Проект БРДМ-2

teacher
dokl36:

Прикидываю подвеску. ВНЕЗАПНО (с) всплыл один фактор - при сжатии рессоры мост-то уходит или вперед или назад - в зависимости от того, где серьги стоят. Не учел. Как минимизировать увод?

У меня с Мамонтенком та же история получилась. Мосты уходили в сторону установки серег. Геометрически это правильно.Но убрать эти уходы можно. Я сделал упоры амортизаторов с противоположной стороны от серег. При нажатии они компенсируют уход

dokl36
teacher:

При нажатии они компенсируют уход

И, если я правильно понимаю, ведут за собой на изгиб рессоры, что не есть гуд…

teacher

Нет, просто сам мост не выворачивается вместе с карданом. Амортизаторы у меня с внутренними пружинами, они дают реактивный момент и таким образом работают вместе с серьгами и не дают мостам выворачиваться.

dokl36

А-а, понял идею. Но в моем случае тогда придется передние серьги делать спереди (такой вот каламбур), что не очегь хорошо в плане, скажем, безопасности для листов в случае вышеобозначенного налета на сучок колесом сходу. 😃

8 days later
dokl36

Столкнулся с проблемой - отлично вписавшиеся в дизайн проекта диски имеют маленький вылет - меньше, чем диски Axial. Этого я не учел. Есть ли какие-нибудь проставки для расширения колеи мостов (мосты - тоже аксиаловские)? И если да - не скажется ли это на нагрузке на полуоси?

dokl36

А первый набор по ссылке (Multi Width Wheel Wideners kit) подойдет? Не могу понять, эти проставки и вместо подшей и вместо хексов одновременно ставятся в кулак что ли?

dokl36

Товарищи, помогите в последнем вопросе. Собираюсь заказать.

carrtman

честно говоря сложновато понять принцип действия, скорее всего хекс одевается на полуось заместо стандартного(подши не трогаются ни в коем разе), в него вставляется шпилька и фиксируется стопорным кольцом, а само колесо прикручивается винтом в хекс, по моему поганенькая реализация, алюминиевые диски точно будут откручиваться постоянно, надо будет на фиксатор закручивать винт.
у меня был такой комплект, там все просто, меняешь чашки(оба моста должны быть поворотные), и одеваешь эти расширители как обычные хексы, но мне было много 15мм с каждой стороны, поэтому я их немного укоротил, пропилил новую канаву под шпильку и ездил так какое то время, пока не поменял диски.

п.с. нагрузка на подшипники в кулаках увеличивается очень сильно, 3-5 покатушек по 5 часов и подши начинали люфтить, на десятой замена, так как колеса вставали домиком

Sergey2008

А потом Женя отдал эти пиленные расширители мне и они вполне неплохо себя чувствуют, подши да, периодически меняю. Но иногда без этих расширителей просто не одеть понравившиеся диски(

dokl36

Кажется, я понял. 5 и 10 мм проставки используются просто как широкие хексы. А 15 мм - уже вставляется в кулак сквозь подши, компенсируя часть нагрузки на них. На мой взгляд, как раз очень продуманная схема. Кроме того, набор подкупает тем, что содержит, фактически, 3 комплекта проставок в одном.

dokl36

Чуток обновимся.

Во-первых, вырезал большинство отверстий под люки в корпусе. Впереди еще боковые крышки доступа к моторному отделению, вырез под башню, под водомет… Но это не сейчас.

Во-вторых, переделал крышки воздухопритоков под более копийные, дабы не были такими брутально-рублеными. 😃

Ну и, наконец, худо-бедно “поставил на ноги” шасси. Долго ковырялся с подвеской, в итоге, решил попробовать собственную схему с собственными же рессорами. Не знаю, насколько я первопроходец в такой идее, но классические короткие серьги не понравились. В итоге сделал эдакую рычажно-рессорную компоновку: листы работают не на растяжение, как в традиционной подвеске, а на скручивание. В свою очередь, широкий радиус хода рычагов обеспечивает явно выраженную прогрессивную характеристику жесткости: подвеска очень мягкая в начале хода - в теории это минимизирует козление на скоростях.

Амортизаторы, вероятно, будут закреплены с внешней стороны ушей мостов, как на фото. Причем, задние будут зеркальны передним - т.е., закреплены со стороны центра рамы, и при сжатии “притягивать” мост к центру, как сделано на “Мамонтенке” Михаила [teacher] Алексашина. Иначе, при максимальном сжатии (да-да, именно сжатии!) уж слишком растягивается задний кардан, что не есть гуд.

