Бутылочные импеллерники (бойцовки и не только)
Люблю решать сложные задачи.
Особенно те, которые пока никто до меня не решал. Вот взять хотя бы самолёт на импеллере (на импеллерах). Готовых их, в виде наборов, да и самодельных – великое множество.
А вот есть ли среди них сделанные по “бутылочной” технологии? Наверное, всё-таки есть, тем более, что я знаю человека, который совершенно точно делал подобные модели. Это - Вадим Книжников. Сколько он их сделал, я не знаю, но доподлинно видел у него только Хейнкель-162 в 12-том масштабе. Это не считая той летающей лаборатории, на которой он отрабатывал свой так называемый «тепловой импеллер».
Это – немного. Получается, что импеллерные «бутылочники» если и были, то раз-два и обчёлся. Может, кто-то на форуме и делал, да вот беда – не видел. Может, просто на глаза не попадалось… если что, заранее прошу извинить. Вот и получается, что не одну-две штуки (в виде опыта), а вот именно массово, с освоением множества прототипов – ЭТО, как мне кажется, ещё никто не делал.
А мне – интересно.
Вопрос №2: пробовал ли кто-нибудь воевать на импеллерниках? Ну, то есть, устраивать на них воздушный бой? С отрубанием ленточек, с таранами и прочее… и прочее… Со всеми этими атрибутами, что присутствуют во всех дисциплинах радиобоя? Насколько я знаю, то НЕТ.
А мне – интересно.
А если соединить первое и второе? Получится импеллерная бутылочная бойцовка! Заманчивый и многообещающий вариант. А главное – интересно! Что же из всего этого может получиться в итоге?
Изыскания по данной теме я начал около года назад, но реальные результаты получил только на этой неделе (по этой причине ничего до этого и не писал про свои опыты).
Для начала решил особо не размахиваться, и попробовал создать первый опытный образец по образу и подобию того, что уже неоднократно делал до этого, а именно – нечто похожее на бойцовки для СОЮЗа-250. И в идеале, уложиться в 250 г полётного веса.
В качестве прототипа избрал Як-15
Ничто не ново под луной - по сути, я повторил путь советских авиаконструкторов середины сороковых годов – первые отечественные (и не только) реактивные самолёты создавались, во многих случаях, на основе отработанных серийных конструкций.
Здесь уместно сделать первое лирическо-техническое отступление.
“Бутылочная” технология - чисто Питерское изобретение. Первый бутылочник взлетел около 20 лет назад. Создавалось всё это под нужды радиобоя. Отличительные особенности бутылочных моделей:
- фюзеляж из ПЭТ-бутылок
- крыло - пенопласт (шариковый или экструда), обшивка - скотч.
- хвостовое оперение - потолочка, обшивка - скотч.
Результатом применения этих решений является очень высокая живучесть - модель спокойно переживает грубые посадки, многочисленные тараны и втыки в землю.
Итак, Як-15.
Делать будем его в масштабе 1:15, как и все модели для СОЮЗа-250 (должна же быть какая-то преемственность). Размах в этом случае получается – 61,3см. а длина – 58см.
Начал, как всегда, с изготовления болванки:
Здесь надо сделать лирически-техническое отступление №2:
большинство истребителей Второй Мировой были низкопланы – это самый удобный вариант для бутылочника со съёмным крылом – в этом случае оно крепится на резинке. Если прототип - среднеплан, то тут посложнее, но тоже реализуемо, правда, при этом в большинстве случаев крыло делается несъёмным.
А вот как быть с реактивным истребителем, сделанным по реданной схеме? В передней части это – среднеплан, а вот в средней и задней – уже низкоплан! Пришлось изрядно проскипидарить мозг (в смысле как ЭТО сделать применительно к бутылочной технологии – ведь ранее подобных задач решать не приходилось). Но решение всё-таки родилось: нижняя деталь… хм… гондола? борода? Ну, пусть будет борода; короче – эта борода формуется как отдельная деталь, и делается, как съёмный элемент при дальнейшей эксплуатации.
