Вездеход для гряземеса 8х8

SPIRITUS

Начинаем небольшой и скоротечный(точно не долгострой 😉) проектик многооски. Причиной послужило то, что рука не поднимается пускать в серьезный гряземес Харикейна))) Хотя по иронии судьбы он для этого предназначен изначально.

Посему было решено для жуткого гряземеса сделать отдельную модельку причем с количеством осей больше 2х. Многооску хотел давно попробовать но небыло повода, а тут появился…Собирался выкладывать в барахолку излишки деталей но обнаружил что их количества вполне хватает не только для 6х6, но и для 8х8. Погуглив многоосные вездеходы, понял что машин с независимой подвеской не так много, а уж со всеми управляемыми колесами практически единицы. И тут мне попался Шаман российской сборки.

Выглядит не шедеврально, но вполне приемлемо. По конструкции полностью соответствует моему пониманию слова “вездеход” да еще и все колеса рулят и плавает. Колеса для таких машин найти не проблема, рисунок обычно простой и распространенный в моделях.
Так что выбор сделан. Буду делать амфибию с адской трансмиссией в варианте предназначенном исключительно для грязи, воды и болот. Масштаб получается 1\8-1\10 точнее определюсь после изготовления макета из ПВХ.
Вот что нашел у себя в закромах и прикинул как может выглядеть трансмиссия

Моторов будет 2, по одному на каждую пару мостов. Силовая от Саммита с коллекторниками.
Серв на руль скорее всего будет больше, но пока не понятно потребность, может надо будет и большие ставить, а может и нет, так что эксперименты начнем с 2х слабеньких.
Два варианта силовой которые напрашиваются для подобной машины
content.foto.my.mail.ru/mail/…/i-1169.jpg

content.foto.my.mail.ru/mail/…/i-1171.jpg
Что больше всего пугает в этом проекте, так это то, что придется укоротить 12 приводов! и сделать примерно полсотни фторопластовых подшипников скольжения пригодных для постоянной эксплуатации в воде без регулярного ТО.
Кузов сверху скорее всего будет из полипропилена на капролоновом каркасе. Нижняя, силовая часть из алюминиевого композита 3мм в качестве обшивки опять же на капролоновом каркасе. Постараюсь максимально уменьшить вероятность попадания внутрь забортной воды. Плавучесть буду повышать пеноплексом который будет заполнять все пустоты внутри шасси. Вместо амортов, потом перейду на газовые(типа того что на Харикейне стоят) или гидропневмоподвеску, те что на фото будут стоять временно для тестов шасси, под кузов они всеравно не влезут. Колеса придется переделывать, скорее всего срезать спицы и делать вставку более похожую на оригинал
Предполагаемый вес в районе 10кг. По скорости расчитываю примерно на 20-30км\ч(в основном для эффектных заездов по снежной целине)
Размер при масштабе 1\10 будет примерно 640х250х270мм

ЗЫ Фотки почему то не грузятся, так что вот ссылка на альбом Шамана, там мои фотки в большем разрешении my.mail.ru/mail/yuramail/photo/1168

Vladimir777

А шарнирно сочлененную раму не хотите? Вывешивание колес будет намного меньше.

Для подшипников мне кажется вполне подойдет и ПФЛ (ПОМ).

SPIRITUS

Сочлененка это для любителей ползать исключительно медленно. Мне ближе машины способные не только ползти по грязи но и ехать по рельефу достаточно быстро. Прежде всего это надо для длительных и дальних вылазок когда между интересными и сложными препятствиями достаточно большое расстояние и сочлененка утомит в этих переходах. Да и не знаю я как заставить такую штуку держать ровную траекторию. Из того что делал, всегда получал машину едущую куда угодно но только не прямо))) И последнее что не нравится, так это неудобство переноски сочлененки. Обычное авто взял и понес, положил в багажник авто 1:1, а эта болтается как…очень неудобно с ней и даже делать неудобно поскольку обычные машины стоят на стапелях нормально, а собирать и ремонтировать сочлененку крайне неудобно.

Vladimir777:

Для подшипников мне кажется вполне подойдет и ПФЛ (ПОМ).

