Т-50 (ПАК ФА) из бальзы

Reulen

Про турбины ничего не скажу, а на импеллеры грех жаловаться. Хорошие импеллеры и тяга хорошая, стоит биться только если это принципиальный вопрос. Я со своими 55-ми после краша F15 по всякому играл с помощью банок от чипс “Принглз” - один черт тяга теряется. На стенде без всасывающего сопла выдаёт 540 гр ставишь в канал и как минимум 20 % теряю. Но в итоге при коэф. 0,8 модель стартанула со взлетки “только в путь”. Сам не ожидал. И скорость на взлете развил такую что не успел вмешаться с управлением. Так что, думаю Сергей, Вы напрасно грузитесь, к тому же наверняка все импеллеростроители знают что тяга в динамике возвращается к показателям на стенде без канала (хоть и не полностью), т.е когда воздух со всех сторон всасывается, т.к. дефицит объема всасывания компенсируется большим скоростным объемом. Ну а турбины, это ж как жигули и мерседес (образно сказано). Сам это в технологической документации EDF вычитал.

Fighter2010

То есть на практике потери в каналах в 20% это норма и я зря напрягаюсь?

Я нисколько не сомневаюсь, что при весе 3,5кг и тяге 3,2кг модель будет прекрасно летать.
Цель была получить именно статическую тягу больше единицы. За это сейчас и борюсь 😃
Я прекрасно понимаю, что в динамике все совсем по другому будет работать. Но нужна именно статика.

Поиграл тут с циферками, пытаясь просчитать оптимальное сопло для моего импеллера. Получилось, что это должен быть практически прямой конус с сужением в 13 градусов. В сумме с задним обтекателем мотора он будет давать плавное линейное сужение сечения с 100 до 90% от площади ометаемой крыльчаткой. Попробую на выходных поэксперементировать со стендом. Сопло по моим первым ощущениям очень сильно влияет на статическую тягу.
То сопло, которое я тестировал, начинало сужаться на пару сантиметров позже, уже практически у кончика конуса обтекателя.
Вроде мелочь, но как показывают цифры, это расширение создавало достаточно большое торможение потока и приводило к резкой потере тяги.

Soplo.rar

igork
Fighter2010:

Поиграл тут с циферками

Будте добры на пальцах (формулы из xls не очевидны).

Fighter2010

Да просто все.
Площадь круга сечения внешнего контура импеллера (радиус 39мм) через пи р квадрат, минус площадь круга сечения мотора (радиус 18мм) - это 100% площади ометаемой крыльчаткой.
По мере движения к заднему кончику обтекателя мотора (шаг 1мм от 1 до 33) его площадь сечения уменьшается, за ней уменьшается и внешний радиус сопла, но не сохраняя 100% исходного сечения крыльчатки, а стремясь в итоге к 90% (то есть немного сужаясь)

Нижняя кривая повторяет контур обтекателя и является исходной. Её нужно будет подогнать под Ваш обтекатель если он другого размера и формы. Верхняя кривая строится на её базе, принимая во внимание постепенное сужение сечения потока с 100% до 90% на выходе сопла.

Reulen

Я конечно не так как Вы с циферками дружу, я по большей степени практик, и желаю (конкретно в моделизме) учиться на практике, притворяя своих тараканов (в голове) в жизнь и далее уже убеждаясь в своей правоте либо ошибке. Я в своих импеллерах эксперементировал с соплами и разной формы и сужения. В итоге наилучший результат получил с длинной сопла 30 см (вместе с импеллером), сужением канала на 10% от диаметра импеллера и самое (лично для меня) важное - формой сопла. Это как раз мои “тараканы” мне в этом и помогли. Прямой конус дал мне худший результат, нежели плавное сужение на 10% сразу после корпуса импеллера на протяжении 6-7 см и затем переходящее в ровную “трубу”. В итоге при данных тяги производителя в 250-300 гр. получил тяги в 540 гр с одного импеллера. После пробовал изготавливать насадки на готовое сопло различных размеров и сужений, результаты только ухудшались. А по поводу потери тяги в статике при установке в корпус, это и меня заранее предупреждали бывалые. Так что я тоже поупирался и бросил это дело. Удачи Вам, может и получится))))))))))))