Да, по итогу получается, что такая болванка выходит посложнее, чем бывает обычно. Вот для сравнения две болванки (делались одновременно, в одном заходе):
Як-15 и Ки-61.
Начинаем формовать бутылочные скорлупки. Перед этим разделил основную болванку на две половинки – иначе просто будет не натянуть носовую часть:
Тянем носовую часть. В данной ситуации это самая сложная операция – слишком большой перепад толщин. В критическом, самом тонком месте приходится идти на иезуитскую хитрость – завернуть края бутылки и обколотить это место хреновой тучей гвоздиков, иначе бутылка просто не утянется:
Дальше, всё, как по маслу. Тянем все остальные сегменты фюзеляжа:
С нижней бородой тоже пришлось немного повозиться – у неё спереди скос, который пришлось поджимать тисками. Можно было бы просто нарастить это место деревяшкой, и тогда бы не пришлось применять тиски. Но это дольше, поэтому идём по пути наименьших затрат:
Вот готовые, натянутые и уже склеенные по швам скорлупки:
Пять штук. Для сравнения – Ки-61. Болванка той же длины, но всё гораздо проще, скорлупок всего три:
Приступаем к работам с пенопластом. Вот фото пяти крыльев: на нём крыло Як-15 вместе с крыльями для Ме-109, Ла-5, Ки-61 и Биркэта. На всех пяти проставлен вес в граммах:
Вот они же, но уже с вклеенными лонжеронами:
Лонжеронов два – один сверху, второй снизу. На обоих снимках хорошо видно, что крыло для Як-15 – самое маленькое. На втором снимке тоже проставлен вес на каждом крыле.
Два обтянутых крыла – Як-15 и Ки-61:
Отлично видна разница в размерах. Оба в одном масштабе – 1:15.
Взвешиваем крыло для Як-15:
30 грамм. Для Ки-61 получилось тяжелее – 39г.
Взвешиваем фюзеляж для Як-15:
На первом снимке – он без бороды (33грамма), на втором – с бородой (40 грамм).
Для сравнения – фюз Ки-61 весит 33 грамма.
Уже вырезанные киль и стабилизатор для Як-15. В стаб уже вклеен лонжерон:
Продолжение следует…
Как всегда интересно читать Ваши сообщения о новых проектах. Но под какой стандартный EDF планируется модель?
Видно, что Вы пока просто скопировали размеры турбины Яка. А это EDF 40? У них тяга около 250 г.
Александр, спасибо за интерес к теме. Увы, на тот момент у меня был в наличии только лишь совсем маленький импеллер диаметром 30мм. Его и поставил.
Что и как из этого получилось, напишу в продолжении.
Спасибо за проекты- всегда с интересом слежу.
Хотел спросить про бутылко- джет, что недавно анонсировали, а тут уже ветка!
Вопрос №2: пробовал ли кто-нибудь воевать на импеллерниках? Ну, то есть, устраивать на них воздушный бой? С отрубанием ленточек, с таранами и прочее… и прочее… Со всеми этими атрибутами, что присутствуют во всех дисциплинах радиобоя? Насколько я знаю, то НЕТ.
Да пробовали как-то. МиГ-17 против Союзных мясорубок😁.
Ну, что сказать? Ужасное зрелище, душераздирающее зрелище (с). Скорости не хватает, манёвренности не хватает КАТАСТРОФИЧЕСКИ. Увернуться в опасной ситуации нереально. Если и получается удачно зайти на ленту -в голове сразу вопрос -" А если засос?" Это сразу крыльчатка в минус! А поменять её-это не с пропсейва резинку скинуть, тут полсамолёта разобрать придётся. Да ну его на!
Так и воевали по разным концам деревни, стараясь близко не подходить друг к другу.
Интересно, что получилось у тебя? С нетерпением жду продолжения повествования.😃
Очень интересная тема! Подписываюсь!
Да пробовали как-то. МиГ-17 против Союзных мясорубок.
