Activity
Согласен, но в идеале,если не стремиться к копийности внешнего облика модели, должно получится что-то удобное, разъёмное, переносимое, терпящее грубые посадки, а то и вовсе падения, не требующее постоянной подклейки. Как автомат Калашникова, только в виде модели самолёта. И чтобы ЭТО имело контейнеры для FPV-начинки. Думаю, со временем, это выльется в какою-нибудь удачную модель, типа Изика или подобное. А пока доходим сами.
В общем, за время этих экспериментов, накопился некоторый опыт:
1- Самолёт, может быть как угодно жёстким (у меня весь из алюминия), но при этом модульным. Последний краш пятикилограммового самика с двухметровым крылом при “подвешивании” порывом ветра с последующим сваливаниии в штопор (высота около 50 м.) показал преимущества этого решения. Фюзеляж имеет отсоединяемую переднюю моторную часть с двс, баком, стойкой шасси и р/м привода карба. Отлетает просто замечательно, даже красиво со стороны. Крыло тоже на пластиковом болту - НО, дополнительно имеет резиновые втулки в креплении передних штырьков. (позволяет некоторый перекос)
2- Винт сзади - общеизвестно - более живучая схема, но тоже есть моменты - провода от рега до мотора желательно немного удлинить - вылетающий акк тянет за собой регуль, тот дёргает за мотор. Самое слабое место рвётся (обычно из мотора). Далее - карбоновый стержень - лонжерон. Важно - он должен иметь люфт/амортизатор в соединении с фюзом. Крайние полёты на Икаре с камерой выявили этот момент - как только решил (руки чешутся) усилить подмятую потолочку в этом месте липовой вставкой - сломанная трубка. А до этого хоть бы что. Удачный момент- алюминиевая хвостовая балка тянется внутри фюза до носа модели - в результате удар от носа передаётся непосредственно на неё - и не страдает нежный фюз из потолочки.
В общем, с каждым полётом опыта становится больше, да и самоль становится продуманнее. Важно летать и пробывать, многие заблуждения сами выветриваются!
Мне кажется, дело не в том, из чего сделан самолёт, а как грамотно. Материал может лишь немного улучшить положение. Сам чуть более года назад заболел авиамоделями. Ни одного покупного, делал все сам, без каких-то чертежей, кроме последнего Икара от Грини, но и у последнего фюз сделал по-своему. Сами понимаете, какое это “гремучее” сочетание самоделок, сделанных неопытным человеком с аэродинамикой и центровкой “на глаз” и абсолютно никаких навыков в пилотировании. Сам факт того, что самолёт оторвался от земли - уже победа😒. Возвращение на грешную землю в любом виде! По прошествии времени, когда “это” начало летать осмысленно, заметил за собой такую вещь - когда всё нормально, ничего не сломалось, посадка удачная - на душе радостно, на радость какая-то неполная, чего-то не хватает. Но когда самолёт с рёвом пикирует (не специально) в землю с высоты 200 метров, ударяется,Д-Е-Ф-О-Р-М-И-Р-У-ЕтСЯ - вот оно, счастье самодельщика - требуется ДОРАБОТКА!!! А какая при этом радость зрителей - не описать словами😁😁😁
Всё очень просто - по учебнику угол установки крыла относительно стабилизатора примерно 1-2 градуса, когда клеил фюзеляж по Грининому эскизу - крыло установил правильно, а вот балка немного ушла вниз, но этого “немного” хватило, чтобы угол установки был нулевым, а то и вовсе отрицательным - вот и причины подобного поведения.
Всё, разобрался - оказывается дело в оптическом обмане - хвостовая балка была под небольшим углом относительно фюза и, соответственно, крыла. Выяснилось при проверке гидроуровнем. Небольшой подгиб задней части балки исправил положение. Вчера облетал Икарёнка над поймой в Раменском - ощущения просто классные, самолёт летит сам, управление не напрягает вообще, просто релакс какой-то. В штопор не сваливается, очень стабилен. Вечером поднялся ветерок, с отключенным движком просто стоял в зените надо мной, только приходилось постоянно направлять на ветер. Когда всё-же терял этот момент, Икар просто уносило, но разворот против ветра выполнял безо всякого напряга. Очень хорошая схема, спасибо ГРИНЕ!
