Hawker tempest

Pumper
Aviator73:

Делал по этим (см. аттач)

Чертежики откровенно слабенькие. 😦
Понятно, если безрыбье, но я же вроде давал в статье ссылку на хорошие чертежи на сайте Темпеста.
Я работал по Каруановским чертежам :

www.hawkertempest.se/drawings.htm

а недавно там появились местами еще более славные от Бентли :

www.hawkertempest.se/drawings-2.htm

Ну да лана…

Когда следующая попытка ?

Aviator73
Pumper:

Чертежики откровенно слабенькие. 😦
Понятно, если безрыбье, но я же вроде давал в статье ссылку на хорошие чертежи на сайте Темпеста.

Когда следующая попытка ?

Чертежи товарища Каруаны я потом скачал, как видно поздно 😦

Следующая попытка намечена на ближайший уикенд. Если погода/жена будут благоприятной и кидала со стакана слезет 😉

Pumper
Aviator73:

…и кидала со стакана слезет 😉

Мож тут кроется загадка “нелетучести” Вашего пепелаца ? 😃

На всякий случай запаситесь парой пива для предполетной подготовки тех.состава - чтоп не колбасило на старте 😃

KATUAL
Pumper:

Мож тут кроется загадка “нелетучести” Вашего пепелаца ? 😃

Во-во, был аналогичный случай, запускал Пайпера с отцом, опыта мало, поетому просил его бросать…
И стал я замечать, что с каждым запуском самолетик все тяжелей и неохотней летит, просидает аж до земли, думал хана мотору 😕

И что оказалось 😈 , отец, почуствовав что мотор “тянет”, стал просто его легоничко подталкивать, мол тяга есть- полетит 😃 А как выяснилось, а очень просто, когда мотор сгорел прям во время броска, Пайпер упал в паре метров 😠

Как я ни пытался объяснить, что не в тяге дело, а в скорости- бестолку, тянет и все тут! Это у меня руки кривые… Бросаю теперь сам, от греха подальше 😇

Aviator73
Pumper:

Мож тут кроется загадка “нелетучести” Вашего пепелаца ? 😃

На всякий случай запаситесь парой пива для предполетной подготовки тех.состава - чтоп не колбасило на старте 😃

Да не, он не злосный алкаш - просто в выходные иногда бывают веселительные мероприятия. Хорошо, если в эти выходные их не будет 😉

ЕВГЕНИЙ-ARM

Почитал ваши прения по поводу взлетов - и в недоумении. У меня правдо не полукопия - простая бойцовка полу дельта. И нагрузка на крыло поменьше будет . Стоит SC-25 - помащнее чем ТТ и ОСя на втулке. Но при весе в 1500 взлёт без проблем (кидаю сам себе). Это литорика …
----
Первое ни разу не озвучен вопрос расходов рулей высоты. Действительно когда модели нехватает скорости и по нагрузкам она далека от идеала - взлет нужно совершать эфективно работая ручками управления. Причем реакция очень запоздалая на команду и это первые секунды после броска.
Второе что замечал наблюдая со стороны - шоковое состояние пилота. Явно нервничая и особенно при первых запусках. После того как модель выпущена , человек стоит как бы отключенный.
Если вовремя не “переключился” дрова. Начинаеш брифинг по полету и расказывая что он ничего не делал с ручками управления или давал очень маленькие отклонения - не верит и уверяет что джойстик чуть не свернул… В реальности этого не было.
-----
Если все правильно что описанно то самик должен пойти в небо , даже если крыло и стабилизатор стоят в нулях. Главное ( опасаюсь рекомендовать так как хорошо имеет обратную сторону) чтоб на малой скорости хватило ефективности рулей и вы смогли этим воспользоваться ( состояние шока).
---------
Еще один момент - Темпест имеет очень тяжелое крыло для точного геометрического изготовления и еще угол V добавляет эту ошибку. И часто сравнивая геометрию крыла тяжело оценить насколько точно сделано чтоб не произошло круток на концах . Возможно этот момент тоже имеет место в вашей проблемме.
--------------
Но поднять ваш самик всеравно можно … Просто немного нужно раслабиться и не волноваться перед выпуском модели. Не бойтесь “перебрать” ручки управления , и более интенсивно работайте ими.
-----------------
Легко советовать , но у самого ноги и руки выдают такую дробь когда первый раз облетываеш самик и без разницы какой по счету.
----------------------
Вот примерно моё мнение , без претензий на правоту…

Aviator73
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Почитал ваши прения по поводу взлетов - и в недоумении.

