Неопознанный ЯК - 54 может есть у кого ?

NK-2106

Программа расчета усилий и моментов на рулевых поверхностях и органах управления, бесплатно, английский/немецкий интерфейс, 203 кБ.

Программа для подбора рулевых машинок, бесплатно, французкий интерфейс, 9,7 Мб

Панкратов_Сергей
NK-2106:

Программа расчета усилий и моментов на рулевых поверхностях и органах управления, бесплатно, английский/немецкий интерфейс, 203 кБ.

При подстановке данных от моего самолета СУ 31, схожего по размерностям с самиком топикстартера получаем :
Для: хорда крыла 400, ширина элерона 100, длинна элерона 750, качалки 15 и 30, угол отклонения элерона 25град.
скорость 30м/с ( Пилотажный режим ) на серве 63,4 н*см 6,3 кГ*см

Для: хорда крыла 400, ширина элерона 100, длинна элерона 750, качалки 30 и 30, угол отклонения элерона 50град.
скорость 20м/с ( 3Д Пилотажный режим ) на серве 104,4н*см 10,4кГ*см

А нужен и запас. Т.е стандарт не проходит для режимов, на которые расчитан самолет.
Или программа не верна?

enn
Панкратов_Сергей:

А нужен и запас. Т.е стандарт не проходит для режимов, на которые расчитан самолет. Или программа не верна?

да нет все логично - сервы HX5010 - с усилием 6,9кг получается подойдут. для спокойного пилотажа, я как бы про стандартные с самого начала не говорил ибо смысл их рассматривать, т.к. поцене они или дороже или незначительно дешевле упомянутых HX5010, так что ИМХО я сразу исключил из рассмотрения стандартные сервы - не вижу смысла их вообще где либо применять при таком раскладе, разве тем у кого их много.

Панкратов_Сергей
enn:

да нет все логично - сервы HX5010 - с усилием 6,9кг получается подойдут. для спокойного пилотажа, я как бы про стандартные с самого начала не говорил ибо смысл их рассматривать, т.к. поцене они или дороже или незначительно дешевле упомянутых HX5010, так что ИМХО я сразу исключил из рассмотрения стандартные сервы - не вижу смысла их вообще где либо применять при таком раскладе, разве тем у кого их много.

Вот и истина, Ведь спор начался после того, как Вы оспорили мою фразу:

А расчет - прост.
Элерон - часть крыла. Можно считать что он принимает на себя часть подъемной силы крыла пропорционально его площади .( в зависимости от его отклонения эта часть может быть и большей, а может быть и меньшей).
В то же время при пилотаже подъемная сила крыла может быть элементарно равна 5-ти и более масс самолета ( 5g).
Вот и получаем - При площади элерона 25% на элерон действует 0,75 веса модели ( учли что элерона 2и что на одно крыло - 2,5 веса модели).
При весе модели 5 кГ и ширине элерона 8см момент на шарнире 5*0,75*8/2= 15 кГ/см.
Далее - для обычного пилотажа ( не для 3Д) трансформация угла поворота 1 к 2-м.
Значит момент 7,5 кГ/см.

Это про элерон.
Делаем выводы…
Если летать блинчиком ( без перегрузок) , зажимать отклонения рулей трансформацией ( плечами), иметь идеальную взлетку, быть асом на посадке и взлете - можно обойтись и стандартом.
Во всех остальных случаях - нужно прислушиваться к советам производителей и бывалых.

Поверить моему расчету не смогли,понять тем более, а тут тот же результат по Вами предложенному.😃

А более я ничего и не утверждал.
И Товарищ Ваш сочинительством занимается, когда приписывает мне такие мысли :

Про машинки такой перл выдали - похлеще “3-х весов модели”!

Извиняюсь за флуд…

Русинов_Сергей
Панкратов_Сергей:

Для: хорда крыла 400, ширина элерона 100, длинна элерона 750, качалки 30 и 30, угол отклонения элерона 50град.
скорость 20м/с ( 3Д Пилотажный режим ) на серве 104,4н*см 10,4кГ*см

Полученый результат укажет недостижимый максимум усилия сервы, т.к. скорость падает быстрее чем поворачивается рулевая поверхность. Поэтому оптимальнее считать примерно так: скорость 20 угол 5, скорость 17 угол 10, скорость 15 угол 25 и т.д.

