Як-3 KIT

YuriyDnepr

Сочувствую.
Ошибка в конструкции или в пилотировании? Или чисто внешней фактор?

mihaj

Всем привет!
После «разбора полетов» мы сошлись на двух причинах нашей неудачи:

  1. Недостаточная мощность моторной установки. По нашим расчётам, МДС .78 должен был иметь достаточно силы чтобы тянуть модель весом в 4,5 кг. Но учитывая, что мы используем кок Ø108мм, что заметно снижает эффективность, и пропеллер 330мм с шагом 152мм (13х6), крутя всё это с 10000 об/мин, достаточной скорости мы получить не смогли. Вдобавок, мотор был дополнительно «удушен» глушителем недостаточного объёма.
  2. Расходы рулевых поверхностей оказались слишком велики (особенно руля высоты), что значительно усложнило управление, застав меня врасплох.

Вот так… волнение…нервы…лёгкая паника…аварийная посадка…значительные повреждения.

Наши действия:

  • Восстановить модель, не волнуясь о внешнем виде.
  • Мы уже заказали более мощный мотор OS 108FSR (OS есть OS), который позволит нам крутить 381 х 203 (15х8) пропеллер и даст запас мощности. К нему мы так же заказали «правильный» глушитель.
  • Ограничить расходы рулей до разумных пределов.

Вот пока и всё.
Удачи!
Михаил.

giantflier_2

2.Расходы рулевых поверхностей оказались слишком велики (особенно руля высоты), что значительно усложнило управление, застав меня врасплох.

  • Ограничить расходы рулей до разумных пределов.

прочитав этот “разбор полетов” я сделал вывод, что не мешает поговорить о настройке самолета, в частности о настройке отклонений управляющих плоскостей.

делать расходы рулей "максимально возможными ", по-моему самая распространенная ошибка начинающих пилотов.
если вы не 3D-flier, то расходы рулей при первом настроечном полете , как правило, должны находиться в следующих пределах :
руль высоты 8-10 градусов
элероны 8-10 (если длина во все крыло) и 10-15 если элероны расположены ближе к концам крыла.
руль поворота 15-20 градусов.
половины (!) этих расходов вполне достаточно для нормальной акробатики при положении цт в районе 30-32 процентов, и вполне достаточно для нормального ровного, предсказуемого полета на тренере или модели-копии при цт в районе 25-27 процентов.
не мешает установить экспоненту в пределах 8-20 процентов. по мере получения навыка, отклонения и значения экспоненты можно менять.

указания по отклонению рулей в дюймах или в мм в некоторых “китах” расчитаны на неграмотных в техническом отношении людей, которых, я считаю, среди уважаемых коллег практически нет.

mihaj

Уважаемый Анрей!
Я глубоко ценю Ваше мнение и Ваш опыт. И совершенно с Вами согласен по поводу углов отклонения рулевых поверхностей. Хочу признать, что мы с Георгием просто лоханулись 😃 и совершенно упустили из виду эту одну из самых важных настроек модели. За что в общем-то и пострадали. Надеюсь, что больше мы на одни и те же грабли не наступим. 😃

А вообще, большое спасибо, что Вы нас посетили.
Буду рад, если Вы присоеденитесь к нашим обсуждениям здесь и на www.RCScalebuilder.com в разделе “other designers”.

С уважением
Ваш сосед 😃

mihaj
dimasti:

А как себя ведет Як в воздухе?

В общем он ведёт себя также как и любой спортивный низкоплан.
Дурных тенденций мы не наблюдали даже на слабом электрическом моторе.

Единственный случай когда нужно быть осторожным - это заход на посадку. Не делайте крутых поворотов на малой скорости. В противном случае он может сорваться в штопор.

Кое что вы можете увидеть из нашых киношек на RedStarRC

Удачи!

COS=

На каких расходах рулей лучше взлетать в первый раз?
Как ведет себя модель перед срывом? как резко она валится на крыло?
Можно ли ее отловить в начале срыва?

mihaj

Специально перемерял расходы на нашем электрическом Як-е и вот что получилось:

Измерялось Great Planes AccuThrow Deflection Meter (извияйте, что не в углах).

Элероны - 8мм экспо 40%
Руль высоты - 15мм экспо 35%
Руль направления - 15мм экспо 0%

При взлете Як имеет свойство клевать носом, если его не удерживать. Похоже, чт это свойство почти всех истребителей времен второй мировой войны. Поэтому, при взлете надо очень внимательно и аккуратно работать рулем высоты. Если дать сильно вверх - он взлетит раньше, чем наберет необходимую скорость. Если не удерживать - клюнет носом. Поэтому разгон нужно начинать плавно, при руле высоты полном вверх. По мере набора скорости руль высоты отпускать и не давать модели клюнуть носом или взлететь раньше времени. Необходимо очень точно поймать момент когда надо руль немного отпустить и дать возможность самолету поднять хвост. При наборе достаточной скорости плавно поднять его в воздух.
При посадке наблюдается та же тенденция. Если посадочная скорость большая, а трава достаточна высока, то вероятность велика, что Як клюнет носом.
Суммируя вышесказанное – при переходе с тренера сразу на Як, это будет достаточно трудно. Як достаточно строг в пилотировании при взлете и посадке. Хорошо было бы перед Як-ом полетать какой-нибудь тренер низкоплан.
В общем, наворотил что-то, как Лев Толстой. 😁
Удачи!

giantflier_2

[quote=mihaj,Jun 26 2005, 19:10]
Специально перемерял расходы на нашем электрическом Як-е и вот что получилось:

Измерялось Great Planes AccuThrow Deflection Meter (извияйте, что не в углах).

