Activity
У нас в Алма-Ате несколько фокусов и все FM-овские (частотная модуляция). Возможно бывают и с АМ (амплитудная модуляция). Стандартные диаппазоны: 27 Мгц, 35 Мгц, 40 Мгц, 72 Мгц, крайне редко 50 Мгц. Так же бывают приёмники с одинарным преобразованием и с двойным (последние лучше), так же кварцы есть на разное преобразование. На двойное - дороже. Обычно выбирают приёмник по “задачам”. Если строить копию, то значит нужно на 7 - 8 каналов. Для большинства моделей хватает 4 - 5 канального. Отличный и не дорогой Hitec 555 (5-и кан.) А лучше взять целый комплект, с обязательной проверкой на дальность связи.
Частоту приёмника, определяет рабочий диаппазон передатчика (на нём написано). Кроме этого, данный частотный диаппазон разбит на несколько десятков конкретных частот (сетка бывает написана в инструкции). Это нужно для одновременного управления несколькими участниками полётов. Машинки подбираются под конкретную модель самолёта, авто-судо модели. Актуальны следующие параметры: размер р/м, её масса, усилие на тягу (кг/см), быстродействие (сек/град), и т.д.
Для Карена сравнительная информация по аппаратуре Р/У
по аналогии с автомобилями: Фокус-4 это хорошая Жигули; Призм-7 это Мазда, Опель, Фолькс; JR это БМВ; Футаба 6 это Мерс-230; Футаба 8Uхх это Мерс-600; Фатаба 9Zхх примерно - Ламборджини, Астон Мартин, Феррари и т.д. К Хайтеку (в том числе и Фокус-4) отлично подходят почти все серво машинки. Дешевле взять “родные” Хайтековские, но можно и Футабовские и т.д. Может возникнуть мелкая проблемка с разъёмами, но это решается быстро, с помощью надфиля и ножа. Приёмник нужно брать очень внимательно!!! Смотреть: диаппазон, вид модуляции. Что-бы было такое, как на передатчике. Наличие кварцев, по этим-же параметрам. Кварцы: ТХ- в передатчик, TR- в приёмник, иначе не заработает! При покупке приёмника, взять с собой заряженный передатчик обязательно!
Для начинающих, Futaba 6 Xx - не дорогой и очень хороший выбор. Хотя и не “8U…”, но уже компьютерная. “9Z…” для начинающих - это уже слишком (жирно), да и врят ли сами разберутся с ней, разве только за полгода… Sanwa, именно вертолётная, меня сильно подвела… не рекомендую.
Марок движков - может быть немало, но цифры знать нужно!!! Например " .60 " - это раб. объём двигателя в 0,60 кубического дюйма, по нашему это 10 кубических сантиметров ( 10ссм). В большинстве фирменных движков, используется указание рабочего объёма в кубических дюймах, если перед цифрой стоит точка, то это (ноль), значит объём менее 1 куб. дюйма (около 16,5 ссм). Это просто десятичная доля от дюйма. И так далее…
[quote]Serg (04-05-2001 10:04):
- Насколько электролеты подходят для начинающего, с учетом того что тренера у меня нет и учиться летать буду сам.
- Какую модель посоветуюте для моего случая, я пока остановился на Squerty.
Электро-планера класса speed-400, просто идеально подходят для начинающих в плане пилотирования. Я, после «взрослых» пилотажек, копий, вертолётов, и прочего, уже три года (более 350 полётов!) для удовольствия и отдыха летаю на эл.-планерке 400-ого класса, производства инженера Сергея Собакина из г. Дубна Московской области. Он является одним из лучших производителей и законодателей мод в мире, на спортивные модели, но только электроклассов. Можно у него поинтересоваться по поводу дешевых эл. планерков <sobakin@dubna.ru>. Если нужно, то могу выслать цифровое фото своего планерка. Фюзеляж идеально формованный, облегчённый, плоскости простые наборные со «сломанными» ушами. Управление - руль направления и высоты, и при этом диапазон управляемости от “нуля” до “нет спасу”, при наличии “дюал-рейтов” на передатчике. При малом весе - очень износостойкий на поломки, что становится актуальным при начальном обучении, чего не сказать про бальзовый фюзеляж…. Мотор лучше применить на 7,2 V, редуктор 1/4 и 10 банок Sanyo 500-AR, складной винт Graupner САМ Prop 11/8 дюймов, две серво «Хайтек HS-80», спид-контроллер “Shulze Slim-24be”, практика показала, что это “само - в цвет!» на взлётный вес 600 грамм, при этом время моторного полёта 4-4,5 мин. При хорошей (термичной) погоде, общее время полёта может достигать 1,5 и более часов!!! Эта модель прощает многие ошибки пилотирования. Очень рекомендую…. У нас многие делали подобные планера, но по дешевизне и свойствам полёта подобного не получилось. Про свойства дер. пород – я пропущю, жди других ответов.