А что это?
Сейчас сокращений столько что я даже их бросил запоминать, все равно все не упомнишь))))

ЗЫ Ну и название придумали юмористы)))

SPIRITUS

Компьютерный макет - ЗДшка для размещения агрегатов.
После утряски всех нюансов, модель будет доработана и использована для изготовления некоторых деталей (на ЧПУ), которые очень долго делать вручную и в качестве шаблонов для изготовления ручным способом.

Колеса пока замоделены те что есть в наличии, а сама машина в масштабе 1\9

Для любителей копийности, уточняю, что делать буду вот эту версию

она немного отличается от картинок выше, но мне наиболее симпатична, да и более технологична.

ЗЫ Выражаю благодарность представителю фирмы производителя Волхонский Владимиру за оказанное содействие в виде качественных фоток и схемы, пригодной для моделинга.

SPIRITUS

Ну вот и началось пиление 😃
ПВХшный макет нет смысла выкладывать, тут полно тем по кузовам, так что покажу только относительно необычные детали. Начну с подвески…и как обычно я не ищу легких путей)))) Вместо того что бы взять к имеющимся кулакам готовые С-хабы и рычаги, зачем то решил сделать подвеску на шаровых опорах. В перспективе так конечно лучше, но гемороя в изготовлении…

Вот какой реальный поворот теперь доступен. Машинка почти на месте сможет крутиться.

Даже такой суперкардан с трудом справляется. Но думаю на трофийных скоростях справится поскольку он стоял на адской и довольно тяжелой трагги и почти никогда не ломался.

Отверстие в крышечке шаровой это для шприцевания. На рабочем варианте оно будет закрыто крохотным винтиком. Аналогичное отверстие появится в кулаке для шприцевания подшей, но пока не решил где самое удачное место. В итоге подвеску не придется разбирать в течении всего срока службы, только иногда обновлять смазку, а это работы на 2-3 мин.
Возможно что крышечку сделаю на более привычных 3х винтиках вместо 2х.

До кучи сделал ступицу, заменяющую стандартный шестигранник.

Это все только пробник поскольку не решился делать 8 комплектов сразу. Теперь буду тестить на прочность. С функционалом вроде все нормально получилось сразу(довольно редкое явление). Рычаги скорее всего будут из алюминия что бы сделать их более ажурными и реалистичными, а может и решусь на точную копию в масштабе. Кроме того, можно будет воткнуть сайлентблоки для пущей копийности и что бы оськи стали вечными.

ЗЫ Вот такая реальная подвеска у Шамана

carrtman
SPIRITUS:

на трофийных скоростях справится

думается мне нужно сделать какие то ограничители, что бы кулак не мог физически повернуться на угол при котором закусит вилки, иначе это дело обломается, либо кулак, либо верхний рычаг, но все же скорее всего сам кардан оборвет, это все таки не cvd где такое исключено

SPIRITUS

Пока даже представить не могу как это сделать при данной конструкции, но буду думать.

Кстати, требуется помощь. Если кто знает в какой машине стоят шары 10мм с ножкой с резьбой М4 или отверстием 4мм и винтом впотай, кинте ссылочку.

carrtman

В офновских шортах и трагги 10ого масштаба в передних кулаках

Serujio
молот:

вот шины бы именно трэкол

нечто похожее можно подобрать из шортовских


Но у автора так и есть.

SPIRITUS

С шинами пока не определился. Только с размером. Просто выяснил что есть куча вариантов комплектации Шамана разными колесами от пинов до простой елочки причем разного диаметра. И с другой стороны, в данном размере есть куча подобных колес среди модельных. На этом успокоился. Потом надо будет просмотреть пол сотни вариантов и выбрать 2-3 наиболее подходящие. Дальше с помощью паралоновой вставки и размера диска придать нужный профиль и “доработать” внешний вид.
Те колеса что я фоткал просто случайно оказались в количестве 8шт. Так что до окончания испытаний шасси именно они останутся. И вообще, пока я не потратил на проект ни копейки, все из закромов ))) Пусть так и будет практически до его окончания 😉 Потратится потом конечно придется, но уже без риска остаться с кучей не нужных колес если например масштаб по каким либо причинам придется менять.

Ну а теперь о шасси.
Сегодня покопавшись в закромах с шестеренками, неожиданно набрел на цепь и решил немного изменить схему трансмиссии на более компактную и простую с пониженным ЦТ.


