Бутылочные импеллерники (бойцовки и не только)

Денис_из_Петергофа
FFedor:

Сколько же у Тебя рук?

Все, что есть, заняты делом:

Moonlight_Dreamer:

Ну как же? Из них, при наличии фантазии и твоих очумелых рук, получатся неплохие зацепы для лент противника.

Блин, об этом я не подумал…😃

Денис_из_Петергофа

Продолжаем…

С крылом вышла некоторая закавыка: обычно я ставлю два лонжерона – один сверху, второй снизу. Но было понятно, что крыло, имеющее в себе два воздушных канала, явно ослаблено и как раз в районе центроплана, и там надо бы как-то всё это безобразие усилить. То есть, двух хворостинок-лонжеронов явно маловато, надо больше. Да плюс ко всему эти лонжероны надо гнуть, пуская их по утолщённому (из-за воздухозаборников) центроплану.
Усилил, изогнул: по центроплану пустил аж 6 хворостин, плюс к этому усилил место их прохождения по центроплану полоской бумаги на разведённом ПВА. И сверху, и снизу.

Взвешиваем. Та-ра-рам…

68 грамм. А было, без всего этого безобразия – 31 грамм. Более, чем вдвое! Набежало на хворостинках, бумаге и ПВА!

Обтягиваем крыло скотчем:

81 грамм. На скотче набежало ещё 13 грамм.

Хвостик стараемся сделать как можно легче.

Стабилизатор и кили:

Стаб с лонжероном, но пока не обтянутый – 4 гр, оба киля с лонжеронами и обтянутые – 3 гр.

Первая пробная сборка, примеряем в попу импеллер:

Режем лючки для приборного отсека и для батарейного отсека:

Осталась одна мелочь – пипка на нос. Можно сделать мягкую, можно – из бутылки. Решил сделать бутылочную:

Теперь про дополнительные воздухозаборники.
Шестое чувство сразу подсказывало, что штатных воздухозаборников будет маловато – импеллер 55 миллиметров, и проходное сечение воздушных каналов меньше, чем необходимо. Резать окна в фюзе, как сделал это на МиГ-15, не хотелось, поэтому пошёл по пути… конструкторов фирмы Де Хэвиленд, которые, столкнувшись с подобной проблемой (когда вместо движка Дервент впихнули в Вампира более мощный Нин), они просто сочинили парочку дополнительных заборников на спине Вампира:

И мало того, была выпущена серия Вампиров с подобным апгрейдом и назывались эти доп. заборники «слоновьими ушами»!
Всё, решено, делаем Вампиру слоновьи уши!

Чтобы не делать на них отдельную болванку, использовал болванку для фонаря (а болванку для фонаря к Вампиру специально не делал – почти идеально подошла болванка от фонаря Биркэта):

Ну, вот, можно сравнить Вампира с ну…ну хотя бы, с МиГ-3:

Налицо более крупный, тяжеловесный, более «толстый» планер.
А что на весах?!

А вот что:

165 грамм некрашенный! При том, что МиГ-3 – около 90 грамм.

Вот тебе и воздухозаборники, вот вам и бумага на ПВА! Опять тяжеловес получился, да ещё и потяжелее, чем МиГ-15. Тот уже покрашенный был – 150 грамм!

Ну, что ж, как пел Высоцкий – «ещё не вечер!» деваться некуда – будем красить.

Перед покраской:

Красить решил в морской вариант: верх синий, низ светло-серый. Но так увлёкся, что синий цвет получился какой-то ядовито-кислотный, надо было его как-то притушить. Что-то вроде этого:

Хотя нашёл вот и такую вариацию:

Но это, судя по обилию попугайских надписей какой-то шоу-вариант.

Ладно, как получилось, так и получилось… 😃

После покраски:

Продолжение следует…

Moonlight_Dreamer
Денис_из_Петергофа:

тяжеловес получился

Даже есливыйдешь за твой любимый вес 250, то всё равно пойдёт в копилку опыта.

Денис_из_Петергофа

Да какие 250? Планер - 165, батарейка - 140, импеллер с регулем - 104. Уже в сумме получается 409 грамм. Это без краски, наклеек, серв и приёмника.

