Регуляторы хода

danik

Большое спасибо, будем пробовать.

vovic

При экспериментах учти, что порог отсечки повышается (а его надо увеличить) при уменьшении R9 или увеличении R1, последнее, может быть предпочтительней.

vovic

Несколько слов по вопросам, заданным по мылу и в личных:

Для тех, кто хотел бы глубже разобраться в вопросах теории электропривода есть базовый курс “Электрические машины” изучаемый в ВУЗах на электротехнических факультетах. Я учил его параллельно с радиотехническим факультетом почти тридцать лет назад. Если интересна теория - зайдите в библиотеку и посмотрите в каталоге на библиографический код 621.313 - и выберите любой учебник. Но это муторно - учить теорию.
Если вас интересует не теория, а инженерный подход, можно посмотреть вот эти книги:

  1. Вишневский Станислав Николаевич
    Характеристики двигателей в электроприводе
    изд. “Энергия” 1977г.
  2. Балагуров Владимир Александрович
    Бесконтактные двигатели постоянного тока с постоянными магнитами
    изд. “Энергия” 1975г.
  3. Бельман Моисей Хаимович
    Переходные процессы в микродвигателях постоянного тока при импульсном питании
    изд. “Энергия” 1975 г.

Эту литературу я НЕ использовал при подготовке статьи. Потому как и так был обвинен одним из рецензентов в полном отрыве от жизни. Тем не менее, думающим моделистам я бы рекомендовал эти книги почитать.

По схемотехнике:
Я не занимаюсь уже лет десять разработкой регуляторов хода. Мне это не интересно. Ремонтом занимался постольку, поскольку просили друзья-моделисты. Поэтому дать готовую схему под конкретные параметры я не могу. В Интернете их и так немеряно.

И последнее: Друзья, как верно заметил Виталий в правилах форума, не все толковые моделисты живут в Москве. Поэтому, предлагая встретиться и обменяться опытом, не поленитесь посмотреть, где живет ваш собеседник. 😎

rrteam

Володя - статья на 5+ , как и ответы…
Приятно почитать.
Может возникнут пара вопросов по “Jeti 70 opto” в процессе реанимации:)

Удачи.

12 days later
flysnake

Еще о конденсаторах. Прочел ответ. Если его написал тот же человек, что и автор статьи, то он противоречит сам себе. Из статьи
" Вход регулятора всегда шунтируют электролитические конденсаторы большой емкости, демпфирующие броски тока. Тем не менее, производители ограничивают максимально допустимую длину и этих проводов. … Поклонники отечественной элементной базы должны учитывать, что зарубежные электролитические конденсаторы обладают намного меньшей инерционностью, чем наши. Если уж хочется сэкономить, то припаяйте параллельно нашему электролиту пленочный конденсатор. Хотя такая замена неравноценна установке специальных импульсных конденсаторов. Бывает, что от механических вибраций шунтирующие вход конденсаторы отламывают свои выводы “под корешок”. При замене их на отечественные надо учитывать приведенные выше."
Пожалуйста, определитесь.
А о диоде я вопроса не задавал, мне его назначение ясно и без статей.
О “теоретичности” замечания. Я действительно не потрошил регуляторов хода, А вот то, что электролиты от пульсций взрываются, знаю не по наслышке, как и то, что обычные импортные электролитические конденсаторы не обладают меньшей инерционностью. Я просто хотел обратить на это внимание. Если пишите про пленку, ОБЯЗАТЕЛЬНО надо говорить о типе, иначе можно нарваться на генерацию помех именно на радиочастоте (у многих видов пленки приличная индуктивность и высокая добротность).

vovic

По конденсаторам:
Никакого противоречия нет. Импульсные алюминиевые конденсаторы выпускаются не только за рубежом, но и у нас. Только купить наши в рознице трудно, поскольку их львиная доля идет на спецтехнику. Исключение - в недавнем прошлом лампы-вспышки для фототехники…
Если Вам кажется здесь противоречие, то что противоречит чему?
Насчет взрывов электролитов.
Так правильно, если провода до аккумулятора излишне длинные, в первую очередь это приведет ко взрыву электролитов. То, что Вы называете противоречием, на самом деле есть причина и следствие.
О диоде Вами в уничижительной форме рассуждалось в чате накануне, дескать к жизни статья отношения не имеет, поскольку индуктивность мотора слишком мала для сглаживания пульсаций тока диодом. Рыбкин не даст соврать. Поэтому, упреждая вопрос в форуме, я Вам подсказал, что частоты ШИМ для бесколлекторных моторов уже давно не те, о которых Вы говорили.

