Бутылочные импеллерники (бойцовки и не только)

Денис_из_Петергофа

Продолжаем…

Уж коль зашёл разговор о самом импеллере, значит начнём с него, родимого.

Для начала прикупил вот такого живопыздрика:

С диаметром канала 30мм. Весит всего ничего – то ли 18, то ли 19 грамм. Но жрёт аж 10…11 Ампер и даёт тяги около 170 грамм (а, скорее всего, поменьше).

Так как оси воздухозаборника и самого импеллера не совпадают, то пришлось сочинять вот такой кривозагнутый входной канал:

Выходной канал, слава Богу, не такой сложный. Обошёлся прямой трубкой, свёрнутой из прямого участка ПЭТ-бутылки:

Конус-обтекатель, не мудрствуя лукаво, выточил из кусочка экструды – просто приклеил уху-пором заготовку на попу мотора, и включив его на малый ход, на нём же и обточил:

Взвешиваем всю конструкцию в сборе:

Получилось 39 грамм.

Откладываем в сторону мотоустановку, и «добиваем» сам планер.

Необходимый «набор выживания» для пенопластового крыла:

  1. ПЭТ-накладки на законцовки (защищают законцовки при ударах об землю)
  2. ПЭТ-накладки под резинки (не дают резинкам крепления продавить крыло в месте прижима)
  3. Ну, и конечно же, т.к. это – будущая бойцовка, то в комплект обязательно входят и отрубные зацепы.

На обоих фото – комплекты для двух самолётов – для Як-15 и Ки-61
(ну, и по три кабанчика с фиксаторами тяг на каждый самолёт):

11 грамм на двоих. 5,5 грамм на одного. Тяжеловато, но необходимо.

Делаем батарейный отсек:

Взвешиваем. Для сравнения сразу оба – Як-15 и Ки-61:

Як-15 весит 87 грамм, Ки-61 (классическая бойцовка для СОЮЗа-250) – 92г.

Фото перед покраской:

Красим….

Получаем:

Продолжение следует…

Денис_из_Петергофа

Продолжаем…

Готовим наклейки:

Контрольное взвешивание с батарейкой:

Первый раз в поле:

Вместе с «винтовыми» собратьями:

Тут, я так понимаю, пора уже сказать о том, КАК Як-15 полетел.

Ну, что сказать? Фигово он полетел.
Нет, в плане управляемости и устойчивости всё нормально – не валится, не сыпется, на виражах устойчив, «на ручке» приятен. Но! Катастрофически не хватает мощности движка. Причём, как тяги, так и скорости. Ну не тянет 30-мм импеллер даже такую, 220 граммовую модель! Летит, конечно, и даже с руки стартует (хоть и с трудом), но – только блинчиком и при этом плавно-неспешно. Как будто в пол газа. Петлю сделать – проблема, только ежели с хорошего разгона.

Короче, стал думку думать, как этому горю помочь. Долго думать не пришлось, решение было очевидным – надо туда вкорячить что-то помощнее, и побольше диаметром, миллиметров 40-45.

Стал копаться на АЛИ, и нашёл там импеллеры АЕОRК, синенькие такие. Цена, правда, кусачая, но модельный ряд – ОТ и ДО. Начал копать дальше, «до самой глубины глубин», и оказалось, что всё не так-то просто – вроде подходящие мне 40мм импы у них 2-х баночные, с диким КВ. А вот под три банки есть только на 45мм (кв 6000). Куда деваться? Купил.

А чтобы быстро опробовать его в деле, соорудил на базе Ки-61 (да-да, тот самый, что делался в паре с Яком!), некую летающую лабораторию:

Почему выбрал именно Ки-61? А у него батарейный отсек здоровенный, туда и большая батарейка лезет. К тому моменту уже стало ясно, что как ни крути, но подобного размера импеллерная модель должна летать на батарейке ну никак не 0,5А/ч. И даже, скорее всего, не на 0,8…0,9А/ч, а на чём-нибудь посолиднее, что-то около 1,2…1,5А/ч. Так как ток, потребляемый подобным импеллером, получается где-то около 15…20А.

И Ки-61 с этим новым, 45мм импом на спине полетел! Даже на старой-престарой, кислой 6-и летней батарейке. Но – ёмкостью 1,3А/ч.