Ну, что сказать? Ужасное зрелище, душераздирающее зрелище
Ровно четыре года назад мы тоже пробовали. Макс-Чемпион на заряженной и вылизанной “Союзной мясорубке” против трёх лёгких 250-граммовых бойцовок. И примерно с таким же результатом. Ничего особого он в том бою не продемонстрировал:
rcopen.com/forum/f84/topic441714/199
бой №4
Откуда можно сделать простой вывод, который можно оформить в одно короткое предложение. Перефразируя известную фразу, получится примерно так:
Подобное должно воевать с подобным.
Бессмысленно пытаться сделать импеллерную бойцовку в рамках уже существующего класса - что СОЮЗ-500, что СОЮЗ-250. Априори она будет проигрывать в маневренном бою с выверенной и отточенной до совершенства “винтовой” матчастью. Точно так же не могли побеждать в 1944-45г.г. Ме-262, Ме-163, Ar-234, Хе-162 и прочие реактивные первенцы в классической собачьей свалке с Яками, Лавочкиными, Аэрокобрами, Спитфайерами и прочими Мустангами.😃
Вот и получается: импеллерные бойцовки должны воевать только с себе подобными.
В рамках отдельного класса.
Продолжаем…
Уж коль зашёл разговор о самом импеллере, значит начнём с него, родимого.
Для начала прикупил вот такого живопыздрика:
С диаметром канала 30мм. Весит всего ничего – то ли 18, то ли 19 грамм. Но жрёт аж 10…11 Ампер и даёт тяги около 170 грамм (а, скорее всего, поменьше).
Так как оси воздухозаборника и самого импеллера не совпадают, то пришлось сочинять вот такой кривозагнутый входной канал:
Выходной канал, слава Богу, не такой сложный. Обошёлся прямой трубкой, свёрнутой из прямого участка ПЭТ-бутылки:
Конус-обтекатель, не мудрствуя лукаво, выточил из кусочка экструды – просто приклеил уху-пором заготовку на попу мотора, и включив его на малый ход, на нём же и обточил:
Взвешиваем всю конструкцию в сборе:
Получилось 39 грамм.
Откладываем в сторону мотоустановку, и «добиваем» сам планер.
Необходимый «набор выживания» для пенопластового крыла:
- ПЭТ-накладки на законцовки (защищают законцовки при ударах об землю)
- ПЭТ-накладки под резинки (не дают резинкам крепления продавить крыло в месте прижима)
- Ну, и конечно же, т.к. это – будущая бойцовка, то в комплект обязательно входят и отрубные зацепы.
На обоих фото – комплекты для двух самолётов – для Як-15 и Ки-61
(ну, и по три кабанчика с фиксаторами тяг на каждый самолёт):
11 грамм на двоих. 5,5 грамм на одного. Тяжеловато, но необходимо.
Взвешиваем. Для сравнения сразу оба – Як-15 и Ки-61:
Як-15 весит 87 грамм, Ки-61 (классическая бойцовка для СОЮЗа-250) – 92г.
Красим….
Продолжение следует…
Продолжаем…
Контрольное взвешивание с батарейкой:
Вместе с «винтовыми» собратьями:
Тут, я так понимаю, пора уже сказать о том, КАК Як-15 полетел.
Ну, что сказать? Фигово он полетел.
Нет, в плане управляемости и устойчивости всё нормально – не валится, не сыпется, на виражах устойчив, «на ручке» приятен. Но! Катастрофически не хватает мощности движка. Причём, как тяги, так и скорости. Ну не тянет 30-мм импеллер даже такую, 220 граммовую модель! Летит, конечно, и даже с руки стартует (хоть и с трудом), но – только блинчиком и при этом плавно-неспешно. Как будто в пол газа. Петлю сделать – проблема, только ежели с хорошего разгона.
Короче, стал думку думать, как этому горю помочь. Долго думать не пришлось, решение было очевидным – надо туда вкорячить что-то помощнее, и побольше диаметром, миллиметров 40-45.
Стал копаться на АЛИ, и нашёл там импеллеры АЕОRК, синенькие такие. Цена, правда, кусачая, но модельный ряд – ОТ и ДО. Начал копать дальше, «до самой глубины глубин», и оказалось, что всё не так-то просто – вроде подходящие мне 40мм импы у них 2-х баночные, с диким КВ. А вот под три банки есть только на 45мм (кв 6000). Куда деваться? Купил.