самое удобное в цепном приводе то, что звездочки не требуют спец инструмента для изготовления, в отличии от шестеренок. Сам делал раньше звездочки просто дрелью, насверливая отверстия по распечатаной на принтере картинке, положенной на железяку. Это позволит мне самому делать любую передатку и менять ее в очень широких пределах, а также произвольно двигать мотор лишь смещая натяжной ролик. Все минусы цепи для ползуна не критичны мне кажется.

В качестве ЦД оставил лосевые дифы мостов(синего цвета), они очень компактны.

Благодаря этому можно вообще отказаться от центральных карданных приводов ибо все соосно и будет достаточно соединить напрямую.

вид снизу

Коробки мостов пока оставил для упрощения монтажа. Да и получилось так что почти все идеально совпало с подвеской и трансмиссией. По сути осталось воткнуть только рулевую и можно катать.

SPIRITUS

Господа, большая просьба вопросы общего плана задавать в теме, а не в личке и не по телефону…ну реально одно и тоже по 5 раз в день рассказываю 😃)) Уж извиняйте, попробую оптом ответить…типа ФАК:

  1. почему не проходные мосты?
    А нафига здесь проходные? Это же не задняя тележка грузовика. Так заметно надежнее и проще.
  2. почему не БК?
    Потому, что у меня нет 2х одинаковых БК регулей, может потом заменю если будет необходимость. Покупать сейчас не бюджетно. Поставить один мощный БК могу(это был запасной вариант), но трансмиссия будет очень сложной и громоздкой, у в машине просто нет места как показало моделирование.
  3. Почему шаровые стоят не как у Рево?
    Потому что мне не нужен большой ход подвески(ну такая машина) зато очень нужен большой угол поворота колес для рулежки в ограниченном пространстве этого бегемота и потом более копийно 😉
  4. Что за приводы? и какой предельный угол дают?
    Приводы от траги Хайпер СТ. Угол примерно 80грудусов вполне рабочий. Дергается конечно, но едет.
  5. Зачем удален колесный шестигранник?
    Диски будут оригинальные, нет смысла точить сложную шестигранную посадку. Все что круглое делается легко на токарке и так проще экспериментировать с вылетом. И опять же копийность, большая колесная гайка смотрится хуже.
  6. сложно ли делать шаровую?
    Нет, просто нужны соответствующие фрезы что бы сделать радиусную посадку шара и выточить ответные втулки. Но времени уходит на порядок больше чем делать посадку на осях.
  7. зачем лишний гемор с 3Д моделью для такого простого кузова?
    Для меня это не гемор, а один вечер приятной работы работы))) Яж 3Дшником раньше был, тем более кузов простой 😉 А нужна она для проверки втыкаются например дифы, мотор и т.п. или нет без порчи пластика и алюминия. А уже на стадии изготовления кузова и ванны шасси с этой модели будет браться выкройка что бы не резать отдельные панели, а порезать лист и согнуть примерно как делают кузова из бумаги. Да и с черчением карандашом у меня не очень…уже привык мышкой или на графическом планшете творить.
  8. Почему кузов не из ПВХ для ползуна с небольшой скоростью?
    Да я уже подсел на прочные кузова которые не требуют постоянного ухода весь срок службы машинки. Кроме того на моих машинах дети катаются просто садясь сверху)))ПВХ этого не выдержит.
  9. Почему используются детали от гоночных машин, а не от акса и т.п.?
    Люблю машинки относительно большие и тяжелые и детальки от 1\10 просто не выдержат нагрузок. Кроме того я раньше гонялся в соревах и у меня осталось уйма всякого барахла. Тем более что эти детали проверены временем и жесточайшими нагрузками.
  10. Почему многое именно от Хобао Хайпера? Это случайность?
    Нет, в свое время специально покупал Хайперы СТ поскольку они очень надежны и прочны(и опять же приводы отличные). А учитывая что модель устаревшая и народ уже на трассах на них не катает, то купить все можно очень бюджетно. Порой цена комплекта получается в разы меньше стоимости аналогичного от трофиек а уж по прочности…даже сравнивать нет смысла.
    Но есть небольшой минус. Все хайперовское несколько тяжелее чем у конкурентов, но для трофи это не существенно, а порой даже в плюс для копийности движения по пересеченке.
  11. Машина уже готова и просто фотки постепенно выкладываются или делается в реальном времени? И сколько на это тратится времени и сил? И сколько времени потребуется на похожий проект вцелом?
    Все делается в реальном времени. Проект начался в день когда задал вопрос в соседней теме о соответствии данной темы этой ветке. Фотки выкладываю сразу по факту появления материала в тот же день.
    Времени тратится минимум(примерно по 1-2 часа в день), поскольку свободного практически нет, посему активно использую 3Д модели и пробники из ПВХ что бы не тратить время на обработку алюминия и прочного пластика.
    С точки зрения проекта, то думаю за месяц полностью закончить основу если на работе не будет завалов. Но это именно конструкция поедет и будет похожа на картинку. Сколько потом потратится на улучшайзинг и модернизацию, доп оснащение…другой вопрос 😃 И разумеется надо учитывать что мне не требуется бегать по магазам в поисках деталек и винтиков, ну и естественно при наличии инструмента.
  12. где и когда можно очно посмотреть проект?
    Я секретов не делаю, все покажу расскажу. Обычно все находится в Домодедово там и первые километры наматываем. По выходным привожу в Москву. Серьезные тесты будут как всегда на трассе(или около) в Курьново, трофи вылазки в овраге не далеко от м.Красногвардейская.
    В принципе, я практикую не только показы, но и рукастым предлагаю участвовать во всех своих проектах. Правда это не совсем тот случай поскольку все слишком скоротечно.