Да, и зимой летаем если погода подходящая, и с колёсными и с лыжными шасси. В основном на электричках, иногда и на ДВС-ых моторах с «укутанным» цилиндром. Не удобно, что руки мёрзнут. Но можно сделать перчатки с электро-подогревом. Так же летаем и на поплавках с реданами. Из особенностей, есть не большая сложность с расположением реданов относительно центровки. Модели с «водным базированием» для начинающих не рекомендуются, в виду сложностей с посадкой. Лучше иметь рядом лодку…
На разных моделях аппаратуры, 3-й канал может выглядеть по разному. У меня компьютерная, пистолетная Futaba 3PDF. На ней, справа от «руля», находится электронный ползунок с нулём в центре. Смещается - на два фиксированных положения: от нуля в верх – одна функция, от нуля в низ – вторая функция. Отклонение р/м в каждую сторону, настраивается с помощью ”ATV”. Таким образом, можно реализовать на борту - целых две дискретные команды. Кроме этой модели аппаратуры, других пистолетных – я не видел. См. инструкцию на свою апп-ру.
3-й канал свободный. Можно использовать как дополнительную опцию, например включение фар или сигнала и т.д… У меня задействованы фары.
Существует две основные школы: Европейская “двурукая” (в частности в СНГ) и Американская “однорукая”. В каком режиме начинают учиться летать, к такому и привыкают.
Описание ручек на двуруком управлении:
- Правая ручка - по горизонтали (ось Х) крен (элероны).
- по вертикали (ось Y) газ (двигатель)
- Левая ручка - по горизонтали руль направления (киль)
- по вертикали тангаж (руль высоты).
Описание ручек на одноруком управлении (леворукая):
- Правая ручка - по горизонтали руль направления (киль)
- по вертикали газ (двигатель)
- Левая ручка - по горизонтали крен (элероны)
- по вертикали тангаж (руль высоты)
Так же есть и зеркальная праворукая:
- Правая ручка - по горизонтали крен (элероны)
- по вертикали тангаж (руль высоты)
- Левая ручка - по горизонтали руль направления (киль)
- по вертикали газ (двигатель)
Считается, что при двуруком управлении, можно более точно “выводить” фигуры пилотажа, при этом руки опираются на площадки столика под аппаратуру.
Хотя на “Турнире Чемпионов” в штатах, большинство летает на однорукой системе.
Оба стандарта одинаково приемлемы. Решать - только начинающему пилоту, попробовав обе системы.
Володя не обижайся, но в большинстве случаев это именно интуиция и практика!
Понятия «планер» и «термик» дело тонкое. Примерно, как на рыбалке – пытаться поймать большую рыбину на удочку с тоненькой леской. Клюнет или нет, а если клюнула, то вытянешь или не вытянешь! Термики всегда смещаются вместе с ветром, т. е. также нужно смещать планер круговым полётом (с минимальным креном в вираже). Если на этом «столбике» не получилось немного набрать высоты, то улететь и поискать другой «столбик». При этом нужно всегда помнить, что где-то рядом с термиком – есть нисходящий поток. Это видно по относительной высоте и скорости модели. ……
Мы пробовали литий-ионные батареи от «соток», фото и видео аппаратуры, практика показала – для наших целей не годятся. Чтобы заставить нормально лететь модель массой 230-300 гр., с аналогом движка “Speed – 200” или “Speed – 280” (с редуктором), при наличии всего 2-х пико машинок “Hitec HS-60”, расчехлённого микро приёмника и спидконтроллера (например Schulze slim-04e или slim-08e массой по 0,8г и 1,2 г. соответственно), то для такого комплекта нужно хотя бы 2,5-3,0 ампера току. Лучше всего подходят Ni-Cd элементы Sanyo, желательно серии “R” или “Standard” такие, как: N-110AA; N-225AE; N-270AA; N-350AR; N-500AR последняя модель - хороша для “Speed-400”. Правда «набегает» взлётный вес, но зато модель нормально летит, при том, что сравнительно дёшево!
Специалисты по ДВС-ам!!! Подскажите пожалуйста, кто точно знает, как вычисляется рабочий объём одно цилиндрового, 2-х тактного движка (калильного или бензинового без разницы), а то у нас мнения разошлись. Заранее благодарен за достоверный ответ!
С уважением Эдуард.