С планированием всё в порядке - перед пуском несколько раз пробежался, отпускал - всё ок, немного дул ветер, хотелось сразу набрать высоту, нос при толчке - градусов 15 к горизонту. Может, струя от винта не попадает на оперение, и при малой скорости его не хватает?
Вопрос - сегодня поехал облётывать своего Икара после продолжительного зимнего застоя и неудачи с треснувшим на морозе кабанчиком. Всё нормально, центр тяжести примерно на трубке - лонжероне, выкос винта вверх - примерно градусов 5-8, а результат один - Икар от тяги движка тупо пикирует вниз. Может я что-то не понимаю в запуске моделей с винтом сзади. Поиграл с центром тяжести, отчаявшись, подвесил грузило-чебурашку грамм на 15 в хвосте, чтобы компенсировать пикирующий момент - всё напрасно. Напомню Икар - уменьшенный до размера 1500 в компасе, вес -примерно 600 с камерой, движок турнига 150 вт, акб 2200. ЧТО не ТАК???
Да, крепление кабанчика к потолочке больная тема, да и сами кабанчики тоже - когда сделал своего люминиевого Икара, решил сэкономить - поставил самые маленькие. Первый запуск на морозе, один отламывается у корня, Икар переходит в пике, набирает скорость и уходит в левом вираже в твёрдый сугроб.
Далее радостный анализ произошедшего и модернизация.
По поводу крепления к рулям высоты и элеронам решил прикрепить уже более основательные кабанчики к пластинкам из тонкого рекламного пластика посредством суперклея (намертво), а те, в свою очередь к управляющим поверхностям через широкий двусторонний скотч. Получается, что усилие от кабанчика распределяется сразу минимум на 6 кв.см. поверхности.
Примерно как-то так, снимал на веб-камеру, так что качество извините.
Также попутно сделал транспортировочный ящик - по старинке, из реек и оргалита, облил большим количеством лака - теперь соседи пугаются странного вида предметом у меня в руках с непропорционально большим навесным замком (от детей)😁
Так удобнее по-моему работать с ним - одно дело кусочек длиной миллиметров двести, а семьсот уже начинают липнуть к чему не попадя, образуются складки и пропадает удовольствие от неспешной работы. Потом, когда утюгом пройдёшься, мне кажется он уже как одно целое.
Спасибо. Да мотор тот, но с винтом вес поболее будет. Если не пройдёт с профилем, сделаю сосновую рейку на конус, чтобы вставлялась в выходящий из фюза отрезок профиля. А потом может и до удочки дойдёт.
Всех с наступившим Новым Годом!!! Здоровья, ясности в уме😵, высоких полётов и побольше времени с деньгами на хобби! Особое поздравление Грине - чтоб чаще появлялись такие лаконичные конструкции, как Икар.
В конце прошлого года наткнулся на эту ветку и решил, что это самое то для новичка, уставшего от “диких” моделей, летающих на тяге винта, поэтому принялся за работу. Поскольку начало было несколько спонтанно, то в качестве хвостовой балки использовал П-образный профиль, оставшийся от постройки предыдущих алюминиевых монстров. Для облегчения засверлил его, сзади сточил на “ус”. Дальше пошёл танцевать от этого профиля. В крылья решил деревянного лонжерона не делать, поскольку углетрубка метровой длины, плотно вставленная в пенопластовый пенал потолочного лонжерона дублирует его функцию. Общие характеристики получились следующие: размах - 1530 мм, площадь крыла - 24,5 кв. дм., вес пустого 410 гр (без акб, мотора и приёмника), взлётный - 680 гр. Мотор - турнига 28-30 1050 об/в, винт АПС-8/5, акб - 2200 ма.ч. К сожалению, из-за недостатка времени не успел до нового года подсоединить хвостовую тягу к рулям высоты, поэтому в ближайшие дни вклею кабанчики, и попробую, если позволит погода, подлетнуть. Есть некоторые сомнения, поэтому хочу задать несколько вопросов:
- Я копировал данный в этой ветке профиль, в каких пределах % САХ для него должен быть центр тяжести.