Элероны - 8мм экспо 40%
Руль высоты - 15мм экспо 35%
Руль направления - 15мм экспо 0%

При взлете Як имеет свойство клевать носом, если его не удерживать.

бедный генеральный конструктор яка наверное перевернулся в гробу. все истребители - это хорошо летающие самолеты.
ваша модель ведет себя так странно, просто потому, что очевидно сделаны неправильные настройки модели.

скорее всего модель клюет нососм, поскольку ось тяги винта проходит выше ЦТ. надо просто отклонть двигатель на градус-два вверх и добиться прямолинейного полета.
если модель так остро реагирует на движения руля высоты, скорее всего центровка слишком задняя. ПРОВЕРЬТЕ ЦЕНТРОВКУ! с этим не нужно шутить.

отклонения рулей в мм совершенно не дают никакого представления о реальных отклонениях. к примеру, если ширина руля высоты на вашем аппарате 40 мм, то 15 мм отклонения будут означать около 20-25градусов.
если же ширина руля 25 мм, то при отклонении 15 мм угол будет уже все 35-40 градусов (прикидываю в уме, за точность не ручаюсь). в обих случаях это многовато.
с другой стороны, если бы ширина руля высоты была бы 80мм, то отклонения были бы 8-10 градусов, что вполне достаточно. не понимаю какой смысл в таких измерениях?

прежде чем лететь на самолете - вы должны совершенно точно знать, что она настроена правильно. это делается очень просто, уже давно не нужно ничего изобретать. мы ж не на заре авиации. зачем зря гробить самолеты и нервы?

установите ЦТ в арйоне 25-27%, добейтесь правильного положения оси двигателя, сделайте отклонения рулей 8-10 градусов, и вы будете наслаждаться полетом, а не бороться с моделью.

Добавлено

При взлете Як имеет свойство клевать носом, если его не удерживать…

как стало ясно из разговора с конструктором модели, эта модель клюет носом не во время взлета, а во время разбега. это очевидно разные вещи.
возможно виновато шасси или вообще качество ВПП.

14 days later
mihaj

Всем огромный привет!
Что-то давненько ни кто не писал 😃 Али интерес пропал? 😮

А вообще я Вас беспокою по другому поводу.
Вчера были проведены испытания ЛаГГ-3. Всё прошло очень удачно и мы даже получили первый отзыв о модели от RC пилота с 38-и летним стажем, который летал один из своих турбинных самолётов в этот день. Он великодушно согласился протестировать наш ЛаГГ в полёте, и остался весьма доволен результатом. К стати, в данное время этот человек работает испытателем беспилотных самолётов для ВВС США.
Вот такие вот новости. Георгий уже начал работать над небольшим фильмом второго 😁 “первого” полета.

Вот пока и всё.
Удачи!

Михаил.

skat3

А вот “МИГ-3”, летает классно!

Neodim
skat3

А вот “МИГ-3”, летает классно!

А это вьетнамский кит?
Если да, то как побороли крылья? Есть информация, что в полете они отваливаются! Я спрашиваю, потому, что купил такой кит, но пока еще не собирал…
Sorry, за офф-топик!

mihaj
skat3:

А вот “МИГ-3”, летает классно!

Дааааа видали. Но от МиГа у него только окраска 😦

skat3

[quote=Neodim,Jul 11 2005, 19:07]
А это вьетнамский кит?
Если да, то как побороли крылья? Есть информация, что в полете они отваливаются! Я спрашиваю, потому, что купил такой кит, но пока еще не собирал…

Вьетнамский, но не кит, ARF. Не понял почему отваливаются крылья? Они жестко склеены в одно. Крепеж к самолету на винтах. А вообще сам самолет я проклеил эпоксидкой, где достал.
Правда я слышал, но не на этой модели, что когда клеишь крылья, надо заменить заводскую вставку из дерева, на самодельную из фанеры.
Но я и на том самолете ничего не менял, летаю, все нормально, хотя были и жесткие посадки и падения.

