Бутылочные импеллерники (бойцовки и не только)
Может, проанализировать обращение с моделью?
А чего тут анализировать? Свинское отношение. Как к дубине: бросил на земельку - пущай полежит покуда… Отсюда и все проблемы. Надо как то менять. Самолёт с импеллером - это не самолёт с пропеллером. Надо изживать в себе “старорежимные” привычки.😃
Продолжаем про МиГ-15.
Вторая часть марлезонского балета: Нормальные герои всегда идут в обход.
Ну вот казалось бы – делай, как все делают. Ставь нормальный импеллер, и будет тебе счастье! Не-е-е-т. Мы не ищем лёгких путей!😃
Видел я где-то, кажется, в каком-то старом номере «Моделист-конструктор», схему модели МиГ-15 с самодельным импеллером, причём импеллер на ДВС. И всё это, естественно, внутри фюзеляжа.
А тут у меня – бац! Есть свой МиГ-15! Ну как не попытаться реализовать на нём свою давнюю придумку – поставить не импеллер в чистом виде, а расположить в фюзе мотор с высоким КВ, работающий на многолопастный винт малого диаметра?! Надо попробовать!
Померял диаметр фюза, у меня получилось чуть меньше 100 мм. Ну что, думаю, неужели какой-нибудь высокооборотистый моторчик туда не впихнуть? С небольшим таким винтиком? Для начала взял вот такой вот моторец (кв1900), да и приладил к нему небольшой 5-и дюймовый винтик.
Лопасти винту, естественно подрезал:
Насчёт размещения долго ломал голову, наконец-то родилась «гениальная» мысль – поставить мотор примерно так же, как если бы это было летающее крыло с толкающим винтом. Быстренько строганул пару палочек-втыкалочек (это чтобы воткнуть в заднюю кромку крыла), приладил мотораму.
Но здраво поразмыслив, решил мотор всё-таки заменить – на таком винтике этот мотор потребляет около 9 Ампер, что явно маловато. Не потянет.
Стало понятно, что надо бы мотор с ещё большим кв. Мотор у меня такой был, с КВ равным 2700. Маленький, злой, от коптера, весит 30 грамм. Провода на обмотках толстенные, ток аж до 37 Ампер!
Меняем, взвешиваем:
48 грамм. Правда, без палочек-втыкалочек. А с ними те же самые 52 грамма.
Пробные замеры потребляемого тока показали – 12…12,5 Ампер. Выше, чем с первым мотором. Должно хватить…
Теперь немного отвлечёмся в сторону батарейного отсека.
Это в модели винтового самолёта его просто делать.
А тут… он по определению должен в потоке стоять. Да ещё и так, чтобы этот поток его цивилизованно обтекал. Кумекал, кумекал, да и докумекал, что должно это выглядеть, как некая широкая стамеска перед крылом. И из потолочки, пенопласта или там их изолона эту штуку не сделать – она должна иметь гладкие стенки, чтобы не тормозить поток в канале.
Немножечко изолона, немножечко ПЭТ- пластика (бутылка) и вот… вуаля.
Весит вся эта штука 12 грамм.
Пробуем собрать всё воедино – крыло + мотоустановка + бат.отсек + приёмник:
Ну, вроде срослось… криво, косо. Но срослось.
Намечаем крышку батарейного отсека:
Крыло снизу – хорошо видны элементы крепления крыла к фюзу. Деревянные сухарики, вклеенные в пенопласт:
И вот теперь вылезла ещё одна геммороина.
Фюз я сделал разъёмным: вся задняя часть фюзеляжа вместе с хвостовым оперением снимается (для доступа к мотору). Да иначе и никак – крыло вставляется сзади в щель в центральной секции фюза. Короче – по ходу дела обнаружилось, что жёсткость фюза в месте расположения воздушного винта совершенно недостаточная, а точнее сказать - вообще никакущая. Фюз в этом месте просто проминается пальцами, если слегка надавить. Т.е возможно касание кончиками лопастей стенок фюза.
Думал-думал, и придумал. Да, примитив, но работать будет: отрезал полоску из 0,5мм стеклотекстолита и свернул её в кольцо по внутреннему диаметру фюза и после установки крыла попросту вклеил это кольцо:
Взвесил перед вылетом. С батарейкой весом 56 грамм (11,1В, 0,6Ач) МиГ-15 потянул на 280 грамм.
Ещё без наклеек.
