Какой должен быть руль направления?

JON

Имеется у меня самолетик ( фан). С самого начала мне не понравился руль направления, какой то не правильный, по дурацки выглядит. В полете это подтвердилось. При работе рулем модель сильно скручивает по элеронам и еще по высоте ( видимо из за торможения). На других моделях такого нет. Я понимаю что немного поддерживать надо, но не до такой степени. Пробовал ставить гиру на руль, так вообще летать не возможно, модель становится обсалютно не предсказуемой при работе гиры.
Хотелось бы узнать , как вообще расчитывается форма руля направления.
Хочу переделать руль, но не уверен в верности мысли. Мысль такая, чтоб исправить это, думаю уменьшить высоту и сделать наклон задней кромки больше.
Т.е. к низу руль больше.
Хотелось бы услышать ваши мысли по этому поводу.

Annihilator
JON:

Мысль такая, чтоб исправить это, думаю уменьшить высоту и сделать наклон задней кромки больше.
Т.е. к низу руль больше.
Хотелось бы услышать ваши мысли по этому поводу.

Наклон вполне может помочь в данной ситуации. Как минимум пропадёт (или хотя бы уменьшится) скручивание по эленорам

Alex

Все фаны на которых я летал вели себя так же. Возможно в жирном профиле дело. Попробуйте с расходами поиграть.

JON

НЕ, расходы тут не причем.
А какой в идеале должен быть руль направления?
Я так ( вспомнив курс физики) думаю что он должен быть симетричным относительно центра масс, ну чтоб не скручивало.
Но поскольку на модели это трудно реализовать и он получается смещенным , то и делают его со скосом. А вот как расчитать величину этого наклона, чтоб получить ровную модель, памяти уже не хватает ( слишком давно был этот курс физики). Может кто обладает такими познаниями
в физике. Или мож кто знает где можно взять такой расчет. Поделитесь знаниями, ведь многие сами строят модели. Или все на глазок делают, получилось - здорово, нет - так все модели так летают.

Alex

Я же говорю, на фане дело, скорее всего,в профиле! На обычных моделях такое если и есть то намного меньше. Не физику а аэродинамику вспоминать надо. На некоторых небольших самолетах вообще к торцу киля приклеивают планочку чтобы в профиль буква Т получилась, т.к. родного киля, порой не хватает. Вот такой правильный киль получается 😃

AeroLEX
JON:

Имеется у меня самолетик ( фан). С самого начала мне не понравился руль направления, какой то не правильный, по дурацки выглядит.

При таком раскладе “по-дурацки” выглядят 90% рулей направления на спортивных самолётах(“Су-шки”, Экстры, Катаны-Фунтаны, Яки, КаПы) и иже с ними… Однако, ЛЕТАЮТЬ, гады… Да как летают! Правда, не у всех…

jurist

Хотелось бы услышать ваши мысли по этому поводу.
[/quote]
Привет.
На фото вижу знакомый хвост. 3D Eagle однако. По расцветке не удивляйтесь - китайскую хохлому я ободрал.
Мысли у меня шли тем же путем что и у Вас. Только сначала я переделал стабилизатор с рулем высоты, соединив половинки РВ дюралевой трубкой вместо скобы. Вдогонку убрал киль и сделал новый руль направления. Серво на рулях стояли HITEC225, заменил на HITEC5625. Элероны тоже сделал новые. Центровку двигал много. И не только вперед-назад, но и вверх-вниз. Выкос двигателя так же не остался без внимания. Кстати хвостовые машинки были перенесены в среднюю часть фюзеляжа для уменьшения разноса масс. В итоге самолет стал четко выполнять команды, работы однозначно стоили этого. Но проблема с выворачиванием самолета осталась. При полете на ноже фан переворачивался на спину. Почитав форум, посоветовавшись с коллегами, пришел к выводу что это общая геометрия виновата. Вылечить можно другим путем. В форуме Вы найдете не одну тему, где задета настройка самолета. Вот выдержка из какой-то темы (не знаю точно т.к. специально сохранял ее у себя в текстовом файле):

"Ничего особенного с Вашим самолетом нет. Таким неприятным свойством обладают почти все арфы, кроме спортивных пилотажек.

