Big Lama – перехлест лопастей
skitalec
Спасибо за инфу. Как пишут многие, ветру он подвержен совсем не из-за конструкции корпуса, а из-за неуправляемого верхнего ротора.
А удлиненный вал не пробовали в борьбе с перехлестом ставить?
Просто думаю прикупить такой, но хотелось бы чей-то опыт послушать.
Что касается обрезки раненных лопастей, то мне тоже кажется что ничего особо страшного в этом нет. Ну упадет немного тяга, но это ведь не смертельно. А заодно ИМХО может уменьшится вероятность перехлеста, как вариант…
Приветствую Дмитрий! Пожалуйста!
Дмитрий, коллеги!
Всё, что я написал - это мой личный опыт и ни чего более. Вы пробовали заклеивать нижнюю часть и окна пласт. скотчем? Я пробовал. И видел, как поменялось поведение верта в полёте. Вы пробовали садиться на пятачок, высокую площадку? У меня нет проблем, удерживать Ламу над полом в 2см. А вот при посадке на пятачок (высокая площадка), воздушные завихрения подбивают Ламу. Да и аппа не даёт полного контроля, большой шаг тангажа. Я попробовал заклеить низ и спокойно взлетал-сажал Ламу, на этот пятачок.
Опять же. Это мой, личный опыт. И ОН, может не совпадать с опытом и мнением других пилотов.
Удлинённый вал. Делайте! Только зачем? Это тренер, пилотажку не сделаешь. Не для этих целей верт. Я считаю, не имеет смысла делать абгрэйд, лишняя трата денег. А вот лопастей прикупить для тренинга, ДА!
По обрезке лопастей. Не заметил уменьшения тяги. А вот обороты увеличились!
Дмитрий! Трудно объяснить на пальцах (в словах). Перехлёст всё равно будет, если только от лопастей не останется по 15 см. Пишу так, потому что пробовал на Ламе все режимы полёта. Вы пробовали поднять Ламу на высоту 5 метров, а потом полностью убрать тангаж. А в полуметре дать газку, чтоб не разбился? Я пробовал!
И что в итоге, как вы думаете? Правильно! ПЕРЕХЛЁСТ. Не любит Лама, резких перекладок с прибавлением тангажа.
Вы пробовали таскать на внешней подвеске груз? Я периодически это делаю по просьбе коллег по работе.
Таскаю на подвеске Российский флаг 30х40. Пробовал поднимать груз в 150 грамм. Поднимает, но колбасит.
Поэтому, не стал таскать тяжёлый груз от греха (краша) подальше.
Ещё раз, хочу сказать! Я не беру инфу со стороны! Всё выше написанное, опробованно мной и проверено.
Маё мнение, может не совпадать с мнением коллег пилотов! Но с удовольствием прочитаю, опыт пилотирования в различных комплектациях и при различных условиях Биг Ламы!
А потом. Есть желание, приезжайте ко мне на работу. Полетать НЕТ проблем. Только после 9 вечера.
С уважением к коллегам пилотам, Андрей.
Добрый день, Андрей! Нет, ес-сно пока заклеивать не пробовал (может и попробую), но ИМХО этому не очень обрадуются моторы, которые окажутся совсем в замкнутом пространстве. А удлиненный вал как раз не для пилотажа, а от перехлеста планируется. Ну. мне пока трудно с вами спорить, т.к. я толком и не летал еще 😃 Большого закрытого пространства у меня нет, поэтому жду потепления и тогда буду больше в теме.
Приветствую Дмитрий!
Заклеивание низа фюзеляжа, это только проверка поведения Ламы с закрытым фюзеляжем и больше ни чего.
У паркфлаер, есть соосник с закрытым низом фюзеляжа.
Дмитрий! Опять же. Всё зависит от Вашего опыта управления. От перехлёста, есть одна панацея. Это поставить жёсткие лопасти. Но считаю сумму в 300 руб за пару-“большой”. Опять же. Как вы знаете или слышали, вся поступающая новая техника. Проходит испытания в специальных центрах для того, чтобы дать наставления или инструкции, что можно делать а чего нельзя!
Этот вертолёт для обучения и когда Вы набрались опыта. Вы начнёте проводить эксперементы с выполнением фигур. Например; качели, полёт по кругу хвостом с последующим разворотом и полётом носом.
Всё зависит от Вашей фантазии, навыков пилотирования и вертолёта.
Дмитрий! Ни о каком споре и не идёт речь. Я рассказываю только то, через что прошёл сам и ни чего более.