NK-2106
Панкратов_Сергей:

При подстановке данных от моего самолета СУ 31, схожего по размерностям с самиком топикстартера получаем : Для: хорда крыла 400, ширина элерона 100, длинна элерона 750, качалки 15 и 30, угол отклонения элерона 25град. скорость 30м/с ( Пилотажный режим ) на серве 63,4 н*см 6,3 кГ*см Для: хорда крыла 400, ширина элерона 100, длинна элерона 750, качалки 30 и 30, угол отклонения элерона 50град. скорость 20м/с ( 3Д Пилотажный режим ) на серве 104,4н*см 10,4кГ*см А нужен и запас. Т.е стандарт не проходит для режимов, на которые расчитан самолет. Или программа не верна?

Да нет, все нормально. Все расчеты нужны для ориентировки, для оценки, это не догма и истина. Все дело в начальных цифрах и упрощениях методики расчета.

Дело в том что, вы скорее всего на классическом пилотаже не будете отклонять на скорости 108 км/ч (30 м/с) на полный ход - 25°. Я тоже сейчас пытаюсь заниматься классическим пилотажем, я хреновый пилотажник, просто никакой, но точно знаю, что в классике на полный ход при макс. скорости полета руль я не отклоняю - мне не нужна такая скорость вращения, нет таких элементов в комплексе. Полный ход рулей вам понадобится на меньших скоротсях (заход на посадку, бочка вписанная в петлю или в вираж), и нагрузка будет меньше.

Пусть гипотетически предположим - скорость 30 м/с, угол 25°. Машинка имеет скорость срабатывания, пусть даже 0,1 сек/60°. За то время пока руль поворачивается самолет тоже начинает перемещаться, обтекание изменяется и сила будет соотв. меньше. Сила, которую вы получили, возможно будет действовать в какой-то самый начальный момент. Если машинка слабее, то в динамике это будет выглядеть так - машинка на сколько хватило сил повернула руль (напр., на 10 °), модель пришла в движение, местный угол атаки начал уменьшаться, нагрузка на руль начала падать, машинка начинает дожимать руль, модель еще быстрее начинает вращаться, местный угол атаки еще меньше и в итоге все стабилизируется - руль в заданном вами положении и модель вращается с установившейся угловой скоростью. В реале это будет ощущуаться как запаздывание маневра после отклонения ручки на пульте. Если это есть и оно вам мешает - ставим мощнее машинку. Это вы и сами говорили - “нужен запас”. Запас нужен, но этот запас уже осознанный и обоснованный! Не тупо - “Граупнер, цифровая, за самую большую кучу бабок”.

А для того чтобы получит еще более точный результат, нужно решать систему дифференциальных уравнений, которые будут учитывать динамику - как движется машинка под нагрузкой, и какие нагрузки дает руль на машинку в процессе вращения самолета. Это без постоянной тренировки вот так запросто не сделаешь (на такой подвиг я был бы способен после института, но не сейчас)…

Для 3Д несколько хитрее - тут нужно брать не скорость полета, (модель висит - скорость можно считать 0 км/ч), а скорость струи от винта. Причем чем длинее хвост, тем больше степень торможения потока, а сама струя за винтом сжимается, она меньше диаметра винта. Сколько диаметр струи, как ее отклоняет крыло от хвоста и с какой скоростью она попадает на руль - умные книжки нужно читать, где то было, у того же Остославского.

Заметье - мы перестали говорить о весе модели, о марке рулевых машинок и пр. десятых факторах. Наконец-то мы перешли к тому, из-за чего я влез в этот спор. О скорости полета, углах, площадях, плечах силах и моментах.

Панкратов_Сергей
NK-2106:

Заметье - мы перестали говорить о весе модели, о марке рулевых машинок и пр. десятых факторах. Наконец-то мы перешли к тому, из-за чего я влез в этот спор. О скорости полета, углах, площадях, плечах силах и моментах.

