Big Lama – перехлест лопастей

skitalec

Всё правильно Дмитрий. Там как ни управляй лопастями и газом, был один вариант - падать.
Удачи в полётах! И лучше, летать либо утром либо вечером. Как правило ветра НЕТ!
Ещё раз удачи!

С уважением Андрей.

u313

Спасибо, будут новости - расскажу 😃

90Stas

Андрей здравствуйте! Подскажите мне неопытному-начинающему, проблемы у меня с Биг Ламой! я создал тему(“откючаются двигатели…”) в которой описал проблемы! Очень надеюсь на Вашу помощь, спасибо!

Gabberg

Андрей, Дмитрий, доброго времени Вам!

Дмитрий, отдельное Вам спасибо за ссылки! 😃

Господа пилоты, очень рад, что Вы приняли участие в дискуссии. Я внимательно прочитал все, что изложено Вами выше и готов подключиться к этой дискуссии.

Андрей, Ваш опыт очень интересен и я абсолютно согласен, что мы в своем опыте пошли разными путями! Но летаем то мы с Вами на одном вертолете и мы понимаем его проблемы. Так давайте работать на их устранение, благо это не очень сложно! Вы не против? 😃

Биг Лама в мои руки попал совершенно необдумано и случайно, открывая коробку с ним, я открыл Ящик Пандоры, который навсегда изменил мой взгляд и захватил все мое воображение!

Большую часть времени меня не отпускают мысли о разбитом вертолете. Опыт крашей заставляет меня изучать такие предметы как аэродинамику, физику, аэрологию, геометрию, для того, чтобы лучше понять все протекающие процессы в полете. А Биг Лама - очень интересный вертолет и у меня создалось впечатление, что он единственный в своем классе!

Я заранее прошу не пинать меня сильно в моих суждениях, т.к. вертолеты для меня это своего рода - аспирантура. Она как бы и доступна и выше моего понимания. А все потому, что я - самолетчег! 😃
И у меня, пилотирование вертолета протекает на более сложном уровне, нежели пилотирование самолета. На Биг Ламе висеть строго на месте сложнее, чем просвистеть на самолете вдоль ВПП на скорости за 200 км/ч и крутануть бочку. К сезону собираю еще и FunJet, собираюсь преодолеть порог скорости в 250 км/ч, но морально к этому я еще не готов. Да и речь об этом здесь не пойдет, буду создавать отдельную ветку и обязательно дам на нее ссылку.

Итак, вот мое видение причин перехлестов на Биг Ламе.

Как показала практика моих крашей, 3 из 4-х произошла по причине перехлеста лопастей. Я абсолютно согласен, что Биг Лама не пилотажный вертолет, но его можно сделать более маневренным не боясь, что при выходе за пределы угловых скоростей у вас не произойдет перехлеста!!

Опыт тому - мой первый краш

Летал во дворе ночью. Шел небольшой снег и все небо над городом светилось, двор хорошо освещенный. Вертолет наблюдал отлично. Уже выполнил два полета, запустил в третий. Поднял и полетел в сторону баскетбольной площадки в 30 метрах от меня. Порыв ветра отодвинул меня с курса правее в сторону деревьев. Автор немного прибавил режим и дал максимум влево вертушка охотно набирает метров пять вверх. Вертушка летит параллельно деревьям с левым креном, не отворачивая. Потом видимо я, все-таки, зацепился за ветки, как именно не понял, но не лопастями! Полет продолжался и был пилотируемым!

Сбрасываю тягу, продолжая жать влево, вертушка пошла левее и ниже. Здесь была ошибка - Нельзя резко сбрасывать тягу! Вертолет начал уже сыпаться вниз, сохраняя крен. Автор дал МАКСИМАЛЬНУЮ тягу за пару метров от планеты и перевел стик в нейтраль. Вертолет реально взрыкнул своими винтами! У самой земли, почти чиркнул, он вышел в горизонталь и начал уверенный набор. И вот тут я ловлю ПЕРЕХЛЕСТ!! 😦

Андрей, я думаю, что этот вертолет свалить трудно, он сам стремится вернуться в горизонт. А мой вертолет, вооруженный 70-граммовой курсовой камерой, еще и сохраняет скорость, т.е. увеличилась инерция!
У Биг Ламы отличный запас тяги, на динамике никак не отразилось увеличение веса на 10%, а нагрузка на винты? Может быть из-за этого регулярные перехлесты? Может быть это выход за пределы угловых скоростей верхнего неуправляемого ротора?

