Esky lama V4

LDmitriy

блин… так много тем, что отпишусь ,пожалуй, сюда… сегодня обнаружил эффективный способ проверить правильность настройки гироскопа на Ламе…
все просто как полдень: включаем верт на самый малый газ, тримируем по рысканью так, чтобы верхний ротор остановился, поднимаем вертолет за флайбар и крутим влево-вправо… если все верно отстроено, то в одну сторону вертолет вообще хвостом даже не дернет, даже если триммер руддера вернуть в норму, то вертолет не будет крутиться.

Туляк

Подскажите как исправить бабочку на нижнем роторе?

Monkey
Туляк:

Подскажите как исправить бабочку на нижнем роторе?

снять лопасти. потом гнуть держатель до состояния, что бы при включённом моторе на нём(без лопастей) бабочки не было. Если держатели стоковые - то регурировать можно затягивая/ослабляя лопасти…

iFly

Подскажите как исправить бабочку на нижнем роторе?

Можно еще попробовать подобрать лопасти попарно (если есть несколько комплектов), устанавливая их на верт поочередно и проверяя бабочку. Если, конечно, держатель лопастей не деформирован (не скручен спиралью вдоль горизонтальной оси)

Туляк

Пробовал по разному затягивать лопасти и даже менять на запасные из стока-не помогает.Осталось проверить без лопастей…

AlexN
Monkey:

снять лопасти. потом гнуть держатель до состояния, что бы при включённом моторе на нём(без лопастей) бабочки не было. Если держатели стоковые - то регурировать можно затягивая/ослабляя лопасти…

Гнуть держатели не надо, их так можно и сломать. Затягивать лопасти - бесполезно, это никак не влияет на бабочку.
Надо изменять крутку лопастей, увеличивая её у той, что проходит ниже, или уменьшая у той, что проходит выше (берем лопасть в руки и пытаемся изменить профиль, подгибая заднюю кромку вниз или вверх).

Monkey
AlexN:

Гнуть держатели не надо, их так можно и сломать. Затягивать лопасти - бесполезно, это никак не влияет на бабочку.
Надо изменять крутку лопастей, увеличивая её у той, что проходит ниже, или уменьшая у той, что проходит выше (берем лопасть в руки и пытаемся изменить профиль, подгибая заднюю кромку вниз или вверх).

Я имею в виду про держатели из анодированного аллюминия! Он у меня согнулся сам после падения - выправил!!! и, представляете ли, летает 😛 И не сломались 😃
Далее, про затягивание - влияет на стоке - проверял лично! А вот лопасти гнуть… Стандартные лопасти сломаются(хотя не гнул - только предположение). А экстрим кратковременные деформации не запоминает - надо согнуть и держать так месяц 😃

iFly
Туляк:

Пробовал по разному затягивать лопасти и даже менять на запасные из стока-не помогает.Осталось проверить без лопастей…

Видимо, осталось приклеить к задним кромкам лопастей триммеры - пластинки из тонкого алюминия и, подгибая их, устранить разницу в угле атаки лопастей…😁
В прочем, не пытайтесь повторить - оторвать триммер может😁… Штатных средств устранения бабочки нижнего ротора в ламе не наблюдаю. Только подбор комплектующих на одинаковость (лопасти) и отсутствие крутки держателя лопастей вследствие заводского брака (или повреждения после краша). Хотя не исключаю способы устранения бабочки другими путями - крутка лопастей в горячей воде и пр…

AlexN
Monkey:

про затягивание - влияет на стоке - проверял лично

А можно мне, тупому, объяснить, как затягивание лопасти в цапфе может изменить её угол атаки? Ведь бабочка - это следствие разной подъемной силы двух лопастей…

scar3d
Monkey:

А экстрим кратковременные деформации не запоминает - надо согнуть и держать так месяц 😃

Вы не правы, все экстрим запоминает и никакого месяца не надо, нужно просто гнуть чуть сильнее и чуть дольше. У меня все это помогало.

to AlexN: может у него очень ослаблены винты крепления лопастей, либо цапфы раздолбанные хуже некуда. Тогда может немного на бабочку влиять.

to monkey: лопасти должны быть затянуты так , чтобы когда верт на бок наклоняешь ,
они под своим весом не складывались и в то же время свободно поворачились пальцем.
Короч , снимаешь лопасти , раскручиваешь и смотришь, ровно ли, в одной ли плоскости цапфы крутятся, нет ли биений внешнего-внутр вала(порой бывает внешний вал чуть погнут и непонятный расколбас от него)
если все ок, тогда ставишь лопасти клеишь наклейки на концы и смотришь ,
какую лопасть куда гнуть.
гнуть лопасть можно не снимая, я так лечил бабочку- одной рукой держишь за цапфу и немного за лопасть, а другой гнешь. Главное -не погнуть цапфу, хотя если цапфы стоковые то я бы не советовал это делать.
Короче, главное- без фанатизма😈

а вообще небольшая бабочка на лопастях не так уж страшно, по большому счету вы не отличите поведение вертолета с бабочкой на нижнем роторе и без.

Monkey

Если держатель кривой, то сила затягивания влияет.

