Уход самолёта с ВВП при взлёте
Купите себе биплан под Ваш движок.
Если с геометрией всё впорядке, то сделать больше выкос винта. У меня такая же история была один в один. После корректировки взлёт как по рельсам.
Купите себе биплан под Ваш движок.
Хм, интеерсно, а чем биплан может помоч? Ведь момнет от винта никуда не уйдёт… Разве что саомлёт раньше поднимется, до ухода =)))
Если с геометрией всё впорядке, то сделать больше выкос винта. У меня такая же история была один в один. После корректировки взлёт как по рельсам.
Но тогда его в полёте начнёт “боком нести”, т.е. со сокльжением…
Хм, интеерсно, а чем биплан может помоч? Ведь момнет от винта никуда не уйдёт… Разве что саомлёт раньше поднимется, до ухода =)))
Биплан уводить будет еще сильнее. Имхо биплан сложнее в управлении. Самолет при сильном выкосе лететь боком не будет, просто может быть разница при полете на холостых и на полном газу. Тут лучше попробовать один раз))) Я избавился от увода увеличением выкоса и проблем в полете не появилось.
Коллеги, прочитал всю ветку!!! Право слово – ну что тут рассусоливать, на мой взгляд, все абсолютно очевидно… Во-первых, управляемая (задняя) стойка шасси установлена жестко в руль направления она не подпружинена и соответственно жестко отрабатывает любое отклонение руля направления. Во-вторых, пилотажный и тем более, акробатический самолет требователен к правильному управлению не только в воздухе, но и на земле. В-третьих, абсолютно очевиден перебор с расходом руля направления: ну скажите мне, пожалуйста, зачем начинающему пилоту нужен расход РН разворачивающий самолет под 90 градусов, неужели вы в полете пользуетесь такими расходами??? В-четвертых, что такое реактивный момент? – это: - «момент, действующий относительно оси вращения винта и создаваемый аэродинамическими силами сопротивления вращению его лопастей. Момент винта реактивный направлен в сторону, противоположную вращению винта, и равен крутящему моменту на валу винта. Момент винта реактивный иначе называется моментом сопротивления вращению винта. «Военно-авиационный словарь, Москва, Воениздат» – то есть, это сила, которая пытается крутить самолет в противоположную сторону вращения винта (относительно вала мотора) и ни при каких условиях эта сила не может избирательно тянуть самолет вправо или влево. Если конечно речь не идет о том, что мотор установлен под значительным углом к оси симметрии самолета. Тут можно еще много приписать: парусность фюзеляжа, неравномерное подтормаживание колес, люфты тяги управления на качалке и кабанчике, возможно «бряблые» петли и т.д.
Все это я говорю для того, чтобы Вы сами попытались определить, в чем проблема, поверьте на слово через каких-нибудь 5 – 10 удачных взлетов Вы сами улыбнетесь той проблеме, которая Вас так беспокоит. Не претендуя на истину, в конечной инстанции дам пару простых советов:
- Проверьте углы установки колес – просто покатайте самолет вперед назад и убедитесь, что он катится по прямой.
- Для сохранения управляемости самолета при разбеге, в момент начала разгона возьмите ручку руля высоты полностью на себя, потом по мере разгона отдавайте ручку до необходимого значения для плавного отрыва. Т.е. получается обратное (конечно непривычное) управление на взлете, но это позволит прижать хвост к земле и сохранить управляемость. Звучит, может сложновато, но вполне действенно особенно в тех случаях, когда тяга мотора оставляет желать лучшего и разбег получается в несколько десятков метров.
все довольно просто.
не обращали внимания, что у трЕнеров с трехстоечным шасси, при правильной настройке (носовая стойка ниже и самоль стоит немного опустив нос) этот эффект не проявляется? или проявляется даже наоборот?
рисуночек пояснаяет, почему это все происходит.
ссылк на сайт
www.rcpilotguide.com/samples.htm
стояночный угол самолета с хвостовой стойкой такой, что происходит все именно как в иллюстрации.
особенно при резкой даче газа и в самом начале разбега.
как только самолет набирает достаточную скорость, хвост поднимается и эффект начисто пропадает.
так же эффект увода в сторону уменьшается с ростом скорости, даже если хвост на поднимать.
самолет стабилизируется вертикальным оперением, момент от которого больше, чем от “Р-фактора”.
раньше меня это немного напрягало при переходе с длиннохвостой пилотаги на Су-31 46 калибра, моторчик обороты хватал резко и нос самолет дергался влево. научился парировать это рывком РН вправо, надо только не забыть вернуть РН в нейтраль, так как по мере разгона самолет выравнивается. а разгоняется самолетик 2 кг с 46 моторчиком секунду-две.
длиннохвостый самолет требовал немного большей скорости для взлета, весил немного больше, так вот его я разгонял по взрослому, давал поднять хвост, разбежаться и тогда тянул РВ на себя.
на большом самолете все плавнее, но тоже, небольшая коррекция РН и все, правда, хвост на большом я не поднимаю, тяги хватает так, что отрыв идет сразу со стояночного угла. если дать газу побольше, то впечаление, что самоль просто как стоял - так и взлетает, без пробежки.