Насчет пленочных конденсаторов.
Следует различать номиналы конденсаторов на щетках мотора и на входе регулятора. Они различаются на порядки. У первых, емкостью до 0,1 мкФ не бывает высокой индуктивности, создающей повышенный импеданс на радиочастотах. У вторых, емкостью более 1мкФ такая собственная индуктивность может быть. Но, задача этих конденсаторов другая, отличная от подавления радиопомех, и об этом в статье сказано. Они служат для снижения скорости нарастания импульсных токов, и радиопомехи здесь не при чем. Снижение же скорости нарастания нужно для уменьшения рассеяния тепла на электролитах, из-за которого они и взрываются.

DjAndy

Облегчу всем задачу по поводу выбора электролитов.

Серии конденсаторов рекомендуемые для импульсных блоков питания.
Отсортированы по предпочтению фирмой AMD.

Manufacturer Type Comment Web
--------------------------------------------------------------------------------------
AVX TPS exceptional www.avxcorp.com
Vishay Sprague 594D exceptional vishay.com/vishay/sprague
Kemet T510 excellent www.kemet.com
Sanyo Sa/SG/OS-CON/4SP560M excellent www.sanyovideo.com
Vishay Sprague 593D good vishay.com/vishay/sprague
Mallory T495 good www.nacc-mallory.com
Nemco SLR series good www.nemcocaps.com
Panasonic FA good panasonic.com/pic
Elna RJH/RJJ good elna-america.com

hivolt

Кстати по поводу пленки EPCOS да и другие уже давно освоили “безиндуктивную пленку” это когда пленка мотется на 2х метровый барабан а затем рубиться секторами. в итоге выходит куча параллельных пленок и никакой намотки. и емкости приличные и габариты невелики и импульсные токи огого какие держат . пользуем их для кое какой надобности заместо керамики. Но это так к слову, кстати и питерцы тоже их выпускают своими глазами видел но только на большие напряжения а буржуины на маленькие.

11 days later
flysnake

С конденсаторами кажется разобрались, согласен с автором по этой части. Про диоды я не говорил, они необходимы, тут я с автором согласен однозначно. На ЧАТе разговор шел о сглаживании тока индуктивностью двигателя. Причина разговора простая - для получения реального сглаживания нужна частота модуляции от нескольких килогерц и выше. В то же время в продаже я видел мощные регуляторы с частотой 50Гц и около 1кГц. На таких частотах получается трапеция (в первом приближении) и двигатель сильно греется импульсными токами (на малых оборотах ток чуть меньше, чем напряжение деленное на сопротивление двигателя и почти вся энергия идет на его нагрев). Кстати, именно поэтому обкатку двигателя надо производить от низкого напряжения и без регулятора.
При частотах модуляции выше нескольких килогерц эффект сглаживания со всеми своими положительными качествами имеет место. А вообще из статьи я узнал довольно много нового для себя.

vovic

В то же время в продаже я видел мощные регуляторы с частотой 50Гц и около 1кГц.

Это морально устаревшие регуляторы, как моя Таврия, ездить то ездит, но надо менять. 😃

Кстати, именно поэтому обкатку двигателя надо производить от низкого напряжения и без регулятора.

С современными регуляторами можно и обкатывать.

А вообще из статьи я узнал довольно много нового для себя.

Это радует, значит писал не зря. 😎

9 days later
Slava

To toxa:
мЕРС РЮЛ ДЮРВХЙНБ, Б АЕЯЯЕМЯНПМНЛ ЛНРНПЕ. мХ ЩКЕЙРПНММН-ОПНЦПЮЛЛМШУ, МХЙЮЙХУ.

silovie obmotki - otlichnue datchiki

To toxa:
йЮЙ БН БОПШЯЙНБНЛ ДБХЦЮРЕКЕ ЮБРНЛНАХКЪ НОПЕДЕКЪЧР ЙНЦДЮ ОНДФХЦЮРЭ ЯЛЕЯЭ ОН ЖХКХМДПЮЛ? рЮЛ МЕР ДЮРВХЙНБ блр РЮЙРЮ ЯФЮРХЪ ЙЮФДНЦН ЖХКХМДПЮ. рЮЛ ЕЯРЭ ДЮРВХЙ СЦКНБНЦН ОНКНФЕМХЪ ЙНКЕМБЮКЮ, - Ю ЩРН МЕ НДМН Х РНФЕ. оНЩРНЛС Х ОПХУНДХРЯЪ ХЯЙПЮЛ Б ЯБЕВЮУ ЛНКНРХРЭ БДБНЕ ВЮЫЕ, ВЕЛ МЕНАУНДХЛН ДКЪ ЛНРНПЮ. рН ЕЯРЭ ПЕЬЕМХЕ ЙНЛОПНЛХЯЯМНЕ, БШРЕЙЮЧЫЕЕ ХГ МЮПЮБМНГМЮВМНЯРХ ДЮРВХЙНБ блр РЮЙРЮ ЯФЮРХЪ Х ДЮРВХЙЮ СЦКНБНЦН ОНКНФЕМХЪ ЙНКЕМБЮКЮ.