Moonlight_Dreamer
Денис_из_Петергофа:

в сумме получается 409 грамм

Ничего страшного. Ты великий экспериментатор, давай посмотрим как полетит твой Вампир!

Евгений_Николаевич
Moonlight_Dreamer:

Ничего страшного. Ты великий экспериментатор, давай посмотрим как полетит твой Вампир!

Не факт, что полетит хуже, я думаю будет лучше.

Денис_из_Петергофа

Импеллер 64мм весит лишь чуть-чуть больше, чем 55мм имп. (грамм на 10). А вот батарейка 2200 значительно тяжелее, чем 1500мА/ч. Отсюда и возможность обеспечить приемлемую центровку при исходном Вампировском крыле. Скорее всего, и у меня бы получилось, но я решил подстраховаться. В итоге при центровке 25% батарейка 1,5А/ч у меня не в самом носу, а чуть-чуть сдвинута назад. Если её сдвинуть в самый нос, то центровка получается уже около 20%.

Завтра напишу продолжение. И видео выложу.

П.С. мой вампир бочки и петли делает легко, без проблем.

Денис_из_Петергофа

Продолжаем…

Примеряем импеллер:

Вроде встаёт. Как его крепить к бутылочному фюзеляжу? До меня это, похоже, никто не делал… приходиться изобретать. На данный момент самым оптимальным решением пока является такое – обклеиваю импеллер мягкой пористой дрянью (изолон), и приклеиваю его прямо к бортам бутылочного фюзеляжа:

Решение спорное, согласен, но пока ничего более умного в голову не лезет.
Может, кто что посоветует, опытом поделится?

Ставим сервы на элероны, отлично видны «слоновьи уши»:

Хотя, опять же, отступление – такие уши были только у Вампиров, но не было у Веномов.

Клеим наклейки:

Вид с пуза – видна прокладка кабелей от серв элеронов, от сервы Р.В. лючки в оба отсека, и липучки-застёжки на них:

Увы, опять некрасивость – ну, не получилось нормально спрятать массивные провода к импу:

Блин! Опять кривые руки! Одну из надписей на крыле приклеил не так, как надо!

Оторвал, приклеил заново, сорванный самоклейкой скотч замазал краской, да не попал в тон. Где-нибудь, да обязательно накосячишь!

В поле:

Рядом с Зеро (для сравнения размеров):

А вот полетел Вампир не в пример лучше, чем МиГ-15. Управляемость – хорошая, не валится, в штопор не срывается, с центровкой угадал. Управляемость по тангажу на старте – великолепная. Оно и понятно – стабилизатор в зоне обдува. Причём, я его специально чутка опустил, чтобы он гарантированно попадал в струю от импа (на прототипе он, наоборот, сильно поднят, оно и понятно - у создателей Вампира была задача строго противоположная моей – им надо было вывести стабилизатор из реактивной струи).

На этом видео он летит с лентой. К сожалению, полёт без ленты не был отснят на камеру. А зря – скорость значительно выше, где-то процентов на 20%. Причём есть интересные наблюдения – обычная бойцовка (с винтом) с лентой тоже летит помедленнее, но там разница не так ощутима – где-то процентов 10%.
Потом уже стал анализировать сей факт, и единственный вывод, который пришёл мне в голову, такой:
лента, привязанная традиционным способом к фюзеляжу, и телепаясь рядом с соплом, попадает в ещё скоростной, и не разошедшийся в стороны поток от импеллера, и, таким образом, значительно подтормаживает самолёт.
В одном из полётом МиГ-15 я решил проверить свою теорию, и привязал ленту на леске метровой длины, чтобы вывести ленту из самого «пекла» у сопла. И, как мне кажется, помогло! Скорость МиГ-15 с лентой не сильно отличалась от скорости без оной. Этот полёт попал на видео. Оно выложено на предыдущей странице.

По «Вампиру» почти всё, осталось сделать некоторые оргвыводы. И наметить задел на будущее.

Продолжение следует…

Alexander53

Видео недоступно. Автор ограничил доступ к видео.

Moonlight_Dreamer
Денис_из_Петергофа:

Как его крепить к бутылочному фюзеляжу?

Как вариант: выставить на четырёх маячках из того же изолона и потом дозированно, с помощью “пистолета” задуть в нужных местах монтажной пеной. Предварительно обернуть импеллер бумажным малярным скотчем.

