Проверка на прочность пилотажной модели самолёта

Панкратов_Сергей

Продолжим.
Выше мы получили для модели, взятой в качестве примера, две скорости-

Панкратов_Сергей:

Получили скорость сваливания для этой модели 27.7 км/ч и максимальную скорость, на которой возможен любой исполняемый маневр без разрушения лонжерона 88км/ч. При этой скорости максимальная подъемная сила крыла может составить 25 кг, а перегрузка при этом 10G.

Думаю что все согласятся что знание обеих найденных скоростей крайне полезно для владельца.
От хоббиста до спортсмена.

Однако для спорта нужно иногда знать и другие параметры полета, в частности радиус петли.
Центростремительное ускорение определяется по простой формуле-
а=V*V/R
a- ускорение
R- радиус маневра
если перегрузка известна или задана то радиус
R=V*V/(G*9.8)
Радиус петли , при котором перегрузка составит 10G при скорости 24.4 м/с (88 км/ч)
R= 24.4*24.4/(10*9.8)=6.07 м
Что можно сказать про полученное значение радиуса, не для всех очевидное ?
Это тот радиус, менее которого просчитываемая модель на скорости 88 км/ч не выполнит ни при каких условиях. Какими бы не были расходы руля высоты.

Ради интереса оценим по какому минимальному радиусу допустимо выходить из пикирования.
Предположим, что модель в пикировании разгоняем до скорости 150 км/ч ( 40,17м/с)
R= 40.17*40.17/(10*9.8)=16 м
Цифры познавательные, но для контроля большинства летающих мало пригодные.
Знание скорости, которая простит любой маневр без разрушения модели, для большинства много важней.

V_Alex

Сергей, остановитесь. Еще два таких расчета, и Вы убьете тему 😃
А ведь у неё был такой богатый потенциал…

FFedor
V_Alex:

Сергей, остановитесь

Нет, уж дайте высказаться, по крайней мере, это не так агрессивно, как кажется.

Alx1m1k

Проще показывать слабые “узлы” модели и кто и как эти узлы доработал бы.или подвесить за консоли и нагружать её до первого " треска" в конструкции и думать-а что можно сделать?

nazinss
Панкратов_Сергей:

если перегрузка известна или задана то радиус
R=V*V/(G*9.8)

Хочу заметить что формула та же, после которой меня назвали первоклассником.
Вы Сергей произвели простейший расчет. И я об этом уже говорил, вводите в эту формулу реальные значения - получите реальный результат.
Я же рассчитывал сразу радиус петли, потому что именно радиус мне нужно было знать.

PS может теперь десятиклассник меня поймет 😉

Панкратов_Сергей
nazinss:

Хочу заметить что формула та же, после которой меня назвали первоклассником.

Сергей, вы что в расчетах, что в выводах- всегда путаете причину и следствие, а часто даже последовательность.
Вначале последовало с вашей стороны на мой пост-

nazinss:

ЧСВ зашкаливает ?

nazinss:

начинается бред…

На что совершенно безобидно было дано пояснение, что это не “бред”, а то что вами просто не понято…

Панкратов_Сергей:

Да нет же. Тут скорее первоклассник не понимает о чем пишет десятиклассник.

Кому из нас нужно было обижаться? Но на первоклассников не обижаются…
Прошу прощения что отвлекся на флуд.

Alx1m1k:

Проще показывать слабые “узлы” модели

От аэродинамических нагрузок уже рассмотрели. То есть по ним и вопросов не должно быть- все просто считается.
Действительно “слабыми” узлами оные становятся от встречи с землей. У многих- шасси.
Чем отличается изделие хорошего конструктора от плохого?
Они оба знают формулы, умеют считать и пользуются одинаковыми справочниками. И даже часто узел схоже делают конструктивно.
Но хороший конструктор ставит при расчете граничные условия максимально приближенные к реальным ( опытом, пятой точкой, третьим глазом) а плохой- взяв с потолка.
Потому решить в формате форума как правильно, и это одна из причин, - не возможно.
Оценить можно только сравнивая два изделия в эксплуатации.

V_Alex
Панкратов_Сергей:

Это тот радиус, менее которого просчитываемая модель на скорости 88 км/ч не выполнит ни при каких условиях. Какими бы не были расходы руля высоты.