Добавлено

mihaj:

Дааааа видали. Но от МиГа у него только окраска 😦

Ну уж лучше, чем такой. 2-ая картинка

Serega

Ну вот и я наконец получил долгожданную посылку с китом. Отправлена она была 22 июня, 26го была уже в москве, а сегодня я ее забрал с почты. НО не обошлось без сюрпризов от нашей почты. Где-то числа 6-го июля мне приходит извещение, но не на посылку, а на заказное письмо. Внутренний голос подсказыввал “это ОНА”, он же говорил “неужто таможня задержала?”. Вчера получил письмо в районном отделении связи, а в нем… чтобы вы думали?.. извещение на получение посылки на центральном почтампте. Странная все таки почтовая система… неудивительно, что посылки так долго идут. Открыв посылку обнаруживаю слегка подломаный листик фанеры (вырезанные детали не задеты) и немного подмятые листы бальзы.

Наверное лучше было бы для аммортизации подкладывать не мятую газету, а кусок пенопласта т.к. при транспортировке больше всего страдают углы коробки.

Теперь приятный сюрприз от Георгия или Михаила (не знаю кто упаковывал), открыв коробку обнаруживаю вполне обыкновенную газету на английском языке, но вытащив газету из фонаря первым делом замечаю умиляющую картинку ЧЕБУРАШКИ и русский текст 😃
Комплектацию еще не смотрел, но уверен все на месте, таможениики похоже не рылись. С завтрашнего для приступаю к сборке, если нужно могу фотографировать этот нелегкий процесс. Извиняюсь за длинную писанину, эмоции так и прут.

Огромное спасибо хочу сказать Георгию за его терпение и оперативнось. Пока договорились писем было отправлено не мало, отвечал всегда оперативно даже учитывая разницу во времени, а это почти 12часов. Предупреждал если не сможет ответить.

P.S. Как на ибее написать положительную рекомендацию (или как там это правильно называется)?

COS=

Добро пожаловать в клуб ЯКо строителей))

отзыв на ибее оставляют так…
логишься > my ebay> ( внизу странички отображаются совершенные сделки,выбираешь ЯК ) >leave feedback> отмечаешь positive feedback,пишешь пару строчек в окне …оправляешь.

El_Chupacabra

У меня крыло практически готово. На днях обкатал совершенно новый O.S. max. В качестве обкатки просто спалил полтора бака горючки на стенде. Хоть научился более-менее заводить и настраивать мотор 😃. Сечас впилил его в мотораму и собираю капот из массива бальзы. Не могу заказать копийный глушитель. На башне их пока нету… Обещают в конце июля. Родной глушак убьет весь вид. Надеюсь закрыть маленький глушитель так же, как у Марка Карлено на RCU. У него получилось классно.

Serega

Инструкцию смотрел еще до покупки, было понятно. А теперь глянув на набор единственое понятное это стабель и киль.
Сижу листаю инструкцию и пытаюсь понять куда клеются стрингеры когда собранаплощдка из деталей FA,FB,FC,FD?
И что за хитрая деталюшка FBT?

А меня чего то земноводное не может в покое сотавить глушак JT-601 покупать.

mihaj
Serega:

Инструкцию смотрел еще до покупки, было понятно. А теперь глянув на набор единственое понятное это стабель и киль.
Сижу листаю инструкцию и пытаюсь понять куда клеются стрингеры когда собранаплощдка из деталей FA,FB,FC,FD?
И что за хитрая деталюшка FBT?

А меня чего то земноводное не может в покое сотавить глушак JT-601 покупать.

Всем привет!
По поводу стрингера, я думаю Георгий отпишится (т.к. я просто не помню деталей), а вот про глушитель могу посоветовать посмотреть на этот: www2.towerhobbies.com/cgi-bin/wti0001p?&I=LXFG94&P…
или поискать этот:www2.towerhobbies.com/cgi-bin/wti0001p?&I=LXA353&P…. Это тот глушитель, который использовал Марк Карлено.
Последний всё ещё продаётся на прямую через CBA Tatone. Я думаю что на EBay его можно найти тоже.

Удачи

Георгий отписывется.

Вертикальные формеры втыкаются в горизонтальный формер фюзеляжа. Для этого там предусмотрены интерлоки (или интерлаки. 😕). Вертикальность желательно выдержать с помощю треугольной линейки.
Хитрая деталюшка FBT (fuselage battery tray) это подставка под батарею. Устанавливается на этапе балансировки и позволяет достигнуть необходимого баланса без добавления лишнего веса.

Всех благ!

Serega
mihaj:


Георгий отписывется.

Вертикальные формеры втыкаются в горизонтальный формер фюзеляжа. Для этого там предусмотрены интерлоки (или интерлаки. 😕). Вертикальность желательно выдержать с помощю треугольной линейки.
Хитрая деталюшка FBT (fuselage battery tray) это подставка под батарею. Устанавливается на этапе балансировки и позволяет достигнуть необходимого баланса без добавления лишнего веса.

Всех благ!

Про вертикальные формеры (они же шпангоуты) я понял, а вот рейки куда? На фотках не видно.
FBT рассмотрел в инструкции на фотографиях.

Предлагаю начать новую тему Як-3 KIT Часть 2