Да нет, спор разгорелся от

деньги лишние - поэтому и ставят и думать в лом, т.е. рассчитать. Пытаются решить все проблемы в лоб, а не найти оптимальный вариант уповая на то что мотор вытянет и кирпич…

и

Зачем люди ставят очень сильные сервы?.. А зачем люди покупают внедорожники с двигателем 3,5 л, с раздаткой и 3-мя блокировками, хотя всю жизнь ездят по 30 мин в день по шестиполосному проспекту?! Чем дороже, тем престижней - раз, а во вторых - это простое решение, ведь больше не бывает, значит ничего расчитывать не надо. Тупо - цифровая мощная машинка, если проблема денег не стоит.

Еще было от Вас о закостенелости моделистов… О том что рекомендации производителя по машинкам не верны.
Это в какой то степени воспринимается оскорблением…
А ставят то на основе опыта и своих ощущений от адекватности руления.
Оптимальноподобранная машинка - это ресурс, меньшая вероятность выхода из строя на жестких посадках и в конце концов адекватность руления ( а не вялость на ручке)

Русинов_Сергей:

Полученый результат укажет недостижимый максимум усилия сервы, т.к. скорость падает быстрее чем поворачивается рулевая поверхность. Поэтому оптимальнее считать примерно так: скорость 20 угол 5, скорость 17 угол 10, скорость 15 угол 25 и т.д.

Подход верный, но результат будет в каждом случае уж очень субъективный.

А потому - практика и практика…

А если уж говорить о современных пилотажных комплексах, то он уже и не совсем классический пилотаж , и для его выполнения расходы нужны как для 3Д. В то же время скорость приличная. Летают с очень большой экспонентой.
Потому как никогда нужна точность машинки, скорость и усилие…

AKuzmin
NK-2106:

Заметье - мы перестали говорить о весе модели, о марке рулевых машинок и пр. десятых факторах

Ох уж эти факторы ! Купил, разобрал, протестировал “мощные” дешевые китайские сервы 5010, 995 от “Тауэр Про”. Прочитал здесь много про них. Выводы: в 995-й 10-ти килограмовой серве с металлоредуктором (600р.) визуально всё аккуратно и качественно исполнено. Шестерёнки красивые, без заусенцев и люфтов, пластик корпуса тоже не самый плохой… НО ! Нейтраль проскакивают сходу, потом ловят. С приемниками на FM могут дрожать в нейтрали, на 2,4 ГГц - лучше. А главное - в моторчике щётки из кусочков тщедушной проволоки, которые надёжными не назовёшь. У “5010”(300р.) другая беда - на новой машинке с двумя подшипниками жуткий люфт, как на убитой многолетней эксплуатацией. Редуктор шумный, хриплый какой-то. Моторчик не проверял. Радуют заявленное усилие и цена. “Хайтек-325 НВ” (400р.) гораздо больше понравился. Поставил 325-е на элероны этому “ЯКу” на свой страх и риск, посмотрим чем кончится.

Панкратов_Сергей

Пользовал эти сервы. Понравились. Даже звук от их работы располагает. С подшипником и очень хорошим ( карбон) редуктором.

Если зажать расходы ( качалками 1 к 2,5 ) и использовать питание 6 В, то для неспешных полетов вполне…

AKuzmin
Панкратов_Сергей:

Если зажать расходы ( качалками 1 к 2,5 ) и использовать питание 6 В, то для неспешных полетов вполне…

Именно так и сделал. Если облёт успешно пройдёт, куплю ему что-нибудь поинтереснее. Покрутил при -16С свой "ЗУМ"ик на замёрзших микросервах и понял что такое задумчивое управление. Хотя это крайний случай “торможения”, конечно. Зато очень наглядно.