Вот один случаев, полёта на воздухе. Это было на даче в отпуск. Отлетал один аккум, а “второй голос” говорит; “Не надо больше летать!” Но! Установил второй аккум и в воздух. Прошло 5 минут полёта по участку дачи, поднимаю Ламу на высоту 5 метров и вдруг … . Лёгкий порыв ветра подбрасывает Ламу ещё метров на 5. Там воздушный поток, подхватывает Ламу и несёт от меня проч. Все маи попытки вернуть Ламу на базу, тщетны. Мне, только остаётся, держать нос Ламы против ветра при почти полном газе. А она, поднимается всё выше и выше, и дальше от меня. Самое курьёзное, что калитка выхода с дачи, была закрыта. Что делать, НЕ ЗНАЮ! А ведь хоть это и игрушка, но при падении с высоты, можно нанести травму человеку. Итого. Лама на высоте порядка 20-25 метров и на расстоянии от меня, около 50 метров.
Краем глаза замечаю, что Лама на какой то момент зависает над не жилой дачей. Сбрасываю тангаж и когда, на мой взгляд Лама снизилась до высоты примерно 15 метров, сбрасываю тангаж (убираю газ). Лама как сокол, падает с высоты, НО КУДА!? Открыл калитку и пошёл искать с включенным передатчиком!!! Обшарил все предпалагаемые места подения, НЕТУ! У меня паника. Подумав, решил попробовать на какой то момент дать газу.
Слышу, где то пищит родная. Вот так по писку и нашёл.
Итог. Лама упала с высоты 15 метров, между деревьями и забором на ветки. Получив при этом не значительную лёгкую травму, 10 мм разрыва низа фюзеляжа, заклеил прозрачным скотчем. На следующий день, снова полёты!
ВЫВОДЫ!!!
Полёты и ещё раз полёты - ОПЫТ!!! Ни когда не надо теряться, надо искать выход из положения. Доверяй своим чувствам и предчувствиям, если ТЫ понял характер вертолёта и его особенносьти. Ну не любит Лама, даже лёгких порывов ветра.
Удачи Вам всем в полётах. Мягких посадок и взлётов.
Предложение (полёты), остаётся в силе. Было бы желание- ЛЕТАТЬ!
С уважением Андрей.
Спасибо за предложение, Андрей, но после 21.00 немного поздновато для меня. С ветром понятно, надо быть осторожнее, а там как повезет 😃 Надо, наверное, стараться над полем летать, там где места поболее. Кстати, насколько я понял, тангаж - это наклон лопастей ОР вперед или назад, а управление высотой на Ламе производится только оборотами двигателей, т.е. газом и ничем другим.
Всё правильно Дмитрий. Там как ни управляй лопастями и газом, был один вариант - падать.
Удачи в полётах! И лучше, летать либо утром либо вечером. Как правило ветра НЕТ!
Ещё раз удачи!
С уважением Андрей.
Спасибо, будут новости - расскажу 😃
Андрей здравствуйте! Подскажите мне неопытному-начинающему, проблемы у меня с Биг Ламой! я создал тему(“откючаются двигатели…”) в которой описал проблемы! Очень надеюсь на Вашу помощь, спасибо!
Андрей, Дмитрий, доброго времени Вам!
Дмитрий, отдельное Вам спасибо за ссылки! 😃
Господа пилоты, очень рад, что Вы приняли участие в дискуссии. Я внимательно прочитал все, что изложено Вами выше и готов подключиться к этой дискуссии.
Андрей, Ваш опыт очень интересен и я абсолютно согласен, что мы в своем опыте пошли разными путями! Но летаем то мы с Вами на одном вертолете и мы понимаем его проблемы. Так давайте работать на их устранение, благо это не очень сложно! Вы не против? 😃
Биг Лама в мои руки попал совершенно необдумано и случайно, открывая коробку с ним, я открыл Ящик Пандоры, который навсегда изменил мой взгляд и захватил все мое воображение!
Большую часть времени меня не отпускают мысли о разбитом вертолете. Опыт крашей заставляет меня изучать такие предметы как аэродинамику, физику, аэрологию, геометрию, для того, чтобы лучше понять все протекающие процессы в полете. А Биг Лама - очень интересный вертолет и у меня создалось впечатление, что он единственный в своем классе!