Я правильно понимаю, что петля начинается с резкого увеличения угла атаки и ее минимальный радиус зависит от срывных характеристик профиля?
Просто на вышеупомянутой мною “пилотажке” стояли переделанные сервы от
первой пропорциональной аппаратуры “Digital-14” с моментом меньше 2 кг*см и временем перекладки 0,5 сек 😃 Поэтому повороты и петли сами получались плавными.

Панкратов_Сергей

Факторов, ограничивающих радиус петли множество. Один из них - недостаток эффективности руля высоты ( вы сами отметили слабую серву).
Выше рассматривал ситуацию если рулевой поверхности ни что не мешает поставить модель в состояние что угол встречи потока крылом становится таким, при котором Су максимально. То есть и усилия сервы достаточно, и расхода и подъемной силы горизонтального оперения.
То есть ситуация сможет ли подъемная сила крыла на этой скорости противостоять центробежной силе. Если не сможет - то модель полетит по большему радиусу (на котором центробежная сила сравняется с подъемной силой крыла) , а не по тому радиусу что мы хотим.
О поведении модели на закритических углах атаки, наверно, нет смысла обсуждать.

V_Alex
Панкратов_Сергей:

О поведении модели на закритических углах атаки, наверно, нет смысла обсуждать.

Со мной - точно. Я заканчивал “мясной” ВУЗ, а не “аэродинамический” 😃
Аэродинамику нам давали в объеме, необходимом для расчета воздуховода и подбора вентилятора из каталога.
Посему, с момента начала обсуждения модельно-самолетной аэродинамики перехожу в разряд читающих и вопрошающих 😃

Панкратов_Сергей
V_Alex:

Со мной - точно. Я заканчивал “мясной” ВУЗ, а не “аэродинамический”

У меня хоть и ВУЗ аэрокосмический, но специальность не связанная с аэродинамикой. Так что в более сложных вопросах я в той же группе -

V_Alex:

читающих и вопрошающих

.
Пока была практически школьная физика.

1 month later
sergass
Панкратов_Сергей:

в журнале Моделизм Спорт и Хобби была статья мастера спорта Тихомирова Крылья “Аналога”. Там как раз приводилась методика расчета,

Пользуюсь этой методикой с тех пор. Не вижу смысла заморачиваться с высшей математикой и сопроматом, когда можно, с достаточной точностью для моделей(включая запас прочности),просчитать лонжерон простейшей арифметикой!

newman

Эх, коллеги. Читаю тему, плачу от бессилия понять элементарные для многих вещи:o… увы, увы. Именно по этой причине уже много лет просто покупаю стеклопластиковые удилища 6 м. И использую их как наилегчайшие трубчатые лонжероны… Два удилища по 6 м стоят 1200 р. и никакого волнения выдержит - не выдержит. 😁
Сорри за оффтоп.

sergass

:

newman:

и никакого волнения выдержит - не выдержит.

Практический подход! ( Без всякой иронии!).

Ант157

Стесняюсь спросить… Вам летать или на огороде грядки вспахивать?
Вопросы про аэродинамику понятны, а про прочность загоняют в ступор…

3 months later
Нотан
miola:

А то мне из США “ненормальный” приехал

Вот здесь и пользуйте свои навыки точного расчёта.
Олег , вы же берётесь за постройку самолёта уже основываясь на предыдущий опыт в чертежах и конструкциях - типа какой то модели и не сделали ничего сверх нового., а сверх старое отлично летает и так же трещит по центроплану и пр. при сложных фигурах и нагрузках.Железный- не значит . что не убиваемый(была где то тема ).

sergass:

просчитать лонжерон простейшей арифметикой!

Лукавите , батенька.Це же ферма.

Olaf
V_Alex:

ИМХО, все модели, которые идут в виде RTF или ARF, изначально были посчитаны и посчитаны относительно правильно.

Вряд ли их вообще считают. Тривиальная практика и типовые устаканившиеся временем схемы. Ну кто вот считает на прочность бойцовки, к примеру? Лепят не думая о прочности.

Панкратов_Сергей:

То есть имеем площадь крыла 16*2.8=44.8 дм квадратных, Сумах для профиля 1.5, и максимально возможную нагрузку на крыло 10G*2,5=25 кг.