А чтобы быстро опробовать его в деле, соорудил на базе Ки-61 (да-да, тот самый, что делался в паре с Яком!), некую летающую лабораторию:
Почему выбрал именно Ки-61? А у него батарейный отсек здоровенный, туда и большая батарейка лезет. К тому моменту уже стало ясно, что как ни крути, но подобного размера импеллерная модель должна летать на батарейке ну никак не 0,5А/ч. И даже, скорее всего, не на 0,8…0,9А/ч, а на чём-нибудь посолиднее, что-то около 1,2…1,5А/ч. Так как ток, потребляемый подобным импеллером, получается где-то около 15…20А.
И Ки-61 с этим новым, 45мм импом на спине полетел! Даже на старой-престарой, кислой 6-и летней батарейке. Но – ёмкостью 1,3А/ч.
А изначально я пытался заставить Яка полететь на батарейке 0,5А/ч. 😃
Продолжение следует…
Денис приветствую! Может самолет двухмоторной схемы полетит лучше? Английский Метеор или немецкий Мессер, к примеру.
Привет, Сергей! Здесь не в количестве моторов дело. Здесь дело в энерговооружённости. Импеллерник, как никакой другой электролёт, требователен к батарее. В типичном тренере вес батареи может составлять от 10 до 15% от полётного веса, и он будет отлично летать. У бойцовки вес батареи, как правило, уже не меньше, чем 20% от полётного веса модели. Иначе никак - весь полёт проходит на полном газу и с активным маневрированием.
В случае с импеллерником, да ещё если от него требуется постоянное боевое маневрирование в течении всего боя, то здесь всё ещё жёстче - от 30 до 40%.
Плюс к этому повышенные требования к самим батареям - ни в коем случае не старые, и с достаточно большим С (65С, 75С, и т.д.).
Продолжаем…
Следующим логичным шагом была имплантация этого нового импа в морду Яка.
Уж как я его туда впихивал (невпихуемое)! Даже подпиливал с боков, чтобы влез по ширине, но всё ж таки впихнул.
И с батарейным отсеком пришлось колдовать. Но – сделал. Теперь туда лезет даже 1,5А/ч:
Учитывая больший расход воздуха, сделал ещё одно большое отверстие над основным заборником:
Чуть меньшего размера отверстие за ним – для продувки батарейного отсека. Это – вход, а для выхода потока из батарейного отсека – пара отверстий по бортам, ближе к фонарю.
Выходная труба, хоть и большего диаметра, чем прежде, а всё ж таки поместилась.
Правда, пришлось чуть-чуть подрезать крыло в том месте, где оно упиралось в новую трубу
Входного воздушного канала, как было в первом варианте, уже нет – учитывая, что диаметр импеллера практически равен ширине фюзеляжа, то теперь сам фюзеляж и выступает в роли входного канала. Естественно, пришлось вклеить в носовую часть фюза некий отражатель, который отделяет воздушный канал от остального объёма фюзеляжа и направляет поток в импеллер:
Сделал отражатель из сегмента ровного борта бутылки, приклеил на момент. Не знаю, можно ли назвать это устройство дефлектором? (увы, «академиев не кончал», так… три класса церковно-приходской… 😃)
Регулятор хода пришлось заменить: стоял дешёвенький 12-Амперный за 200 (250?) рублей, поставил коптерный, маленький, но злой, на 20А. Но БЕКа (+5В на приёмник) у него по определению нет. Пришлось делать стабилизатор из КРЕНки (7805). Висит он на проводах, саму КРЕНку, не долго думая, прикрутил винтиком к борту:
На первом фото видно, что сам регуль в аляповатой красной термоусадке и обляпан с торцов герметиком. Ну, с герметиком понятно – практически на всех регулях я замазываю им торцы, защищаю от воды. А вот с термоусадкой – анекдот. Заказал в китайщине эти регули, а они пришли в странном виде: кусочек термоусадки просто лежал в пакетике вместе с самим регулем. И честно говоря, постремался я его сам усаживать феном на регуле. Перегреть-то – раз плюнуть! Короче, одел на плату подходящего диаметра трубку да и замазал герметиком.