Денис_из_Петергофа:

Одну из надписей на крыле приклеил не так, как надо!

Да и забил бы…

Yurich

Вполне себе, поздравляю. Батарейки хватает на 4 с небольшим минуты?

Денис_из_Петергофа
Yurich:

Батарейки хватает на 4 с небольшим минуты?

Да. Этот полёт, что на видео, был в некотором роде “измерительным” - дал полный газ и просто крутился. Время - примерно 4,5 минуты.

Денис_из_Петергофа

Теперь “разбор полётов” и выводы.

К сожалению, статистики пока собрано немного, но того, что собрано, достаточно, чтобы сделать хоть и предварительные, но всё же выводы.

Уложить бутылочную бойцовку в 250 грамм оказалось невероятно сложно. «Виноваты» в этом несколько факторов:

  1. Основной – более тяжёлая батарея. Всем известно, что КПД крыльчатки импеллера значительно ниже, чем КПД воздушного винта, а посему, для получения приемлемого значения тяговооружённости (один из основных факторов в маневренном воздушном бою) необходима батарея большей ёмкости, а соответственно, и большей массы. После некоторых расчётов и ряда экспериментов остановился на 3-х баночной батарее ёмкостью 1500мА/ч. которая весит 140г.

  2. Довольно узкий выбор подходящих импеллеров. Я для себя пока нашёл только три:

а) 45мм, кв 6000, вес-36г. На 3-х банках ток 21….23А тяга до 380г. 1,58г/Вт (Як-15)

б) 55мм, кв 3500, вес-70г. На 3-х банках ток 15….18А тяга до 530г. 2,65г/Вт (Вампир)
в) 64мм, кв 4500, вес-78г. На 3-х банках ток 23….27А тяга до 750г. 2,7г/Вт (МиГ-15)

Наиболее подходящим по кв считаю №2, диаметром 55мм. У №1 и №3 приходится поджимать расходы по газу.

  1. Если отталкиваться от принятого масштаба 1:15, то по сравнению с бутылочными бойцовками массой до 250 грамм, масса пустого планера для импеллерника этого же масштаба получается больше, чем масса планера для винтового истребителя. Почему? Очень просто: во-первых, реактивные истребители, в большинстве своём, покрупнее винтовых; во-вторых, в их планере есть «проблемные» места, на которых набегают дополнительные граммы. Это: воздухозаборники, воздушные каналы к импеллеру, обтекаемый батарейный отсек (если он находится в воздушном потоке).

Вот и получается, что те расклады, что работают при проектировании бутылочной полукопии винтового истребителя, не работают в случае полукопии истребителя-импеллерника.
Импеллерный истребитель, при том же самом масштабе (1:15), как ни крути, получается тяжелее своего винтового собрата.

Вот сводная таблица, куда вошли данные трёх бутылочных импеллерников и, для сравнения, типовой винтовой истребитель МиГ-3.

Таблица наглядно показывает, что если относительный удельный вес мотоустановки у всех самолётов из таблицы меняется незначительно, то относительный удельный вес батареи у импеллерника значительно больше, чем у винтового самолёта – 31%, 32%, и 43% против 23% у МиГ-3. А вот относительный удельный вес пустого планера, наоборот, имеет тенденцию к снижению – 32%, 34% и 40% против 44% у МиГ-3.
Отсюда вывод: помимо сложностей с организацией воздухозаборников, воздушных каналов, особой конструкции батарейных отсеков, есть и определённая сложность с выдерживанием весовой культуры.

Но выявились и другие проблемы…

Продолжение следует…

Aleksandr_L

Мне кажется все это следует из логики применения прототипов. Если поршневые истребители крутились в собачьей свалке, то реактивные изначально проектировались быстро прилететь, стрельнуть и быстренько удрать.
Отсюда и все результаты при их копировании.

Денис_из_Петергофа

Продолжаем…

У меня, как у первопроходца, пытающегося совместить импеллер с «бутылочным» фюзеляжем, появилась ещё одна специфическая проблема, с которой, похоже, никто кроме меня пока ещё не сталкивался.

В чём суть проблемы?

В момент старта, или за 1…2 секунды ДО старта разлетается в прах крыльчатка импеллера.