Аналогично - вроде при правильной центовки и тяговооруженности и табуретка должна летать…

Первое ни разу не озвучен вопрос расходов рулей высоты.

Руль высоты по 30 гр. в обе стороны, элероны по 30 вверх и 20 вниз.

Действительно когда модели нехватает скорости и по нагрузкам она далека от идеала - взлет нужно совершать эфективно работая ручками управления.

Дело в том, что если реакция на команды если и наступает, то самолет уже в траве. Точнее не наблюдается полет как таковой - бросок валенка выглядит одинаково. Как будто двигателя нет, рулей тоже. Кинули - а он в землю раньше или позже в зависимости от силы броска.

Второе что замечал наблюдая со стороны - шоковое состояние пилота.

Есть такое… Но не настолько, чтобы мешать трезво оценивать ситуацию 😉

Если все правильно что описанно то самик должен пойти в небо , даже если крыло и стабилизатор стоят в нулях.

Если погода позволит - на днях проверим это на практике. Уже переделал ложемент под +2 градуса.

Еще один момент - Темпест имеет очень тяжелое крыло для точного геомитрического изготовления и еще угол V добавляет эту ошибку. И часто сравнивая геометрию крыла тяжело оценить насколько точно сделано чтоб не произошло круток на концах . Возможно этот момент тоже имеет место в вашей проблемме.

Есть у меня один чертеж бойцового темпеста, так там концевые нервюры закручены на 6 градусов вниз. Профиль там чистейший кларкY…

Но поднять ваш самик всеравно можно …

Подобные высказывания укрепляют надежду и веру в летучесть моих дров 😃

Вот примерно моё мнение , без претензий на правоту…

Все принято к сведению! Большое спасибо!

ЕВГЕНИЙ-ARM

Ясно …
Но в том прикол про шок - восприятие нормальное . И ты как будто все делаеш а в реале мозг делает а руки нет. Ну это просто из случаев и в виде поправки …
-----
Вообще 25 размер это очень тяжелая кубатура для создания красивой и летучей техники. Заметьте как мало наборов и Китов под эту кубатуру.
Потому лично я высоко оценил то что сделал Pumper.
Не просто со слов типа красиво и класно - это кометарии не очем людей часто не представляющих как это сложно.
А именно с механизацией и летучий самик. По своему опыту могу сказать это не так просто как кажется. Теперь и вы это испытали …
вот поэтому 40 размер прощает многие ошибки и запас на ошибки по массе больше чем при постройке 25-ок. Но у меня лично больше симпатий к 25 ( правдо появился и 30 но 4Т он как раз как лашка 25 по мощности) и мне с ними как то приятно возиться.
---------
Ладно думаю что всетаки вы победите своего самика и научите летать.

Лично я пока на постройку подобного не решаюсь так как полное отсутвие материала из которого можно создать такой же самик. Делать из бальзы столь сложную геометрию - сделаю . Но отделка модели нагонит столько весу что мотора мало будет. Патолочку и пену - нечем покрывать и красить обсалютно - магазины такими специфичными вещами не торгуют как лаки и краски не растворяющие пену ( хотя ассортимент высок).
----
Удачи всем… 😃

Aviator73:

Руль высоты по 30 гр. в обе стороны, элероны по 30 вверх и 20 вниз.

Да еще момент
-------
Хотя такие расходы и настораживают. Это то о чем я говорил что хорошо тоже не хорошо.
Обычно 15 градусов это нормально. Вам по месту виднее и по навыкам.