Термики есть везде, даже в Антарктиде. Другое дело, что они слишком слабые и не всегда бывают. Во времена моей службы в СА на остр. Большой Ляховский (Кигилях), что в море Лаптевых, это намного севернее, чем у Володи (Кошка), и тем не менее летом и там бывали термики, хотя и редко. Однажды зимой в А-Ате, я летал в пасмурной погоде, при минус 2 град., при этом шел мелкий дождь со снегом. Тем не менее отлетал 19 мин., на средненьком по «качеству» электро-планерке, при моторном полёте в 3,5 минуты. А термики над рекой – ни чего удивительного, даже при слабом прогреве (закон физики) вода испаряется, а с ней и воздух движется в верх. Ориентироваться можно по парящим птицам (в основном хищники), а также по облачности над данной местностью. Задать вопросы лучше заядлым планеристам (профи), на питерском сайте f3b.narod.ru - они более детально могут просветить по термикам в северных областях.
А как вам такое предложение: разместить ваш рассказ у меня на сайте посвященном радиоуправляемым моделям планеров f3b.narod.ru ?
Нет проблем! Конечно можно разместить мой рассказ на Вашем сайте. Многие из молодых моделистов, про такие полёты, наверно и не слышали. Вчера, когда ездил на гору, забыл захватить свой “цифровик”, по этому пока нет фоток. Сделаю позже - пришлю на Ваш сайт.
Просто, сайт у Виталия - “RCdesign.ru”, наиболее посещаемый из всех модельных сайтов в “Рунете”, (правда больше про технические проблемы, чем про конечную цель - получение адреналина или удовольствия от полётов), по этому именно здесь и решил поделиться впечатлениями от полётов (а не подразнить), хотя и не нашел подходящей рубрики, например “полёты”.
(Можно было и больше, но «сели» аккумуляторы на передатчике)…
Я конечно не писатель, но под свежими впечатлениями хочу поделиться полётным опытом, с теми моделистами, которые проживают на равнинной местности, где такие полёты вряд ли возможны.
Шесть лет назад, наши «старики моделисты» показали мне этот «холмик». С тех пор, кто из нового поколения моделистов это попробовал, можно сказать сели на «иглу»…
Сегодня мы открыли сезон модельных полётов на этой горе.
Природа: высота нашего холмика – 1200 метров от подножья. Конечно не высоко, но вполне хватает. Скал почти нет, покрытие – чернозём и трава. Вид с горы на долину – как с самолёта. Внизу видно четыре посёлка, три озера и квадратики распаханных полей. Склон довольно крутой, градусов 50 – 60. Самая классная погода – это в апреле, мае и в июне (потом там делать нечего). Погода: в низу жара 30-35 град., а на горе – прохладный, чистейший, горный ветерок с температурой 18-20 градусов, и загар получше, чем на пляже. В 30-и метрах над склоном летают дикие, огромные орлы, с размахом под два метра (один из гостей, профессиональный орнитолог, говорил, что этот вид из «красной книги»). Были случаи, когда большие соколы налету заигрывали с моделями планеров, наверно думая, что летит самка.
Итак. Главное, не забыть включить питание! В хорошую погоду любая «дровина» с рулями нормально летает. Вместо вольфрама или свинца – аккумуляторов, побольше емкостью в нос! Берём планера, подходим к краю вершины и без разбега просто швыряем их в пропасть. Пять метров скользнув прямо и в низ, модели как будто на лифте засасывает в верх. Скороподъёмность бывает метров по 10 – 15 в сек. Такие здесь термики. Иногда бывает видно термичные столбы, марево от 30 до 200 метров в диаметре.
Когда халява пропадает, то всегда дует «динама», походил галсами над склоном и опять поймал восходняки. И так до упада. А в это время можно накрутить такой пилотаж, на какой только данный планер способен. Метров с 300 можно отвесно пикировать (с характерным свистом) до минус 200 метров (0 метров на уровне глаз), и круто развернувшись по инерции вертикально в верх до + 250-и метров (если лонжероны выдержат). Хороший испытательный полигон для скоростных планеров.
Ну а в общем, усаживаемся в раскладные кресла, и крутим пилотаж на уровне глаз или ниже, что не возможно на ровном поле. При этом шея не откинута назад, как обычно, а значит не устаёт! Очень оригинально ощущаешь себя, пилотируя модель глядя на неё сверху в низ, как на письменный стол. На электро-планерах, мотором пользуемся редко и только на посадке.
Ярко-белые кучевые облака, во множестве проплывающие над горами, (результат действия тех самых термичных столбов, - кто не знает), нижняя кромка которых бывает всего в 500 – 700 метрах над вершиной холма, где мы летаем. Ближе к облаку вертикальная скорость такая страшная, что только смотри на модель! Даже штопорение бывает с набором высоты.
Единственная проблема (с непривычки), это посадка. Над склоном, над вершиной, а также с под ветреного склона обычно присутствуют турбулентные роторы – опасные завихрения ветра, высотой примерно 5 – 20 метров. Совсем начинающим сажать модель не рекомендуется. Даже F3J со всей навороченной механизацией крыла (режим крокодил, butterfly, airbrake) не справляется с этими роторами. Но приноровившись нормально сажать можно, иначе бы не ездили туда!
