Самодельный импеллер 50мм 10лопат
Всем привет. Продолжаются работы по созданию импеллера, который был бы не тяжел как заводские и в то же время пригоден к использованию на модели лайнера. Новые условия базирования подразумевают модели небольшого размера, около метра с небольшим хвостиком. Для таких моделей нужны легкие импеллеры, способные не только выдать какие-то цифры на стенде, но и попытаться поднять в воздух модель самолета.
Заводские вентиляторы 50мм довольно тяжелые. Их вес без проводов и гондолы составляет порядка 80 грамм каждый.
Попробуем свои силы, бросим вызов. Не бросать же столь любимое хобби из-за таких пустяков.
Будем строить импеллер на основе Кинговских крыльчаток 10 лопастей 50мм.
К ним были прикуплены вот такие моторы
У моторов 12 полюсов и 14 магнитов. Хоть движки и маленькие, но мощща у них хорошая для их размера. Из ротора удалены 4 магнита с целью увеличить КВ. Рассчетное КВ получилось 2300х1,4=3220. Это примерно соответствует КВ оригинального Кинговского мотора, с которым идет в комплекте вышепоказанная крыльчатка.
Мотор не так просто было состыковать с крыльчаткой. Во-первых, вал короткий, во-вторых, вынос крепления пропеллера очень большой. Для частичного исправления этих недостатков, был немного высверлен пластик из втулки вентилятора. После этого, он садится максимально близко к ротору. В качестве моторамы был использован старый советский электролитический конденсатор К50-16 500мкФх16В
Макет сделан из картона, стойки-лопаты статора из 2мм бальзы без профилировки носика. Вес макета в полном обвесе 52 грамма. Думаю, в реале будет не меньше, когда наружным корпусом будет выступать мотогондола.
Некое подобие “губы” из края потолочки. Даже в таком виде она работает.
На этом фото видно, что статор у нас 8-ми стоечный. Здесь же видны болтики, удерживающие мотор.
Данный импеллер работает от авто аккумулятора 60АЧ, 12В, потребляет 11А и тянет 173 грамма. Энергетическая эффективность 173/132=1,31гр/Вт. Вес макета получился 52 грамма. Заводской весит 82. При этом, самодельный импеллер получился разборным. Мотор прикручен к “мотораме” на 2 болтика М2. Его можно снять вместе с вентилятором, отбалансировать отдельно от мотогондолы и установить обратно. Это очень удобно.
Теперь надо сделать качественный анализ, на предмет достаточности тяги и какого размера он сможет поднять самолет. Импеллеров предполагается 2шт, батарея питания к ним 3S 2200мА, что позволит не превышать ток на полном газу 10С или получить полетное время не менее 6 минут (в реале будет больше).
Достойный результат, поздравляю!
Вопрос возник, спрямляющий аппарат было проблематично сделать профилированным? это прибавит тяги, а то поток о плоскую лопатку бьётся, сопротивление снижает тягу. Или ты просто как макет для испытаний пока сделал так?
Сделал эксперимент с заменой крыльчатки на 5 лопастную не меняя других параметров. Вес снизился до 46 грамм.
Попробовал запустить от 4S, ибо на 3S ток всего 6А, а тяга ощутимо слабее, чем с 10 лопатами. Я ее на 3S не мерял.
Вот такие электрические параметры получились на 4S. Тяга 250 грамм ровно. Мотор даже не думает греться.
Ну смотри, 4 таких мотора дадут 1кг тяги, вооружённости 0.5 на хорошей взлетке хватит.
До 2кг модель можно делать.
Но! Замерь скорость потока.
Скорость борта у тебя будет ~40-50км/ч, значит скорость потока минимум х2, в идеале х3.
Итого скорость потока 150км/ч или 42м/с.
Если с импеллером не накосячил, что получишь 180км/ч минимум.
Леш, в планах сделать пробную чистовую мотогондолу. Инфа будет здесь. Если все параметры окажутся примерно такими же, как в экспериментальном образце, буду делать Боинг-737 в М1/30.
Скорость можно рассчитать, зная тягу. Формула Т=m*Vквадрат. Т - тяга в Ньютонах, m - масса в килограммах, V - скорость в м/с. Другое дело, что нету в этом никакой нужды. Для лайнера гарантированно хватит.
спрямляющий аппарат было проблематично сделать профилированным? это прибавит тяги, а то поток о плоскую лопатку бьётся, сопротивление снижает тягу
Да нет, не проблематично. Просто решил сделать максимально плохие условия для работы вентилятора, чтобы знать его реальные способности. Но ваша теория будет воплощена на практике. 😉 уверен, что прирост тяги будет примерно равен нулю. Вы уж поверьте старому говноляпу, я еще не такие теории в импеллерах опровергал. Импеллеры для меня не религия, а лиш способ получения реактивной тяги.
PS: в 1-м посте неправильно указал вес заводского импеллера. По моим старым записям, вес 50мм ЭДФ на 10 лопатах равен 117 грамм.
А звук с 5 лопастями против 10 сильно хуже стал?
Звук так себе в обоих вариантах.
Да нет, не проблематично. Просто решил сделать максимально плохие условия для работы вентилятора, чтобы знать его реальные способности. Но ваша теория будет воплощена на практике. 😉 уверен, что прирост тяги будет примерно равен нулю. Вы уж поверьте старому говноляпу, я еще не такие теории в импеллерах опровергал. Импеллеры для меня не религия, а лиш способ получения реактивной тяги.
PS: в 1-м посте неправильно указал вес заводского импеллера. По моим старым записям, вес 50мм ЭДФ на 10 лопатах равен 117 грамм.
Костя, прошу на ты, мы на этом форуме уже лет 7 общаемся, не часто, но блин, к тому же я младше))) По поводу конструкции идею понял, интересно, люблю такие эксперименты.
А можно использовать кулер от компа в качестве импеллера, заменив мотор на более оборотистый?
Можно
Можно, но толку будет не много: при повышении оборотов крыльчатка начинает деформироваться: увеличиваться в диаметре (соплять за кожух) и флаттерить, даже опуская вопросы оптимальности её формы для высоких оборотов.
Принципиально заставить это летать - не вопрос, но какой-то особой эффективности или отдачи по тяге ждать не стоит.
)))