У кого-нибудь был опыт затягивания подобных маленьких коптерных регулей в термоусадку?
Она съёмная, и крепится очень легко – просто одевается на выходную трубу. Для надёжности прихватывается снизу резинкой к уже имеющейся передней палочке, плюс к этому, чтобы не елозила вперёд-назад, сделал ещё и крепление полоской липучки:
Во всём остальном устройство идентично другим моим самолётам подобного размера:
Верхние зацепы (рубить ленточку) на крыле:
Сервы на элероны и на руль высоты:
Тяги на элероны и руль высоты:
Там же, на дне фюза липучкой крепится и приёмыш.
В таком виде, с новым, более мощным импеллером в чреве, Як-15 довольно долго и успешно летал, неоднократно поднимаясь в небо в течении зимы:
Но сразу же стало понятно, что батарейкам требуется обновление – те несколько батареек по 1300мА/ч, что у меня были, закупались аж в 2014 году, и если на токах потребления в 10…11 А они ещё хоть как-то держатся, то при попытке высосать из них 18…20А они начинают раскаляться и дуться уже после минуты полёта. Короче, заказал батарейки из Китайщины. 3-х баночные, по 1500мА\ч, аж 100С. Приехали, взвесил, получилось 146 грамм. Подрезал излишне длинные провода, похудели до 140.
Но на испытаниях учинился конфуз великий: Як-15 первый полёт успешно отлетал на старой батарейке, затем заменил батарею на новую…
И тут случилась бяка: при даче газа на максимум (давал не резко, а плавно) крыльчатка со звоном и свистом выскочила из воздухозаборника и усвистела куда-то в снег, метров на 15. Последующий осмотр показал, что в воздухозаборнике остались фрагменты лопастей, а на валу остался сидеть огрызок от ступицы крыльчатки:
Вот такая финита ля комедия.
Заказал запасные крыльчатки, ждём-с…
А пока едут новые крыльчатки для Яка, плавно переходим к повествованию о МиГ-15:
Продолжение следует…
сидеть огрызок от ступицы крыльчатки:
Прямо опера, Денис. С импеллером такое бывает, когда статор слишком гибкий (пластик) и при небольших биениях начинает вибрировать, приобретая форму фигур Лиссажу. В какой-то момент ротор касается пучности и взрывается.
Это ещё чаще случается при чрезмерном заневоливании статора в фюзеляже. Вам лучше перепроектировать мотораму с входным патрубком, чтобы не повторять поломки. Что касается выбора этого прототипа, то он вызывает сомнение в части тактического использования. Ведь первые боевые противостояния произошли в Корее, а там уже были Миг 15 и Sabre. Так что Вам теперь туда дорога… Ну и сразу присматривайтесь к Миг 21 vs F4 (Vietnam). С интересом следим за темой.
плавно переходим к повествованию о МиГ-15:
Наконец-то! Это уже ПРАВИЛЬНЫЙ самолёт!!!
Но эти синие фены - полное г… Жрут много, тянут мало. Лучше ориентироваться на что-то типа этого: aliexpress.ru/item/501360978.html?spm=2114.1001020…
У кого-нибудь был опыт затягивания подобных маленьких коптерных регулей в термоусадку?
Ну в те далёкие времена, когда на гоночных дронах ставили раздельные регули, а не 4в1, конечно затягивали в термоусадку, после пайки.
Эти реги специально поставляются без термоусадка, чтобы моторы напрямую запаивать.
Сейчас там всякие приёмники, ВЕСи затягиваю.
Фен жены в помощь.
Кстати ВЕСи на 5В есть в ВХ, стоят копейки, весят и того меньше.
У кого-нибудь был опыт затягивания подобных маленьких коптерных регулей в термоусадку?
Нормально утягивается, регуль не перегревается (утягивал 10 амперные китайские из комплекта к моторчику 2204.
