Т-50 (ПАК ФА) из бальзы
Попробую повылизывать. Если ничего не даст, куплю турбины.
В Германии часто бываю. Я там даже жил несколько лет.
Про турбины ничего не скажу, а на импеллеры грех жаловаться. Хорошие импеллеры и тяга хорошая, стоит биться только если это принципиальный вопрос. Я со своими 55-ми после краша F15 по всякому играл с помощью банок от чипс “Принглз” - один черт тяга теряется. На стенде без всасывающего сопла выдаёт 540 гр ставишь в канал и как минимум 20 % теряю. Но в итоге при коэф. 0,8 модель стартанула со взлетки “только в путь”. Сам не ожидал. И скорость на взлете развил такую что не успел вмешаться с управлением. Так что, думаю Сергей, Вы напрасно грузитесь, к тому же наверняка все импеллеростроители знают что тяга в динамике возвращается к показателям на стенде без канала (хоть и не полностью), т.е когда воздух со всех сторон всасывается, т.к. дефицит объема всасывания компенсируется большим скоростным объемом. Ну а турбины, это ж как жигули и мерседес (образно сказано). Сам это в технологической документации EDF вычитал.
То есть на практике потери в каналах в 20% это норма и я зря напрягаюсь?
Я нисколько не сомневаюсь, что при весе 3,5кг и тяге 3,2кг модель будет прекрасно летать.
Цель была получить именно статическую тягу больше единицы. За это сейчас и борюсь 😃
Я прекрасно понимаю, что в динамике все совсем по другому будет работать. Но нужна именно статика.
Поиграл тут с циферками, пытаясь просчитать оптимальное сопло для моего импеллера. Получилось, что это должен быть практически прямой конус с сужением в 13 градусов. В сумме с задним обтекателем мотора он будет давать плавное линейное сужение сечения с 100 до 90% от площади ометаемой крыльчаткой. Попробую на выходных поэксперементировать со стендом. Сопло по моим первым ощущениям очень сильно влияет на статическую тягу.
То сопло, которое я тестировал, начинало сужаться на пару сантиметров позже, уже практически у кончика конуса обтекателя.
Вроде мелочь, но как показывают цифры, это расширение создавало достаточно большое торможение потока и приводило к резкой потере тяги.
Поиграл тут с циферками
Будте добры на пальцах (формулы из xls не очевидны).
Да просто все.
Площадь круга сечения внешнего контура импеллера (радиус 39мм) через пи р квадрат, минус площадь круга сечения мотора (радиус 18мм) - это 100% площади ометаемой крыльчаткой.
По мере движения к заднему кончику обтекателя мотора (шаг 1мм от 1 до 33) его площадь сечения уменьшается, за ней уменьшается и внешний радиус сопла, но не сохраняя 100% исходного сечения крыльчатки, а стремясь в итоге к 90% (то есть немного сужаясь)
Нижняя кривая повторяет контур обтекателя и является исходной. Её нужно будет подогнать под Ваш обтекатель если он другого размера и формы. Верхняя кривая строится на её базе, принимая во внимание постепенное сужение сечения потока с 100% до 90% на выходе сопла.
Я конечно не так как Вы с циферками дружу, я по большей степени практик, и желаю (конкретно в моделизме) учиться на практике, притворяя своих тараканов (в голове) в жизнь и далее уже убеждаясь в своей правоте либо ошибке. Я в своих импеллерах эксперементировал с соплами и разной формы и сужения. В итоге наилучший результат получил с длинной сопла 30 см (вместе с импеллером), сужением канала на 10% от диаметра импеллера и самое (лично для меня) важное - формой сопла. Это как раз мои “тараканы” мне в этом и помогли. Прямой конус дал мне худший результат, нежели плавное сужение на 10% сразу после корпуса импеллера на протяжении 6-7 см и затем переходящее в ровную “трубу”. В итоге при данных тяги производителя в 250-300 гр. получил тяги в 540 гр с одного импеллера. После пробовал изготавливать насадки на готовое сопло различных размеров и сужений, результаты только ухудшались. А по поводу потери тяги в статике при установке в корпус, это и меня заранее предупреждали бывалые. Так что я тоже поупирался и бросил это дело. Удачи Вам, может и получится))))))))))))
Тягу в статике поднимут прорези в каналах непосредственно перед импеллером. С длинным каналом ограниченным в диаметре как не играйся, а потери в статике будут большие. Так же не следует излишне увеличивать длину сопла и излишне заужать его, если нужна тяга в статике. Думаю не стоит уродовать красавца всякими прорезями и мучиться с “идиализной” каналов, а летать с той тягой, что есть сейчас. Неучто без висения никак?
Согласен с Cosh!!! Я пытаясь увеличить потерянную тягу в статике, сделал прорези и сбоку фюзеляжа и сверху небольшие окна. Тяги добавилось на 80 гр в общем, а внешний вид …ну не испортился, но стал уже не тот. Действительно, копия она на то и копия, чтобы любоваться ей в полете, а не выкручивать пилотаж, для этого есть пилотажки. Я вот сейчас Раптора стряпаю, и попутно пока Раптор сохнет, Катану под ДВС. Вот на ней и буду крутить элементы. А Раптор, так для удовольствия. Сергей, не портите модель)))) мы уже сейчас ей любуемся, жалко если сопла дырявые станут по бокам.