Kto vam eto skazal? Ili eto vi sami dogadalis - tam net raspredelitelya s begunkom - tam dve katushki - kagdaya zagigaet srazu dve svechi - odnu gde nado a druguu tam gde vihlop - zato izbavilis ot mehaniki.
Tshatelnee nado!!!

vovic

Kto vam eto skazal?  Ili eto vi sami dogadalis - tam net raspredelitelya s begunkom - tam dve katushki - kagdaya zagigaet srazu dve svechi - odnu gde nado a druguu tam gde vihlop - zato izbavilis ot mehaniki.
Tshatelnee nado!!!

Не понял, а что именно надо тщательнее? Я сказал, что искры в этих моторах долбят вдвое чаще, чем надо. То есть - за один рабочий цикл две искры. Одна искра в конце выпуска, другая - в конце сжатия. Вы повторили то же самое.
А тщательнее то что надо?

Slava

no eto ne potomu chto datchika net - a potomu chto princip drugoi 😃))
vot eto i est tshatelnee
a to Jamolungma samaya visokaya gora - potomu chto Giguli u soseda toge sinie - nestikovka na lico.

Govorili ob odnom a argumentirovali nichem ne svyazannum faktom.

vovic

no eto ne potomu chto datchika net - a potomu chto princip drugoi 😃))

Govorili ob odnom a argumentirovali nichem ne svyazannum faktom.

Не фига!
Принцип другой именно потому, что датчика фаз нету и определение момента зажигания идет косвенным путем, по коленвалу. Не на катушках двухискровых тут экономия, а на датчике. На многих забугорных моторах без высоковольтного распределения стоит по отдельной катушке на каждую свечу. И там искра впустую не молотит.

Яркий пример - впрыск на ВАЗовских моторах 2111 и 2112. На первом датчика фазы нету и форсунка открывается дважды за рабочий цикл, потому что контроллер не знает, когда какой такт на этом цилиндре. А на 2112 поставили датчик фазы на распредвал, и контроллер открывает каждую форсунку за цикл только по одному разу -на такте впуска. Дозирование топлива получается более точным, да и топливо впрыскивается на открытые впускные клапана. А на 2111 половина топлива размазывалась по закрытому впускному клапану.

Так что говорили как раз об этом. Компромисс из экономии датчика оборачивается недостатком качества управления.
Тщательнее некуда. 😛

1 month later
StarWind

Привет
может я не прав, но есть кое-какие возражения по статье…

По поводу диода. Это не что иное как защита от выбросов напряжения на индуктивности мотора в момент комутации. В качестве более распространенного примера и более наглядного вспомните комутацию электромагнитного реле. Абсолютно аналогичное включение диода применяется и там. Если исключить броски в переходном процессе, то получим что диод находится в постоянно запертом состоянии. Потому как вырабатываемое напряжение мотором в режиме генератора в одинаковой полярности с приложенным питанием. (Надеюсь вы поняли, как-то туманно выразился 😦( ). Именно поэтому и существует разница в токе при зажатом вале, когда пртивоЭДС нет и на холостых оборотах, когда в идеальном случае противоЭДС равна питающей и потребления тока нет.

По поводу частоты ШИМа… Вот тут вообще странно. А именно при понижении частоты падает КПД и греется двигатель… Проведите такой эксперемент. Задаем частоту в 0,1Гц или период в 10 секунд. сие можно вытворить и обычным выключателем. Теперь 5 секунд двигатель работает и 5 выключен. Будет ли греться? Очевидно что нет! Более того, двигатель особенно в момент пуска представляет индуктивность. Попробуйте вогнать туда сигнал с частотой в 1ГГц. Не влезет, сопростивление (реактивное) индуктивности wL. Отсюда вывод, что следует снижать частоту ШИМа. Единственное ограничение в снижении частоты, это пульсации двигателя. Их можно определить из интегрирующей цепочки межаники. При этом все что движется от этого двигателя является накопителем энергии, а то чем нагружен двигетель является разумеется нагрузкой. В первом приближении, для воздушных и гребных винтов, для описания этой системы мы получим обычный разряд конденсатора. Тоесть простейшая интегрирующая цепочка.

И по поводу бесколекторников. Я бы утверждал что это именно синхронная машина. Это я написал к одной из ваших реплик на форуме.