Первые стендовые испытания показали весьма неплохую для рессорной подвески артикуляцию. То, что приведено ниже на фото - не прижатая специально для демонстрации по рельефу местности подвеска, а именно результат “свободного заезда” шасси на препятствие. Конечно, на ходовом образце будут еще и амортизаторы с внутренними пружинами, но и масса значительно возрастет. Здесь же продемонстрировано именно то, что рессоры из стального шпателя имеют необходимую пластичность и подходящую для проекта мягкость.

Ну и пара общих планов моих “художеств”. 😃

9 months later
dokl36

Всем приветствие! Проект по неинтересным для вас причинам превратился в долгостроооооой… Что не мешает ему хоть и миллиметровыми шажками, но развиваться. :) Итак, что мы имеем на данный момент.

----------

Проект БРДМ-2 “Бортаврик”.

  • Концепция: рамный автомобиль с цельноскрепленным жестяным кузовом, полным приводом и зависимой подвеской колес; по начальному техзаданию - плавающий.
  • Компоновка: среднемоторная, с центральнорасположенной раздаточной коробкой и карданным приводом. Два аккумулятора (Металл-гидридные, 7.2V, 6 банок) установлены по бокам от трансмиссии за пределами рамы и в перспективе будут соеденины переключателем для мгновенного переключения с одного аккумулятора на другой.
  • Шасси: рамное, лестничного типа, из алюминиевых профилей.
  • Трансмиссия: полноприводная, без дифференциалов и слиппера. Привод от двигателя к трансмиссии через прямой вал. Главная пара: 18/87T, предусмотрено варьирование за счет подвижной моторамы.
  • Двигатель: Tamiya Super Stock BZ, коллекторный, обслуживаемый.
  • Регулятор хода: Moped V16R Bravo, загерметизирован
  • Подвеска: зависимая, рычажно-рессорная, собственной конструкции. Неразрезные мосты от Axial SCX-10. Упругие элементы - рессоры обратного действия (работают на скручивание, а не на раскручивание, как классические), изготовлены самостоятельно из нержавеющей стали. Пружинные амортизаторы. Продольные тяги, предотвращающие вращение моста вокруг вертикальной оси.
  • Рулевое управление: классическое, схема “тяга-кулак”. На сочленении наконечника тяги и болта кулака установлен резиновый сайлентблок-уплотнитель. (мера вынужденная, на момент разработки не было нужного шарового шарнира и пришлось выбирать люфт. Пока оставил в качестве эксперимента). Рулевая сервомашинка - TowerPro MG-995 (8.5-10 кг/см).
  • Шины и диски: диски 1.9", производитель неизвестен (подскажите, кстати, интересно), шины - RC4WD Flashpoint 1.9 .

----------

Не могу не подчеркнуть один момент. Для меня было откровением, что проработка кинематики (даже не конструкции!) подвески займет у меня… 85% времени всей разработки машины!! Для наглядности приведу вот это фото:

На нем видно, что тестовая балка рамы превращена буквально в решето. Всё это - “творческие поиски” в попытках найти более-менее приемлемую схему артикуляции мостов (ведь кузов-то уже готов, и шасси нужно строго подгонять под него!) .

24.01.2013 проведен первый этап заводских испытаний, в т.ч. на шасси с кузовом. В ближайшем будущем запланирован второй этап (“уличный”).

----------

Проблемы, планы, перспективы.

Проблемы.

  1. Постановка машины на надводный ход на данном этапе выглядит одним большим Знаком вопроса. Масса металлического шасси с кузовом уже в текущем варианте приближаются к массе Аксиала, а ведь в планах - установка башни с пневматической пушкой, интеграция лебедки и, собственно, водного движителя. Плюс различные элементы и шмурдяк на кузове… Одним словом, в душЕ очень надеюсь, но сильно на водоходные возможности проекта пока не рассчитываю.
  2. Пока не удается полностью решить проблему поворота мостов вокруг вертикальной оси (ранее приводил здесь схемку). Тяги не дают им уходить уж слишком сильно, но небольшой люфт при поворотах машины все равно присутствует. Самое плохое - это не сам факт люфта, а возможное разбивание со временем отверстий в мостах, в которые входят шурупы крепящие рессоры. Что-ж, уличные испытания покажут, насколько это подтверждается.
  3. На данный момент длина переднего кардана очень большая - буду двигать вперед раздатку. Насколько вредна для их здоровья работа на пределе длины?

Планы.

  1. Как уже говорил - лебедка, водомет (если удастся заставить эту махину плавать), башня с действующей пушкой. Это основное - всех мелочей, конечно, не перечислить.
  2. Вероятно, с ростом массы машины будет интегрирована система изменения жесткости подвески, для компенсации дорожного просвета - уже есть кое-какие идеи.

Перспективы.