- П-образный профиль, как незакрытый, является довольно нежёстким на кручение - как это может повлиять на поведение модели? (особенно при этом типе оперения)
- Не слишком ли слабый двигатель?
заранее спасибо, ниже фотки
50-см, разрезанную вдоль пополам я использовал в своём пенолёте, 1-м не во всех магазинах есть, если бы нашёл - подумал бы над применением. Но, как говорится, дорога ложка к обеду. Вообще я вдохновился пенопластом, прелесть его в меньшей трудоёмкости и низкой стоимости.
У меня был АРС электрический 10х5 - хороший винт, и по тяге, в меру жёсткий, но и его постигла та же участь. Я с пропсейвом дела пока не имел. Смущают эти резинки, да и движок по-моему надо переворачивать, чтобы голый вал торчал (возможно ошибаюсь).
Наверное надо сажать с небольшим подвешиванием, но у меня пока пока шараханье из одного края неба в другой😵.
Кстати, ещё один наболевший вопрос - о винтах. Летать сейчас стараюсь в местах с густой травой, но лето было такое, что её густоты и высоты порою не хватает, чтобы уберечь винт. При заходе на посадке выключаю двигатель, шасси снято, но всё равно за один поход на поле теряю два винта. Теперь суть вопроса - можно ли на период таких вот тренировок заменить лёгкий электрический винт (у меня GWS 10х4,7) на ДВСный АРС 10х6. Балансировка позволяет и даже благоприятствует. На потерю КПД согласен. Вопрос, насколько при этом оно (кпд) снизится, и вообще можно ли это делать???
А насчёт алюминия соображения были вот в чём - по весу вышеупомянутый алюминиевый уголок 10х10х1 примерно (точно не могу сказать, надо открывать Компас) равен сосновой рейке 10х6. Казалось бы ну и что, к тому же уголок, тем более из сплава АД-31, из которого почти весь поголовно прокат, продающийся на строительных рынках мягок, непрочен в отличие от упругой сосновой рейки, которую ещё и клеить удобно. А ведь есть ещё и бальза, и углепластик. И у них характеристики - не в пример какому-то там уголку. И по удельному весу, и по прочности. Тут я преследовал несколько другую цель (от которой честно признаться отклонился) - максимальную простоту и ремонтопригодность модели в сочетании с ДВС. Сейчас на самом деле довольно сложно найти простую прямослойную сосновую рейку, за бальзой надо в модельный магазин, пенопласт хорош, но в основном с электричеством. Поэтому попробовал вариант - как в детском конструкторе нарезал уголков разной длины, а затем свинтил всё это с фиксатором резьбы на винтах М2. Конечно, не надо это обшивать листовым алюминием, это конечно, перебор. В результате за 1 час непыльной работы (только сверление, уголок режется ножницами по металлу) готовый довольно лёгкий объёмный фюзеляж под обтяжку плёнкой. Вес винтов компенсируется отсутствием клеевых швов, множество мест для силового крепления, в случае краша заменяются только погнувшиеся отрезки. Насчёт крыла - его в металле не сделаешь, да и не нужно это - тут только классика или вариации на тему. Просто как мне показалось фюзеляж - это самая трудоёмкая часть модели, которая к тому же больше всего страдает при крашах. А при самостоятельном сочинении - это целый букет: компоновка, развесовка, отделка и т.д.и т.п. А этот вариант может и угловат, и гаечки торчат кое-где, но всё-таки, в определённых случаях применим. Вон у вертолётчиков если гаечки торчат - есть чем гордится, а когда головки саморезов - ну это точно клон (шучу, не в обиду)
Спасибо, в принципе правда, я когда зажал расходы, стало гораздо лучше. Только когда даже после небольшого перерыва (неделю) поднимаешь модель - не могу унять дрожь в руках и успокоить поджилки в коленках. После второго или третьего полёта становится спокойнее, можно даже вздохнуть. И в этот момент понимаешь, что тумблеры расходов не в том положении, в каком хотелось.