А изначально я пытался заставить Яка полететь на батарейке 0,5А/ч. 😃

Продолжение следует…

EXPERIMENTATOR1970

Денис приветствую! Может самолет двухмоторной схемы полетит лучше? Английский Метеор или немецкий Мессер, к примеру.

Денис_из_Петергофа

Привет, Сергей! Здесь не в количестве моторов дело. Здесь дело в энерговооружённости. Импеллерник, как никакой другой электролёт, требователен к батарее. В типичном тренере вес батареи может составлять от 10 до 15% от полётного веса, и он будет отлично летать. У бойцовки вес батареи, как правило, уже не меньше, чем 20% от полётного веса модели. Иначе никак - весь полёт проходит на полном газу и с активным маневрированием.
В случае с импеллерником, да ещё если от него требуется постоянное боевое маневрирование в течении всего боя, то здесь всё ещё жёстче - от 30 до 40%.
Плюс к этому повышенные требования к самим батареям - ни в коем случае не старые, и с достаточно большим С (65С, 75С, и т.д.).

Денис_из_Петергофа

Продолжаем…

Следующим логичным шагом была имплантация этого нового импа в морду Яка.
Уж как я его туда впихивал (невпихуемое)! Даже подпиливал с боков, чтобы влез по ширине, но всё ж таки впихнул.

И с батарейным отсеком пришлось колдовать. Но – сделал. Теперь туда лезет даже 1,5А/ч:

Учитывая больший расход воздуха, сделал ещё одно большое отверстие над основным заборником:

Чуть меньшего размера отверстие за ним – для продувки батарейного отсека. Это – вход, а для выхода потока из батарейного отсека – пара отверстий по бортам, ближе к фонарю.

Выходная труба, хоть и большего диаметра, чем прежде, а всё ж таки поместилась.

Правда, пришлось чуть-чуть подрезать крыло в том месте, где оно упиралось в новую трубу

Входного воздушного канала, как было в первом варианте, уже нет – учитывая, что диаметр импеллера практически равен ширине фюзеляжа, то теперь сам фюзеляж и выступает в роли входного канала. Естественно, пришлось вклеить в носовую часть фюза некий отражатель, который отделяет воздушный канал от остального объёма фюзеляжа и направляет поток в импеллер:

Сделал отражатель из сегмента ровного борта бутылки, приклеил на момент. Не знаю, можно ли назвать это устройство дефлектором? (увы, «академиев не кончал», так… три класса церковно-приходской… 😃)

Регулятор хода пришлось заменить: стоял дешёвенький 12-Амперный за 200 (250?) рублей, поставил коптерный, маленький, но злой, на 20А. Но БЕКа (+5В на приёмник) у него по определению нет. Пришлось делать стабилизатор из КРЕНки (7805). Висит он на проводах, саму КРЕНку, не долго думая, прикрутил винтиком к борту:

На первом фото видно, что сам регуль в аляповатой красной термоусадке и обляпан с торцов герметиком. Ну, с герметиком понятно – практически на всех регулях я замазываю им торцы, защищаю от воды. А вот с термоусадкой – анекдот. Заказал в китайщине эти регули, а они пришли в странном виде: кусочек термоусадки просто лежал в пакетике вместе с самим регулем. И честно говоря, постремался я его сам усаживать феном на регуле. Перегреть-то – раз плюнуть! Короче, одел на плату подходящего диаметра трубку да и замазал герметиком.
У кого-нибудь был опыт затягивания подобных маленьких коптерных регулей в термоусадку?

Теперь немного о «бороде»:

Она съёмная, и крепится очень легко – просто одевается на выходную трубу. Для надёжности прихватывается снизу резинкой к уже имеющейся передней палочке, плюс к этому, чтобы не елозила вперёд-назад, сделал ещё и крепление полоской липучки:

Во всём остальном устройство идентично другим моим самолётам подобного размера:
Верхние зацепы (рубить ленточку) на крыле:

Сервы на элероны и на руль высоты:

Тяги на элероны и руль высоты:

Там же, на дне фюза липучкой крепится и приёмыш.