В случае успешного завершения проекта (ох, через сколько веков это еще случится такими темпами ))))) ) наработки и база шасси, возможно, будут использованы для постройки унифицированной платформы под другие полноприводные ТС со схожей базой и колеей.

Благодарю за внимание! :unamused:

P.S.: Яндекс-фотки как всегда… Извините, кликабельные картинки вставить не получается.
P.P.S.: В “эксплорере” вроде нормально показывает.

1 year later
dokl36

Не прошло и года… Ан, нет - прошло! ))) В общем, дошли руки до первых ходовых испытаний. Кроме того, кое-что было добавлено в конструкцию моего долгостроя. Итак.

  1. Все “дыры” в раме были закрыты пластиковыми брызго-грязезащитными накладками. Боковые, по совместительству, выполняют роль корзины для аккумуляторов. Полагаю, их место в компоновке определено окончательно. Разумется, фиксирующий их на фото пороллон используется как времянка.

  1. Установлена площадка под лебедку и сама лебедка. Трос будет подаваться через передний лючок в корпусе, как на оригинале.

  1. Установлен механизм поворота башни.

  2. Запрессован подшипник под трансмиссионный вал - теперь никакого скрипа и люфтов

  1. Установлен простейший механизм изменения дорожного просвета спереди. Пока на экспериментальном уровне, и выполняющий скорее роль дополнительной пружины подвески. В перспективе смысла в системе изменения клиренса не вижу, т.к. ради увеличения геометрической проходимости карданы и так работают под предельными углами, а условий для занижения подвески я представить не могу. 😃

  1. Регулятор установлен максимально высоко, по очевидным причинам. Рядом с ним живет и приемник. Вероятно, там они и останутся.

  1. Установлены широкие хексы от AsiaTees, 9 мм. Теперь вылет колес сопоставим с оригиналом.

  1. Башня закреплена и теперь умеет вращаться.

Приехала новая пушка со стволом (ствола отдельно не нашел). Будем примерять. 😉

Ну и маленький клип. 😃
Не переключайтесь.

3 months later
dokl36

Буквально пару мутных шпионских фото, дабы тема опять не закрылась, с моим-то долгостроем. 😃

  • Корпус собран на 95%. Все, что должно открываться сверху - открывается. 😃 Далее подгонка, покраска, деталировка, свет. Но сильно позже.
  • Лебедка тянет с пульта. Пушка примерена, стреляет. Пока не с пульта. Ствол получился чуть длиннее и чуть толще чем по-масштабу, но что делать.
  • Планирую выбраться на плановые ходовые испытания. В результате первых были выявлены первые конструктивные недостатки, которые были устранены и требуют обкатки.
  • Плавать машина не будет. Очень тяжелым все получается. Пушка, два аккума, сам металлический корпус и т.д. Увы и ах.

P.S.: То, что кагбэ антенна - не антенна. Пока так выглядит механизм регулировки подъема ствола. )))

7 months later
dokl36

Проект в финальной стадии. Корпус покрашен, пушка стреляет с пульта, началась деталировка.


2015-03-03 20.26.37.jpg


2015-03-03 20.28.45.jpg


2015-03-03 20.27.54.jpg

dokl36

Небольшое видео первых полноценных полевых испытаний и несколько фото.

  • Деталировка будет продолжена, как и испытания.
  • На данный момент критических недостатков конструкции не обнаружено. Проходимость оказалась даже лучше ожидаемой (не хуже оригинала 1:1).
  • Была выявлена некоторая нехватка тяги на низах - исправлена внедрением схемы параллельного подключения двух 7.2В-аккумуляторов (и, как следствие, - повышением токоотдачи на пиках (езда внатяг, в горку, и т.д.) .
  • Установлен прерыватель (выключатель) питания пушки, чтобы не отжирала емкость аккумуляторов. Такой же будет установлен на питание лебедки. Все выключатели (включая центральный, питания на регулятор) установлены скрытно, но в легкодоступных местах - под откидывающимися крышками люков корпуса.

youtu.be/kR2fPcaD6LY

12 months later
dokl36

Еще шажок. Качество фото телефонное, увы.
Запиливаем лопату и ножовку (все действующее, поэтому - чуть больше по масштабу, чем в реале), наносим бортовые номера.

А также, ставим свет. Да, “ксенон”, не пинайте - теплых диодов не было, а закупать было лень. 😃

The-x-demon

Отличная трофийка вышла, но не тяжелая бронированная машина. Я бы догрузил

dokl36

Да ты что, я бы, наоборот, облегчил!
Шассь с аккумами 2.8 кг весит. А еще корпус с башней, пушкой, батарейками, светом, и т.д. Куда уж нагружать. 😃