Ведь бабочка - это следствие разной подъемной силы двух лопастей…

Ну да, только вот я экстрим лопасти как не гнул - всё в исходную форму возвращались… Если конечно их кипятком поливать- то да, наверное, гнуться будут… Ну, или феном строительным разогревать 😃
P.S. У меня вообще лопасти в держатель установленны вместе с лезвиями канцелярскими сверху - что б не гнулись в полёте 😃
А вообще, попробуйте одну лопасть вообще не затягивать, а вторую затянуть полностью - бабочка будет, т.к. затянутаю лопасть меньше будет гнуться возле держателя чем вообще не затянутая 😃

iFly

Обнаружил, что в момент изменения оборотов на верхнем роторе возникает “бабочка”, причем довольно нехилая. После стабилизации оборотов “бабочка” пропадает. Причина - люфты цапфы крепления лопастей на валу ротора и крепления флайбара, в горизонтальной плоскости. При изменении оборотов вследствие разных моментов инерции ротора и флайбара эти люфты приводят к изменению угла между осевыми линиями ротора и флайбара (смотрим на ротор сверху). А поскольку ротор и флайбар соединены тягой (причем несимметрично, с одной стороны), это приводит к изменению угла атаки лопастей и появлению “бабочки”. Таким образом, сколько бы мы не устраняли “бабочку” на земле, в статическом режиме, в полете, при изменении оборотов по команде пилота или под влиянием внешних условий, “бабочка” все равно будет появляться. Предполагаю 2 пути устранения этой проблемы - установка второй тяги на флайбар и замену механики верхнего ротора на алюминиевую, с (предположительно) меньшими люфтами, или комбинацию этих двух способов. Буду экспериментировать. Если у кого-то есть опыт борьбы с данным явлением, отпишитесь.

LDmitriy

а у меня вот такая попа с вертом вылезла:
поставил движки Экстрим180SE. обкатал “нагроячую” - все установил, собрал и два пака на минимальных оборотах гонял (где-то минут 30 получилось). первые 5 полетов было все супер - тяга, подхват при падении, длительность полета. сейчас уже налет где-то батарей 10, вертолет вяло набирает высоту, время полета не больше 8 минут, когда батарея Экстрим в чутьбольшеноминала (банки по 3.8В) - уже ползает по полу, не поднимаясь выше 5 см. при этом когда кручу нижний ротор сильнее верхнего, верт крутится, но при это жутко теряет высоту. при вращении верхним ротором - крутит без потери высоты. кроме того, регулятор пропоршионал выкручен до упора, верт оттримирован влево, но все равно при полете хвост ведет влево (нос вправо).
нутром чую,что движок нижнего ротора что-то не нормально работает, но не могу понять что… двигатели не греются… нижний держатель лопастей затянут, один из болтов заведен в отверстие в валу (прокруты исключены)

iFly

Начните с измерения напряжения на клеммах обеих моторов на холостом ходу и под нагрузкой (триммера выставить в нейтральное положение, обороты моторов должны быть одинаковые) и сравнения полученных величин. Вполне возможна плохая заделка разъема питания мотора или неисправность разъема. Попробуйте подключить моторы к регулятору наоборот - мотор ВР- к каналу НР, мотор НР к каналу ВР и повторить измерения. Этим проверите исправность каналов регулятора. Если вычислить неисправность таким способом не удается - надо измерять потребляемый моторами ток. При одинаковом напряжении и нагрузке токи должны быть примерно равны. К сожалению, не располагаю данными о потребляемых токах моторов Экстрим, но, может быть, кто поможет… Мотор с явно завышенным током потребления скорее всего, неисправен и подлежит ремонту/замене. Естественно, перед проверками вся механика вертолета должна быть в исправном состоянии.

LDmitriy

напряжение на обоих каналах одинаковое, ток померить нечем (тестер не мерит). однако, пролетая мимо себя боком, заметил странные отблески на борту. снял кабину, дал полный газ и обнаружил, что одна щотка на моторе нижнего ротора искрит поярче вспышки на фотоаппарате 😦 хорошо, у меня есть запасные комплекты щеток. вечером буду менять… надеюсь, дело только в щетках…

AlexN

Щетка обычно начинает сильно искрить при коротко-замкнутых витках в моторе.

LDmitriy

блин… 😦 чо так быстро? хотя при прокручивании рукой мотор крутится как обычно (или этот способ нахождения КЗ на БК для колеекторов не подходит?)

LDmitriy

разобрал мотор, угольные щетки стерлись на терть (и это за 15 полетов максимум). менять пока не стал, просто усилил поджим угольков к коллектору. в итоге появилась тяга, в обе стороны крутит без потери высоты, время полета увеличилось. в общем, проблему решил )))

AlexN

Ну вот и вторая причина - слабый прижим щетки.
На новом движке просто не ожидал увидеть.

iFly
HikeR:

2 тяги вполне достаточно.

Поставил. Бабочка при изменении оборотов исчезла. Заметил, что вертолет перестал попадать в неуправляемый правый крен с неизбежным падением (раньше такое частенько бывало - то ли заруливался, то ли ветер боковой “помогал”).