В таком виде, с новым, более мощным импеллером в чреве, Як-15 довольно долго и успешно летал, неоднократно поднимаясь в небо в течении зимы:

Но сразу же стало понятно, что батарейкам требуется обновление – те несколько батареек по 1300мА/ч, что у меня были, закупались аж в 2014 году, и если на токах потребления в 10…11 А они ещё хоть как-то держатся, то при попытке высосать из них 18…20А они начинают раскаляться и дуться уже после минуты полёта. Короче, заказал батарейки из Китайщины. 3-х баночные, по 1500мА\ч, аж 100С. Приехали, взвесил, получилось 146 грамм. Подрезал излишне длинные провода, похудели до 140.

Но на испытаниях учинился конфуз великий: Як-15 первый полёт успешно отлетал на старой батарейке, затем заменил батарею на новую…
И тут случилась бяка: при даче газа на максимум (давал не резко, а плавно) крыльчатка со звоном и свистом выскочила из воздухозаборника и усвистела куда-то в снег, метров на 15. Последующий осмотр показал, что в воздухозаборнике остались фрагменты лопастей, а на валу остался сидеть огрызок от ступицы крыльчатки:

Вот такая финита ля комедия.

Заказал запасные крыльчатки, ждём-с…

А пока едут новые крыльчатки для Яка, плавно переходим к повествованию о МиГ-15:

Продолжение следует…

a_centaurus
Денис_из_Петергофа:

сидеть огрызок от ступицы крыльчатки:

Прямо опера, Денис. С импеллером такое бывает, когда статор слишком гибкий (пластик) и при небольших биениях начинает вибрировать, приобретая форму фигур Лиссажу. В какой-то момент ротор касается пучности и взрывается.
Это ещё чаще случается при чрезмерном заневоливании статора в фюзеляже. Вам лучше перепроектировать мотораму с входным патрубком, чтобы не повторять поломки. Что касается выбора этого прототипа, то он вызывает сомнение в части тактического использования. Ведь первые боевые противостояния произошли в Корее, а там уже были Миг 15 и Sabre. Так что Вам теперь туда дорога… Ну и сразу присматривайтесь к Миг 21 vs F4 (Vietnam). С интересом следим за темой.

Aleksandr_L
Денис_из_Петергофа:

У кого-нибудь был опыт затягивания подобных маленьких коптерных регулей в термоусадку?

Ну в те далёкие времена, когда на гоночных дронах ставили раздельные регули, а не 4в1, конечно затягивали в термоусадку, после пайки.
Эти реги специально поставляются без термоусадка, чтобы моторы напрямую запаивать.
Сейчас там всякие приёмники, ВЕСи затягиваю.
Фен жены в помощь.
Кстати ВЕСи на 5В есть в ВХ, стоят копейки, весят и того меньше.

RandomJ
Денис_из_Петергофа:

У кого-нибудь был опыт затягивания подобных маленьких коптерных регулей в термоусадку?

Нормально утягивается, регуль не перегревается (утягивал 10 амперные китайские из комплекта к моторчику 2204.

Денис_из_Петергофа
RandomJ:

Нормально утягивается, регуль не перегревается

Ну, а вот мне в руки попал регуль, весь затянутый в термоусадку, который работать наглухо отказывался, только жалобно попискивал моторчиком. История такова: скинулись с приятелями, купил я на АЛИ коптерный набор из четырёх регулей, ну, чтоб подешевле вышло. Два взял себе, два оставшиеся взяли себе приятели. Вот один из них и затянул свой регуль в термоусадку. А он ёк… и всё.
Он - ко мне. Ты, мол, типа спец… Ну а что я? Потыркался-потыркался с этим регулем и нифига. Полный кирдык.
Получается, что бывает и ТАК. Вот почему и спрашиваю - у кого какой опыт имеется по этой части.

RandomJ

А приятель регуль до обтяжки включал? У меня мелкие регули из наборов через раз запускались, пришлось отмывать от старого флюса и пропаивать заново.

Денис_из_Петергофа

Нет, не включал. Увы… но остальные три регуля из той четвёрки работают.
Но я думаю, что на 99,9% эта беда произошла из-за перегрева, т.к. товарищ использовал, скорее всего, строительный фен. И думается мне, просто по незнанию переусердствовал с температурой и длительностью процедуры.

