комплекты щеток. вечером буду менять… надеюсь, дело только в щетках…
Щетка обычно начинает сильно искрить при коротко-замкнутых витках в моторе.
блин… 😦 чо так быстро? хотя при прокручивании рукой мотор крутится как обычно (или этот способ нахождения КЗ на БК для колеекторов не подходит?)
разобрал мотор, угольные щетки стерлись на терть (и это за 15 полетов максимум). менять пока не стал, просто усилил поджим угольков к коллектору. в итоге появилась тяга, в обе стороны крутит без потери высоты, время полета увеличилось. в общем, проблему решил )))
Ну вот и вторая причина - слабый прижим щетки.
На новом движке просто не ожидал увидеть.
2 тяги вполне достаточно.
Поставил. Бабочка при изменении оборотов исчезла. Заметил, что вертолет перестал попадать в неуправляемый правый крен с неизбежным падением (раньше такое частенько бывало - то ли заруливался, то ли ветер боковой “помогал”).
Очень интересное наблюдение. Если установка второй тяги поможет хоть как-то исправить ситуацию с неуправляемым сваливанием - это здорово!
вторая тяга чуть ли не вдвое ограничивает ход флайтбара, вот вам и положительный эффект ;) пару месяцев назад тоже отмечал этот фактик, но подтвердить никто особо не стремился.
сегодня удачно на улице позапускал вертолет. наслаждаясь полетом, услышал, как двое из зрителей спорят, упадет аппарат или нет. решил подшутить над обоими - поднялся на 30 метров и выключил движки. под радостный возглас первого зрителя, верт начал падать. под радостный возглас второго я дал полный газ и с 5 метров до 1 поймал аппарат. сразу после этого верт снова начал крутить нос влево и пропала динамика на вертикали 😦 неужели это произошло из-за кратковременной максимально возможной нагрузки???
От резкого старта могла провернуться одна из шестерней, я бы проверил всю механику.
хм. не подумал 😃 щас буду смотреть
все на месте, ниче не покручивается… не может же пиньон на моторе провернуться! наверное, так и придется менять щетки
Пиньон на моторе - нет, не может.
сегодня утром полетел - ничего никуда не ведет… все как нада - и динамика, и управляемость… вот сижу, думаю ,что могло вчера статься…
от резкой нагрузки локтайт вполне мог “потечь”, при остывании опять “склеиться”. у меня когда подшипники сдыхали вал разогревался до того, что пиньон просто пальчиками прокручивался после полета. искромсал вал надфилем и кусачками в месте посадки пиньона до того, что пиньон держался без клея и налазил только при помощи молотка, до сих пор ни разу не прокручивалось.
Хм, значит я был неправ 😃
Не встречал просто случаев проворачивания пиньонов.
может у вас локтайт не “красный с хоббисити”, который от нагрева очень легко растекается 😉
блин… нада будет проверить про пиньон на локтайте…