Нормально утягивается, регуль не перегревается
Ну, а вот мне в руки попал регуль, весь затянутый в термоусадку, который работать наглухо отказывался, только жалобно попискивал моторчиком. История такова: скинулись с приятелями, купил я на АЛИ коптерный набор из четырёх регулей, ну, чтоб подешевле вышло. Два взял себе, два оставшиеся взяли себе приятели. Вот один из них и затянул свой регуль в термоусадку. А он ёк… и всё.
Он - ко мне. Ты, мол, типа спец… Ну а что я? Потыркался-потыркался с этим регулем и нифига. Полный кирдык.
Получается, что бывает и ТАК. Вот почему и спрашиваю - у кого какой опыт имеется по этой части.
А приятель регуль до обтяжки включал? У меня мелкие регули из наборов через раз запускались, пришлось отмывать от старого флюса и пропаивать заново.
Нет, не включал. Увы… но остальные три регуля из той четвёрки работают.
Но я думаю, что на 99,9% эта беда произошла из-за перегрева, т.к. товарищ использовал, скорее всего, строительный фен. И думается мне, просто по незнанию переусердствовал с температурой и длительностью процедуры.
Я использую строительный фен Бош 6000, у него есть регулировка скорости потока и температуры. Температуру ставлю 150°С. Термоусадка усаживается при 125°С (во всяком случае на рексантовской так написано).
купил я на АЛИ коптерный набор из четырёх регулей,
Дальше можно не продолжать, виноват не фен, слово “Али”.
строительный фен
Фен жены, решает этот вопрос без проблем.
у кого какой опыт имеется по этой части.
Во первых, необходим рукав термоусадки нужного размера (и температурного ранга по цвету). Также играет роль толщина стенки. Чем толще, тем выше температура усаживания. На мелких ESC, особенно в случае распайки BEK или замены каблей, можно использовать высокотемпературный scotch. Для средних температур (40-60°) он имеет розовый цвет и ширину 2-3 см. В отличие от ТУ такой s. хорошо отводит тепло. То есть, просто обматываeте плату с радиатором в один слой. После прогрева (при включении) scotch приклеивается по всей поверхности и не отстаёт. Вес его, существенно меньше ТУ. Кстати, для множества подобных и общих модельных работ лучше иметь газовую горелку (например Dremel Torch) с каталитической насадкой. Позволяет производить локальный контролируемый нагрев без перегрева. Особенно при заделывании концов каблей ТУ тонких сечений.
Дальше можно не продолжать, виноват не фен, слово “Али”.
Ну, зачем так категорично, Александр?
У меня к этим китаёзам никаких претензий нет. До сих пор всё было хорошо (тьфу-тьфу-тьфу через левое плечо).
С импеллером такое бывает, когда статор слишком гибкий (пластик) и при небольших биениях начинает вибрировать, приобретая форму фигур Лиссажу. В какой-то момент ротор касается пучности и взрывается.
Это ещё чаще случается при чрезмерном заневоливании статора в фюзеляже. Вам лучше перепроектировать мотораму с входным патрубком, чтобы не повторять поломки.
Да-а… про фигуры Лиссажу применительно к импеллерам, признаться, я услышал впервые. С другой стороны, почему бы и нет?
Но, думаю, в моём случае всё было более банально: там, где мы летаем, песчаная почва - песок, мелкие камешки. В тот день было около нуля, был лёд. В момент посадки Як мог запросто нахватать в воздухозаборник мелких камешков, мелких льдинок. Т.к. было около нуля градусов, канал воздухозаборника был влажным, и к его внутренней поверхности могло что-то и прилипнуть. Газ давал не рывком, а плавно, поэтому возможен такой сценарий: пока тяга была слабой, камешек или льдышка держалась на стенке, а как только дал газу побольше, её и сорвало. И затянуло в крыльчатку. Всё, капут крыльчатке.