Я заранее прошу не пинать меня сильно в моих суждениях, т.к. вертолеты для меня это своего рода - аспирантура. Она как бы и доступна и выше моего понимания. А все потому, что я - самолетчег! 😃
И у меня, пилотирование вертолета протекает на более сложном уровне, нежели пилотирование самолета. На Биг Ламе висеть строго на месте сложнее, чем просвистеть на самолете вдоль ВПП на скорости за 200 км/ч и крутануть бочку. К сезону собираю еще и FunJet, собираюсь преодолеть порог скорости в 250 км/ч, но морально к этому я еще не готов. Да и речь об этом здесь не пойдет, буду создавать отдельную ветку и обязательно дам на нее ссылку.
Итак, вот мое видение причин перехлестов на Биг Ламе.
Как показала практика моих крашей, 3 из 4-х произошла по причине перехлеста лопастей. Я абсолютно согласен, что Биг Лама не пилотажный вертолет, но его можно сделать более маневренным не боясь, что при выходе за пределы угловых скоростей у вас не произойдет перехлеста!!
Опыт тому - мой первый краш
Летал во дворе ночью. Шел небольшой снег и все небо над городом светилось, двор хорошо освещенный. Вертолет наблюдал отлично. Уже выполнил два полета, запустил в третий. Поднял и полетел в сторону баскетбольной площадки в 30 метрах от меня. Порыв ветра отодвинул меня с курса правее в сторону деревьев. Автор немного прибавил режим и дал максимум влево вертушка охотно набирает метров пять вверх. Вертушка летит параллельно деревьям с левым креном, не отворачивая. Потом видимо я, все-таки, зацепился за ветки, как именно не понял, но не лопастями! Полет продолжался и был пилотируемым!
Сбрасываю тягу, продолжая жать влево, вертушка пошла левее и ниже. Здесь была ошибка - Нельзя резко сбрасывать тягу! Вертолет начал уже сыпаться вниз, сохраняя крен. Автор дал МАКСИМАЛЬНУЮ тягу за пару метров от планеты и перевел стик в нейтраль. Вертолет реально взрыкнул своими винтами! У самой земли, почти чиркнул, он вышел в горизонталь и начал уверенный набор. И вот тут я ловлю ПЕРЕХЛЕСТ!! 😦
Андрей, я думаю, что этот вертолет свалить трудно, он сам стремится вернуться в горизонт. А мой вертолет, вооруженный 70-граммовой курсовой камерой, еще и сохраняет скорость, т.е. увеличилась инерция!
У Биг Ламы отличный запас тяги, на динамике никак не отразилось увеличение веса на 10%, а нагрузка на винты? Может быть из-за этого регулярные перехлесты? Может быть это выход за пределы угловых скоростей верхнего неуправляемого ротора?
Если мы не можем с этим бодаться, из-за того, что это соосная система и при резких маневрах всегда возникает момент на верхнем роторе, то можно пойти другим путем.
Если нас во время полета все время стабилизирует верхний ротор в горизонтальной плоскости, при этом очень близко приближаясь к лопастям нижнего ротора, то это достаточно легкого перегруза, чтобы они соприкоснулись. (Прим. Порыв ветра, либо максимальная тяга и т.д.)
Увеличив вал на 18 мм мы отодвигаем опасные углы и лопасти уже проходят друг от друга на удалении.
Так мы устраним перехлест и появилась возможность решить вопрос с нижним ротором и АП. Не могу сказать, что Биг Лама маневренный вертолет, ему это не позволяет АП с небольшим диапазоном хода. Увеличив этот диапазон, мы увеличим динамику и появится четкость пилотирования.
И все же, я для себя решил восстановить разбитый вертолет, нежели брать новый! 😃
Мои планы:
Валы заказаны, Акки тоже, прибыло 10 комплектов лопастей. Думаю заказать хорошие сервы и хитрые тяги.
Свой АП заменю на автомат перекоса от вертолета Belt CP. Подходит один в один, но имеет больший ход. Поставив его на вертолет, сразу заменю приемник 40 Мгц на 2,4 Ггц (Spektrum AR6200 с сателлитом), после привязываю к передатчику DX6i, промеряю длину тяг, произведу настройку рулей, расходов и триммеров. Проверю работу файлсейв.
Попробую на своем пульте настроить управление двигателями так, чтобы при разворотах винт не притормаживал, а начинал разгоняться противоположный винт. Этим я устраню просадку по высоте при быстрой смене курса на обратный.
Надеюсь на выходе получить хорошо пилотируемую модель вертолета. Стабильную и способную свободно преодолевать слабый ветер.
Автор - новый человек в вертолетной теме и очень хочет научиться понимать вертолеты и научится летать на них.