Чуть позже выложу видео как второго алюминиевого монстра в небеса отправлял. Даже несколько раз в начале разбега глушил двигатель. Своим зевакам говорил что ветер не тот, обороты не те, а сам нервничал, да и жалко его было. Красивый такой, ба-а-льшой - и об матушку землю:(.
Кстати, вопрос форумчанам, поскольку последняя модель фактически пилотажка с большущими элеронами, что лучше для обучения - зажимать расходы или делать экспоненту, скажем на 70%? А то чуть зазевался - она уже 10 бочек сделала
Во втором самике первоначально идея была сделать фюзеляж просто из уголков 10х10х1 мм, делая как-бы ферменную конструкцию, и знаете, получилось довольно легко, порядка 250 грамм, но потом чёрт дёрнул заменить раскосы цельной пластиной 1 мм Д16. А далее понеслось выпиливание окон путём высверливания по периметру и обработкой напильником. Но это уже была шумовая месть соседям за их постоянные крики из-за стенки😒
Прошу прощения за многословность, так свойственную новичкам, просто хочется поделиться небольшим, но опытом и предостеречь тем самым других начинающих от таких же ошибок.
Год назад, выкидывая старый хлам из сарая, я наткнулся на авиамодель, сделанную мной в 11-летнем возрасте. Это был фанерно-бумажный верхнеплан, обклеенный ватманом с нарисованными гуашью красными звёздами и страшным двигателем МАРЗ. Внезапно нахлынувшая волна ностальгии накрыла, что называется, с головой. Так как крыша сарая текла, то, естественно, вся фанера сгнила, рейки набухли – и ничего не осталось сделать, как выкинуть всё это в мусорку. Однако остался МОТОР! Взяв его с собой на работу, положил это чудо в стол, а голова уже подавала симптомы заболевания авиамоделизмом. Мысли были уже не о работе, а о том, как это заставить вращаться, и к чему это приделать, чтобы это нечто летало. Короче, руки чесались.
Мысли о бренности деревянных конструкций проявились в болезненном желании сотворить что-нибудь алюминиевое, негниющее, чтобы мои потомки потом нашли в сарае. Алюминиевое и негниющее делал долго, упорно визжа болгаркой и дрелью, высверливая 400 отверстий для облегчения в найденном куске толстого профиля от списанного кульмана. Потом был долгий выразительный взгляд на жену во время прохода одного из пилотажевских магазинов в Москве и коллективное семейное решение купить аппаратуру с машинками и приёмником. Первый самолёт был готов. Это был зверь – 4,5 килограмма цветмета с вышеупомянутым МОТОРОМ на кончике моторамы, большим баком спаянным из миллиметровой (!!!) латуни. Для сохранности приёмника я буквально замуровал его в коробе из дюраля соответствующей моим страхам толщины. И ссудный день настал – эфир найден, аккумулятор подключен. После трёхтысячного удара по винту мой палец взмолил о пощаде. А МОТОР только издевался, изредка раззадоривая хлопками и секундным треском. Позже я прочитал в Интернете много эпитетов об этом движке, и позже всё-таки завёл его, правда, заменив винт компрессии калильной свечой и сильно доработав напильником.
Опыт, братцы, приходит не сразу – если бы до включения фрезерного станка я сходил на поле, пообщался с «летающим» народом – не делал бы ошибок, и больше проводил времени, держась за стики передатчика, чем за ручку напильника. Но с другой стороны, время ошибок – довольно плодотворное время, когда сам доходишь до многого. Сейчас сделел третий самолёт – электрический пенолёт по мотивам катаны. Потренировался в симуляторе - первый полёт прошёл на ура, прошла дрожь в коленках, вместо беспорядочной колбасни модель стала летать по более свойственной самолётам траектории. Ниже привожу несколько эскизов моего пенолёта и чуть фоток предыдущих «конструкций». Не судите строго, я не первый, и дай бог не последний, кто делает. Может кому-нибудь, кто сейчас ваяет подобное поможет.