Здесь были вопросы по тому какой датчик для бездатчикового бесколекторника. На самом деле это обычный cos(фи). Система управления стремится удерживать его равным 1 путем изменения напряжения на обмотках(возможный вариант скваженность), а частотой управляются обороты двигателя. Знаю это основываясь на опыте работы и сравнении конструкции синхронных 8меговатных двигателей установленных на нефтестанциях. Конструкция двигателя в опеделенной степени похожа, исключая того что в больших моторах нет магнитов, они заменяются на электромагниты. В свое время я учавствовал в разработке системы управления (ПИД регулятора) в качестве программиста.

Ну вот вроде и все…

valeriy

Привет
может я не прав, но есть кое-какие возражения по статье…

И по поводу бесколекторников. Я бы утверждал что это именно синхронная машина. Это я написал к одной из ваших реплик на форуме.

Ну вот вроде и все…

Бесколлекторники - это теже коллекторные двигатели, отличие только в том что коммутация обмоток (привязанная к положению ротора) осуществляется не механическим переключателем (коллектором), а электронными ключами (положение ротора отслеживается датчиками).
В синхронной машине переменное поле в обмотках не зависит от положения ротора. 😆

StarWind

сорри…
я что-то не понял… у вас частота питающего напряжения зависит от оборотов? Тогда как он раскручивается? 😃)))))))))))))))))))))))))) И потом не останавливается? 😃)))))))))))))))))))))))
В данном случае первична именно частота, а ротор подстраивается под нее своими оборотами 😃)))))
А как ему подстроится, задает управляющее напряжение 😃))) М нет никакой разницы, что генерирует напряжение, генератор на подстанции или электронный генератор 😃))))))))))))))))))))
это так, к слову 😃)))))))))))))))))))))))))))

vovic

To StarWind:
Вынужден Вас разочаровать. Вы неправы по всем пунктам. Я не буду углубляться в теорию, здесь все-таки не образовательный сайт. Могу посоветовать взять простой регулятор с мотором и осциллографом посмотреть, как именно работает диод. А потом самому себе объяснить увиденное.
Вам ведь в статью пишут не с потолка, и не из пальца высосанное. Есть у Вас сомнения - обратитесь к практике.
Как я понял из Ваших вопросов, Вы в глаза не видели работающий бесколлекторник. А уж тем более не разбирались как он работает, хотя бы с осциллографом. Зачем же начинать с утверждений?
И уж совсем некорректно рассматривать ситуацию, как например с частотой коммутации 0,1 Гц, если Вы сами тут же говорите, что на практике она не применима.
По частоте ШИМ - Вы исходите из ложной предпосылки, что ток прерывается. Это было бы так, если бы не было диода. Но он есть. И ток через индуктивность не прерывается, что и позволяет “загнать” в индуктивность большую частоту.

Хотите получить ответ - задайте корректный вопрос. Причем лучше по одному вопросу, а то Вы сами путаетесь. Вот Вы утверждаете, что бесколлекторник - синхронная машина. Уточните, что в его работе с чем синхронно. Ведь в любой временной синхронизации есть ведущий процесс и есть синхронизированный, то есть привязанный к нему по времени. Вот и назовите по Вашему эти процессы: ведущий и ведомый. А тогда поговорим.

И еще. Поймите меня правильно. Все могут ошибаться, и я тоже. Одну такую неточность подсказал мне коллега с дальнего востока. В главе “Теоретикам”. Как только я переработаю эту часть - два абзаца главы будут уточнены и исправлены. Просто нужно время для более точных расчетов.

StarWind

оригинальный ответ…
вы не правы, потому что я так сказал…

про синхронную машину… ведущий процесс это частота, которая подается на двигатель, а ведомый это обороты ротора…

Частота в 0,1 Гц применима, если задаться целью. Поставьте маховик и обороты двигателя не прервуться. Иначе говоря постоянная времяни в интегрирующей цепи просто будет большой 😃))

Честно говоря ваш ответ про регулятор колекторного двигателя я считаю не более чем голословным, который ничего не доказывает.

И более того, как-то смешно получается, если ток непрерывный то сопротивление будет небольшим у индуктивности…
формула wL как раз и выведена для непрерывного синусоидального сигнала…

romychs

StarWind Уважаемый, а кто вам сказал, что модельные безколлекторники - синхронные машины? Что-то я очень сомневаюсь… И где же там непрерывный да еще и синусоидальный сигнал.

vovic
Что-то в последнее время, часто натыкаюсь на то, что в регуляторах обычных коллекторных моторов используют несколько частот ШИМ. Одна - высокая, для малых оборотов - вторая - более низкая (разные варианты встречал, обычно в двое более низкая) для средних-максимальных оборотов. Выгода от этого очевидна, меньше потерь на перекоммутации. Вот интересно, какой реальный выигрыш это дает, например на экономии батарей, например, не встречали конкретных цифр? Главное, программно-то очень просто реализуется.