Как полетел? Фигово. Опять же, как и в случае с Як-15, дикая нехватка мощности мотоустановки: с руки стартует с трудом, летит только блинчиком. И нет никакой возможности её повысить: винтики все, что у меня были, я перебрал. Шаг у них небольшой, ток более, чем 12,5А мотор непотребляет. Можно было бы поднять напряжение, но в наличии 4-х баночных батареек нету. Тупик.
После первых же облётов стало понятно, что надо менять всю мотоустановку: ставить нормальный импеллер, покупать новые батарейки.
По ходу испытаний вылезла ещё одна проблема – неустойчивость по крену. И во время виражей, и просто в прямолинейном полёте. Пришёл к выводу, что, скорее всего это – следствие слишком передней центровки. Да-да, именно передней, а не задней.
У меня такое случалось на летающих крыльях (со стреловидностью, близкой к стреловидности крыла МиГ-15): если центровка около 12…15%, то во время виража крыло буквально переворачивало на спину, и если не успел его «выдернуть», то крыло сваливалось в штопор.
С этой проблемой успешно справился, поставив гироскоп. А вот проблему с тягой надо было решать кардинально…
Ну что ж, купил импеллер 64мм, поставил его в МиГ.
Продолжение следует…
дикая нехватка мощности мотоустановки: с руки стартует с трудом, летит только блинчиком. И нет никакой возможности её повысить
Это нормальный полет на обычном импеллере.
Чтобы поднять тягу, нужна крепкая крыльчатка и мощный мотор.
На Али продают импы 30мм с мотором. На 3S и примерно 8.4А такой имп дает тягу 170 грамм. Есть 2 таких импа отбалансированных и несколько запасных крыльчаток, если такой вариант интересен.
Да нет, спасибо, Константин. Именно такой 30мм импеллер у меня стоял изначально в Як-15. Для моих дел не очень… Если только что-то типа МиГ-9, Су-9 или Ме-262, Метеор, но они пока не планируются. Да, около 170 грамм. Но как мне кажется, всё таки не 8,4А, а чуть более 10. Или я ошибаюсь?
Это нормальный полет на обычном импеллере.
Оно, может, конечно, и нормально, для лайнера там, транспортника или других подобных “тяжеловесов”, но у меня задача несколько иная - надо создать такие конструкции, и добиться такой тяговооружённости, чтобы было возможным вести энергичный и высоко-маневренный воздушный бой. Плюс повышенная живучесть конструкции. Ломаю голову, ставлю эксперименты. Вроде получается, но не так быстро, как хотелось бы…😃
нет никакой возможности её повысить: винтики все, что у меня были, я перебрал. Шаг у них небольшой, ток более, чем 12,5А мотор непотребляет. Можно было бы поднять напряжение, но в наличии 4-х баночных батареек нету. Тупик. .
Сейчас на гоночных дронах под 5" берут моторы 2500 - 2700 кВ под 4S батарейки, а некоторые и 2900кВ.
КВ в районе 1900 ставят под 6S батарейки.
Так что с учётом обрезанного до 4" пропа, надо кВ в районе 3000 и батарейку 4S, тогда возможно как то и полетит.
Но раз уж поставлен импеллер, пусть будет импеллер, ждём продолжения.
как мне кажется, всё таки не 8,4А, а чуть более 10. Или я ошибаюсь?
Мои замеры показали 8,4. Вообще, их 4 вида. Возможно, у вас с чуть большим КВ, вот и требует больше питания.
Оно, может, конечно, и нормально, для лайнера там, транспортника или других подобных “тяжеловесов”,
Это вообще нормально. К сожалению. На “простом” импеллере энергично не полететь. Был F-15 длиной метр (под 64мм) и весом 750грамм, был Ме-262 от Пилотажа. Были самодельные пассажирники. В плане энергичности, полет как под копирку (никакой).
Для энергичности нужны несколько иные обороты, чем можно реально получить от серийных моторов. Пробуйте моторы от машинок с большим КВ и крепкие крыльчатки 7-10 лопастей, должно получиться.
должно получиться.
В принципе, уже получилось. И на том, что есть. Результаты есть, но всё по-порядку. МиГ-15 - это второй бутылочный импеллерник. Сейчас он - скорее летающая лаборатория. То одно на нём попробую, то второе.
Сейчас вот будем пробовать делать катапультный старт - надо соорудить у него на носу какой-нибудь прочный крюк для зацепа за резинку, да плюс специальный хлястик на ж…пе для удержания при растяжке резинки.
Плюс к этому есть ещё и третий самолёт, повествование о нём ещё впереди. Вот этот - уже готовая бойцовка, воевать уже можно. И именно на нём в эти выходные разнесло 55мм крыльчатку.
Потихоньку напишу обо всём.