ЗЫ Еще раз настоятельно рекомендую подобные общие вопросы задавать в этой теме.

Skodnik
SPIRITUS:

ЗЫ Еще раз настоятельно рекомендую подобные общие вопросы задавать в этой теме.

как раз для темы вопрос, который вряд ли интересует только меня 😉

просматриваю Вашу тему и не понимаю, а ЗАЧЕМ все это надо?

я имею в виду, если бы это был копийный многоног - другое дело. благо, в мире их водится предостаточно, что на неразрезных мостах, что на разрезных, что на рычажной подвеске. но для чего нужна оглядка на какой-то невнятный концепт, судьба которого уже, скорее всего решена - в количестве пяти-шести штук на всей планете гнить на задворках автобаз… или это какой-то аццкий спецзаказ на это шасси? само шасси, судя по задумке, обладает неплохим потенциалом внедорожного грузовика (именно так, маленького грузовика) и могло бы найти применение во вполне “реальных” сферах: возить пиво на даче от дома к месту шашлыкинга; помогать фотографам или видеографам достичь мест и ракурсов, недоступных дронам (и шасси явно дешевле дрона под нормальную камеру); в охоте или спортивных “играх с оружием”… вариантов для маленького проходимца масса… но зачем тогда вообще этот унылый кузов, который будет помнить только тот, кто его сделал (я про 1/1 😃. и какая может быть копийность для безымянного концепта, сделанного на коленке в количестве нескольких штук, каждая из которых отличается друг от друга, и не совсем логично с точки зрения привлечения покупателя… я о том, что при постройке данного проекта логичнее было бы вообще забить на “копийность”. в общем, непонятна цель проекта, ТЗ, так сказать

Pagu

По-моему самый очевидный ответ на эти вопросы: “Я так хочу” 😃

SPIRITUS

дополнения ФАК

  • от чего цепь?
    Точно не помню, но варианта 2. Был у меня Киошевский монстрик(Мед Форс кажется) и мотоцикл.
Skodnik:

а ЗАЧЕМ все это надо?

Да какая мне разница сколько их там производится. Харикейн вон тоже не массовое производство, а просто концепт.
Моя логика в выборе прообраза следующая:

  1. соответствие задачи. Тут задача получить проходимца, кузов вторично.
  2. соответствие конструкции. Исходя из имеющихся деталей машина должна иметь независимую подвеску, все управляемые колеса, отсутствующие свесы и т.п.
  3. кузов - просто колпак который закрывает агрегаты. Данный кузов вполне подходит. Поясню: есть отдельная узкая продольная ванна для агрегатов шасси. По центру, между парой осей, очень удачное расширение как раз под АКБ, что важно для предельного понижения ЦТ. Все расстояния между мостами очень удачно подошли под концепцию трансмиссии. Ну а верхняя часть как уже писал, не вызывает отторжения на фоне других коробок из под обуви.
    Что касается альтернатив с данным конструктивом шасси…то я в интернете просто не нашел ничего подобного. Сразу отмечу что не устраивает схема с поворотными первым и четвертым мостом и не поворотными средними. и не интересна только первыми двумя поворотными мостами.