Pumper

Про углы отклонения РВ - Темпест имеет относительно небольшое плечо хвостового оперения и достаточную площадь РВ, поэтому 30 градусов в каждую сторону для него ( точнее для нервной системы пилота ) замного. Как верно заметил ЕВГЕНИЙ-ARM - слишком хорошо тоже плохо.
Я вылетал в первый с 15-ю градусами в каждую сторону, но все равно аппарат показался слишком дерганным по тангажу. Сейчас летаю на 10 град и этого более чем - реагирует на РВ очень чутко и четко. Хотя у меня этому еще способствует более задняя, чем на Вашем центровка.
Полагаю, что “Ваш размер” для первого + - 15 градусов.

Перечитал Вашу эпопею еще раз. Что-то мне все это показалось очень знакомым.
Особенно фраза про брошенный валенок, дальность полета которого зависит от силы броска.
Если не лень, вот длинное повествование , с которого собсно и началось мое появление на этом форуме :
rcopen.com/forum/f1/topic5839/9

Тогда всем миром удалось таки поднять моего первенца - пенопластового Шторха на электротяге - в небо.
Вся симптоматика первых неудач - один в один как у Вас. А разрешилось все очень просто - увеличением тяги мотоустановки с помощью винта бОльшего шага-диаметра.
Поэтому несмотря на Ваши описания уверенно-достаточной тяговитости Вашего мотора , на уровне подсознания меня гложет червь сомнений - уж слишком много похожего.
Очень хочется ошибаться и надеятся, что это мои домыслы - лишь рефлексы от собственного негативного опыта, как у собачек Павлова.
И про шоковое состояние на старте - все очень в тему. Одним из факторов неудач со Шторхом была именно боязнь ХОРОШЕГО броска модели - эксперимента ради я потом, когда уже уверенно оседлал и Шторха и Мессера , поменял на Шторхе винт на старый, на тот, на котором когда-то взлететь не смог и…полетел. Кривовато, на грани - но полетел.

С другой стороны - архи-мешающий шок на старте , равно как и напоминание о необходимости броска ПРОТИВ ветра - это вроде к Вам относиться не должно, все-таки это у Вас не первая модель.

Убейте мои природные страхи - попытайтесь каким-то образом померять тягу мотора. Надеюсь, что винт там уже стоит 10х5 ???
Про предстартовую подготовку в части проверки действия рулевых поверхностей на максимальных оборотах двигателя не спрашиваю - почему-то уверен, что Вы это делаете ( не ошибаюсь ? ).

Удачи !

Aviator73
Pumper:

Если не лень, вот длинное повествование , с которого собсно и началось мое появление на этом форуме :
rcopen.com/forum/f1/topic5839/9

Удачи !
[/quote]
По-порядку: расходы уменьшить не проблем, аппаратура позволяет; винт 10х5 к сожалению не нашел, взял на пробу 10х4 - на глаз тяга значительно меньше, чем 9х6. В прошлое воскресенье была очередная попытка запуска. С новым углом атаки самолет полетел! Но удовольствия от полета не было - вылезла болячка, которой я все время боялся - тяжелый хвост. Полет напоминал 3Д фигуру “хариер”! Самолет летел с опущенным вниз хвостом под углом градусов в тридцать! При этом выворачиваясь и пытаясь упасть - но у него это не вышло 😉 Полетав так пару кругов я его осторожно плюхнул в траву. Для исправления центровки нужно полностью переделывать фюз, чем теперь собственно и занимаюсь. В новом чертеже все ради центровки - максимально сдвинут вперед бак, серва карбюратора вообще почти возле двигателя, приемник под баком, аккумулятор тоже… Хвост делаю как можно легче - теперь есть аквалак, а не то что раньше - органза на эпоксидке…
Вот такие дела.
Темпест будет летать 😈

ЗЫ А Вашу эпопею прочитаю.

Pumper
Aviator73:

С новым углом атаки самолет полетел!