Такая херня у меня была на тренере, тока косило вправо ,смотри:
ставлю на асфальт даю полный газ и ч/з 4 м он полностью повернул на 90", но это было только один раз, а потом я просто РН до конца влево , руль высоты на себя и потом весь газ - ч/з 3 - 4 м он летит тут же просто отпускаю РН и се намана !!!
…В-третьих, абсолютно очевиден перебор с расходом руля направления: ну скажите мне, пожалуйста, зачем начинающему пилоту нужен расход РН разворачивающий самолет под 90 градусов, неужели вы в полете пользуетесь такими расходами???..
vpan, спасибо. Действительно, “задушил” расходы на ~15 мм по рулю направления в каждую сторону и теперь СПОКОЙНО взлетаю с грунтовки шириной с колею автомобиля, другими словами шириной с размах крыла (1,6 метра), хотя раньше была проблема взлететь примерно с 5-метрового асфальта, вилял во все стороны.
Но “разворот на горке” уже делать нормально не получается (не зватает расхода), полёт на ноже пока даже и не пробовал, наслаждался разовротами с креном градусов в 45-60 на малой высоте, зелёный фон из хорошего поля + деревья в сумме с быстролетящим самолётом (Экстра 300S) дают очень красивую картину, вполне смахивающую на полёт реального самолёта … Постепенно буду расходы увеличивать.
P.S. OFFtopic. Поставил шасси от тренера (одна стойка штатная открутилась в один из полётов и упала в поле, птытаться искать даже не стал) - совершенно другое дело. Штатные стойки фирмы Segull были какими-то мягкими и даже при хороших посадках их постоянно приходилось подвыгибать, я уже не говорю о взлётах и посадках ,когда на самолёт было жалко смотреть, его весь трясло… Посадки с шасси от тренера одно удовольствие, самолёт плавно подпружинившись касается и садится. Считаю, что для грунта нужны именно “аммортизационные” шасси типа тренеровских. Копийность нарушается, но взлёт и посадка гораздо приятнее.
Толи я так написал, толи меня не так поняли…
Взлёт при боковом ветре был хоть и на грани, но в итоге произошёл без последствий… это в тот день, когда было задето дерево и когда садиться было решено в поле…
Потом был НЕУДАЧНЫЙ взлёт… уже БЕЗ бокового ветра… 3-й был опять на грани, тоже без ветра…
В общем если в эти выходные погода позволит, буду ещё кататься в зад-вперёд по “полосе”. Правда там особо не раскатаешься, машины ведь периодически ездят… Причём если какая фура пролетит - самолёт сдует нафик, поэтому его надо быстрее к себе или себя быстрее к нему и держать 😃. Я тут недавно сам еле устоял, когда автопоезд пронёсся, уж не знаю куда бы самолёт отлетел…
Буду пытаться разгоняться с небольшим ускорением, посмотрим что выйдет из этого…
Может гиру поставить?
Да дело в том, что его достаточно сильно разворачивает… буквально под 90 градусов он если не парировать пытается съехать с дороги… Тогда РН придётся отклонять достаточно сильно, чтобы удержать, при этом когда ручку на себя будешь давать - нужно будет РН моментально отпустить… Мне кажется при неудачном взлёте я как раз не успел “убрать” РН (это толькоп редположение), т.к. процесс для меня оказался внезапным и может просто зарулился чтоли…
Раньше летал на ФАНе, там сзади был костыль. В принципе я знал, что ФАНа тянет влево, поэтому ставил его заранее носом правее, чтобы он по дуге как раз разгонялся… Но Экстра слишком уж сильно рулит, тут не плавная дуга получится, а корусель какая-то…
В общем у меня появился страх повторить тот неудачный взлёт…
В принципе если бы его слиьно не вело влево, я бы и РН не боялся трогать… но на таких отклонениях…
В общем как я понял других решений нет? ДВС сдвигать тоже не охото… РН тримировать смысла нет, тогда в полёте будет скользить…
P.S. Моторама была уже прикручена, цилиндр смотрит вправо свечой, глушак вниз… возможно ось вращения не по середине, слишком смещена вправо, поэтому такое и происходит…
Но ведь В ПОЛЁТЕ такого нет - вот что странно…
Может что-то нужно сотворить с основными стойками шасси… я уже не знаю что думать… Мне это не понятно, почему на земле он рулит (сильно), в полёте летит ровно…
На моем самолете тоже такое было-ну очень чувствителтный к РН. Я просто зажал расходы по этому каналу + экспонента (-40%) Теперь прои взлете никаких проблем 😃
vpan, спасибо. Действительно, “задушил” расходы на ~15 мм по рулю направления в каждую сторону и теперь СПОКОЙНО взлетаю с грунтовки шириной с колею автомобиля, другими словами шириной с размах крыла (1,6 метра), хотя раньше была проблема взлететь примерно с 5-метрового асфальта, вилял во все стороны.
Но “разворот на горке” уже делать нормально не получается (не зватает расхода), полёт на ноже пока даже и не пробовал, постепенно буду расходы увеличивать.
Сегодня тоже мучался с новым самолетом, на малой скорости рулится нормально, а как газу прибавляешь, виляет во все стороны, на предыдущих моделях такого не было. Дал полетать опытному пилоту, тоже еле взлетел 😦 .
Вообщем, он мне посоветовал сместить вперед ось вращения заднего колеса. Расход РН не измениться, а чувствительнось колеса убавиться.