Можно конечно рулить элеронами для компенсации, но это не выход. При выполнении комплекса часто требуется регулировать с помощью руля направления. Так что самый верный способ - введение микшеров, где руль направления-мастер и элероны (а может потребоваться и руль высоты)-слэйв.

Как сам настраивал (под чутким руководством тренера).

  1. Самолет с большой высоты переводится в вертикальное пикирование с двигателем на холостом ходу. Направление ветра (если есть) вертикально в фонарь самолета (или в днище ).
  2. Отклоняем руль направления. Смотрим скручивается ли он по элеронам и в какую сторону.
  3. Сажаем самолет и настраиваем. Если самолет при отклонении рульнаправления вправо скручивается вправо - вводим противоположный микс элеронов. Важно надо это делать по 1-3% и снова пробовать. 4. Если скручивания при управлении направлением при вертикальном пикировании больше нет - следующий ход. в горизонтальном полете плавно отклоняем направление. В принципе самолет должен идти “блинчиком” с очень плавным сваливанием в сторону поворота. Но может и резко кивнуть носом вниз (очень редко вверх), тогда вводим небольшую по чуть-чуть компенсацию миксером рульнаправления-рульвысоты. Главное все миксеры вводить “по капле” иначе самолет потеряете.

В результате самолет летит на ноже только на руле направления без элеронов и иногда приходится чуть контролировать рулем высоты направление полета на этом самом ноже. Но надо помнить, что нож не главное, главное отсутствие скручивания при управлении направлением на вертикалях."

Фан не дожил до решения проблемы т.к. был разбит в результате небрежного подключения электроники. Во время штопора отошло питание. Ну и самолет отошел. В мир иной.
С помощью этих советов я настраивал ЯК-54. В итоге самолет действительно рулится на ноже только рулем направления. Причем на любой скорости.
Еще пару слов о геометрии. В несимметричности фана можно увидеть плюсы. Перевернутые фигуры выполняются гораздо проще, чем прямые. Я говорю о хариере и плоском штопоре. Обратная петля идет с меньшим радиусом, чем прямая (почти вокруг кабины).
Хотя я думаю, что проектировщики, опуская крыло просто хотели исключить затенение стабилизатора и руля высоты.
Удачи в настройке и переделке!

P.S. Не принимайте близко к сердцу всякие намеки. Здесь острословов хватает. “Однако, ЛЕТАЮТЬ, гады… Да как летают! Правда, не у всех…”. Хотя может чел так о собственном опыте?

Vladimir_T
JON:

Имеется у меня самолетик ( фан). С самого начала мне не понравился руль направления, какой то не правильный, по дурацки выглядит. В полете это подтвердилось. При работе рулем модель сильно скручивает по элеронам и еще по высоте ( видимо из за торможения). На других моделях такого нет. Я понимаю что немного поддерживать надо, но не до такой степени. Пробовал ставить гиру на руль, так вообще летать не возможно, модель становится обсалютно не предсказуемой при работе гиры.
Хотелось бы узнать , как вообще расчитывается форма руля направления.
Хочу переделать руль, но не уверен в верности мысли. Мысль такая, чтоб исправить это, думаю уменьшить высоту и сделать наклон задней кромки больше.
Т.е. к низу руль больше.
Хотелось бы услышать ваши мысли по этому поводу.

Насчет формы вертикального оперения сказать нечего, вроде бы нормальная, а вот площадь проверить надо. В авиации принято, что площадь вертикального оперения составляет примерно (если не путаю) процентов 12 от площади крыла. Если предполагается, что модель должна летать на “ноже” то руль направления должен быть более развитым, чтобы держать модель. Если это не предполагается, то большой РН с большими расходами, это проблема. А вобще эта тема уже рассматривалась. rcopen.com/forum/f91/topic78506