ЭТО произошло у меня уже дважды (Як-15 и Вампир), и при схожих обстоятельствах.
Обстоятельства такие: «метатель» модели держит её за фюзеляж, пилот начинает потихоньку давать газ, и…
вот тут ситуация развивалась в двух вариантах:

  1. В первый раз крыльчатка (на Як-15) хряпнула и разлетелась на части за секунду до старта, двигатель к этому моменту вышел где-то на 80…90% оборотов.
  2. Во второй раз (Вампир) в момент газовки (модель ещё в руке «метателя») послышались подозрительные призвуки в работе импеллера. Несколько газовок – призвук есть, никуда не уходит. Старт. В момент броска изнутри модели слышится громкое «хряп», и модель падает без тяги.

В обоих случаях результат один – разрушение крыльчатки.

Попробуем разобраться, почему ТАК получается именно с бутылочными импеллерниками?

Дело в том, что «метатель» неизбежно ухватывается рукой за то самое место, где как раз и стоит импеллер (потому, что там удобнее всего!):

А так как кидать нужно энергично, а за пару секунд до старта пилот даёт полный газ, то удерживая модель на полном газу за довольно скользкий фюзеляж, «метатель» сжимает его довольно сильно. А в момент броска, в попытке придать модели ускорение, давление пальцев ещё более усиливается!

Что будет происходить с импеллером в этой ситуации, если он стоит в пенопластовом или наборном фюзеляже?

Да ничего!

А вот в бутылочном… а в бутылочном происходит вот что: жёсткость бутылочного фюза очень невысокая, и пальцы «метателя», сквозь тонкие бутылочные стенки фюзеляжа довольно сильно сжимают корпус импеллера. И чем больше тяга, тем сильнее сжимают. В какой-то момент лопатки цепляют за корпус, и… хрясь, и пополам!

Подтверждением этой версии являются чёткие «запилы» на внутренней поверхности корпуса обоих импеллеров:

Естественно, в обоих случаях «метатель» не при чём – откуда он мог знать про эти нюансы? Не знал и я… Теперь, благодаря «великой и ужасной дедукции» знаю.

Ломал-ломал голову, и получается, что единственный разумный выход, это – катапультный старт.

При этом сразу решается две задачи:

  1. Мы исключаем давление руки на импеллер во время броска
  2. Придаём модели нужное ускорение и прямолинейный выброс модели.

Как это реализовать? Выход очевидный – делать катапульту.
Вопрос – паровую или электромагнитную? 😜 шутка.

Ну а пока – забрал с почты посылку с новыми крыльчатками: 4 шт 55мм , и 1 шт 64мм:

Интересное наблюдение: крыльчатка 64мм в разы жёстче, чем 55мм, видать, из разной массы-пластмассы отформованы…

Продолжение (про катапульту) следует…

Yurich
Денис_из_Петергофа:

единственный разумный выход, это – катапультный старт.

Есть и другой, менее разумный: на пузо модели в районе ц.т. клеится небольшой гребень, примерно 10х50мм, оклеивается с обеих сторон мелкой наждачкой и бросок модели осуществляется посредством него. Из плюсов -появляется дополнительная “посадочная лыжа”, коя может спасти имп при жёстких плюхах на пузо, минусы - немного страдает “историческая перспектива”.
С катапультой тоже всё не так радужно - в момент старта резкий рывок тоже прилично деформирует фюзеляж. Не так, конечно, как мощные пальцы выпускающего, но всё же…

Moonlight_Dreamer

Денис, всё оказалось чрезвычайно просто и прозаично… Как обычно у нас и происходит - это “кривые” руки…
А какие красивые варианты были предложены ранее!

a_centaurus

Самое эффективное средство избежать деформации гибкого статора, посаженного на гибкий же корпус через эластичную связку (грубая ошибка), это установить жёсткий шпангоут мотораму и крепить EDF к нему. Этим вы избежите как деформаций от пускателя, так и в полёте. Особенно при в. бое. вес набежит небольшой - 2-3 г, при правильном дизайне, а выигрыш будет налицо.
материалом может быть фанера, бальса или переклей депрона. Пусковой гребень-лыжа, кстати тоже проверенное средство. Катапульта должна иметь пусковую платформу, куда модель садится на зацеп. Рогаточный способ здесь неуместен.