Мое мнение, основанное на опыте неудач, может отличаться от мнений уважаемых пилотов. И цель данного поста, да и всей темы - это обмен знаний и накопления опыта!
Автор с удовольствием составит компанию в этом сезоне! Надеюсь за месяц до его начала подготовить вертолет Big Lama ver. 2.0 и продемонстрировать его уважаемым пилотам. При удачном результате положить свой опыт в общую копилку знаний!
Всем добрых полетов и мягких посадок! 😃
Best regards, Max Gabberg
Приветствую Max!
Несколько раз прочитал твой ответ. Добавить нечего. Всё ясно и понятно.
Кто покупает для себя такие типы вертолётов сам решает, что он хочет (научиться летать), как ему поступить дальше (оставить как есть) и что с ним делать (улучшать лётные характеристики).
С уважением Андрей.
Андрей!
Как только соберетесь летать, напишите! Я буду скоро готов!
Посмотрел по магазинам, все детали в наличии. Как только наберется все необходимое за пару вечеров соберу вертушку и за выходные облетаю. Если повезет с погодой, то даже быстрее.
Дмитрий, если Вы уверенно летаете, т.е. не путаете лево-право, то пора уже в небо. Ждем Ваш отчетный материал!
Приветствую Max!
Нет проблем! Есть одно место на Речном вокзале, в парке Дружба. Местные называют “ЯМА”. В этом месте, расположены два футбольных поля. Естественно, это место облюбовали и для полётов. От меня, минут 30 ездына автобусе или на маршрутке.А можно и на метро. Надо садиться в последнийвагон из центра, выходишь и на лево, и ты уже в парке. Можно рассмотреть и другие варианты. Где расположен этот парк можно посмотреть в темах по заплывам 31июля День ВМФ, День города и просто заплывы в парке “Дружба”. Кстати. Там и маё фото висит со скоростным катером “Энтрайс”-тримаран (чёрный).
Так что предлагайте варианты, где устроить встречу!
Свою Ламу, сделаю в эту пятницу и полетаю. Соскучился по полётам.
С уважением Андрей.
Попробую на своем пульте настроить управление двигателями так, чтобы при разворотах винт не притормаживал, а начинал разгоняться противоположный винт. Этим я устраню просадку по высоте при быстрой смене курса на обратный
о! а это вообще возможно без замены блока 3 в 1?
о! а это вообще возможно без замены блока 3 в 1?
Думаю, да.
Пульт Spektrum DX6i, на свободный канал можно замикшировать тяга/РН. Я попробую сделать так, чтобы на отклонение руддера в любую сторону пропорционально добавлялась тяга. При этом блок 3 в 1 автоматически распределяет ее как и раньше, т.е. он нам не мешает, а помогает!
Но это все предположение, так что весь в предвкушении эксперимента!! 😃
Приветствую Max!
Очень интересно. Попытка, не пытка!
Доброго времени, господа пилоты!
Как и обещал выкладываю отчет результатов апгрейда, облета Биг Ламы и моих комментариев.
Итак, все запчасти приехали, единственное, не заметил, что у меня еще была повреждена качалка сервы, но капля циакрина решила вопрос и я приступил к сборке.
Как я писал выше, из всего что выжило при краше с десятиметровой высоты - это:
- два мотора
- блок 3 в 1 - (регулятор, гироскоп, говернер)
- приемник на 40 Мгц
- видеокамера
и всё!
В течении пары недель добрал недостающих частей и приступил к сборке!
Далее я постараюсь сжато описать моменты с которыми столкнулся.
Основная задача была избавиться от перехлеста лопастей за счет установки удлиненного внутреннего вала и установить приемник Spektrum AR6200 на 2,4.
Не могу сказать, что процесс сбора рамы, валов и шестеренок протекал гладко. Как выяснилось, шестерня внутреннего вала оказалась бракованной (кривой), ничего не оставалось делать, как ставить старую шестерню. Так и получилось, что у меня стоят две разные шестерни (белая, черная). Криминала, вобщем-то, нет.
Далее установка серв и тяг к тарелке АП и соответственно от тарелки к креплению нижнего ротора. Чуток пришлось повозиться с тем, чтобы точно подогнать длину тяг. Сразу могу сказать, что в магазинах настройками вертолета никто толком не занимается. Собрали, воткнули, работает, ну и отлично!!
Первый момент: Крепления лопастей меня немного огорчили. Установив их на валы заметил, что они чуть-чуть люфтят. Это нехорошо. Если нижние крепления лопастей еще жестко зафиксирован тягами, то с верхник креплением совсем грустно.
