Бутылочные импеллерники (бойцовки и не только)

Денис_из_Петергофа
SEAL:

Вы,если я правильно понял, крылья режете из EPP?

Нет, Сергей, ну что вы… всё гораздо проще - я использую обычный, шариковый пенопласт (из ближайшего строймага), и иногда упоминаю об этом в тексте:

Денис_из_Петергофа:

…Сделал их из мелкошарикового, плотностью 20 г/литр, пенопласта…
…Режем из 8мм пластины мелкошарикового пенопласта плотностью 20г/литр…
…Для центроплана взял пенопласт пожёстче, 20г/литр, на консоли пошёл более лёгкий, 13 г/л…

Стоит он копейки , около 100 р. за лист (из которого режутся несколько комплектов крыльев).

SEAL
Денис_из_Петергофа:

я использую обычный, шариковый пенопласт

А мне по фото почудилось, что EPP)) Кстати, Денис, из ваших моделей самая хорошолетающая имеет какую нагрузку/на крыло?

Денис_из_Петергофа

Если речь идёт об импеллерниках, то что-то около 40г/дм. Это у Вампира.
У остальных - около 50. Или чуть больше. Чем больше, тем лётные качества хуже.

SEAL
Денис_из_Петергофа:

Если речь идёт об импеллерниках, то что-то около 40г/дм

Именно о них, конечно же. Я в расчетах своих импеллерников ориентируюсь именно на 40гм/дм:)

Денис_из_Петергофа

Опять же, Сейбр.

Хотя Сейбр ли?

Ведь покрасил-то я самолёт в морской, тёмно-синий цвет, и теперь он не Сейбр, а «Фьюри» – оморяченная, палубная версия «Сейбра»!
(«…я не теперь не Негоро! Я – Себастьян Перейра, торговец чёрным деревом!» к/ф «15-и летний капитан»).😃

Но об этом – далее, а пока готовим для новобранца 64-мм импеллер. Такой же, что уже стоит на моих МиГ-15 и «Шутинг Старе». Хороший, тяговитый и недорогой имп.

Клеим на него кусочек экструды и обтачиваем:

В процессе проектирования возник вопрос – а как быть с протяжкой проводов от батареи до регуля? И от регуля до мотора? А провода от серв на крыле, их как до приёмника тянуть? Ведь вот ведь какая незадача – батарейный отсек внизу, перед крылом, сервы тоже внизу, в крыле. Приёмник и регуль наверху, под фонарём кабины.

Решение напросилось само собой – сделать некий пилон, вертикально стоящий в воздушном канале, и имеющий обтекаемый аэродинамический профиль. От батарейного отсека до верхней части фюза.

Ваяем пилон, из кусочка борта бутылки и пенопласта:

Вес – 2 грамма.
Готовим сервы. Две маленькие, по 3,7 г.(реально 5г) на элероны, и одну помощнее, 9-и граммовую на руль высоты:

Общий вес – 21 грамм.

Люк для установки импеллера и посадочное место для сервы Р.В:

Ставим сервы на элероны:

Выпускаем провода от них на нижней поверхности крыла:

Ставим импеллер на откидной лючок:

Из плоской ПЭТ пластины режем два ножа-фиксатора (для фиксации крыла на фюзеляже):

Из первой, получившейся излишне тяжёлой заготовки фонаря сделан переплёт на остекление, а теперь тянем на болванке и сам фонарь:

Теперь газовый руль.
Эта придумка ранее была реализована уже на двух самолётах (МиГ-15 и Р-80), доказала свою нужность на моделях такого типа, и поэтому Фьюри получит его тоже.

Из 1,2-мм проволоки делаем скобку, и вклеиваем её внутрь «конвертика» из тонкой ПЭТ пластины:

Из консервной банки режем простейший кабанчик, и припаиваем его к скобке:

Ставим тягу, пробуем… верх/вниз:

Теперь – самое вкусное. Режем наклейки:

Клеим их:

Источник вдохновения:

Рядом с Ил-2 (палитра крыла):

Обратите внимание – длина фюзеляжа у обоих практически одинаковая. Обе модели в одном мастшабе - 1:15. В реале - длина фюза у Ил-2 - 11,6 метра, у Сейбра - 11,44 метра. Это я к тому, что Сейбр (он же Фьюри) - весьма немаленький самолёт.