Cosh

Тягу в статике поднимут прорези в каналах непосредственно перед импеллером. С длинным каналом ограниченным в диаметре как не играйся, а потери в статике будут большие. Так же не следует излишне увеличивать длину сопла и излишне заужать его, если нужна тяга в статике. Думаю не стоит уродовать красавца всякими прорезями и мучиться с “идиализной” каналов, а летать с той тягой, что есть сейчас. Неучто без висения никак?

Reulen

Согласен с Cosh!!! Я пытаясь увеличить потерянную тягу в статике, сделал прорези и сбоку фюзеляжа и сверху небольшие окна. Тяги добавилось на 80 гр в общем, а внешний вид …ну не испортился, но стал уже не тот. Действительно, копия она на то и копия, чтобы любоваться ей в полете, а не выкручивать пилотаж, для этого есть пилотажки. Я вот сейчас Раптора стряпаю, и попутно пока Раптор сохнет, Катану под ДВС. Вот на ней и буду крутить элементы. А Раптор, так для удовольствия. Сергей, не портите модель)))) мы уже сейчас ей любуемся, жалко если сопла дырявые станут по бокам.

Fighter2010
Reulen:

плавное сужение на 10% сразу после корпуса импеллера на протяжении 6-7 см и затем переходящее в ровную “трубу”.

Сергей, а корпус обтекателя мотора какой был в этом случае?

Дополнительные дырки на входе импеллера точно делать не буду 😃

Поигрался со стендом.
Сначала сделал из пластилина на старом удлинненном сопле сужение, повторяющее контур графика. Тяга в статике стала чуть лучше чем была раньше, но все равно меньше, чем просто в трубе. В итоге просто обрезал пластик, получив прямую трубу и вставил эту пластиковую вставку в бальзовую трубу-держатель.

На голый импеллер без сопла установил спереди кусок аллюминиевого воздуховода длиной около 50см и диаметром 8см. Тяга мгновенно упала с 2,2кг до 1,2кг. Из этого я сделал вывод, что мои воздуховоды не так уж и плохи 😃

Ничего переделывать не буду. Оставлю все как есть. Полетаем посмотрим. На турбины в конце концов перейти всегда можно будет. Модель не сильно переделывать придется.

Reulen

А нет никакого обтекателя, импеллер вот такой с двигателем с внутренним ротором и на 4500К/в

Fighter2010

ОВТ
Основа- бутылка из-под шампуня, достаточно жесткая.
Само сопло- кусок литровой бутылки от коки.
Кольцо из жести, соединение обычная пайка. Получилось очень крепко, сам не ожидал.
В горизонтальной плоскости суммарный угол небольшой, около 15 градусов (± 7-8). Надеюсь хватит.
В вертикальной около 35 градусов (± 15-17).
Вес всей конструкции на один импеллер 35 грамм.

Fighter2010

Вся конструкция в сборе, включая поворотное сопло, на один двигатель в итоге дала тягу около 1,65-1.7кг
Хотелось бы больше, но и так нормально. Учитывая, что одна батарея будет съемной, при её весе 750гр на полноценный 3D пилотаж должно хватить.
Много времени потерял с двигательной установкой. Надеюсь теперь дела пойдут быстрее.

Fighter2010

Приводы ОВТ.
В вертикальной плоскости сопло привязано к рулю высоты. Руль съемный. Тяга позже будет полностью закрыта обшивкой из бальзы.
В горизонтальной, традиционная схема -одна рулевая машинка на два сопла.