Второй момент: Началась борьба с устранением люфта по валам и вообще где только возможно.
В этом посте кладу соответствующие фотки:
(слева направо)
- установка валов
- разница между креплениями лопастей составила 3 мм, как следствие увеличен ход самого крепления
- установка серв и борьба с люфтами.
Следующий этап подключение приемника и проверка его работоспособности.
Соединил Спектрумовский приемник, забиндил его на передатчик Spektrum DX6i, все ок, сервы отлично реагируют, не дрожат, четко держат любое положение, настраиваются двойные расходы и экспонента. Сразу возникла идея увеличить чувствительность рулей, но тут тоже сюрприз:
Третий момент: Подключил моторы, попытался их запустить и тишина. Индикатор зеленый, везде все горит, все должно работать, но не работает. Подключил старый приемник на 40 Мгц, все отлично, работает!!! Вот только ставить его не хочу… совсем…
Начинаю про себя ругаться, т.к. чистота эксперимента уже не соблюдена. Хотя поделать нечего не могу. На всякий случай проверил спектрумовский приемник по все каналам, покрутил настройки. Один раз моторы все-таки заработали, но это нельзя назвать адекватной реакцией на управление…
Мдяяя… Печалька…
Уважаемые пилоты, это далеко не все. Автор немного выспится, заодно проанализирует весь полученный материал и продолжит отчет.
С уважением, Max Gabberg
P.S. Андрей, буду чуток посвободней, отпишусь! И спасибо тебе! )))
Приветствую Макс!
“Подключил старый приемник на 40 Мгц, все отлично, работает!!!”
Интересно! Может китайские специалисты зашифровали канал, чтобы вертолёт не смогли угнать!😉
В чём же загвоздка, Макс!?😵
М-да! Новые детали, отлично смотрятся! Это не пластик!
С уважением Андрей.
P.S. Ждём-с.
Подключил моторы, попытался их запустить и тишина. Индикатор зеленый, везде все горит, все должно работать, но не работает. Подключил старый приемник на 40 Мгц, все отлично, работает!!!
А вот тут возникает вопрос: а как организовано управление у Спектрума? Делает ли он различие между соосниками и классикой? Я просто пока не понимаю - системы управления ведь совершенно разные у соосника и у классики, кто отвечает за правильную работу моторов? Какие именно команды на моторы приходят с передатчика? Кто управляет разностью их вращения при повороте? Сигнал поворота приходит отдельно с передатчика?
Я сам пока не знаю ответы, но как мне кажется именно где-то среди ответов на эти вопросы и кроется причина вашей вчерашней неудачи с пуском моторов.
Максим, а что аппа у Вас в mode1?
а каналы не перепутались?
Господа пилоты, приветствую вас!
Продолжаю свой отчет. На все ваши вопросы попробую ответить в процессе написания отчета, либо отдельными постами, дабы не слететь с мысли.
Итак, спектрумовскую аппу установить не удалось, хотя я честно перелопатил все настройки и подтыкал сервы на все каналы, чтобы убедиться в корректной работе передатчика и приемника. Проверка не выявила каких-либо отклонений в работе аппы и ответ на вопрос, какого черта оно не работает, по прежнему открыт для обсуждения. Я подозреваю, что основная загвоздка в модуле 3 в 1.
Тем не менее автор продолжил свою работу, вернул на место приемник на 40 Мгц, подключил его и проверил. Все ОК.
Также на место вернулась камера. Установлен флай-бар и новый комплект лопастей. Не понравилось крепление флай-бара, т.к. оно не плотно его обжимает, т.е. имеется люфт и из-за это ход самого флай-бара слишком велик. Пришлось вкрутить более длинные винты, чем сильно ограничил диапазон рабочего хода флай-бара. Но к этому я еще вернусь.
Лопасти… Еще один момент:
Крепления лопастей оказались с широким зазором, новые лопасти (10 новых комплектов) оказались тонкими и притянуть их плотнее можно только с использованием каких-либо шайб, либо мелких гаек (у меня их под рукой не оказалось).
Родные же лопасти входят слишком плотно. Даже, не притягивая их, нужно приложить усилие, чтобы выставить правильно. Немного подумав установил тонкие лопасти. Посмотрим, как он полетит.
Никак не дойду до магазина и не куплю весы. По ощущениям вертолет потяжелел и имеет хорошо выраженную переднюю центровку. Предстоял тестовый облет и новенький корпус по понятным причинам устанавливать не стал. )))
Продолжение следует…