Если мы не можем с этим бодаться, из-за того, что это соосная система и при резких маневрах всегда возникает момент на верхнем роторе, то можно пойти другим путем.

Если нас во время полета все время стабилизирует верхний ротор в горизонтальной плоскости, при этом очень близко приближаясь к лопастям нижнего ротора, то это достаточно легкого перегруза, чтобы они соприкоснулись. (Прим. Порыв ветра, либо максимальная тяга и т.д.)
Увеличив вал на 18 мм мы отодвигаем опасные углы и лопасти уже проходят друг от друга на удалении.

Так мы устраним перехлест и появилась возможность решить вопрос с нижним ротором и АП. Не могу сказать, что Биг Лама маневренный вертолет, ему это не позволяет АП с небольшим диапазоном хода. Увеличив этот диапазон, мы увеличим динамику и появится четкость пилотирования.

И все же, я для себя решил восстановить разбитый вертолет, нежели брать новый! 😃

Мои планы:

Валы заказаны, Акки тоже, прибыло 10 комплектов лопастей. Думаю заказать хорошие сервы и хитрые тяги.

Свой АП заменю на автомат перекоса от вертолета Belt CP. Подходит один в один, но имеет больший ход. Поставив его на вертолет, сразу заменю приемник 40 Мгц на 2,4 Ггц (Spektrum AR6200 с сателлитом), после привязываю к передатчику DX6i, промеряю длину тяг, произведу настройку рулей, расходов и триммеров. Проверю работу файлсейв.

Попробую на своем пульте настроить управление двигателями так, чтобы при разворотах винт не притормаживал, а начинал разгоняться противоположный винт. Этим я устраню просадку по высоте при быстрой смене курса на обратный.

Надеюсь на выходе получить хорошо пилотируемую модель вертолета. Стабильную и способную свободно преодолевать слабый ветер.

Автор - новый человек в вертолетной теме и очень хочет научиться понимать вертолеты и научится летать на них.
Мое мнение, основанное на опыте неудач, может отличаться от мнений уважаемых пилотов. И цель данного поста, да и всей темы - это обмен знаний и накопления опыта!

Автор с удовольствием составит компанию в этом сезоне! Надеюсь за месяц до его начала подготовить вертолет Big Lama ver. 2.0 и продемонстрировать его уважаемым пилотам. При удачном результате положить свой опыт в общую копилку знаний!

Всем добрых полетов и мягких посадок! 😃

Best regards, Max Gabberg

skitalec

Приветствую Max!
Несколько раз прочитал твой ответ. Добавить нечего. Всё ясно и понятно.
Кто покупает для себя такие типы вертолётов сам решает, что он хочет (научиться летать), как ему поступить дальше (оставить как есть) и что с ним делать (улучшать лётные характеристики).

С уважением Андрей.

Gabberg

Андрей!

Как только соберетесь летать, напишите! Я буду скоро готов!
Посмотрел по магазинам, все детали в наличии. Как только наберется все необходимое за пару вечеров соберу вертушку и за выходные облетаю. Если повезет с погодой, то даже быстрее.

Дмитрий, если Вы уверенно летаете, т.е. не путаете лево-право, то пора уже в небо. Ждем Ваш отчетный материал!

skitalec

Приветствую Max!
Нет проблем! Есть одно место на Речном вокзале, в парке Дружба. Местные называют “ЯМА”. В этом месте, расположены два футбольных поля. Естественно, это место облюбовали и для полётов. От меня, минут 30 ездына автобусе или на маршрутке.А можно и на метро. Надо садиться в последнийвагон из центра, выходишь и на лево, и ты уже в парке. Можно рассмотреть и другие варианты. Где расположен этот парк можно посмотреть в темах по заплывам 31июля День ВМФ, День города и просто заплывы в парке “Дружба”. Кстати. Там и маё фото висит со скоростным катером “Энтрайс”-тримаран (чёрный).
Так что предлагайте варианты, где устроить встречу!
Свою Ламу, сделаю в эту пятницу и полетаю. Соскучился по полётам.