Продолжение следует…

Денис_из_Петергофа

Переключаемся на три Яка.

Готовим лонжероны для стабилизаторов. Для этого используем копеечные бамбуковые шпажки, слегка обтёсывая их с боков (из круглого брёвнышка делаем плоскую досочку):

Вклеиваем их на титан:

Теперь переходим к креплению крыла к фюзеляжу.
Як-15 – низкоплан (не считая носовой части), поэтому есть возможность крепить крыло традиционным и древним авиамодельным способом. То есть, с помощью резинок. Для этого надо вклеить в каждый фюз две палочки. Для этого используем те же бамбуковые шпажки:

Фиксируем их снаружи и изнутри моментом.

Теперь то, без чего бойцовка живёт недолго, а с этим… гораздо дольше. 😃
Это – пластиковые ПЭТ- накладочки (из той же бутылки) на законцовки и под резинки. Ну, и плюс к ним ещё и отрубные резаки:

У накладок для законцовок есть и отрубные «зубы». Но не у всех – 2 шт предназначены для заказного Яка, а его будущая жизнь предполагается тихой и спокойной – без всех этих воздушных боёв. Просто «самолёт для души». Поэтому – никаких отрубных резаков.

Взвешиваем:

В сумме 6 грамм. По 2 грамма на самолёт.

Крайне ответственное дело – вклейка хвостового оперения. Рисуем щели для хвостов:

Рисуем три люка для батарейных отсеков:

Подковообразные упорчики под крышки батарейных отсеков:

(иначе крышка будет проваливаться в прорезанное отверстие)

Ну вот, мы вплотную подошли к покраске…

Перед покраской:

Немного странные белые штучки на фонарях – уже наклеенные маски-шапочки, чтобы не закрасилось остекление фонаря.

Продолжение следует…

Денис_из_Петергофа

В эти выходные была покраска.
Хорошо, что погода не подкачала - было +2. В мороз красить удовольствие ещё то - никакую печку не включить, обязательно должна работать вытяжка, плюс открытая дверь…

Красить решил так:
номер 1 – заказной, тут всё по картинке:

Номер 2, экспериментальный, зелёный, вроде этого (с палитры крыла):

И третий, без изысков, простенько и традиционно – натуральный дюраль, примерно так ( опять же, с палитры крыла):

В первый день покрасил низ в светло-серый у двух Яков, и попытался покрасить третий Як серебрянкой.

Да не ту серебрянку взял. Кака получилась, сплошные подтёки:

Уже на следующий день отыскалась правильная, кошерная серебрянка:

красим зелёный Як:

Решил немного пофантазировать. В конце концов, если бы Як-15 довелось повоевать в зимних условиях, то к бабке не ходи, а зимний камуфляж на них наносился бы обязательно (Великая Отечественная война дала в этом бесценный опыт).
Ну, я и решил реализовать эту квази-уно-фантазию, тем более, что с таким белым камуфляжем самолёт прекрасно читается в небе в любую погоду:

Красим красный Як:

Красим крыло серебристого Яка:

Три переплёта на фонари и два крыла в сушилке:

Три фюза на крючках (как вобла):

Вчера забрал самолёты из мастерской. Все три после покраски:

Продолжение следует…

11 days later
Денис_из_Петергофа

Продолжаем про “Сейбр” (“Фьюри”)

Первый раз в поле:

Более крупно. Приёмник и регуль под фонарём и газоструйный руль в сопле:

На фото тяга газоструйного руля ещё не подсоединена к качалке (облёт делался только с рулём высоты).