Aly

Производители и бывалые летчики советуют ставить мощные сервы по той причине что на всех не угодить. Кто то спокойно летает а кто то жесткий пилотаж крутит. На моделях не выгодно заморачиваться с аэро компенсаторами и весовой компенсацией. Скорее всего все эти компенсаторы прибавят весу модели больше чем мощные машинки. Гораздо проще и возможно дешевле поставить мощную серву. На настоящих самолетах другая ситуация, там человек рулит и гидро уселители будут тяжелее чем компенсация. В том что усилие на рулях можно свести к нулю полностью согласен. Но если модель летит спокойно без резких маневров. На слабые сервы глупо ставить мощный редуктор Таких серв нет в природе. А если модель со слабыми сервами со слабеньким редуктором сделает стенку? Руль высоты может не пострадать(компенсация сработает) а на элеронах точно вырвет все что можно. Рули тоже имеют инерцию. Машинка будет медленно додавливать руль, запаздывание для выполнения точного 3Д недопустимо. Все зависит от стиля полета. Кому то оно надо а кому то нет. Да и на всех продаваемых самолетах полной компенсации отродясь небыло. Вот видео Марка Лезенберга

. Там в конце есть пару моментов где усилие в три веса модели явно оправданно.

enn
Панкратов_Сергей:

Поверить моему расчету не смогли,понять тем более, а тут тот же результат по Вами предложенному.

я просто не понял что в вашей СУПЕР ТУРБО формуле означает - если приводите формулы - делайте это внятно, как люди что статью писали, на которую ссылка была, а то получается что трясете … про что выше писали 😃

NK-2106:

Запас нужен, но этот запас уже осознанный и обоснованный! Не тупо - “Граупнер, цифровая, за самую большую кучу бабок”.

Именно я изначально и был против этого, т.е. если расчет дает нам потребное усилие то и ставим, а то понапишут вского - людей только пугают… а когда есть выкладки и расчеты всем сразу все понятно и вопросов вообще никаких нет.

Панкратов_Сергей:

Да нет, спор разгорелся от Цитата: деньги лишние - поэтому и ставят и думать в лом, т.е. рассчитать. Пытаются решить все проблемы в лоб, а не найти оптимальный вариант уповая на то что мотор вытянет и кирпич…

ну да - можно подумать в этом нет реальности? именно так многие и делают - а потом еще понапишут страшилок!!! 😃 про сервы с усилием в тонну на модель взлетным весом 10кг. а что ставят же на зальник весом 150гр сервы с усилием 1,5кг - вот вам и готова новая супер-пупер формула - надо вес модели умножить на 10!!! т.е. на этот Як ставить сервы с усилием 60кг. - эдак далеко можно зайти… поэтому если в нашей полемике мы придем к разумному решению - время и силы потрачены не зря! спасибо всем кто принимает в этом участие!!!

NK-2106
Aly:

Производители и бывалые летчики советуют ставить мощные сервы по той причине что на всех не угодить. Кто то спокойно летает а кто то жесткий пилотаж крутит. На моделях не выгодно заморачиваться с аэро компенсаторами и весовой компенсацией. Скорее всего все эти компенсаторы прибавят весу модели больше чем мощные машинки. Гораздо проще и возможно дешевле поставить мощную серву. На настоящих самолетах другая ситуация, там человек рулит и гидро уселители будут тяжелее чем компенсация.

… Все зависит от стиля полета. Кому то оно надо а кому то нет. Да и на всех продаваемых самолетах полной компенсации отродясь небыло.

Не совсем так категорично. Я заметил, что компенсацию на продажных самолетах применяют в зависимости от комплектации. Хитрые китайцы дабы не тратиться на мощные серво (если самолет в комплектации RTF) даже на пенолетах делают компенсацию. Тут у них выгода прямая - мало усилие на рулях, маломощные машинки, пару центов доп.прибыли. А вот мы полгода назад купили Angel (точное название не помню - большой, бальзовый, шестибаночный пилотажный элеткролет) - только собраная тушка, то естественно китайцы и тут съэкономили, но уже на изготовлении компенсации, предоставив проблему выбора соотв. машинок мне. Или придется брать мощные машинки чтобы отклонять эти лопаты, или резать по живому готовый самолет - изготавливать аэродинамическую компенсацию. Я вот в этом случае забъю на теорию, и решу проблему покупкой соотв. машинок - резать новый готовый самолет жалко.