Уф-ф-ф… Выдохнул. Отпустило.
С почином Вас ! 😃

Но удовольствия от полета не было - вылезла болячка, которой я все время боялся - тяжелый хвост. Полет напоминал 3Д фигуру “хариер”! Самолет летел с опущенным вниз хвостом под углом градусов в тридцать! При этом выворачиваясь и пытаясь упасть - но у него это не вышло 😉 Полетав так пару кругов я его осторожно плюхнул в траву. Для исправления центровки нужно…

Вот тут стоп. Нифига не понимаю - Вы же писАли, что центровка у Вас 25% ? Не важно, с тяжелым-ли, с легким-ли хвостом, но самолет статически сбалансирован по тангажу на отметке, совпадающей с 25% САХ. Все, точка.
Пусть специаисты по пилотажкам и особенно фанам расскажут, с какими “озадненными” центровками они летают в зависимости от настроения - но несмотря на это прямолинейный полет остается прямолинейным, а не харриером.

Самолет летел с опущенным вниз хвостом под углом градусов в тридцать! При этом выворачиваясь и пытаясь упасть -но у него это не вышло

Судя по описанию, летели на руле высоты постоянно ловя грозящий начься срыв элеронами. При этом сильно потели 😃
В подобной ситуации респект Вам как пилоту за удержание, но тройка с минусом выдаваемой мотоустановкой тяге.
Опишите поподробней полет - не пытались затянуть его повыше ( понимаю, как это трудно в такой ситуации, но все-же за два-три-четыре круга можно было наверное ) чтобы позырить как оно ведет себя в очч пологом пикировании ? Т.е. подразогнать пепелац ?

Темпест будет летать 😈

Теперь уже, как порядочный человек, вы обязаны на ней (нем) жениться 😉

ЗЫ А Вашу эпопею прочитаю.

Почитайте обязательно - первое передвижение по воздуху на дистанцию порядка 40 метров происходило у меня на Шторхе именно “харриером” - с гордо поднятым носом и с трудом “удерживаясь на ногах” 😃

Brandvik

Круто! почему я раньше не видел этого топика! Я тут тоже этот самолетик делал и даже пару фоток выкладывал 😃 rcopen.com/forum/f6/topic30834 Так вот у меня при первом запуске он тоже наровил “хариером” лететь и на крыло валиться. Я пролетел метров 5, удалось оккуратно сеть. Я сразу смекнул что центровка явно задняя. И что бы ее довести до переднй пришлось в капот напихать груру грамм 150-200, не взвешивал. просто подкладывал пока не получил нужную. на моем крыле это 7.5 см от передней кромки. При масштабе модели 1:10 вот. 😃 ну и с копийностью, я его не доделал. Расшивка, фонарь кабины, накладки пулеметные и щитки колес, глушители и опознавательные знаки. Вот не удалось побороть пузырьки воздуха под тканью 😦 Стойки всех колес складываются. Передние стойки покупные. Заднюю мастерил тоже сам. Двигатель OS Max 32. Винт 10Х6. (думаю поставить 11Х6) Вес, незнаю. Неначем пока взвесить 😦

крыло_ру

Если не лень, вот длинное повествование , с которого собсно и началось мое появление на этом форуме :
rcopen.com

Хе-хе… И я там поучавствовал…. 😃 😃 😃 Эххх. А теперь мы земляки с Teaport’ом …… Эх… Ностальгия… 😒
По делу.
В принципе я с Pamper’ом согласен.
Хвост не может быть Тяжёлый. То есть может, но от этого он не станет виснуть вниз на 30 градусов. Центровкой (если упрощённо) определяется соотношение устойчивость/ управляемость. Если бы у вас самолёт был слишком отзывчивый на рули – тогда центровку можно бы и вперёд подвинуть. Он бы немного ”отупел”. Впрочем проверьте (пересчитайте) центровку ещё разок. 23-25% - нормально.