С уважением Андрей.

greenkpz
Gabberg:

Попробую на своем пульте настроить управление двигателями так, чтобы при разворотах винт не притормаживал, а начинал разгоняться противоположный винт. Этим я устраню просадку по высоте при быстрой смене курса на обратный

о! а это вообще возможно без замены блока 3 в 1?

Gabberg
greenkpz:

о! а это вообще возможно без замены блока 3 в 1?

Думаю, да.
Пульт Spektrum DX6i, на свободный канал можно замикшировать тяга/РН. Я попробую сделать так, чтобы на отклонение руддера в любую сторону пропорционально добавлялась тяга. При этом блок 3 в 1 автоматически распределяет ее как и раньше, т.е. он нам не мешает, а помогает!

Но это все предположение, так что весь в предвкушении эксперимента!! 😃

skitalec

Приветствую Max!
Очень интересно. Попытка, не пытка!

9 days later
Gabberg

Доброго времени, господа пилоты!

Как и обещал выкладываю отчет результатов апгрейда, облета Биг Ламы и моих комментариев.

Итак, все запчасти приехали, единственное, не заметил, что у меня еще была повреждена качалка сервы, но капля циакрина решила вопрос и я приступил к сборке.

Как я писал выше, из всего что выжило при краше с десятиметровой высоты - это:

  • два мотора
  • блок 3 в 1 - (регулятор, гироскоп, говернер)
  • приемник на 40 Мгц
  • видеокамера

и всё!

В течении пары недель добрал недостающих частей и приступил к сборке!

Далее я постараюсь сжато описать моменты с которыми столкнулся.

Основная задача была избавиться от перехлеста лопастей за счет установки удлиненного внутреннего вала и установить приемник Spektrum AR6200 на 2,4.

Не могу сказать, что процесс сбора рамы, валов и шестеренок протекал гладко. Как выяснилось, шестерня внутреннего вала оказалась бракованной (кривой), ничего не оставалось делать, как ставить старую шестерню. Так и получилось, что у меня стоят две разные шестерни (белая, черная). Криминала, вобщем-то, нет.

Далее установка серв и тяг к тарелке АП и соответственно от тарелки к креплению нижнего ротора. Чуток пришлось повозиться с тем, чтобы точно подогнать длину тяг. Сразу могу сказать, что в магазинах настройками вертолета никто толком не занимается. Собрали, воткнули, работает, ну и отлично!!

Первый момент: Крепления лопастей меня немного огорчили. Установив их на валы заметил, что они чуть-чуть люфтят. Это нехорошо. Если нижние крепления лопастей еще жестко зафиксирован тягами, то с верхник креплением совсем грустно.

Второй момент: Началась борьба с устранением люфта по валам и вообще где только возможно.

В этом посте кладу соответствующие фотки:
(слева направо)

  • установка валов
  • разница между креплениями лопастей составила 3 мм, как следствие увеличен ход самого крепления
  • установка серв и борьба с люфтами.

Gabberg

Следующий этап подключение приемника и проверка его работоспособности.

Соединил Спектрумовский приемник, забиндил его на передатчик Spektrum DX6i, все ок, сервы отлично реагируют, не дрожат, четко держат любое положение, настраиваются двойные расходы и экспонента. Сразу возникла идея увеличить чувствительность рулей, но тут тоже сюрприз:

Третий момент: Подключил моторы, попытался их запустить и тишина. Индикатор зеленый, везде все горит, все должно работать, но не работает. Подключил старый приемник на 40 Мгц, все отлично, работает!!! Вот только ставить его не хочу… совсем…

Начинаю про себя ругаться, т.к. чистота эксперимента уже не соблюдена. Хотя поделать нечего не могу. На всякий случай проверил спектрумовский приемник по все каналам, покрутил настройки. Один раз моторы все-таки заработали, но это нельзя назвать адекватной реакцией на управление…

Мдяяя… Печалька…

Уважаемые пилоты, это далеко не все. Автор немного выспится, заодно проанализирует весь полученный материал и продолжит отчет.