А если при всех тех же условиях модель будет весить 2 кг? 1,5 кг? 1 кг? 0,5 кг? 0,25 кг? 😉
К примеру, планер F1A испытывает на леере перегрузку порядка 100g. Ну и что? Или ваша модель при всех техже условиях при весе 0,25 кг будет испытывать перегрузку тоже 100g! 😮
Пилота же нет, а дереву и металлу без разницы какая перегрузка, которую придумали для большой авиации с человеком на борту. Нам понятие перегрузки совсем ни к чему. Хватит для расчетов величины скорости, свойств профиля Су, площади крыла. Даже не нужна в силу малости масса модели с точки зрения учета инерционных сил при маневре. 😃

Панкратов_Сергей
Olaf:

К примеру, планер F1A испытывает на леере перегрузку порядка 100g. Ну и что? Или ваша модель при всех техже условиях при весе 0,25 кг будет испытывать перегрузку тоже 100g!
Пилота же нет, а дереву и металлу без разницы какая перегрузка, которую придумали для большой авиации с человеком на борту. Нам понятие перегрузки совсем ни к чему. Хватит для расчетов величины скорости, свойств профиля Су, площади крыла. Даже не нужна в силу малости масса модели с точки зрения учета инерционных сил при маневре.

Вы повторили ровно то что я на этом форуме лет 10 уже пишу, в том числе и в этой ветке но почему то в форме спора со мной.😃
Вполне возможно даже на эти выводы вас подвигли наши давние споры с Ленивцем и причими гурами.
До них до сих пор не дошло что ускорение есть следствие силы, а не наоборот.
А сила есть функция скорости…
И то что ломает именно сила, а не ускорение…

Батька-Л
Панкратов_Сергей:

До них до сих пор не дошло что ускорение есть следствие силы, а не наоборот.

Вообще-то - попутаны следствие и причина: F=m*a
И сила, воздействующая на силовой элемент крыла - лонжерон, как раз и является следствием появляющегося центростремительного ускорения, возникающего при эволюциях модели…

Панкратов_Сергей
Батька-Л:

Вообще-то - попутаны следствие и причина: F=m*a
И сила, воздействующая на силовой элемент крыла - лонжерон, как раз и является следствием появляющегося центростремительного ускорения, возникающего при эволюциях модели…

Разруха в вашей голове…
Ответьте сами себе на вопрос- что заставляет летательный аппарат лететь не по прямой а по эволюции?

Не будет силы- модель не будет совершать эволюции ( не будет изменять параметры вектора скорости).
А изменение вектора скорости и есть ускорение.
Пы-сы: наверно в десятый раз даже в этой ветке…

Батька-Л

Спокойно, тёзка! Сейчас разберёмся!
Вообще-то учёные совсем недавно всё-таки решили спор о том, что первично: курица или яйцо. Кстати - в пользу яйца. Нашли вроде бы какое-то вещество, которого нет у курицы… Давайте только эту тему развивать не будем - просто привёл пример решения проблемы…
Так что, наверное, и мы решим вопрос.
Уже хотел было согласиться, что Вы правы, но - “потрепыхаюсь” ещё. СОГЛАСЕН - Вы правы, но только наполовину. Точнее - с одной стороны.
Мы просто смотрим на одну проблему с разных сторон которые всё равно подчиняются этой формуле. Она двояка и работает с обоих концов.
Вы: чтобы придать аппарату необходимое ускорение, необходимо приложить определённую силу (откуда она возьмётся - это другой вопрос: увеличение угла атаки крыла за счёт работы РВ, увеличение Су за счёт отклонения закрылков/элеронов, да или просто восходящий порыв ветра…) и эта сила будет приложена к поверхности крыла и далее соберётся по обтяжке на стрингера, нервюры и, в итоге - на лонжерон, который и воспримет всю нагрузку.
Я: а куда дальше эта сила девается, чем нивелируется? Ну, принял лонжерон нагрузку - и что? Да, толкает модель в направлении приложения силы. С ускорением. Так вот: далее эта сила поддерживает МАССУ фюзеляжа, толкает её в направлении действия силы. А вот здесь уже появляется реактивная СИЛА, с которой МАССА фюзеляжа под действием ТОГО ЖЕ УСКОРЕНИЯ сопротивляется движению и пытается сломать лонжерон. Т.е. лонжерон как бы находится в “заделке”.
Та же формула F=m*a.
Надеюсь - согласитесь и примете…