RandomJ

Я использую строительный фен Бош 6000, у него есть регулировка скорости потока и температуры. Температуру ставлю 150°С. Термоусадка усаживается при 125°С (во всяком случае на рексантовской так написано).

Aleksandr_L
Денис_из_Петергофа:

купил я на АЛИ коптерный набор из четырёх регулей,

Дальше можно не продолжать, виноват не фен, слово “Али”.

Денис_из_Петергофа:

строительный фен

Фен жены, решает этот вопрос без проблем.

a_centaurus
Денис_из_Петергофа:

у кого какой опыт имеется по этой части.

Во первых, необходим рукав термоусадки нужного размера (и температурного ранга по цвету). Также играет роль толщина стенки. Чем толще, тем выше температура усаживания. На мелких ESC, особенно в случае распайки BEK или замены каблей, можно использовать высокотемпературный scotch. Для средних температур (40-60°) он имеет розовый цвет и ширину 2-3 см. В отличие от ТУ такой s. хорошо отводит тепло. То есть, просто обматываeте плату с радиатором в один слой. После прогрева (при включении) scotch приклеивается по всей поверхности и не отстаёт. Вес его, существенно меньше ТУ. Кстати, для множества подобных и общих модельных работ лучше иметь газовую горелку (например Dremel Torch) с каталитической насадкой. Позволяет производить локальный контролируемый нагрев без перегрева. Особенно при заделывании концов каблей ТУ тонких сечений.

Денис_из_Петергофа
Aleksandr_L:

Дальше можно не продолжать, виноват не фен, слово “Али”.

Ну, зачем так категорично, Александр?
У меня к этим китаёзам никаких претензий нет. До сих пор всё было хорошо (тьфу-тьфу-тьфу через левое плечо).

a_centaurus:

С импеллером такое бывает, когда статор слишком гибкий (пластик) и при небольших биениях начинает вибрировать, приобретая форму фигур Лиссажу. В какой-то момент ротор касается пучности и взрывается.
Это ещё чаще случается при чрезмерном заневоливании статора в фюзеляже. Вам лучше перепроектировать мотораму с входным патрубком, чтобы не повторять поломки.

Да-а… про фигуры Лиссажу применительно к импеллерам, признаться, я услышал впервые. С другой стороны, почему бы и нет?
Но, думаю, в моём случае всё было более банально: там, где мы летаем, песчаная почва - песок, мелкие камешки. В тот день было около нуля, был лёд. В момент посадки Як мог запросто нахватать в воздухозаборник мелких камешков, мелких льдинок. Т.к. было около нуля градусов, канал воздухозаборника был влажным, и к его внутренней поверхности могло что-то и прилипнуть. Газ давал не рывком, а плавно, поэтому возможен такой сценарий: пока тяга была слабой, камешек или льдышка держалась на стенке, а как только дал газу побольше, её и сорвало. И затянуло в крыльчатку. Всё, капут крыльчатке.

Yurich:

Но эти синие фены - полное г… Жрут много, тянут мало. Лучше ориентироваться на что-то типа этого: aliexpress.ru/item/501360978...fc5f7709&tpp=1

Да, сразу после синенького фена были закуплены два таких же, что и по ссылке. Оно и дешевле получилось, чуть больше тыщи за штуку. Один - 55мм 3500кв, второй - 64мм 4500кв. И оба уже летают. И КПД у них выше, чем у синего. Это так. У синего - что-то около 1,6 грамм/ватт, а у этих (55мм и 64мм) - 2,67.
Но одна беда - тяжёлые. В основном, за счёт мотора - у обоих стоит мотор сам по себе весом в 50 грамм.
А в сумме (мотор+всё остальное) получается около 80 грамм. А вот синенький 45мм весит всего 36 грамм (мотор+всё остальное).
И вот здесь встаёшь перед дилеммой - или поставить синий, но лёгкий, и при этом потерять в тяге, либо поставить более тяжёлый, и получить прибавку в тяге в полтора раза. Но при этом увеличится нагрузка на крыло.
Вопрос…😃

Aleksandr_L
Денис_из_Петергофа:

У меня к этим китаёзам никаких претензий нет. До сих пор всё было хорошо (тьфу-тьфу-тьфу через левое плечо).

