Уход самолёта с ВВП при взлёте
все довольно просто.
не обращали внимания, что у трЕнеров с трехстоечным шасси, при правильной настройке (носовая стойка ниже и самоль стоит немного опустив нос) этот эффект не проявляется? или проявляется даже наоборот?
рисуночек пояснаяет, почему это все происходит.
ссылк на сайт
www.rcpilotguide.com/samples.htm
стояночный угол самолета с хвостовой стойкой такой, что происходит все именно как в иллюстрации.
особенно при резкой даче газа и в самом начале разбега.
как только самолет набирает достаточную скорость, хвост поднимается и эффект начисто пропадает.
так же эффект увода в сторону уменьшается с ростом скорости, даже если хвост на поднимать.
самолет стабилизируется вертикальным оперением, момент от которого больше, чем от “Р-фактора”.
раньше меня это немного напрягало при переходе с длиннохвостой пилотаги на Су-31 46 калибра, моторчик обороты хватал резко и нос самолет дергался влево. научился парировать это рывком РН вправо, надо только не забыть вернуть РН в нейтраль, так как по мере разгона самолет выравнивается. а разгоняется самолетик 2 кг с 46 моторчиком секунду-две.
длиннохвостый самолет требовал немного большей скорости для взлета, весил немного больше, так вот его я разгонял по взрослому, давал поднять хвост, разбежаться и тогда тянул РВ на себя.
на большом самолете все плавнее, но тоже, небольшая коррекция РН и все, правда, хвост на большом я не поднимаю, тяги хватает так, что отрыв идет сразу со стояночного угла. если дать газу побольше, то впечаление, что самоль просто как стоял - так и взлетает, без пробежки.
Такая херня у меня была на тренере, тока косило вправо ,смотри:
ставлю на асфальт даю полный газ и ч/з 4 м он полностью повернул на 90", но это было только один раз, а потом я просто РН до конца влево , руль высоты на себя и потом весь газ - ч/з 3 - 4 м он летит тут же просто отпускаю РН и се намана !!!
…В-третьих, абсолютно очевиден перебор с расходом руля направления: ну скажите мне, пожалуйста, зачем начинающему пилоту нужен расход РН разворачивающий самолет под 90 градусов, неужели вы в полете пользуетесь такими расходами???..
vpan, спасибо. Действительно, “задушил” расходы на ~15 мм по рулю направления в каждую сторону и теперь СПОКОЙНО взлетаю с грунтовки шириной с колею автомобиля, другими словами шириной с размах крыла (1,6 метра), хотя раньше была проблема взлететь примерно с 5-метрового асфальта, вилял во все стороны.
Но “разворот на горке” уже делать нормально не получается (не зватает расхода), полёт на ноже пока даже и не пробовал, наслаждался разовротами с креном градусов в 45-60 на малой высоте, зелёный фон из хорошего поля + деревья в сумме с быстролетящим самолётом (Экстра 300S) дают очень красивую картину, вполне смахивающую на полёт реального самолёта … Постепенно буду расходы увеличивать.
P.S. OFFtopic. Поставил шасси от тренера (одна стойка штатная открутилась в один из полётов и упала в поле, птытаться искать даже не стал) - совершенно другое дело. Штатные стойки фирмы Segull были какими-то мягкими и даже при хороших посадках их постоянно приходилось подвыгибать, я уже не говорю о взлётах и посадках ,когда на самолёт было жалко смотреть, его весь трясло… Посадки с шасси от тренера одно удовольствие, самолёт плавно подпружинившись касается и садится. Считаю, что для грунта нужны именно “аммортизационные” шасси типа тренеровских. Копийность нарушается, но взлёт и посадка гораздо приятнее.
Толи я так написал, толи меня не так поняли…
Взлёт при боковом ветре был хоть и на грани, но в итоге произошёл без последствий… это в тот день, когда было задето дерево и когда садиться было решено в поле…
Потом был НЕУДАЧНЫЙ взлёт… уже БЕЗ бокового ветра… 3-й был опять на грани, тоже без ветра…
В общем если в эти выходные погода позволит, буду ещё кататься в зад-вперёд по “полосе”. Правда там особо не раскатаешься, машины ведь периодически ездят… Причём если какая фура пролетит - самолёт сдует нафик, поэтому его надо быстрее к себе или себя быстрее к нему и держать 😃. Я тут недавно сам еле устоял, когда автопоезд пронёсся, уж не знаю куда бы самолёт отлетел…
Буду пытаться разгоняться с небольшим ускорением, посмотрим что выйдет из этого…
Может гиру поставить?
Да дело в том, что его достаточно сильно разворачивает… буквально под 90 градусов он если не парировать пытается съехать с дороги… Тогда РН придётся отклонять достаточно сильно, чтобы удержать, при этом когда ручку на себя будешь давать - нужно будет РН моментально отпустить… Мне кажется при неудачном взлёте я как раз не успел “убрать” РН (это толькоп редположение), т.к. процесс для меня оказался внезапным и может просто зарулился чтоли…
Раньше летал на ФАНе, там сзади был костыль. В принципе я знал, что ФАНа тянет влево, поэтому ставил его заранее носом правее, чтобы он по дуге как раз разгонялся… Но Экстра слишком уж сильно рулит, тут не плавная дуга получится, а корусель какая-то…
В общем у меня появился страх повторить тот неудачный взлёт…
В принципе если бы его слиьно не вело влево, я бы и РН не боялся трогать… но на таких отклонениях…
В общем как я понял других решений нет? ДВС сдвигать тоже не охото… РН тримировать смысла нет, тогда в полёте будет скользить…
P.S. Моторама была уже прикручена, цилиндр смотрит вправо свечой, глушак вниз… возможно ось вращения не по середине, слишком смещена вправо, поэтому такое и происходит…
Но ведь В ПОЛЁТЕ такого нет - вот что странно…
Может что-то нужно сотворить с основными стойками шасси… я уже не знаю что думать… Мне это не понятно, почему на земле он рулит (сильно), в полёте летит ровно…
На моем самолете тоже такое было-ну очень чувствителтный к РН. Я просто зажал расходы по этому каналу + экспонента (-40%) Теперь прои взлете никаких проблем 😃
vpan, спасибо. Действительно, “задушил” расходы на ~15 мм по рулю направления в каждую сторону и теперь СПОКОЙНО взлетаю с грунтовки шириной с колею автомобиля, другими словами шириной с размах крыла (1,6 метра), хотя раньше была проблема взлететь примерно с 5-метрового асфальта, вилял во все стороны.
Но “разворот на горке” уже делать нормально не получается (не зватает расхода), полёт на ноже пока даже и не пробовал, постепенно буду расходы увеличивать.
Сегодня тоже мучался с новым самолетом, на малой скорости рулится нормально, а как газу прибавляешь, виляет во все стороны, на предыдущих моделях такого не было. Дал полетать опытному пилоту, тоже еле взлетел 😦 .
Вообщем, он мне посоветовал сместить вперед ось вращения заднего колеса. Расход РН не измениться, а чувствительнось колеса убавиться.