Т-50 (ПАК ФА) из бальзы
Я конечно не так как Вы с циферками дружу, я по большей степени практик, и желаю (конкретно в моделизме) учиться на практике, притворяя своих тараканов (в голове) в жизнь и далее уже убеждаясь в своей правоте либо ошибке. Я в своих импеллерах эксперементировал с соплами и разной формы и сужения. В итоге наилучший результат получил с длинной сопла 30 см (вместе с импеллером), сужением канала на 10% от диаметра импеллера и самое (лично для меня) важное - формой сопла. Это как раз мои “тараканы” мне в этом и помогли. Прямой конус дал мне худший результат, нежели плавное сужение на 10% сразу после корпуса импеллера на протяжении 6-7 см и затем переходящее в ровную “трубу”. В итоге при данных тяги производителя в 250-300 гр. получил тяги в 540 гр с одного импеллера. После пробовал изготавливать насадки на готовое сопло различных размеров и сужений, результаты только ухудшались. А по поводу потери тяги в статике при установке в корпус, это и меня заранее предупреждали бывалые. Так что я тоже поупирался и бросил это дело. Удачи Вам, может и получится))))))))))))
Тягу в статике поднимут прорези в каналах непосредственно перед импеллером. С длинным каналом ограниченным в диаметре как не играйся, а потери в статике будут большие. Так же не следует излишне увеличивать длину сопла и излишне заужать его, если нужна тяга в статике. Думаю не стоит уродовать красавца всякими прорезями и мучиться с “идиализной” каналов, а летать с той тягой, что есть сейчас. Неучто без висения никак?
Согласен с Cosh!!! Я пытаясь увеличить потерянную тягу в статике, сделал прорези и сбоку фюзеляжа и сверху небольшие окна. Тяги добавилось на 80 гр в общем, а внешний вид …ну не испортился, но стал уже не тот. Действительно, копия она на то и копия, чтобы любоваться ей в полете, а не выкручивать пилотаж, для этого есть пилотажки. Я вот сейчас Раптора стряпаю, и попутно пока Раптор сохнет, Катану под ДВС. Вот на ней и буду крутить элементы. А Раптор, так для удовольствия. Сергей, не портите модель)))) мы уже сейчас ей любуемся, жалко если сопла дырявые станут по бокам.
плавное сужение на 10% сразу после корпуса импеллера на протяжении 6-7 см и затем переходящее в ровную “трубу”.
Сергей, а корпус обтекателя мотора какой был в этом случае?
Дополнительные дырки на входе импеллера точно делать не буду 😃
Поигрался со стендом.
Сначала сделал из пластилина на старом удлинненном сопле сужение, повторяющее контур графика. Тяга в статике стала чуть лучше чем была раньше, но все равно меньше, чем просто в трубе. В итоге просто обрезал пластик, получив прямую трубу и вставил эту пластиковую вставку в бальзовую трубу-держатель.
На голый импеллер без сопла установил спереди кусок аллюминиевого воздуховода длиной около 50см и диаметром 8см. Тяга мгновенно упала с 2,2кг до 1,2кг. Из этого я сделал вывод, что мои воздуховоды не так уж и плохи 😃
Ничего переделывать не буду. Оставлю все как есть. Полетаем посмотрим. На турбины в конце концов перейти всегда можно будет. Модель не сильно переделывать придется.
ОВТ
Основа- бутылка из-под шампуня, достаточно жесткая.
Само сопло- кусок литровой бутылки от коки.
Кольцо из жести, соединение обычная пайка. Получилось очень крепко, сам не ожидал.
В горизонтальной плоскости суммарный угол небольшой, около 15 градусов (± 7-8). Надеюсь хватит.
В вертикальной около 35 градусов (± 15-17).
Вес всей конструкции на один импеллер 35 грамм.
Вся конструкция в сборе, включая поворотное сопло, на один двигатель в итоге дала тягу около 1,65-1.7кг
Хотелось бы больше, но и так нормально. Учитывая, что одна батарея будет съемной, при её весе 750гр на полноценный 3D пилотаж должно хватить.
Много времени потерял с двигательной установкой. Надеюсь теперь дела пойдут быстрее.
Для поднятия темы: изделие на сегодняшнем этапе.Сделал шасси, механизм уборки, прикидываю места под сервы. Всё тормозит родная почта, импеллеры где-то едут. Без них компоновка не полная.
PS. Дырки на фюзе не мыши прогрызли, вырезал технологические, когда отрабатывал механизм уборки основных стоек.Заделаю, обещаю:)
Чем больше работаю над моделью, тем лучше понимаю, что такие сложные конструкции не для импеллеров. Полный вес будет около 4 кг, из них на импеллеры и батареи придется более 2,5кг. Много веса приходится на машинки, тяги, кабанчики, шасси, провода, коннекторы и прочую мелочь, которая изначительно в расчет не сильно и принималась, но дала лишние 100-200 грамм.
А тяга к весу при таком раскладе будет около 0,8. Но раз взялся, то в любом случае доделаю и испытаю модель с импеллерами, а затем скорее всего переделаю на турбины, если не грохну её в первом полете 😃
Исходя из перспектив с турбинами решил никакие из узлов не упрощать и все делать по максимуму, невзирая на некоторый прирост веса.
С турбинами, доп аппаратурой и баками с топливом на 6 минут модель будет весить всего около 3 кг, а тяга получится 4,4-5кг. Есть хороший запас по весу для увеличения баков, чтобы довести время полета до 10 минут и более. Но это все дело будущего, этим летом с турбинами точно не успею.