Согласен, в итоге все зависит от того кто в каком стиле пилотаж крутит - скорость полета и угол отклонения руля (в привязке к нашей формуле).

Заморачиватся с компенсацией выгодно всегда, если самолет не дорабатывается, а делается самим моделистом с нуля. Вес аэродинамическая компенсация не увеличивает, а весовую вас может жизнь заставить делать, если жесткости руля высоты на кручении не хватит, и он флаттернет, а модель - выживет. А произойдет это скорее всего на выходе из классической нормальной петли (перед Новым годом у меня флаттернул руль высоты на том самом пеноЯк-54, ссылка выше). Приземлился (правильнее - управляемо упал) на спину, без хвоста, в парашютировании, управлял элеронами в режиме закрылков и элеронов.

Помоему, все слова сказаны, и истина обозначилась. Надо заканчивать обсуждение.

roman_k

Я конечно дико извиняюсь, но мне уже противно читать про сервы и компенсаторы. Всю тему загадили переливая из пустого в порожное, от первоначального названия темы не осталось и следа.
Создайте наконец отдельную тему и посветите её своим расчётам, выбора серв на различные модели и полезности компенсаторов. Я уверен в отдельной теме будет больше собеседников.

AKuzmin

Роман, а какие минимальные отклонения рулей, исходя из практики, можно установить на этом ЯКе для облёта ? А то в инструкции рекомендуют под 90 град. Мне 3Д пока не надо, хватило бы на взлёт-посадку, петлю-бочку.

roman_k
AKuzmin:

Роман, а какие минимальные отклонения рулей, исходя из практики, можно установить на этом ЯКе для облёта ?

Точно не могу сказать. Если завтра будет лётная погода то посмотрю и сообщу.

kuza

Всем привет.Тоже повелся на дешевизну уродца.Долго искал изъяны,но кроме непроклеенного мотокороба(наверное забыли помазать клеем)
пока ничего не нашел.Мотошпангоут отделился практически двумя пальцами,а остальное все вроде ничего,хотя сомнения гложут.Зато в комплекте был аллюминевый кок,вроде мелочь,а приятно.Ну,а там начну собирать будет видно.

AKuzmin
kuza:

Зато в комплекте был аллюминевый кок,вроде мелочь,а приятно.

Опа! У моего пластиковый кок прилагается. Ну да ладно, всё равно ставить не собираюсь.

roman_k

А у меня по моему вообще не было кока.
Верхняя часть моторамы у меня не была приклеена вообще. Это сделано для удобства сборки модели.

Сергей-К
kuza:

Всем привет.Тоже повелся на дешевизну уродца.Долго искал изъяны,но кроме непроклеенного мотокороба(наверное забыли помазать клеем)
пока ничего не нашел.Мотошпангоут отделился практически двумя пальцами,а остальное все вроде ничего,хотя сомнения гложут.Зато в комплекте был аллюминевый кок,вроде мелочь,а приятно.Ну,а там начну собирать будет видно.

А почему уродец-то? Да нормальный самолет, мне даже нравиться. А мотошпангоут тоже не приклеенный. Я думаю что китайцы специально так сделали, что-бы каждый по своему усмотрению мог усилить этот элемент конструкции. Кок прастмассовый, а вот шасси нигде не могу найти. Да, и вот еще - серву на газ лучше с металлоредуктором поставить или стандартная пойдет?

AKuzmin

Уродцем назвали видимо из-за пропорций - необычно длинный нос для компенсации перетяжелённого хвоста. Материал ( а точнее отходы материала), который спрятали под плёнку в консоли крыла - тоже уродливый. Гнильё! Вскрывал и переделывал. А так, ну чего желать от 120-го класса за 6 т.р.? Сам я быстро и дёшево такой бы не сделал. Серву на газ стандартную поставил, на штатное место. На рычаг газа- шаровый наконечник. Стойка из комплекта просится под замену, хотя быть в коробке обязана!