С уважением, Max Gabberg

P.S. Андрей, буду чуток посвободней, отпишусь! И спасибо тебе! )))

skitalec

Приветствую Макс!
“Подключил старый приемник на 40 Мгц, все отлично, работает!!!”
Интересно! Может китайские специалисты зашифровали канал, чтобы вертолёт не смогли угнать!😉
В чём же загвоздка, Макс!?😵
М-да! Новые детали, отлично смотрятся! Это не пластик!

С уважением Андрей.

P.S. Ждём-с.

u313
Gabberg:

Подключил моторы, попытался их запустить и тишина. Индикатор зеленый, везде все горит, все должно работать, но не работает. Подключил старый приемник на 40 Мгц, все отлично, работает!!!

А вот тут возникает вопрос: а как организовано управление у Спектрума? Делает ли он различие между соосниками и классикой? Я просто пока не понимаю - системы управления ведь совершенно разные у соосника и у классики, кто отвечает за правильную работу моторов? Какие именно команды на моторы приходят с передатчика? Кто управляет разностью их вращения при повороте? Сигнал поворота приходит отдельно с передатчика?
Я сам пока не знаю ответы, но как мне кажется именно где-то среди ответов на эти вопросы и кроется причина вашей вчерашней неудачи с пуском моторов.

greenkpz

Максим, а что аппа у Вас в mode1?
а каналы не перепутались?

Gabberg

Господа пилоты, приветствую вас!

Продолжаю свой отчет. На все ваши вопросы попробую ответить в процессе написания отчета, либо отдельными постами, дабы не слететь с мысли.

Итак, спектрумовскую аппу установить не удалось, хотя я честно перелопатил все настройки и подтыкал сервы на все каналы, чтобы убедиться в корректной работе передатчика и приемника. Проверка не выявила каких-либо отклонений в работе аппы и ответ на вопрос, какого черта оно не работает, по прежнему открыт для обсуждения. Я подозреваю, что основная загвоздка в модуле 3 в 1.

Тем не менее автор продолжил свою работу, вернул на место приемник на 40 Мгц, подключил его и проверил. Все ОК.

Также на место вернулась камера. Установлен флай-бар и новый комплект лопастей. Не понравилось крепление флай-бара, т.к. оно не плотно его обжимает, т.е. имеется люфт и из-за это ход самого флай-бара слишком велик. Пришлось вкрутить более длинные винты, чем сильно ограничил диапазон рабочего хода флай-бара. Но к этому я еще вернусь.

Лопасти… Еще один момент:
Крепления лопастей оказались с широким зазором, новые лопасти (10 новых комплектов) оказались тонкими и притянуть их плотнее можно только с использованием каких-либо шайб, либо мелких гаек (у меня их под рукой не оказалось).

Родные же лопасти входят слишком плотно. Даже, не притягивая их, нужно приложить усилие, чтобы выставить правильно. Немного подумав установил тонкие лопасти. Посмотрим, как он полетит.

Никак не дойду до магазина и не куплю весы. По ощущениям вертолет потяжелел и имеет хорошо выраженную переднюю центровку. Предстоял тестовый облет и новенький корпус по понятным причинам устанавливать не стал. )))

Продолжение следует…

Gabberg

Итак, полеты!!

Само собой первые подлеты дома.

Задачи:

  1. Необходимо отрегулировать тяги, чтобы устранить тангаж из-за передней центровки, при этом оставив триммер в нейтреле.

  2. Регулировка модуля 3 в 1. (Никогда этого не делал)
    Для начала примерно выставил уровень пропорции и загрубил гироскоп.

  3. Проверка рулей и реакции вертолета на управление.

Еще раз протянул все, что только возможно, выгнал из комнаты всех, включая вездесущего кота. Трижды постучал по шкафу. Вперед!

Как и ожидал, при взлете вертолет начало тянуть вперед, но в целом ведет себя адекватно. Стараясь не отрывать его от пола, качаю рулями и руддером. Вроде все хорошо. Теперь надо устранять тангаж.

Тангаж устранил за счет уменьшения длины тяги на 2,5 мм. Пока возился, заметил, что у меня опять появились люфты, хотя устанавливая валы и шестерни на раме, автор уделил особое внимание этому моменту и подогнал детали так, чтобы люфт нигде не возникал, как, при работе на холостых оборотах, так и под нагрузкой.