плавное сужение на 10% сразу после корпуса импеллера на протяжении 6-7 см и затем переходящее в ровную “трубу”.
Сергей, а корпус обтекателя мотора какой был в этом случае?
Дополнительные дырки на входе импеллера точно делать не буду 😃
Поигрался со стендом.
Сначала сделал из пластилина на старом удлинненном сопле сужение, повторяющее контур графика. Тяга в статике стала чуть лучше чем была раньше, но все равно меньше, чем просто в трубе. В итоге просто обрезал пластик, получив прямую трубу и вставил эту пластиковую вставку в бальзовую трубу-держатель.
На голый импеллер без сопла установил спереди кусок аллюминиевого воздуховода длиной около 50см и диаметром 8см. Тяга мгновенно упала с 2,2кг до 1,2кг. Из этого я сделал вывод, что мои воздуховоды не так уж и плохи 😃
Ничего переделывать не буду. Оставлю все как есть. Полетаем посмотрим. На турбины в конце концов перейти всегда можно будет. Модель не сильно переделывать придется.
ОВТ
Основа- бутылка из-под шампуня, достаточно жесткая.
Само сопло- кусок литровой бутылки от коки.
Кольцо из жести, соединение обычная пайка. Получилось очень крепко, сам не ожидал.
В горизонтальной плоскости суммарный угол небольшой, около 15 градусов (± 7-8). Надеюсь хватит.
В вертикальной около 35 градусов (± 15-17).
Вес всей конструкции на один импеллер 35 грамм.
Вся конструкция в сборе, включая поворотное сопло, на один двигатель в итоге дала тягу около 1,65-1.7кг
Хотелось бы больше, но и так нормально. Учитывая, что одна батарея будет съемной, при её весе 750гр на полноценный 3D пилотаж должно хватить.
Много времени потерял с двигательной установкой. Надеюсь теперь дела пойдут быстрее.
Для поднятия темы: изделие на сегодняшнем этапе.Сделал шасси, механизм уборки, прикидываю места под сервы. Всё тормозит родная почта, импеллеры где-то едут. Без них компоновка не полная.
PS. Дырки на фюзе не мыши прогрызли, вырезал технологические, когда отрабатывал механизм уборки основных стоек.Заделаю, обещаю:)
Чем больше работаю над моделью, тем лучше понимаю, что такие сложные конструкции не для импеллеров. Полный вес будет около 4 кг, из них на импеллеры и батареи придется более 2,5кг. Много веса приходится на машинки, тяги, кабанчики, шасси, провода, коннекторы и прочую мелочь, которая изначительно в расчет не сильно и принималась, но дала лишние 100-200 грамм.
А тяга к весу при таком раскладе будет около 0,8. Но раз взялся, то в любом случае доделаю и испытаю модель с импеллерами, а затем скорее всего переделаю на турбины, если не грохну её в первом полете 😃
Исходя из перспектив с турбинами решил никакие из узлов не упрощать и все делать по максимуму, невзирая на некоторый прирост веса.
С турбинами, доп аппаратурой и баками с топливом на 6 минут модель будет весить всего около 3 кг, а тяга получится 4,4-5кг. Есть хороший запас по весу для увеличения баков, чтобы довести время полета до 10 минут и более. Но это все дело будущего, этим летом с турбинами точно не успею.
А пока доделал всю начинку и начал обтяжку бальзой.
Респект Сергей Вам!!! такая точность и деталировка!!! А мой Раптор сегодня испытания прошел. Полетела моя коровка))))))) без пилотажа конечно, для пилотажа тяжеловат получился. Правда при посадке повернулся лицом к солнцу и аварийная посадка, носовую часть фюзеляжа чуть чуть повредил, но это фигня по сравнению с мировой революцией - косметический ремонт. А вот Ваш то до ужаса будет жаль если повредится, не дай Бог! тьфу тьфу тьфу. Просто смотрю и вижу - магазинные модели даже рядом не стоят по качеству. Молодца!!!
Сергей, как дела? Кстати по поводу -
А тяга к весу при таком раскладе будет около 0,8. Но раз взялся, то в любом случае доделаю и испытаю модель с импеллерами, а затем скорее всего переделаю на турбины, если не грохну её в первом полете
- 0.8 это совсем не плохо. У меня 0.5 вышло, и ничего, летает (это я к тому, что турбины очень недешевы).
www.youtube.com/watch?v=kfsUPbWF91E
- тяги однозначно не хватает, поэтому прорезал жабры в нижней плоскости, т.к. она вплотную к импеллерам находится. Тяга однозначно увеличится (на F15 таким образом тягу на этих же импеллерах на 80 гр увеличил). У вас импеллеры намного более мощные, думаю вполне хватит.
Тяжеловато на видео летит, но ведь летит 😃
А сколько полный вес получился?
Длина 1200 размах 900, вес 1045 гр. Но на видео без жабер еще. Причем в управлении - красота, можно в полглаза не напрягаться. Если бы скорость была большая, еще не известно чем всё закончилось бы. Думаю с жабрами повеселей немного будет. Поэтому при Ваших 0,8 можно будет улыбаться пошире меня)))).