Очень интересная тема! Опыта не особо много, но тоже посоветую 😃
Вам бы в сторону коптерных комплектующих смотреть, особенно миникоптеры. Я как то юзал на самолетедвигатель 1407 3700кв с пропеллером 3045 на двух банках давал 210 грамм тяги, на трех думаю даст больше 300. При этом двигатель весил вроде грамм 15 или около того.
Ломаю голову, ставлю эксперименты.
Это чтобы подумать о другом концепте конструкции. На этой модели сделана отдельно силовая моторама с заборниками и EDF. А на неё надеваются лёгкие боковинки (здесь- PU foam). По-любому сопловый насадок имеет диаметр меньший, чем входной диаметр EDF. И, тем более меньший, чем размер сечения фюза.И Вам так или иначе нужно это выполнять, думая об эффективности МВУ. В печатном варианте это можно сделать легко. В бутылочном, наверное, тоже, не сложнее, чем обычный ваш процесс с осаждением бутылок. Только после, корка режется вдоль.
Миниатюры
оооо! а на какой стадии постройки это чудо?))
оооо!
Я думаю, что модель была давным-давно (лет 8) построена. Это не мой дизайн, а одного из первых любителей гибридной постройки (3D print+). Если не изменяет память, то он англичанин. То есть, печатные формы он использовал для отливки реплик деталей из 2-х компонентного полиуретана. Были видео на You Tube, поищите. Мне был интересен сам концепт: всё самое сложное/прочное внутри и в отдельной сборке. Боковины можно и композитить и даже из бутылок попробовать.
Продолжаем…
Наконец-то руки дошли и до наклееек:
Так получилось, что разместив батарейный отсек перед крылом, а мотор с мини-винтиком на задней кромке крыла, я получил по итогу излишне переднюю центровку, что-то около 12…15%. Крыло-то стреловидное! Считал-считал, и по всему выходило, что в сложившейся ситуёвине импеллер надо пихать в самый зад.
Приехал импеллер из китайщины (ещё до эпидемии, поздней осенью), стал ломать голову, как его в этот самый зад впердо… пардон, инсталлировать. Проблема была в том, что в этом самом месте расположен киль. Киль у МиГ-15 здоровенный, и проходит насквозь через всю заднюю часть фюзеляжа.
Пришлось резать «по живому», освобождая жизненное пространство для импа. Поставил, блин… в итоге поимел проблему – теперь киль, лишённый нормальной привязки к низу задней части фюза, болтается, как г… цветок в проруби.
Новый 64мм импеллер сам по себе потянул на 82 грамма. Плюс регуль на 30А (лёгкий, коптерный), плюс самодельный стабилизатор на 5 вольт (для питания приёмника), плюс довольно длинные провода… короче по итогу вся эта гирлянда потянула на 115 грамм.
Регуль разместил наискосок, чтобы проще было вывести провода на левый борт:
Провода пустил по левому борту. Получилось некузяво:
Что делать, так часто получается, когда приходиться изобретать на ходу.
И снова неудача! С новым импом, но на старых батарейках МиГ лететь отказался! Ну не тянут эти кислые батарейки! Бросаешь, а он, болезный, падает, и всё тут!
Плюс ещё и все признаки задней центровки – заваливает на хвост и при этом не рулится воообще, падает, как кусок … этого самого.
Опять думал-думал, думал-думал, и пришёл к выводу:
- Задняя центровка потому, что имеющиеся у меня старые батарейки по 1,3А/ч весят по 100 грамм, а новые, по 1,5А/ч, под которые и считал центровку, всё-таки потяжелее – по 130 гр.
- Стабилизатор всё-таки маловат изначально, надо его хоть чуть-чуть увеличить.
Вот на этом фото хорошо видно, насколько я увеличил площадь стабилизатора:
Пока делал стаб, а тут и батарейки заказанные подоспели (опять же, успели проскочить до эпидемии). Взвесил батарейки – 146 грамм. Укоротил провода – получилось 140. Замерил центровку – вроде попадает туда, где её и рассчитывал получить (25%).
Очередной выход в поле, уже с новым, некрашенным, стабом, и новыми батарейками:
Ну, наконец-то! МиГ полетел!
В данной конфигурации МиГ-15 имеет полётный вес 437 грамм.
Из них 115 грамм – мотоустановка (имп, регуль и провода), и 140 – батарейка. В итоге: 255 грамм! А я изначально хотел уложить МиГа в 250 грамм!
Без батарейки МиГ весит 297 грамм.
Итоговая развесовка.
Пустой планер: 150 грамм.
Потроха:
Импеллер+регуль+провода – 115г.