А пока доделал всю начинку и начал обтяжку бальзой.
Респект Сергей Вам!!! такая точность и деталировка!!! А мой Раптор сегодня испытания прошел. Полетела моя коровка))))))) без пилотажа конечно, для пилотажа тяжеловат получился. Правда при посадке повернулся лицом к солнцу и аварийная посадка, носовую часть фюзеляжа чуть чуть повредил, но это фигня по сравнению с мировой революцией - косметический ремонт. А вот Ваш то до ужаса будет жаль если повредится, не дай Бог! тьфу тьфу тьфу. Просто смотрю и вижу - магазинные модели даже рядом не стоят по качеству. Молодца!!!
Сергей, как дела? Кстати по поводу -
А тяга к весу при таком раскладе будет около 0,8. Но раз взялся, то в любом случае доделаю и испытаю модель с импеллерами, а затем скорее всего переделаю на турбины, если не грохну её в первом полете
- 0.8 это совсем не плохо. У меня 0.5 вышло, и ничего, летает (это я к тому, что турбины очень недешевы).
www.youtube.com/watch?v=kfsUPbWF91E
- тяги однозначно не хватает, поэтому прорезал жабры в нижней плоскости, т.к. она вплотную к импеллерам находится. Тяга однозначно увеличится (на F15 таким образом тягу на этих же импеллерах на 80 гр увеличил). У вас импеллеры намного более мощные, думаю вполне хватит.
Тяжеловато на видео летит, но ведь летит 😃
А сколько полный вес получился?
Длина 1200 размах 900, вес 1045 гр. Но на видео без жабер еще. Причем в управлении - красота, можно в полглаза не напрягаться. Если бы скорость была большая, еще не известно чем всё закончилось бы. Думаю с жабрами повеселей немного будет. Поэтому при Ваших 0,8 можно будет улыбаться пошире меня)))).
Юрий, вот я примерно Вашу мысль просек, но так на вскидку насколько Вы думаете увеличится тяга путем удаления расширения? Просто мне кажется не сильно увеличится тяга, если вообще увеличится. Т.к. на моем Рапторе абсолютно наоборот геометрия канала всасывания устроена (сначала ровно, а потом расширение, и всё равно тяга импеллеров оставляет желать лучшего. В %ом соотношении потеря практически пропорциональна Т-50 Сергея). Я думаю это неизбежные издержки копий, иначе они не были бы копиями. Если не сложно, поподробней объясните, чтобы так сказать подтвердить мне свои догадки.
Попробую обьяснить. Согласно закону дядюшки Бернулли, при расширении потока жидкости или газа его скорость уменьшается, при сужении-увеличивается. На изменение скорости потока необходима энергия.Где её взять? Кроме батарейки ( и импеллера, как преобразователя электрической энергии в механическую) - негде. Так она и уходит на торможение-разгон потока, что ощущается нами как потеря тяги при той же подводимой мощности. Для уменьшения этих потерь распределение сечения канала по длине должно приближаться к распеделению сечений идеально обтекаемого тела ( ну что-то типа капли). Для входного канала эта кривая расчитана и называется лемнискатой.По ней и делают губу для импеллеров. Вот поэтому входной канал и должен быть такой дли-и-и-инной губой.Причём форма канала не так важна, он может быть квадратным, овальным и т.д., главное - распределение сечения по длине ну и, конечно, никаких резких переходов.Всё плавненько и скользко.😃
Практически на своём ПАКФА мне удалось добиться почти нулевых потерь на входе и 7-8% на выходе.Ну это уже потери трения, без них никуда.
Вот как-то так.
Да, на сколько можно поднять тягу: делал как-то F-16, там тоже канал на входе расширяется.Так вот, куском потолочки, которая выровняла канал, удалось поднять тягу с 400 до 460гр, т.е. на 15%.Много это или мало - каждый решает сам.
Здесь я вижу некоторую путаницу понятий.
- Входной канал реактивного двигателя в дозвуковой его части всегда расширяющийся, так как задача входного устройства - затормозить скорость потока до нужного компрессору уровня с минимальными потерями полного давления (энергии набегающего потока). Расширяющийся диффузорный канал капризен с точки зрения отрыва погранслоя, поэтому угол расширения не может быть большим, а значит и канал не может быть коротким.
- Для импеллерных моделей тормозить поток не нужно (скорости на лопатках импеллера далеки от звуковых), поэтому решающими становятся потери на трение (длинна канала) и потери из за отрыва погранслоя (образование вихревых зон, которые сужают сечение входного канала).
Если на острых кромках входного устройства сверхзвуковых прототипов срывы возникают только на земле (для предотвращения этого используются створки дополнительного забора воздуха) и на больших углах атаки (косой обдув), то на их моделях главное избегать длинных и резко раширяющихся каналов, а для старт иметь достаточно длинную ВПП для разгона.
То есть нужно убрать расширение ( а значит и торможнеие) потока на входе.
Юрий,
Внутренняя часть трубы воздухозаборника идет практически по красной линии как Вы и нарисовали. То есть расширения и торможения потока на входе практически нет. Если и есть, то совсем немного.
У меня ведь отдельно сделан внутренний воздуховод и отдельно обшивка. Обшивка -да, имеет немного расширяющийся контур на входе. А на внутреннем канале этого расширения нет.
У меня ведь отдельно сделан внутренний воздуховод и отдельно обшивка.
Вот это пральна! У меня тоже.Значит, верной дорогой идём.