Забить на копийность? Т.е. накрыть шасси порезанной бутылкой из под пива?😈 Не совсем понятна рекомендация…особенно если данный кузов скопировать как нефиг делать, бутылку дольше резать 😒
Что конкретно по кузову, то он очень технологичен. отдельная плоская накладка морды, отдельные элементы крыльев простой формы, даже двери накладные)))) Ну куда уж проще копировать особенно для проекта не долгостроя.

Pagu:

По-моему самый очевидный ответ на эти вопросы: “Я так хочу” 😃

И это присутствует. Но самое главное, что не хочу делать очередной Урал, Камаз и т.п. Есть достойные мастера которые все это уже делали и делают сейчас. Я стараюсь делать то что не замусолено до дыр.

Skodnik
SPIRITUS:

Моя логика в выборе прообраза следующая:

ну вот жеж, и сразу понятно! 😃
а то такой длинный ФАК, но без ТЗ. и сразу все на своих местах))) потому что “я хочу” как правило - это для школьников: “хочу уазег/камаз/урал!” а заканчивается прикручиванием к сцх мостов от врайта и вкорячиванием аццко выкрашенного лексануса)) и для инженера такого уровня сей подход не то что недопустим… скорее, не придет в голову)))

говоря о копийности, я имел в виду, что в первую очередь стоит обратить внимание на технологичность изготовления кузова, расположения агрегатов и проч, чтобы добиться максимального функционала в пределах ТЗ. потому как для меня копийность - это долгое изучения доступных схем, чертежей и фот авто, с последующим поиском точного расположения мелких элементов, которыми обладает 1/1.

“очередной Урал/Камаз” не надо)) поглядывая на фотки уралов, кразов, нашел, что по-настоящему копийных уралов мало…

удачи в проекте!))

SPIRITUS
Skodnik:

ну вот жеж, и сразу понятно! 😃
а то такой длинный ФАК, но без ТЗ. и сразу все на своих местах)))

Ну дык спрашивайте, поясню. Раньше наоборот, когда писал ТЗ мне говорили “фигли ты нам мозх паришь, ты сразу глянец давай, а что под кузовом сам смотри”😈

Skodnik:

говоря о копийности, я имел в виду, что в первую очередь стоит обратить внимание на технологичность изготовления кузова, расположения агрегатов и проч, чтобы добиться максимального функционала в пределах ТЗ. потому как для меня копийность - это долгое изучения доступных схем, чертежей и фот авто, с последующим поиском точного расположения мелких элементов, которыми обладает 1/1.

Честно говоря я решил так, напишу производителю и попрошу что бы выслал инфу по машинке. Если бы дали деталировку я бы решился и на максимальную копийность всего что видно вплоть до рычагов, амортов и т.п. Но поскольку они видимо побоялись давать прям чертежи и модели(что вобщем то понятно и я не осуждаю), то разумеется полной копии не будет. Но из доступных схем и картинок постараюсь выжать максимум.

Тут еще стоит отметить, что у меня несколько не привычный подход к этому делу. Я не делаю проект до полной готовности и потом не отправляю его в барахолку или на полку. Обычно все идет несколькими этапами:

  1. поставил на ход и придал некий вид, далее тесты, катание, получаю удовольствие.
  2. как идет дело к ТО или просто надоело катать, глубоко модернизирую конструкцию(по сути версия 2) и увеличиваю степень копийности всех деталей
  3. катаю, получаю удовольствие
  4. повторение 2 и так пока не надоест этот концепт

    Х) как окончательно надоедает, разбираю, и на агрегатах этого собираю что то принципиально иное.
blizzard=

Спасибо, такое словоблудие стимулирует пойти в мастерскую и сделать что-то с проектом руками, а не языком))

Goast
SPIRITUS:

Ну а верхняя часть как уже писал, не вызывает отторжения на фоне других коробок из под обуви.

😃