Штатно это выглядит так:

Газоструйный руль работает отлично, здорово помогая рулить по тангажу на малых скоростях. Самолёт показал превосходную управляемость и устойчивость – явно лучше МиГ-15. И в любом случае не хуже, чем у Вампира. На ручке приятен, не выкаблучивается (как Су-9), летит туда, куда надо пилоту.

Вместе с Су-9:

В этот же самый день был испытан ещё один вариант стартовой катапульты – упрощённый, однопалочный. Вроде бы это то, с чего я и начинал, но с учётом накопившегося опыта. Зачем ещё один вариант катапульты? Ведь то, что уже есть, прекрасно работает! Да, работает, но на сборку/разборку данной конструкции уходит значительное время (в сумме примерно 15-20 минут).

Общеизвестно, что лень – двигатель прогресса. А вот так, чтобы за минуту, собрать и разобрать, это как, слабо? Думал, думал, и придумал, всё просто: там, на поле, стоит пара вкопанных стальных труб (D=100мм). Катапульта – алюминиевая труба квадратного сечения 20х20мм, на ней внизу закреплены пара фанерных кругов-переходников диаметром чуть меньше внутреннего диаметра 100-мм трубы. Катапультная палка просто вставляется в трубу! И никаких упоров и растяжек! Второе нововведение – резинка пристёгивается к катапульте не напрямую, а через длинную, около 10 метров верёвку.

Таким образом, самолёту, сорвавшемуся с резинки, до палки катапульты лететь ещё метров 15 – всегда успеешь поддёрнуть его вверх (это если не будешь клювом щёлкать:)). А для надёжности пролёта над палкой саму палку сделал складывающейся – складывается она сама, под собственным весом. Процесс складывания катапульты прекрасно видно на первых кадрах видео:

Честно говоря, я всерьёз опасался за лётные качества “Сейбра” вследствии значительно возросшего полётного веса (относительно МиГ-15 и Р-80).

В самом деле:
полётный вес МиГ-15 – 442 грамма,
«Шутинг Стара" – 479 грамм,
а у “Сейбра” – 535 грамм.

И это при том, что на всех трёх стоят одинаковые импеллеры (64мм), и летают они на одинаковых батарейках (1,55А/ч 11,1В, 130 грамм). Разница с МиГом – практически в 20%.

Но, как оказалось, с тяговооружённостью у Сейбра всё в ажуре – динамика полёта практически такая же, как и у МиГа. Почему так? Ведь он тяжелее МиГа чуть ли не на 100 грамм? В чём загвоздка? По всему выходит, что по каким-то причинам импеллер на Сейбре работает лучше, чем на МиГ-15 (напомню – там стоит точно такой же).

И тут родилась идея – померять тягу на всех трёх самолётах. Что из этого вышло, и какие соображения родились, напишу в отдельной теме.
Уж больно этот вопрос интересный (для того, чтобы вынести его на обсуждение в отдельную тему).

1 month later
Stork1

Собрал, наконец, Як-15 (красный), изготовленный Денисом. При сборке проблем не возникло, все просто. Единственное, решил перенести кабанчик и тягу руля высоты под стабилизатор и установил 2 машинки в крыло вместо одной. Аккумулятор 1300 влезает, даже ходит свободно. Нужно зафиксировать после определения центровки. Импеллер мощный, прожорливый. Тяга по ощущениям выходит больше веса. Ток на полном газу 27А. Регуль, соответственно, поставил большой - на 30А. В итоге вес 372 гр., нагрузку на крыло прикинул - 65 гр/дм2. Многовато. Облетаю, как будет погода. О результатах сообщу.

17 days later
Stork1

Как обещал, выкладываю видео. Правда, получилось мелковато, но сегодня погодка ветреная и на поле паслись собачники.

С батареей 1300 летает 5 минут и летает отлично! На видео не очень слышно, но звук импеллера “с трубой” почти реалистичный. Спасибо Денису из Петергофа!

3 months later
Stork1

Продолжаются полеты модели Як-15 (красного). Старт с руки не прост, мощная тяга задирает нос, самолетик очень шустрый, но летает отлично!

1 year later