После ДВС-ных пилотажек и всяких соревновательных регламентов, просто налетаться для души, без предстартовых заморочек – одно сплошное удовольствие!
Плюсы…. Свежий горный воздух, природа, шея не устаёт, ни какого стартового оборудования, всяких лееров, лебёдок, нет запаха метанола с касторкой, руки чистые, пилотируя - отдыхаешь сидя в кресле. Короче сплошной кайф!
Минусы… Общественный транспорт туда не ходит; и сложноватая посадка.
Здесь постоянно летают «дельтанутики» и «парапланщики». Эта гора «Ушкунур» считается вторым подходящим местом, на территории СНГ (после горы Планерной на Черном море), для проведения соревнований у дельтапланеристов.
Гора Ушкунур находится в 40 км от г. Алма-Аты. Желающие полетать (для души) в таких условиях - могут приехать к нам в гости. Транспортом обеспечим. Планера желательно иметь, как скоростные и нагруженные, так и для спокойной погоды.
Замечательный прикол! Может кто попробует и раскажет?, - А, то, мух у нас - ещё нет.
Andrey! Если не сложно, то “повесь” информацию на этом сайте про DSC кабель.
Пять лет пользую Futabu 8UAP, и не знал, что бывает такой “options” как DSC. А ведь - сколько раз была нужна такая возможность - особенно при настройке многоканальных копий! Посмотрев футабовский сайт, нашел только две строчки - упоминание про DSC кабель, даже без картинки. И то - только для редких моделей приёмников R149DP и R113IP.
Моё мнение: кабель, наверняка, должен быть двух-проводной, например обычный коаксиальный. С задней стенки отстёгиваете В/Ч модуль и на штырьки питающего этот модуль разъёма “одеваете” разъём от кабеля, при этом оплетка - естественно на “общий”, а центральная жила - или на 2-й, или на 4-й контакт передатчика (не помню точно, откроете - сами увидите), то есть на сигнал модуляции - он там один. Владельцам Prism-7 тоже самое, цоколёвка с Futab-ой одинаковая.
Далее, можно предположить, что приёмники: R149DP и R113IP снабжены дополнительным разъёмом (таким-же, как на машинки) и он идёт на вход дешифратора, после радио тракта. На него подать центральную жилу “нашего” DSC кабеля, а оплётку соответственно на “массу” приёмника. Остаётся, вскрыв приёмник, найти вход дешифратора! У меня 148-й DP, и я его пока не вскрывал (не было необходимости). Да!!! Ещё возможно потребуется согласовать модулирующий сигнал по уровню - “обычной сопротой”.
Кто попробует, не сочтите за труд - напишите на форуме!
Можно посоветоваться с большим “гуру” в области аппаратуры - уважаемым Glider! Что он скажет❓
P.S. Да, и ещё посмотри на один сайт: www.planetalk.com ; у них, камеры и передатчики, более конкретно адаптированы для использования на Р/У моделях!
Посмотри сайт; www.supercircuits.com , они уже 6 лет предлагают (в журналах - “RCM”) системы передачи и приёма видеоизображения, расчитанных для использования на моделях. От дешевых Ч/Б камер, до цветных вещательного качества “Broadcast Quality”, вместе с миниатюрными TV передатчиками. Там же - механика привода для пропорционального управления позиционирования камеры.
С уважением Эдуард. т. 8-333-210-23-88
В конце 1995г., мы взяли 2 комплекта Futaba 8UAP (с пробной партии, по $460 в San-Diego) и до сих пор не нарадуемся!!! Очень замечательная модель!!! Особенно после Hitec и Sanva. Аппаратура уже отработала три чемпионата мира, огромное кол-во тренировок и массу полётов на моделях различных типов. И это всё при 45 градусной жаре и при -11 зимой. На жаре однажды отвлеклись, забыв аппаратуру на солнце, и дисплей от перегрева конечно-же почернел. Но через 40 минут в тени, он остыв, заработал попрежнему, чего не сказать про дисплей на Prism-7, который “умер”. Кто-то может подумать: -“Ну и лохи-же они, что бросили апп-ру на солнце”, только при этом подумайте о следующем: Одно дело местный “междусобойчик”, и другое дело строгий регламент чемпионата мира! У спортсмена - аппаратура это не роскошь, а всего лишь - инструмент. Прежде всего надёжность, как у АК-47! Коллекция миксеров на все случаи р/у модельной жизни, при этом значительно дешевле, чем “модульные” аппараты с модулями за отдельную стоимость! Есть несколько полезных режимов звуковой индикации и пр.
Короче “ВОСЬМЁРКА” - это вещь!!! Очень рекомендую.