27 days later
Yurich

Для поднятия темы: изделие на сегодняшнем этапе.Сделал шасси, механизм уборки, прикидываю места под сервы. Всё тормозит родная почта, импеллеры где-то едут. Без них компоновка не полная.
PS. Дырки на фюзе не мыши прогрызли, вырезал технологические, когда отрабатывал механизм уборки основных стоек.Заделаю, обещаю:)

Fighter2010

Чем больше работаю над моделью, тем лучше понимаю, что такие сложные конструкции не для импеллеров. Полный вес будет около 4 кг, из них на импеллеры и батареи придется более 2,5кг. Много веса приходится на машинки, тяги, кабанчики, шасси, провода, коннекторы и прочую мелочь, которая изначительно в расчет не сильно и принималась, но дала лишние 100-200 грамм.
А тяга к весу при таком раскладе будет около 0,8. Но раз взялся, то в любом случае доделаю и испытаю модель с импеллерами, а затем скорее всего переделаю на турбины, если не грохну её в первом полете 😃
Исходя из перспектив с турбинами решил никакие из узлов не упрощать и все делать по максимуму, невзирая на некоторый прирост веса.
С турбинами, доп аппаратурой и баками с топливом на 6 минут модель будет весить всего около 3 кг, а тяга получится 4,4-5кг. Есть хороший запас по весу для увеличения баков, чтобы довести время полета до 10 минут и более. Но это все дело будущего, этим летом с турбинами точно не успею.
А пока доделал всю начинку и начал обтяжку бальзой.

11 days later
Reulen

Респект Сергей Вам!!! такая точность и деталировка!!! А мой Раптор сегодня испытания прошел. Полетела моя коровка))))))) без пилотажа конечно, для пилотажа тяжеловат получился. Правда при посадке повернулся лицом к солнцу и аварийная посадка, носовую часть фюзеляжа чуть чуть повредил, но это фигня по сравнению с мировой революцией - косметический ремонт. А вот Ваш то до ужаса будет жаль если повредится, не дай Бог! тьфу тьфу тьфу. Просто смотрю и вижу - магазинные модели даже рядом не стоят по качеству. Молодца!!!

Reulen

Сергей, как дела? Кстати по поводу -

Fighter2010:

А тяга к весу при таком раскладе будет около 0,8. Но раз взялся, то в любом случае доделаю и испытаю модель с импеллерами, а затем скорее всего переделаю на турбины, если не грохну её в первом полете

  • 0.8 это совсем не плохо. У меня 0.5 вышло, и ничего, летает (это я к тому, что турбины очень недешевы).

www.youtube.com/watch?v=kfsUPbWF91E

  • тяги однозначно не хватает, поэтому прорезал жабры в нижней плоскости, т.к. она вплотную к импеллерам находится. Тяга однозначно увеличится (на F15 таким образом тягу на этих же импеллерах на 80 гр увеличил). У вас импеллеры намного более мощные, думаю вполне хватит.
Fighter2010

Тяжеловато на видео летит, но ведь летит 😃
А сколько полный вес получился?

Reulen

Длина 1200 размах 900, вес 1045 гр. Но на видео без жабер еще. Причем в управлении - красота, можно в полглаза не напрягаться. Если бы скорость была большая, еще не известно чем всё закончилось бы. Думаю с жабрами повеселей немного будет. Поэтому при Ваших 0,8 можно будет улыбаться пошире меня)))).

Yurich
Fighter2010:

обрастаем кожицей потихоньку

Вот это место здорово жрёт тягу. Попытался изобразить, как смог, что спасёт ситуацию:

То есть нужно убрать расширение ( а значит и торможнеие) потока на входе.

Reulen

Юрий, вот я примерно Вашу мысль просек, но так на вскидку насколько Вы думаете увеличится тяга путем удаления расширения? Просто мне кажется не сильно увеличится тяга, если вообще увеличится. Т.к. на моем Рапторе абсолютно наоборот геометрия канала всасывания устроена (сначала ровно, а потом расширение, и всё равно тяга импеллеров оставляет желать лучшего. В %ом соотношении потеря практически пропорциональна Т-50 Сергея). Я думаю это неизбежные издержки копий, иначе они не были бы копиями. Если не сложно, поподробней объясните, чтобы так сказать подтвердить мне свои догадки.