То о чём Вы говорите, навоит на мысль о нехватке скорости. Последний момент не так прост, как кажется. Винт большого диаметра и малого шага тут только навредит. Он просто не позволит набрать скорость (тянет хорошо только в статике). 10х4 – очень ”медленный” винт. Да и вообще, видимо, тяжеловат, раз”на глаз тяга значительно меньше, чем 9х6”…и это в статике(как я понял) а на скорости ещё хуже. Так как Ваш (Teaport) самолет тяжелее, чем у Pamper’а, то мне кажется (ой, щас пинать начнут) что стоит попробовать более скоростные винты (т.к. самолету нужна бОльшая скорость). То есть винты с меньшим диаметром и большим шагом. (Это очень грубо, так-как непосредственно сравнивать нельзя – разные моторы и прочие условия). Здесь хорошо бы поэксперементировать с разными винтами, но, понимаю, Вам сложно это сделать.
Да, и запуск от этого легче не станет. Кидать энергично надо будет всё-равно.
Настроить мотор под конкретную погоду, винт п положение звёзд на небе (шутка) непосредственно перед полётом.
Хорошо бы тягу пометить и обороты.
Можно попробовать гарь с нитрой.

Вот… Опять же… чисто теоретические домыслы….
Артур.

P.S. Поздравляю с полётом!

new225
Aviator73:

****

Вопросик есть. Может ли виноват в “полете на хариере” измененный угол установки крыла? Вы вроде его поменяли?

Aviator73
new225:

Вопросик есть. Может ли виноват в “полете на хариере” измененный угол установки крыла? Вы вроде его поменяли?

Если честно, то я бы и сам хотел это знать. 😃

Pumper:

Уф-ф-ф… Выдохнул. Отпустило.
С почином Вас ! 😃

Спасибо!

Вот тут стоп. Нифига не понимаю - Вы же писАли, что центровка у Вас 25% ?Все, точка.

Я писал, что расчетная центровка при 25% будет в 61 мм от передней кромки. Однако забыл сказать, что такого значения я не достиг, думаю понятно по-чему. Максимум что у меня получилось без добавления дополнительного груза где-то в районе 90 мм от передней кромки.

Судя по описанию, летели на руле высоты постоянно ловя грозящий начься срыв элеронами. При этом сильно потели 😃

Почти так, только не потел 😉 Многолетний опыт игр в шутеры и ездилки рефлексы натренировали здорово 😁

В подобной ситуации респект Вам как пилоту за удержание, но тройка с минусом выдаваемой мотоустановкой тяге.

За респект отдельно спасибо! Мотоустановка будет отдельно настраиваться. Вероятно всего сооружу что-то вроде стенда. Вот только холода начались - дискомфорт обеспечен. 😦

Опишите поподробней полет

Бросок, начинающийся полет с опусканиеми хвоста, “выкрунтасы”. Немного высоту набрать получилось - на уровне второго-третьего этажа, полет на такой высоте, трава.

Теперь уже, как порядочный человек, вы обязаны на ней (нем) жениться 😉

Можно и так. Но он, сволочь, у меня все же полетит! 😈

KATUAL

Позвольте еще пару вопросов.
В статье указан ретракт GreatPlanes 0.40-Size, какое усилие нужно, чтоб его двигать, хватит ли стандартной машинки Санва 102? Обычная подойдет или нужна с 180гр оборотом?
Корпуса ретракта из пластика?

И еще одно, какой был размах стабилизатора у самолета?
Спасибо!

Pumper
Aviator73:

Вопросик есть. Может ли виноват в “полете на хариере” измененный угол установки крыла? Вы вроде его поменяли?

Если честно, то я бы и сам хотел это знать. 😃

Нет. Переверните модель и понаблюдайте за самолетом в инверте - чем больше конструктивный установочный угол крыла, тем ниже опущен хвост, т.е. с точностью до наоборот.
В нашем случае для удержания в воздухе самолет принудительно ставится пилотом ( полет на РВ ) на еще бОльшие, чем установочный, углы атаки, компенсируя недостаточную скорость, порожденную в свою очередь недастаточной тягой.
Это мое мнение, любые возражения приветствуются.

Я писал, что расчетная центровка при 25% будет в 61 мм от передней кромки. Однако забыл сказать, что такого значения я не достиг, думаю понятно по-чему. Максимум что у меня получилось без добавления дополнительного груза где-то в районе 90 мм от передней кромки.