Также, начал напрягать, свободно болтающийся, флайбар, который при остановке и запуске роторов цеплялся за нижние лопасти… 😃

Повторно протянув все крепления, продолжил подлеты и на 3-4 попытку более менее начал висеть на месте с нейтральными рулями и триммерами. Что не скажешь про вращения.
Они были совершенно произвольными, но руддером компенсировались. Автор предположил, что флайбар был отрегулирован верно и здесь уже надо перейти к боевым (уличным) испытаниям для настройки гироскопа и уровня пропорций.

Продолжение следует…

skitalec

Приветствую Макс!
“Борьба” между новым и хорошо забытым старым. Не всегда заканчивалось победой нового. Лишь бы у тебя хватило терпения. Чуть не забыл.
А форточки заколотил? Так на всякий случай!😁
Чтобы ты не падал духом, а в конце и телом!😉
" И вечный бой, пакой нам только снится!"😁

Я уверен, что всё равно полетит. Удачи.

С уважением Андрей.

u313

ИМХО корпус надо было сразу ставить, иначе очень сильно центровка нарушается. Или привинтить нечто хвостообразное для центровки и летать без корпуса вообще.

Gabberg

Так, автор немного раскидался с делами и готов продолжить написание отчета по части облета Биг Ламы.

Итак, вечер воскресенья.

Погода:

Ясно, -2С, Ветер С-СВ порывами 2-4 м/с, не ахти конечно, но подлетнуть можно в интервалах между порывами.
Учитывая переднюю центровку устанавливаю вертолет против ветра. Зона полетов ограничена баскетбольной площадкой. Ограничение по высоте для себя установил 3 метра. Также, установил и настроил свой собственный нос на ветер и при малейшем намеке на сильный порыв был готов немедленно вертушку сажать.

Подключил, пошевелил рулями, на холостых оборотах покачал руддером, покрутил головой, к взлету готов!

И тута начались первоапрельские шутки!!! 😃

  1. При плавном отрыве от земли возникают крены, которые трудно компенсируются

  2. Реакция на руддер очень резкая, хотя это не есть проблема.

  3. При значительном увеличении тяги вертолет закрутило, но прежде, чем я чухнулся, играючи преодолел установленный мною порог высоты в 3 метра.
    ЁПРСТ!

Останавливаю вращение сильной дачей руддера в противоположную сторону и жестко сажаю вертолет на наст. Славабох без повреждений.

Так, надо настроить пропорции и прибавить чутье гироскопу! Напевая под нос шаманскую песенку, покрутил настройки, снова устанавливаю вертолет на старт и замер, пережидая порыв ветра.

Шутки продолжаются! 😎

На этот раз взлет произвел более-менее штатно, немного мешает ветер, но рули работают норм. Гироскоп я крутанул слишком сильно и вертолет очень быстро и мелко дергается по курсу. Надо сажать!
Посадка корявая… Бухнулся на бок.

Автор немного загрубил чутье гироскопа и снова установил вертолет на старт.

При взлете решил не бороться с кренами (они никуда не исчезли) и сразу выдергиваю вертолет выше головы. Вроде бы все ОК. Пропорции и гироскоп начали работать в пределах. Решил немного полетать, но тут началась просадка по высоте. Автор добавил режим, но вертолет продолжает падать и у самой земли происходит ПЕРЕХЛЕСТ!!! 😲

Автор в глубоком шоке!

Причиной перехлеста послужил ослабившийся винт фиксации внутреннего вала и держателя лопастей. Как следствие, из-за прокрутки вала стали падать обороты верхнего ротора, потеря тяги. Увеличенный ход флайбара сделал свое дело - перекосился и порубил лопасти, те которые не порубил - сильно покоцал…

Автор минуточку постоял, покурил, пытаясь вернуть самообладание, подхватил вертолет и пошел домой, разбираться с винтами и еще раз протягивать все крепления…

Первоапрельская шутка палюбому удалась… 😌

Продолжение следует…

u313

Мда… перехлест Вас прямо преследует… Странно, собирали ведь наверняка тщательно, почему винт то прослаб? Наверное точно в фаску не попали, а со сдвигом, т.е. закрутили не в торец фаски а в бок. Ось чуть провернулась и винт ослаб. Остальное довершила вибрация. Ну это у меня такое предположение.