Сервы и тяги – 15г.
Приёмник и гироскоп – 13г.
Удлинители – 4г.
Всего: 147 грамм.
Батарея: 140 грамм.
Итого, полётная масса: 150+147+140=437 грамм.
Ну, и до кучи надо решить проблему с килем. Начал делать новый киль и новый стаб.
На фото хорошо видна хитрозагнутая форма скрытой части киля, которая будет упираться в нижнюю часть фюзеляжа:
Проблему жёсткости киля решил по максимуму, заделав в киль обрезок карбона сечением 3х3мм по всей длине. Стабилизатор сделал профилированным, в отличии от двух прошлых, которые были просто из куска потолочки.
Посмотрим, что будет…
А теперь пора уже писать и о третьем участнике
бутылочно-импеллерной эпопеи – Де Хэвиленд Вампир.
Продолжение следует…
Де Хэвиленд Вампир.
Почему именно он?
Во-первых он мне просто нравится внешне. Во-вторых, мне не очень понравились те проблемы конструктивного характера, которые возникли в случае с МиГ-15: стреловидное крыло, батарейный отсек в воздушном канале, среднеплан, огромный киль и стабилизатор на киле.
Особенно мне не понравилась его, как мне показалось, недостаточная маневренность – широкие, размашистые петли и виражи (хотя прототип именно так и летал). По моему мнению, если задумывается не просто модель истребителя с импеллером, а модель, которая должна уметь вести успешный воздушный бой, то оптимальной, скорее всего, будет модель с прямым крылом. Или с очень умеренной стреловидностью по передней кромке (15…20 градусов).
Вампир под эту концепцию подходил очень неплохо:
Прямое крыло, короткий фюз (а значит, и короткие воздушные каналы), стабилизатор с струе от сопла, нет проблем с батарейным отсеком.
Единственная, как это казалось на первом этапе, проблема, которая заставила задуматься, была невозможность добиться нужной центровки с прямым, «вампировским» крылом.
Дело всё в том, что имевшийся уже на тот момент 55мм импеллер весил вместе с регулем 104 грамма:
И предварительные расчёты показывали, что даже если засунуть 140-граммовую батарейку в самый нос, всё равно центровка оказывается чрезвычайно задней – что-то около 40…45%. А надо 25%. Лёгкий, синенький фан (45мм, как у моего Як-15) ставить не хотелось – у него и тяга, и КПД меньше.
Выход нашёлся: у Вампира был более поздний, и более удачный вариант под названием «Веном» (ведьма), так вот, у него как раз и было то самое крыло, что мне и требовалось - с прямой задней и стреловидной передней кромками.
И модификаций этого Венома была тьма!
Выбрал вариант с коротким, изначально-Вампировским носом:
Да, пришлось пойти на некоторые отступления, к примеру, на всех (за редким исключением) фото все Веномы – с концевыми баками на крыльях.
Вот, кстати, Веном без баков:
Были ли они съёмными? Я не знаю, никакой информации не нарыл. Мне кажется, что у серийных “Веномов” они, всё-таки были штатными – так в то время решали проблему недостаточной емкости внутренних топливных баков.
Но я, по понятным причинам, такие колобахи на крыло вешать не стал – для боя нам они не нужны.
Расчёты показывали, что с таким крылом уверенно достигается центровка в 25%. Всё, решено, делаем Веном. Но без концевых баков.
Может возникнуть вопрос: а зачем для достижения нужной центровки надо было городить этот огород с Веномом, если были модификации Вампира с длинным носом? Вот такой:
Ведь в таком случае вопрос центровки точно не возник бы!
Отвечаю: не нравится мне этот головастик.Не хочу.
Но не такой уж он и маленький – вот он в сравнении с фюзеляжем И-16:
А вот крыло рождалось под интенсивные танцы с бубном…
Перебрал я кучу вариантов, как сделать вот такие треугольные воздухозаборники, в корне центроплана,
да ещё и поженить эту конструкцию с бутылочным фюзеляжем, и в конечном итоге родилось вот такое «чудо-юдо»:
Для центроплана взял пенопласт пожёстче, 20г/литр, на консоли пошёл более лёгкий, 13 г/л.
Вот крыло Вампира (Венома) в сравнении с крыльями ФВ-190 и МиГ-3:
Вес, соответственно, 31 гр. 17гр. и 19 гр.
Пока всё более-менее пристойно.
Теперь – балки. Был у меня опыт двухбалочной рамы (rcopen.com/forum/f82/topic475196) но там балки были бутылочные. Здесь же, учитывая их очень малое сечение, 30х15мм, из бутылок их делать было ну совершенно нецелесообразно. Сделал их из мелкошарикового, плотностью 20 г/литр, пенопласта.