Но эти синие фены - полное г… Жрут много, тянут мало. Лучше ориентироваться на что-то типа этого: aliexpress.ru/item/501360978...fc5f7709&tpp=1
Да, сразу после синенького фена были закуплены два таких же, что и по ссылке. Оно и дешевле получилось, чуть больше тыщи за штуку. Один - 55мм 3500кв, второй - 64мм 4500кв. И оба уже летают. И КПД у них выше, чем у синего. Это так. У синего - что-то около 1,6 грамм/ватт, а у этих (55мм и 64мм) - 2,67.
Но одна беда - тяжёлые. В основном, за счёт мотора - у обоих стоит мотор сам по себе весом в 50 грамм.
А в сумме (мотор+всё остальное) получается около 80 грамм. А вот синенький 45мм весит всего 36 грамм (мотор+всё остальное).
И вот здесь встаёшь перед дилеммой - или поставить синий, но лёгкий, и при этом потерять в тяге, либо поставить более тяжёлый, и получить прибавку в тяге в полтора раза. Но при этом увеличится нагрузка на крыло.
Вопрос…😃
У меня к этим китаёзам никаких претензий нет. До сих пор всё было хорошо (тьфу-тьфу-тьфу через левое плечо).
В силу увлечения дронами пришлось много регулей перепробовать. В том числе от официальных производителей. Не угадаешь с качеством, разное приезжало и по разному умирало.
Но с Али, в любом случае большая лотерея, встречались и шарики олова под термоусадкой и холодная пайка и много разных чудес, в том числе не рабочие от рождения.
Поэтому все беру только под свою пайку, все раздеваю, просматриваю, паяю и по новой затягиваю в термоусадку.
И в очередной раз - фен жены, на 100% не перегревает, любую термоусадку усаживает без проблем, в том числе на батарейки. За 5 лет ни разу не подвел.
почему бы и нет?
Резонансные деформации корпуса и самого импеллера (турбины, ротора) одна из главных проблем в проектировании и производстве турбонасосов для ЖРД. Поэтому-то так мало стран, где эта проблема была разрешена. Турбина на парогазе имеет 100000 об/мин, а наши китайские EDF 40000. Сравнимо, однако. При том, что толщина стенки статора около 0.8 мм. И держится она на трех-четырёх стойках. При малейшем биении ротора, деформации с частотами вращения передаются на цилиндрическую оболочку, которая, при резонансе, может на низких частотах образовывать те самые известные всем ФЛ. В узлах пучности расстояние стенки с ротором может изменяться на величину, сравнимую с зазором. А зазор в теории должен быть несколько десяток для газового потока. Делал эксперименты с EDF 55, заметив, что после первых включений на обечайке появились полосы oт черкания лопатками. Поставил на корпус цифровой контактный микрометр и убедился в вышеупомянутом феномене. Кстати, после такой “обработки” лопаток, ротор стал меньше шуметь. Но, естественно, уменьшилась и тяга, вследствие увеличения щели. После, при изготовлении EDF 55, 64, 80, собственного дизайна (есть на ветке Mig 17 “Fresco”, по мотивам), стал протачивать на станке, на, оси отпечатанные роторы. А на 80 вообще статоры выточил из дюраля.
Что можно делать с “синенькими”. 1. не зажимать, а вклеивать “губой-лемнискатой” в шпангоут на эластичный герметик. 2. разгружать выходную апертуру статора технологическим шпангоутом из депрона на эластомере, не зажимая его. 3. использовать монтаж на "сухарях2, наклеенных в одной из диаметральных плоскостей (по переборкам). 4. Сняв ротор, перед первым включением, зажать его в патрон станка (на оси) и убедиться в том, что нет биений. Если есть, то осторожно пройти бруском с наждачкой 1000 концы лопаток (на скорости ш. 500-700 об/мин). И всегда расчитывать на 75-80% от начальной тяги. Дизайн мотоустановки с импеллером должен позволять доступ к кнему для обслуживания или замены (ротора).
То есть, импеллерная тяга требует специального дизайна и особого подхода к эксплуатации и обслуживанию. Да Вы уже и сами всё поняли. У вас впереди ещё тема с установкой крыла на среднеплане, коими являлись все jets того времени.
Желаю успеха.