Погодите, давайте все-таки выясним, с КАКОЙ центровкой Вы летали. Понятно, что без добавления груза в нос центровка была в районе 90 мм от пер.кр. и это замного.
А перед полетом добавление было сделано или нет ?
Какая была фактическая предстартовая центровка ? Если добавление было, то какой в итоге получился взлетный вес ?

Можно и так. Но он, сволочь, у меня все же полетит! 😈

Без сомнений 😉

В статье указан ретракт GreatPlanes 0.40-Size, какое усилие нужно, чтоб его двигать, хватит ли стандартной машинки Санва 102? Обычная подойдет или нужна с 180гр оборотом?
Корпуса ретракта из пластика?

И еще одно, какой был размах стабилизатора у самолета?

По рекомендации продавцов ретракта как достаточная для его работы была приобретена машинка Hitec HS-225BB. Она “мини”, вес 27грамм, усилие 3,9 кг/см, угол поворота 90 град - плеча самой большой из прилагающихся качалки хватает для работы ретракта. Жалоб и нареканий в процессе эксплуатации нет.
Хотя Башня рекомендует к 0.40-му ретракту от ГП ставить спец.ретрактную машинку Hitec HS-75 BB, вес 35 грамм, усилие 6,6 кг/см, угол поворота 180 град.
Корпус у ГП ретракта - грубо пластик, конкретней - Fiber-reinforced, dark blue injection-molded nylon housing for
added strength.

Размах стабилизатора пусть Teapot подскажет - у меня все глубоко запаковано в связи с переездом.

Aviator73
Pumper:

Погодите, давайте все-таки выясним, с КАКОЙ центровкой Вы летали. Понятно, что без добавления груза в нос центровка была в районе 90 мм от пер.кр. и это замного.
А перед полетом добавление было сделано или нет ?
Какая была фактическая предстартовая центровка ? Если добавление было, то какой в итоге получился взлетный вес ?

С ней, 90 мм, и пробовал… Для исправления нужно было навесить около 400 г баласта, причем еще для него и месту нужно было найти. Без него, с центровкой около 90мм вес был 1460 г.

Сейчас новый фюзеляж делаю. Надеюсь, что в этот раз с центровкой проблем не будет.

Pumper
Aviator73:

С ней, 90 мм, и пробовал… Для исправления нужно было навесить около 400 г баласта, причем еще для него и месту нужно было найти. Без него, с центровкой около 90мм вес был 1460 г.

Ого как 😦
А я почему-то полагал, что с центровкой был порядок.
Если не ошибаюсь, то 90мм от пер.кромки соответствует 45% по САХ.
С такой нагрузкой на крыло и тяговооруженностью это аларм 😃

Aviator73
Pumper:

Ого как 😦
А я почему-то полагал, что с центровкой был порядок.
Если не ошибаюсь, то 90мм от пер.кромки соответствует 45% по САХ.
С такой нагрузкой на крыло и тяговооруженностью это аларм 😃

Рылся как-то на соседнем форуме (на RCMsterClub) и нашел методику определения положения ЦТ еще на этапе проектирования. Идея в разбиении модели на блоки, массы которых можно или взвесить напрямую (мотор, сервы, приемник и т.п.) или вычислить (объемы шпангоутов/стингеров помноженную на плотность) и путем умножения на их удаленность от предполагаемго ЦТ и вычисления таким образом моментов этих блоков. Сумма моментов слева от ЦТ должна равняться сумме моментов справа. Вроде просто и ясно, но если еще объемы стрингеров, шпаногутов, потолочки и т.п. можно попотеть и расчитать, то где брать данные о плотности этих материалов? Есть, скажем, бальза - какая ее плотность - фигушки, а например, фанера от посылочного ящика или проволока от зонтика, клей?
То ALL: Интересно, кто нибудь реально так считал и как это соответствует реальности.

Pumper:

Размах стабилизатора пусть Teapot подскажет - у меня все глубоко запаковано в связи с переездом.

У моего размах 390 мм.

KATUAL

У моего размах 390 мм.

😛
Спасибо конечно, только я имел в виду настоящий самолет, поэтому я употребил слово “был”.
Хотя если сообщите масштаб вашей модели, поточней, мне этого будет вполне достаточно.

Спасибо!