Получились, обе в сумме, весом 5 грамм:
Вклеил на титан в каждую по четыре хворостинки-стрингера, получилось уже 14 грамм:
Обтяжка скотчем дала ещё 4 грамма
Продолжение следует…
Продолжение следует…
Сколько же у Тебя рук?😃
такие колобахи на крыло вешать не стал – для боя нам они не нужны.
Ну как же? Из них, при наличии фантазии и твоих очумелых рук, получатся неплохие зацепы для лент противника.
Продолжаем…
С крылом вышла некоторая закавыка: обычно я ставлю два лонжерона – один сверху, второй снизу. Но было понятно, что крыло, имеющее в себе два воздушных канала, явно ослаблено и как раз в районе центроплана, и там надо бы как-то всё это безобразие усилить. То есть, двух хворостинок-лонжеронов явно маловато, надо больше. Да плюс ко всему эти лонжероны надо гнуть, пуская их по утолщённому (из-за воздухозаборников) центроплану.
Усилил, изогнул: по центроплану пустил аж 6 хворостин, плюс к этому усилил место их прохождения по центроплану полоской бумаги на разведённом ПВА. И сверху, и снизу.
Взвешиваем. Та-ра-рам…
68 грамм. А было, без всего этого безобразия – 31 грамм. Более, чем вдвое! Набежало на хворостинках, бумаге и ПВА!
Обтягиваем крыло скотчем:
81 грамм. На скотче набежало ещё 13 грамм.
Хвостик стараемся сделать как можно легче.
Стабилизатор и кили:
Стаб с лонжероном, но пока не обтянутый – 4 гр, оба киля с лонжеронами и обтянутые – 3 гр.
Первая пробная сборка, примеряем в попу импеллер:
Режем лючки для приборного отсека и для батарейного отсека:
Осталась одна мелочь – пипка на нос. Можно сделать мягкую, можно – из бутылки. Решил сделать бутылочную:
Теперь про дополнительные воздухозаборники.
Шестое чувство сразу подсказывало, что штатных воздухозаборников будет маловато – импеллер 55 миллиметров, и проходное сечение воздушных каналов меньше, чем необходимо. Резать окна в фюзе, как сделал это на МиГ-15, не хотелось, поэтому пошёл по пути… конструкторов фирмы Де Хэвиленд, которые, столкнувшись с подобной проблемой (когда вместо движка Дервент впихнули в Вампира более мощный Нин), они просто сочинили парочку дополнительных заборников на спине Вампира:
И мало того, была выпущена серия Вампиров с подобным апгрейдом и назывались эти доп. заборники «слоновьими ушами»!
Всё, решено, делаем Вампиру слоновьи уши!
Чтобы не делать на них отдельную болванку, использовал болванку для фонаря (а болванку для фонаря к Вампиру специально не делал – почти идеально подошла болванка от фонаря Биркэта):
Ну, вот, можно сравнить Вампира с ну…ну хотя бы, с МиГ-3:
Налицо более крупный, тяжеловесный, более «толстый» планер.
А что на весах?!
А вот что:
165 грамм некрашенный! При том, что МиГ-3 – около 90 грамм.
Вот тебе и воздухозаборники, вот вам и бумага на ПВА! Опять тяжеловес получился, да ещё и потяжелее, чем МиГ-15. Тот уже покрашенный был – 150 грамм!
Ну, что ж, как пел Высоцкий – «ещё не вечер!» деваться некуда – будем красить.
Красить решил в морской вариант: верх синий, низ светло-серый. Но так увлёкся, что синий цвет получился какой-то ядовито-кислотный, надо было его как-то притушить. Что-то вроде этого:
Хотя нашёл вот и такую вариацию:
Но это, судя по обилию попугайских надписей какой-то шоу-вариант.
Ладно, как получилось, так и получилось… 😃
Продолжение следует…
тяжеловес получился
Даже есливыйдешь за твой любимый вес 250, то всё равно пойдёт в копилку опыта.
Да какие 250? Планер - 165, батарейка - 140, импеллер с регулем - 104. Уже в сумме получается 409 грамм. Это без краски, наклеек, серв и приёмника.
в сумме получается 409 грамм
Ничего страшного. Ты великий экспериментатор, давай посмотрим как полетит твой Вампир!
Ничего страшного. Ты великий экспериментатор, давай посмотрим как полетит твой Вампир!
Не факт, что полетит хуже, я думаю будет лучше.
у меня проблем с центровкой вампира не возникло