В силу увлечения дронами пришлось много регулей перепробовать. В том числе от официальных производителей. Не угадаешь с качеством, разное приезжало и по разному умирало.
Но с Али, в любом случае большая лотерея, встречались и шарики олова под термоусадкой и холодная пайка и много разных чудес, в том числе не рабочие от рождения.
Поэтому все беру только под свою пайку, все раздеваю, просматриваю, паяю и по новой затягиваю в термоусадку.

И в очередной раз - фен жены, на 100% не перегревает, любую термоусадку усаживает без проблем, в том числе на батарейки. За 5 лет ни разу не подвел.

a_centaurus
Денис_из_Петергофа:

почему бы и нет?

Резонансные деформации корпуса и самого импеллера (турбины, ротора) одна из главных проблем в проектировании и производстве турбонасосов для ЖРД. Поэтому-то так мало стран, где эта проблема была разрешена. Турбина на парогазе имеет 100000 об/мин, а наши китайские EDF 40000. Сравнимо, однако. При том, что толщина стенки статора около 0.8 мм. И держится она на трех-четырёх стойках. При малейшем биении ротора, деформации с частотами вращения передаются на цилиндрическую оболочку, которая, при резонансе, может на низких частотах образовывать те самые известные всем ФЛ. В узлах пучности расстояние стенки с ротором может изменяться на величину, сравнимую с зазором. А зазор в теории должен быть несколько десяток для газового потока. Делал эксперименты с EDF 55, заметив, что после первых включений на обечайке появились полосы oт черкания лопатками. Поставил на корпус цифровой контактный микрометр и убедился в вышеупомянутом феномене. Кстати, после такой “обработки” лопаток, ротор стал меньше шуметь. Но, естественно, уменьшилась и тяга, вследствие увеличения щели. После, при изготовлении EDF 55, 64, 80, собственного дизайна (есть на ветке Mig 17 “Fresco”, по мотивам), стал протачивать на станке, на, оси отпечатанные роторы. А на 80 вообще статоры выточил из дюраля.
Что можно делать с “синенькими”. 1. не зажимать, а вклеивать “губой-лемнискатой” в шпангоут на эластичный герметик. 2. разгружать выходную апертуру статора технологическим шпангоутом из депрона на эластомере, не зажимая его. 3. использовать монтаж на "сухарях2, наклеенных в одной из диаметральных плоскостей (по переборкам). 4. Сняв ротор, перед первым включением, зажать его в патрон станка (на оси) и убедиться в том, что нет биений. Если есть, то осторожно пройти бруском с наждачкой 1000 концы лопаток (на скорости ш. 500-700 об/мин). И всегда расчитывать на 75-80% от начальной тяги. Дизайн мотоустановки с импеллером должен позволять доступ к кнему для обслуживания или замены (ротора).
То есть, импеллерная тяга требует специального дизайна и особого подхода к эксплуатации и обслуживанию. Да Вы уже и сами всё поняли. У вас впереди ещё тема с установкой крыла на среднеплане, коими являлись все jets того времени.
Желаю успеха.

Yurich
a_centaurus:

А зазор в теории должен быть несколько десяток

a_centaurus:

на обечайке появились полосы oт черкания лопатками.

Мудрые китайцы решили эту проблему раз и навсегда: делают зазор миллиметра полтора и не парятся!
Кстати, в более дорогих и мощных импеллерах они применяют такую хитрость: на статоре в районе работы лопаток делают концентрический ступенчатый профиль. При вращении концы лопаток стачиваются по этим ступенькам индивидуально, обеспечивая минимально возможный зазор. Такая " индивидуальная самоприработка". Но это уже для другой темы.
Денис, так повоевать-то получилось?

Денис_из_Петергофа
Yurich:

Денис, так повоевать-то получилось?

Да где там! Всё ещё детские болезни лечим. Есть уже три самолёта. Нет, два осталось - Як-15 пока на приколе стоит (ждём крыльчатку для импа). А сегодня вообще: сходили полетать, в результате - ещё один ероплан на прикол. И опять та же беда - разнесло крыльчатку! Теперь уже 55мм. Похоже, опять камешков наглотался. И что обидно-то - даже не взлетал ещё сегодня, просто, зараза, на земле полежал, на песочке… И всё равно как-то успел хватануть! Даю на старте газ - хрясь, и пополам…
Надо что-то придумывать… продувать перед стартом, что-ли? Тщательный предполётный осмотр насчёт наличия всякой дряни в канале.
Может, действительно, какую-то продувалку мощную изобрести, чтоб перед стартом приставил её к соплу, как дунул в обратную сторону?! Кто что посоветует?

Ну, а пока едут из китайщины новые 55мм крыльчатки, продолжаем…

МиГ-15, самолёт-мечта.

Да, да, именно так. Давно мечтал его сделать, да вот как-то… А вот тут решил: всё, делаю!

Опять же, 15-й масштаб. Размах получается 67см, длина – ровно столько же.
Поначалу тоже, как и с Як-15, была тщетная надежда уложить его в 250 грамм. Не получилось. Уже на первом этапе стало понятно, что более размашистый, чем у Як-15, планер в похожий вес не уложить. Пустой планер Як-15 был чуть меньше, чем 90 грамм, а вот МиГ получился несколько тяжелее… И тому было несколько причин.

Итак.
Строгаем болванку.

Обычно я покупаю для болванки в ближайшем строймаге обычный сосновый брус (40х40, 45х45, 50х50 и т.п.), пилю его на четыре части, и склеиваю на их единый пакет на ПВА. А тут, совсем рядом с мастерской, на помойке обнаружил старую-престарую доску сороковку. В компании с более тонкой, 20-мм доской. Ну, не пропадать же добру?! Приволок эти страхолюдины в мастерскую, напилил в размер, да и склеил.

Внутри они оказались гораздо красивее, чем снаружи:

Готовые болванки. Для фюза и фонаря:

К сожалению, из этапа натяжки скорлупок есть только одно фото:

Ну да ничего интересного там не было – три сегмента круглого сечения, да сам фонарь.

Гораздо интереснее, что было внутри и что было потом.
Ну, пока – киль да крыло. Ничего особенного, если не считать того, что киль здоровенный и того, что крыло и хвостовое оперение – стреловидные.

Заготовка киля:

Крыло. Рядом для сравнения стоит крыло для Ла-5 (оба в одном масштабе – 1:15):

Взвешиваем крыло, получилось 36 грамм:

А весь планер потянул… блин, забыл… помню, что 150 грамм в итоге вышло. Но это уже с батарейным отсеком и уже покрашенный. А вот непокрашенный и без батарейного отсека что-то около 115…118 грамм.

Готовый к покраске:

Как красить? Большинство МиГ-15 были серебристые. Но модель с такой раскраской в небе теряется очень быстро. Причём, как в плохую, так и в хорошую погоду. А зрение, увы…

Короче, решил изобразить что-то камуфляжно-красивое, искал, искал… и вот! Нашёл! На палитре крыла.
Удивительный по красоте и изяществу камуфляж - тёмные и светлые полоски по зелёному фону:

Ну, прям, как анаконда! Всё, решено, красим в «анаконду»!

А может, это больше на тигрового питона похоже?

Да фиг с ним, анаконда, питон… Красим!

После первого этапа покраски. Задул низ голубым:

А вот и верх покрасил. Уж не знаю, вроде получилось передать тот самый «тигрово-питоново-анакондовый» камуфляж:

Теперь дело за мотоустановкой и батарейным отсеком. А там… гоморрой в квадрате. Не… мало! В кубе!

Продолжение следует…

Yurich
Денис_из_Петергофа:

Надо что-то придумывать… продувать перед стартом, что-ли?

Ага, полезное дело. Обычно перед взлётом - нос вверх - потрясти - продуть на малом газу - если не шуршит, газануть посильнее . и в небо.
Кстати, штуки три крыльчатки потерял по непонятной сначала причине: летит, вдруг щёлк-хрясь, тяга ноль, обороты на мах, из сопла лопатки сыпятся. Оказалось, что провод от сервы при определённых условиях засасывало в канал и прямо на крыльчатку. Пылесос, мать его! На винтовых на потроха внутри фюзеляжа вообще внимания не обращаешь, а тут не прокатывает.